Психологические методы обеспечения профессиональной личной безопасности

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Опасность и личная профессиональная безопасность работника органа правопорядка Главным для уяснения сущности экстремальной ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника или получена психическая травма, являетсяпонятие опасность. Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание работником органа правопорядка того обстоятельства, что поведениеправонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический и психологический вред, привести к несчастному случаю,а возможно, к гибели.

1. Опасность и личная профессиональная безопасность работника органа правопорядка

Главным для уяснения сущности экстремальной ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника или получена психическая травма, являетсяпонятие опасность. Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание работником органа правопорядка того обстоятельства, что поведениеправонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический и психологический вред, привести к несчастному случаю,а возможно, к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями,преодолеть которые возможно лишь благодаря высокой профессиональной подготовленности и натренированности. Предполагаются также владение надежными ибезопасными методами деятельности, сформированная личностная установка на выживание, психологические качества, позволяющие адекватно оцениватьобстановку, принимать оперативные и правильные решения, не терять самообладания в минуты опасности.

2. Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание

Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащитыдеятельности. Такая установка включает в себя три элемента: познавательный (например, я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную сприменением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей); эмоционально-оценочный (например, я будупостоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации); поведенческой (например, я буду всегда приближаться ковсем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление).

Формирование устойчивой установки на выживание - это есть одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха,развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Это - также и гарантия их эффективных и надежных действий вопасных для жизни и здоровья условиях. Сформулировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Далее предлагается два приемаформирования установки на выживание: заполнение Обязательства о выживании и проведение воссоздающей визуализации.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ВЫЖИВАНИИ

Я ______________________________________________________________________

/фамилия, имя, отчество/

являясь__________________________________________________________________

/должность/

осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальнойвозможностью.

Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать

того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому всегда буду:

    в любых обстоятельствах приближаться ко всем подозреваемыми правонарушителям, предвидя их сопротивление;
  • никогда не недооценивать подозреваемого или правонарушителя;
  • внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозреваемому человеку или подозрительному месту;
  • следить за руками подозреваемых и правонарушителей;
  • соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого или правонарушителя;
  • думать о прикрытии и постоянно создавать его с помощью других работников;
  • оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся;
  • надевать наручники на подозреваемых и сопротивляющихся;
  • обыскивать их не спеша и тщательно;
  • надевать бронежилет на время операции;
  • ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;
  • эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях;
  • предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.

Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следоватьэтому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.

____________________________
/число, месяц, год/
______________________
/подпись/

Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, то есть созданию элементов опасной ситуации и образасвоих действий. Подобные упражнения целесообразно делать, когда никто и ничто Вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей, ввыходной день и т.д.).

Начните с расслабления, отвлекитесь от тревожных мыслей. Сядьте поудобнее, спина - прямая, ноги поставьте так, чтобы тело заняло удобное, уравновешенноеположение. Кисти рук положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить мышцы.

Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Осознайте его ритм. Делая вдох-выдох, почувствуйте по возможности все физические ощущения, которыевозникают во время вдоха и подъема грудной клетки, выдоха и опускания грудной клетке. Не меняйте ритм дыхания. Сосредоточьте внимание на выдохе и с каждымвыдохом отпускайте от себя заботы, тревоги, неприятные разговоры, угрозы, негативные мысли и т.д.

(На эту часть упражнения отведите 5-7 минут).

Затем сконцентрируйте внимание на создании образа ситуации и на том, как Вы в ней поступите. Мысленно представьте ситуацию конфликтного взаимодействия справонарушителем: скажем, его отказ подчиниться вашим требованиям прекратить хулиганство и т.п. Для создания мысленного образа вспомните реальные ситуациииз практики. Например, как выглядел грабитель, хулиган или угонщик. Четко представьте, в чем тогда заключалось правонарушение в отношении Вас - угрозах,оскорблениях, физической агрессии и т.п.

После этого поработайте над своим образом-портретом стража правопорядка. Не жалейте для него красок: у Вас масса положительныхкачеств - хорошее здоровье, сила, быстрота реакции, крепкая воля, высокий профессионализм. Важны детали: как Вы экипированы, чем вооружены...

Следующий шаг: представьте в идеале Ваши действия по пресечению противоправного поведения нарушителя. Действия должны быть решительными,быстрыми, напористыми, эффективными и непременно законными. В итоге Вы должны будто наяву увидеть, как противник безоговорочно подчиняется Вам.

А теперь посмотрите на себя, вернее, на свой образ как бы со стороны: дескать, а этот работник великолепен, действовал эффективно, использовал всемеры обуздания нарушителя, представленные законом - устное предупреждение - раз, физическое воздействие - два, специальные средства и оружие - три. Ущерб?Ни физического, ни психологического!

Повторите мысленно: Мне нравится, как я действовал; Я буду всегда в подобных случаях таким же сильным, уверенным, находчивым, быстрым ипрофессионально грамотным работником; Я всегда выйду победителем из любого столкновения с правонарушителем.

(На вторую часть упражнения отведите 10-12 минут).

3. Приемы преодоления страха и формирования у работников органов правопорядка бесстрашия

Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач вопасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья исамочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха многопроявлений - от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.

Принято считать: страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Как же преодолеть страх у работниковправопорядка? Можно выделить два основных пути в развитии самообладания:

1) воспитание;

2) овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха.

Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников. Главными составляющими в этом направлении могут быть:

    формирование веры в собственную неуязвимость и развитиеустановки на выживание в опасных ситуациях;
  • развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;
  • постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;
  • моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);
  • поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;
  • приобретение работниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.

Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении.Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу будь что будет. В этом случае мозг перестает просчитыватьварианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом, работник органа правопорядка эффективнее включается вситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможно на основе применения специальных дыхательных упражнений.(См. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности-М.:1996)

4. Риск и личная безопасность

Риск - это действия работника органа правопорядка, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий вслучае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Наблюдения и исследования показывают, что припринятии решения о риске, работники учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Рискхарактеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для работников органов правопорядка вариантами поведения, но различающимися постепени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и сминимальными потерями.

В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятиярешения работником органа правопорядка о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку работником соотношения между ожидаемымуспехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации являетсясклонность работника к риску. Склонность к риску представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивациидеятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, самоутверждению, обладающие повышеннойагрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.

Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с тем обстоятельством выделяются два феномена:эффект Карпентера и эффект обожженных пальцев. Эффект Карпентера заключается в том, что каждое восприятие илипредставление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Работник, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру ввозможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается беспокойство тревоги, требующее оказания психотерапевтическойпомощи. Эффект обожженных пальцев представляет противоположную характеристику поведения работников органов правопорядка. В этом случаеработник, переживший опасность, становится предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску.

В заключение можно сформулировать несколько правил поведения работников органов правопорядка, направленных на обеспечение их личной профессиональнойбезопасности.

1. Лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах с правонарушителями. Помните: время, как правило, на Вашей стороне.

2. Не провоцируйте нападение и стрельбу.

3. Здоровое недоверие к подозреваемому, проверяемому или задержанному лучше, чем легкомысленная доверчивость.

4. Страхуйте каждое свое действие в отношении подозреваемого или правонарушителя, лучше всего - с помощью напарника.

5. Избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации.

6. Будьте бдительны к засадам. Лучшая защита от засады - внимательно прислушиваться к своим ощущениям.

7. На месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех действующих лиц.

8. Никогда не поворачивайтесь к подозреваемому или правонарушителю спиной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. Энергия, 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. Вопросы психологии,1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология - М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:Юрист,1995

11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО МОДЭК,1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997

Скачать архив с текстом документа