Психологическая школа в социологии

СОДЕРЖАНИЕ: Психологическая школа социологии - субъективно-идеалистическая концепция общества конца 19 века. Знакомство с французским социологом Г. Лебоном. Характеристика школ субъективной социологии. Социологические исследования П. Лаврова. Знание психологии масс.

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО

Сибирский государственный технологический университет

Факультет : Химико-технологический заочно-дистанционного обучения (ХТФ ЗДО)

Кафедра: Кафедра социальной работы и социологии

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

Психологическая школа в социологии

Красноярск 2011 г.


Содержание

Введение

1.Психологическая школа: основные идеи

2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа

Используемая литература

психологический школа социология


Введение

Термин «Психологическая школа в социологии» - это субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 века. Представители психологических школ искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).


1.Психологическая школа: основные идеи

Психологическая школа в социологии - субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.). Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд . Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей). Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.

Другим крупным представителем школы был фр. социолог Г. Тард , считавший основным законом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процесс подражания подчинен ряду законов : во-первых , подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых , низшие всегда подражают высшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такое явление как толпа , он назвал ее самой «старинной» социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием . Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение — это особенность народных низов, а сознательное мнение — это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп.

Густав Лебон — французский социолог. Центральная тема его работ — социально-психологические факторы коллективного поведения . Он пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющий тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон «духовного единства толпы» Г. Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе : обезличенность; резкое преобладание чувств; утрата интеллекта; утрата личной ответственности .

Знание психологии масс — важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г. Лебон.

Г. Лебон решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу.

Вильгельм Вундт — немецкий социопсихолог. Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических образований. В центре его исследований — психология народов . Он подробно изучал продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации: мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования, нравственные ценности и жизненные установки . В. Вундт предпринял попытку объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию, центральным пунктом которой являлась идея о «сверхиндивидуальной психике», «народном или групповом духе», «душе народа». Суть его теории может быть сведена к утверждению: «коллективистское» больше чем «индивидуальное» (целое больше, чем сумма его частей) .

Итак, главный вклад В. Вундта в социальную психологию — постановка и разработка проблем национальной психологии.

2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа

1. Субъективистское направление социологии акцентировало внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли П.Л. Лавров (1828 – 1900 г.) и А. К.Михайловский (1842 – 1904 г.).

Основные направления социологических исследований П.Л. Лаврова:

• определение предмета и метода социологии как науки.

Социология - наука которая исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии - исторический, поскольку познание общества возможно в той мере, в какой осмыслена его история;

· создание теории социального прогресса, в которой выделяется два аспекта:

а) теоретический (рассмотрение целей и средств общественного развития);

б) практический (обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества). Поэтому развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознания личности. Личность - первичная клеточка общества, носитель справедливости и истины. Главная цель прогресса - достижение солидарности во всех сферах общественной жизни.

2. Н.К.Михайловский исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми: разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей, одним из законов социального прогресса. Деятельность людей строится на основе идеала. Поэтому прогресс определяется как объективным фактором (кооперацией), так и субъективным (сознательной деятельностью человека);

· кооперация обуславливает все стороны социальной жизни; бывает простой и сложной в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана.

Простая кооперация наиболее полно отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимание. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность приспосабливаются к выполнению одной функции. Общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных; возникают взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы.

3. Психологическое направление разрабатывали Л.И. Петражицкий (1867 – 1931 г.) и А.И. Кареев(1850 – 1931 г.). Л.И. Петражицкий в качестве предмета социологии выделяет формы и мотивы участия индивида в общественной жизни:

· исходным понятием социологии является социальное поведение, где основной акцент должен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида;

· психологическая типология мотивов включает две их разновидности: чувства и волю. Чувства носят пассивный характер, а воля - активный. Связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции, которые являются истинной причиной, побуждающей человека действию; право - совокупность эмоций, переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступают социальные нормы. Будучи продуктом народной психики, нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней;

· любая социальная система является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий.

4. Согласно представлениям Н.И. Кареева, общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Общество делится на две части: культурные группы и социальную организацию:

- культурные группы - предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются приобретенные свойства: привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания;

- социальная организация - результат коллективной психологии. Это совокупность экономической, юридической и политической сред. Именно социальная организация составляет непосредственный предмет социологии. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе.


Используемая литература

1.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

2.Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др./Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 2005

3.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999.

4.www.herzenfsn.narod.ru

5.www.veselchak.ru/artic/18/07/h-0086-03555

Скачать архив с текстом документа