Психоанализ детства
СОДЕРЖАНИЕ: Московский Государстенный Университет имени М. В. Ломоносова Факультет психологии Кафера возрастной психологии Реферат на тему: Психоанализ детстваМосковский Государстенный Университет
имени М. В. Ломоносова
Факультет психологии
Кафера возрастной психологии
Реферат на тему:
“Психоанализ детства”
Корнеев Алексей
21 группа
Москва
1997
- . , . , . о , - , . , . . (. , 1) , , .
, , . , , - , , , , . , - , . , , , . , , , , . Этот психоаналитик уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять таким образом развитие психоанализа. Итак, перейдем к конкретному материалу.
.
, - , . - , . , , . , . - “”. - “” “-”. “” - , , “-” - , , “” . , “” “-” - “”, , , , “-” - , , , , , , .
- - ей е . , , е . . ( - , ). :
1. (0-1 ). - , . 2 - . , . , “”, “”, , “”. “-” .
2. (1-3 ). . , , . “” , . , , , , “-”.
3. (3-5 ). , . . , . , , - . , , , . .
4. (5-12 ). , . - и , . .
5. (12-18 ). . , - . . .
6. ( , ем ), . , , . . ( ), , - . , , , . .
, , . , - ( ). .
, , . , - . , , ( ) - . , , , , . - . . , ( , . ):
1. , - , .
2. . , .
. - . , , . - . - . , : , , . - . .
Таким образом, в своей достаточно обширной теории (которая, на наш взгляд в наше время перестала быть сугубо психологической и является определенной философией), довольно подробно описал свои взгляды на развитие ребенка. Перейдем теперь к рассмотрению точки зрения его наследницы (и в прямом и в перносном смысле ) - и Анны Фрейд, которая сумела развить психоанализ именно в направлении детства, воплотив на практике теорию Зигмунда Фрейда.
, , . , . , , :
1. , , - . , ( ) , , - , . - . , , . , : , . :
a) : . ?. : , , , . , , - - .
b) , , , , , .
c) . , , ь - , , , , , , , . .
, , , , . , ... , ... .
2. . , , , . 4 :
a) . . , . . , .
b) , , , , о . , . , , , - , . , , , . , - ( ) . - , , . , , [] , . - - , , , .
c) , , , , . , , ( ) . , . , , , , , , . , ( ) , , . ( , ). , , , .
d) ( ) . , , , , (. 1) ) , , . , . , , , . . . , , . , , , . , , , , , . , , , , , , . , .
3. В заключительной части своей книги Анна Фрейд подводит некоторый итог своим взглядам на особенности детского психоанализа. Она обращает внимание на различные тонкости пихоанализа, связанные, в основном, с незрелостью структуры личности ребенка. Например, в отличии от взрослого пациента, ребенок очень зависим в своих отношениях с окружающим миром и он (мир) оказывает намного большее влияние на протекание и механизм невроза. По мнению автора, большинство проблем маленького пациента так или иначе обусловлены незрелостью сверх-Я. Чтобы результативно провести анализ, как считает Анна, аналитик “должен суметь во время анализа с ребенком место его Я-идеала”. Ребенок согласится уступить место в своей внутренней, эмоциональной жизни новому “любовному объекту”. Таким образом, в детском психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-идеала ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не способен самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для этого ему нужен человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в воспитательном отношении.
В заключение к данному разделу можно сказать, что, в отличии от предыдущего и последующего, он практически полностью посвящен приактическим проблемам детского психоанализа. На наш взгляд, это полезно потому, что рассмотрение и практик, и теории дает намного более полное представление о взглядах на практически любую психологическую проблему.
- , . - . , . , , , . , , - . , . , , . : , ... - . , : , , .
. , (. 1). , - , - , . , , . , , , , , , . , , , , . ( ) :
Старость | интеграция/ разочаро-вание в жизни |
Зрелость | Творчес-тво/ застой |
Молодость | интим-ность/ изоляция |
Подростковый возраст | Идентич-ность/ диффузия идентич-ности |
Школьный возраст | Достиже-ние/ неполно-ценность |
Возраст игры | Инициа-тивность/ чувство вины |
Ранний возраст | автоно-мия/ сомнение, стыд |
Младенчество | Доверие/ недове-рие миру |
Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф. Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод более адекватен.
Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно терапевтическую функцию. , , , . . , , - . , - . - ( ), ( ), ( ), ( ) - , , . , , , - , - . . . Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.
Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства - как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.
Заключение.
После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем. Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым, открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет, что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге “Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.
Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.
Литература.
1) З. Фрейд “Психология бессознательного”
2) А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”
3) А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”
4) Анциферова “Эпигенетическая концепция Э. Эриксона” (в кн. “Принцип развития в психологии”)
5) Л . Ф. Обухова “Детская психология: теории, факты, проблемы”.