Проза о крыльях
СОДЕРЖАНИЕ: О текстопроизводящих программахПРОЗА О КРЫЛЬЯХ
ПРОГРАММА ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И PUBLIC RELATIONS как СИСТЕМА ИДЕЙ
ХОТЕЛИ КАК...
Издревле люди хотели летать непременно как птица. Но полетели-то как воздушный шар, как планер, как самолет, как ракета, наконец. К чему это в статье о компьютерной программе? А вот к чему: известная формула хотели как лучше... при старте новых идей или услуг почти всегда приводит первых энтузазистов к сверхрекламе.
Вспомним обещания благ сплошной робототизации, компьютеризации, ваучеризации, непознанных возможностей Internet и даже, страшно сказать, недавние сверхобещания счастья народного на пути демократических реформ... Конечно, очередные сверхобещания - хоть большевиков, хоть демократов - позже приходят в норму. Но только спустя какое-то время.
То же самое происходило и с классом компьютерных программ, о котором пойдет речь. На основании буйной фантастики 60-х и, чего греха таить, авансов кибернетиков, каждый 30-й человек с высшим образованием до сих пор донимает нас вопросом: А что, теперь нажимаешь Enter, и программа сама всю статью пишет, да?
НО, КАЖЕТСЯ, ВЗЛЕТЕЛИ КАК...
Осознавая эффект сверхобещаний, разработчики программы ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ и PR сразу отказались от ненаучной фантастики: Программа пишет весь текст сама, без участия человека!. Давайте, сказали мы друг другу, постараемся вначале взлететь, если не как натуральная птица, то как нормальный планер. Но взлететь! Что в переводе с самолетного языка на обычный означает: если уважаемый Автор знает, о чем писать (фактуру) - постараемся вывести его в область приличных журналистских, литературных решений.
Как показывает статистика, даже признанные Мастера текста используют в своих работах не более 10 - 15% известных риторических и стилистических приемов (заметим, это соотношение близко к известной закономерности Вильфредо Парето: 80% работ выполняют 20% активных людей). И, вероятно, причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, и даже не в спасительном для бездельников кризисе российской экономики и т.п., а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось.
Вспомним:
спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько коронных приемов из всего арсенала;
на персональных выставках художников, фотографов видны те несколько ходов, которые разрабатывает автор;
на серии спектаклей или фильмов заметны любимые находки режиссера и актеров;
да и авторитетный вузовский преподаватель зачастую повторял уже не раз слышанные остроты...
Наш вывод: то, что получается - тиражируется. И уже не столь важно: осознает Автор это или нет. Эффект есть.
Так вот, если мы сможем за несколько минут вывести Автора в область приличных (пусть даже на ремесленные четыре с минусом) и расширяющих его индивидуальную палитру (помните о 10 - 15%?) решений, то Автор, знающий фактуру, сможет создать хороший текст.
В проекте Приемы журналистики мы стараемся объединить достоинства Человека с достоинствами машины: интуицию и знания Автора с оперированием большими объемами информации, хорошо удающимся компьютеру.
ВАРИАНТ и ИНВАРИАНТ от ЛУЧШИХ ТЕКСТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
(теоретическая глава, которую можно пропустить!)
Нефилософский вопрос: сколькими арифметическими способами можно превратить одно число в другое?
Ответ-1: шестью, вот они: сложение; вычитание; умножение; деление; возведение в степень; извлечение корня;
Ответ-2: четырьмя, поскольку возведение в степень и извлечения корня - производное от умножения и деления;
Ответ-3: двумя - сложением и вычитанием, ибо остальные арифметические действия - производны от них.
Ответ-4: одним - в компьютерах все арифметические операции сведены к сложению двоичных чисел. Заметим: чисел - бесконечное множество, а (сейчас будет важное слово!) преобразований чисел друг в друга - всего несколько (сравните Ответы-1, 2, 3 и 4). Сходную идею высказал еще Цицерон в речи Об ораторе: Разница между построением слов и мыслей состоит в том, что при перемене слов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какими бы словами ни пользоваться.
На основе изучения более 12 500 русскоязычных текстов, мы утверждаем: число преобразований Текста-1 в Текст-2 тоже конечно. Велико. Но конечно. При этом не столь принципиально, о чем Текст-1 (об одических тенденциях в произведениях Рылеева и Кюхельбекера, об аэрогриле или о похождениях кота президента Клинтона и т.п.), так же как не принципиально для таблицы умножения, что на что перемножать: километры на рубли или грузовики на ящики. Поскольку если мы знаем приемы преобразования - мы перемножим числа верно. Поэтому если изучать собственно тексты, число коих стремится к бесконечности (утверждают, что количество работ по изучению наследия А.С. Пушкина уже в сотни раз превышают по объему работы первоисточника), то это можно делать долго, честно и... не очень результативно, если иметь в виду ответ на вопрос: А как написать приличный текст? Так вот, мы стали изучать Приемы преобразования текста = инварианты, а не варианты текстов. Повторюсь: вариантов (читай - текстов) - бесконечно много. А способов их преобразований друг в друга (инвариантов) - значительно меньше!
Действительно, убедиться в этом каждый может самостоятельно. Для этого достаточно взять субботним вечером том публицистики признанного Автора и прочитать подряд 100 окончаний (или начал) его произведений. Весьма скоро даже в отсутствии программы Приемы журналистики станет ясно: да, тексты разные и о разном, но их моделей, формул, или, как мы обычно говорим, преобразований, приемов, инвариантов - всего несколько и они послушно укладываются в оговоренные выше проценты индивидуального стиляю
Заметим, разработчики программы получают тексты из разных городов, классифицируют их по инвариантам (а не по фамилии Автора) и все равно тексты одного и того же Автора, в итоге оказываются всего в нескольких ячейках. И, как правило, в соседних.
Разные варианты и общее в них - инвариант.
КАК РАБОТАЕТ ПРОГРАММА?
По отзывам ряда наших Клиентов, обычно к программе прибегают тогда, когда не пишется, не идет, нужен толчок, важно ухватить основную идею сценария и т.п. Опуская технические подробности (с ними легко ознакомиться, скачав бесплатную сокращенную версию программы), это происходит так:
Для получения рекомендаций Автор указывает:
Каков Предмет описания, то есть О ЧЕМ пишет Автор (о Товаре/Объекте; Герое; Услуге; Информации; Эмоции и т.п.);
Каково исходное отношение Читателей(!) к выбранному в пункте 1 Предмету описания (положительное; безразличное; отрицательное. Например, к симпатичному щенку большинство читателей относятся положительно; к сообщению о выведении новой породы собак для канадских лесорубов - скорее безразлично; а к сообщению о бездомных собаках, живущих на лестницах жилых домов - скорее отрицательно...);
КАКУЮ ЗАДАЧУ РЕШАЕТ Автор (привлечь внимание Читателя; подтвердить уже известное; научить; сделать рекламу или отстройку от конкурентов и т.п.).
После чего Программа выдает систему проверенных рекомендаций, по аналогии с которыми Автору и предлагается создавать свой текст (заметим, программа работает как опытный библиограф или поисковая машина в internet: после постановки задачи она выдает ряд рекомендаций, которые Автор может перебрать в ручную. То есть, программа позволяет резко сузить область поиска нужных решений.).
Допустим, в течение 15 секунд (время реальное) требуется приступить к созданию текста, который бы вызывал в Читателе определенную Эмоцию. При этом Читатель изначально достаточно безразличен к Предмету описания. Введем данные и получим ТАБЛИЦУ 1.
Здесь, в левой колонке? будут даны рекомендации программы по структуре предполагаемого текста на уровне фраз или коротких абзацев, в средних колонках - приведены два примера и в правой - отдельные комментарии разработчиков.
ТАБЛИЦА 1
Микроструктура Приема теоретические рекомендации на уровне фраз и абзацев |
Микроструктура текста детально разобранный пример-1 |
Микроструктура текста детально разобранный пример-2 |
Примечания |
ИНВАРИАНТ | ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | |
Автор кратко упоминает: либо ситуацию; либо известную Читателю проблемную ситуацию; либо Автор задает риторический вопрос. |
Чистый, как слеза комсомолки, экзерсис на ту же тему - картина Счастье Анны. | - В название главы вынесено слово манипуляция. С помощью каких приемов общения мы можем управлять вниманием собеседника? | В теоретической колонке приведены 3 варианта создания этой фразы/абзаца. Характерная деталь - программа рекомендует не описывать ситуацию, а кратко упомянуть. |
Автор, по мере развертывания текста, намеренно ДЕЛАЕТ ОШИБКУ сам и... коварно вовлекает в нее Читателя. | Осень. Сельская активистка Анна по зову партии вчистую выгребает зерно из родного села и с боями везет в город. | С помощью логического ударения и не только. Помните поговорку Каждой твари по паре? Так вот, теперь я задаю Вам вопрос: Сколько животных каждого вида Моисей взял в свой ковчег? (автор при этом выделяет голосом слово сколько) | |
Автoр: либо приводит типичные ошибочные ответы, действия; либо дает дополнительную информацию Читателю (которой не было у Героев текста); либо ПОДСТАВЛЯЕТ Читателя в позицию НАБЛЮДАТЕЛЯ, оценивающего совершенную ОШИБКУ. |
Весна. Сеять нечем. Анна едет в город, героически выбивает зерно у тамошних бюрократов и с боями привозит в родное село... Поперхнулись, прочтя? |
- Выходит, что два... | В теоретической колонке приведены 3 варианта созданий этой фразы/абзаца. |
После чего Автор: намеренно спокойно делает свой уточняющий вывод, акцентируя правильное понимание; реже: позволяет Читателю поразмышлять об истоках ошибки самостоятельно. |
Значит, вы - не коммунист. А теперь попробуйте представить, какая смесь была в головах людей, безропотно производивших и потреблявших такое кино. |
Я всегда задаю этот вопрос слушателям своих курсов. Самые умные говорят: четыре... Правильный ответ - ни одного, поскольку ковчег принадлежал не Моисею, а Ною. Поставив логическое ударение на слове сколько, я отвлек Ваше внимание от других важных слов. Вот и вся манипуляция. Загадка А и Б сидели на трубе - из той же серии. Правильный ответ должен учитывать наличие или отсутствие логического ударения на букве и. |
В теоретической колонке приведены 2 варианта создания этой фразы/абзаца. |
ИСТОЧНИК: | Матизен В. Товарищ, верь!, журнал Столица, 1994, № 6, с. 32. |
Левит Л.З., Интервью с частным психологом, Минск: Красико-принт, 1996, с. 107. |
Теперь допустим, что по аналогии с тремя левыми колонками нам нужно создать свой текст и записать его в пустую правую (там, где сейчас отдельные комментарии). Думаем, это будет проще, чем создавать текст с нуля...
При этом - за неимением места - мы показали лишь 1 механизм программы - Микроструктуру текста, два примера, и НЕ показали:
несколько десятков Приемов, иначе(!) решающих ТУ ЖЕ проблему;
десятки иллюстрирующих эти Приемы отборных примеров, по аналогии с которыми можно создать свой текст;
схему эмоционально-смысловых ударений (композиционную схему) текста;
возможные Приемы усиления создаваемого текста;
типовые ошибки Автора при работе именно с этим Приемом и т.п.
Но тут уважаемому Читателю лучше самому посмотреть демо-версию программы.
ЧТО ЖЕ СДЕЛАНО?
На основе анализа уже более 12 500 текстов Мастеров мы выявили и систематизировали как известные, так и новые приемы риторики. Почему пришлось перелопачивать снова столько произведений - разве нет учебников? Учебники и справочники есть. Но используют настолько простые модели, что с их помощью можно проводить лишь поверхностное, ознакомительное обучение. Вряд ли такие справочники помогут сделать программу для специалистов, пришедших в профессию не вчера. Впрочем, филологи сами признают: Классическая стилистика предлагала обширные перечни стилистических фигур; многочисленные классификации сводились к внешней их сортировке.
Интуитивно понятно, что назвать несколько десятков способов привлечения внимания Читателя к материалу, либо приемов коррекции мнения Читателя - задача, практически невыполнимая даже для крепкого профессионала. Но эта задача вполне по силе компьютеру. Задача же Автора - не тратя времени на поиск, отобрать наиболее подходящую систему рекомендаций из числа предлагаемых программой Приемов и наполнить их конкретной фактурой. Упрощая, можно сказать, что программа - умный справочник по Приемам создания текста: учебного, публицистического, рекламного, мемуарного и т.п.
Теперь зачастую мучительный процесс написания с нуля сводится к отбору и совершенствованию рекомендованных программой решений.
А если Автор хочет писать не как рекомендует программа, а по-своему?
Во-первых, как правило, программа выдает не одно, а систему решений - Автор может отобрать из них и дотянуть наилучшее.
Во-вторых, истинное творчество заключается не столько в непризнании проверенных сотнями Авторов идей, сколько в их плодотворном развитии.
В-третьих, и самое неприятное: да, упомянутые выше 10 - 15% характерны для лучших Авторов (Аграновский А.А., Андроников И.Л., Вознесенский А.А., Гранин Д., Довлатов С., Конецкий В.В., Минкин А., Моруа А., Невзоров А.Г., Олеша Ю., Перельман Я.И., Паустовский К., Сент-Экзюпери А., Тынянов Ю.Н., Чехов А.П., Шкловский В.Б., Эренбург И.Г. и еще несколько сотен). Мы не приводим проценты, характерные для менее известных Авторов. Надеемся, наш Читатель понял - мы это делаем из христианских соображений...
СКУЧНЫЕ, НО ПОЛЕЗНЫЕ ВЫВОДЫ
Данный проект далеко не первый, поэтому мы знаем: через несколько лет у нас появятся последователи. Вот ряд несекретных выводов для них:
Учитывая массовое распространение компьютеров, Internet и CD-рекордеров, скоро появятся электронные библиотеки с названиями вроде:
1000 рекламных слоганов;
365 избирательных листовок и предвыборных обещаний;
100 наших фотомоделей;
лучшие рекламные объявления, аудио- и видеоролики Украины-99 и т.п.
Подобные базы полезны как накопление профессионального опыта, но провоцируют плагиат и вряд ли будут снабжены продуманной классификацией, позволяющей не только просматривать их содержимое, но и решать конкретные задачи.
В решении глобальной проблемы научить компьютер синтезировать текст уже освоена доступная ступенька: текст пишет Автор, но компьютер направляет его в область приличных решений, ...провоцируя интуицию Автора с помощью системы аналогий. Таким образом, Большая Задача написания текста с нуля, в том числе в отсутствие вдохновения, теперь заменена решением более простых задачек:
получением за несколько секунд гаммы возможных решений;
отбором лучшего решения и написанием своего текста не с нуля.
Это явно избавляет от рутинных и творческих трат нервов Автора, Лектора, Сценариста. Впрочем, еще Максим Горький заметил: Русский человек любит пострадать, поэтому точно найдутся персонажи, ратующие за боль и страдание на рабочем месте.
К сожалению, мы не знаем Автора (и будем благодарны, если Читатели его назовут!), который писал бы иначе, чем уже зафиксировано в Приемах журналистики.... Другое дело, каждому Автору хочется надеяться, что его опыт уникален или, как любит говорить Бэлла Ахмалдулина, своеобычен.
Описание сложных систем, а приемы преобразования текстов - сложная система (независимо от того, как разные научные школы понимают это определение) - тоже многомерно. Например, определение ...риторический вопрос - утверждение, высказанное в вопросительной форме, научить создавать эти вопросы никого не может. (Это то же самое, что изучать секреты приготовления борща по черно-белой фотографии.) Здесь требуется принципиально более многомерное описание - примерно такое, как это сделано в ТАБЛИЦЕ 1. Важны не только те или иные инварианты (приемы), но и их система. Первый, кто это внятно понял и сделал в XX веке - Г.С. Альтшуллер, создавший теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ. (Важно: единичные приемы были известны и до него, но мы акцентируем внимание наших Читателей именно на системе приемов).
И еще: начав работу над проектом в 1991 году, за последние 2 года мы добавили к уже найденным только 3 новых приема преобразования текста. Все остальные повторяются. У Вас нет нового приема?.. С благодарностью примем и обещаем сделать его Вашим именным.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Творчество, как точная наука, М., Советское радио, 1979.
2. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск: Беларусь, 1994.
3. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations: 214 примеров, 130 учебных задач и 15 практических приложений, СПб, ТРИЗ-ШАНС, 1998.
4. Викентьев И.Л. И пальцы просятся к перу, перо к программе... Описательные и инструментальные модели при обучении маркетингу, рекламе и public relations//Рекламное Измерение, 1999, № 6 (59), с. 6 - 7.
5. Gordon W.J.J. Synectics: the development of creative capacity, Harper Row, New York, 1961.
6. И.Л. Викентьев. Проза о крыльях.