Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС

СОДЕРЖАНИЕ: Определение понятия коллектива и анализ психологических особенностей взаимоотношений в коллективах ОПЧС. Характеристика способов освоения и выполнения деятельности сотрудником ОПЧС. Педагогические навыки и умения при вступлении в должность сотрудника.

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОМАНДНО – ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра организации деятельности органов иподразделений по чрезвычайным ситуациям

Контрольная работа №1

по дисциплине: “ Основы психологии и педагогики “

Выполнил:

Слушатель 4-го курса 65-А группы

Факультета заочного обучения

Сержант внутренней службы

Телица Александр Васильевич

Зачетная книжка №2006/123

МИНСК 2010

Содержание

ОТВЕТ НА 1-ЫЙ ВОПРОС (23.1.) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ ОПЧС

1.1 ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ

ОТВЕТ НА 2-ОЙ ВОПРОС (23.2.) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В НОВУЮ ДОЛЖНОСТЬ В ОПЧС

2.1 СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.2 НАВЫК

2.3 УМЕНИЯ

2.4 ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (ОПЧС)

ЛИТЕРАТУРА


Ответ на 1-ый вопрос (23.1.) Психологические особенности взаимоотношений в коллективах ОПЧС

1.1 Понятие коллектива

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.

Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности.

Современному руководителю необходимо устанавливать контакт со своими подчиненными, а это - большое искусство. Ведь работники - не роботы, которые по первому распоряжению выполняют приказы своего начальника. Все мы - живые люди со своими чувствами и проблемами.

В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Находясь в организации, любой начальник вынужден считаться с нормами и правилами того коллектива, к которому он принадлежит. Поэтому важно рассматривать поведение каждого сотрудника через призму всего коллектива в целом.

Первым этапом построения отношений с сотрудниками является всестороннее изучение персонала организации.

Не каждую группу можно назвать коллективом, а только ту, которая прошла ряд этапов в своем развитии и имеет высокий уровень развития ЦОЕ, благоприятный психологический климат и дружеские эмоциональные отношения.

Коллектив нужно создавать усилиями всех его членов, и главная роль здесь принадлежит менеджеру по персоналу, который сможет так организовать работу людей, чтобы это была команда единомышленников, объединенных общей целью.

Коллектив - такое объединение людей, которое подразумевает единство и сплоченность, сотрудничество и товарищество, являющихся основой жизнедеятельности и общения людей.

По сплоченности коллективы делят на:

1. сплоченные - где подавляющее большинство имеет согласие по поводу моральных установок и ролевых обязанностей. Отношение между людьми носит конструктивный характер.

2. разобщенные - когда каждый член коллектива имеет свое мнение и позицию, а мнение других отвергает или проявляет к ним безразличие непонимание. Отношения носят деструктивный характер.

3. расчлененный - согласие между людьми наблюдается только в малых неформальных подгруппах, что приводит к психологическому расслоению группы

1.2 Психологические особенности трудовой деятельности спасателей-пожарных

В настоящее время в нашей Республике проведена реорганизация подразделений пожарной службы в структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям. Созданы подразделения, способные выполнять функции аварийно спасательной службы. Специфичность такой службы заключена в том, что она выполняет целый спектр задач - от пожаротушения до спасения людей в любых условиях.

По данным Международной ассоциации пожарных, профессия пожарного-спасателя по степени напряженности и экстремальности труда занимает одно из первых мест среди прочих профессий.

Это обусловлено наличием ряда специфических особенностей трудовой деятельности спасателей-пожарных, оказывающих психологическое воздействие на них и как следствие, предъявляющих повышенные требования к устойчивости психики спасателей-пожарных.

В психологической науке условия среды обитания и деятельности принято классифицировать следующим образом:

• Оптимальные;

• Параэкстремальные;

• Экстремальные;

• Паратерминальные.

Деятельность человека наиболее гармонична при некотором диапазоне условий. Оптимальные условия предполагают нормальное функционирование органов и систем организма без каких-либо напряжений гомеостаза с ощущением чувства комфорта и умеренных положительных эмоций. В таких условиях нервно-психические затраты человека оптимальны. «Труд,- отмечает Е.А.Милерян, - характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью». Такое состояние свойственно человеку, выполняющему хорошо знакомую работу.

В параэкстремальных условиях наблюдается небольшая мобилизация функциональных резервов организма, оптимальный уровень функционирования психофизиологических процессов, что способствует наилучшему использованию ресурсов организма в соответствии с требованиями ситуации и обеспечивает наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации. Это состояние характерно работе, где приходится преодолевать трудности волевым усилием.

Для экстремальных условий деятельности характерно воздействие на человека неблагоприятных факторов, выходящих за пределы физиологически оптимального диапазона, К ним относятся как внешние (экзогенные) факторы, (перегрузки, повышенная трудность задачи, воздействие средств массового поражения, агрессивных жидкостей, гипоксия и т.д.), так и внутренние, обусловленные состоянием человека, его психологическими установками, степенью адаптации к этим факторам. Для экстремальных условий характерно вначале общее снижение различных физиологических и психологических показателей, а затем их подъем, отражающий мобилизацию резервных возможностей. Паратерминальные условия характеризуются такой динамикой физиологических показателей, для которых свойственно выраженное падение, иногда с временной задержкой, остановкой, но без последующего подъема.

Деятельность спасателей-пожарных, таким образом, протекает преимущественно в параэкстремальных и экстремальных условиях.

Комплекс воздействующих неблагоприятных физических, химических и биологических факторов окружающей среды в сочетании с такими сильными психогенными раздражителями, как переживание угрозы здоровью и жизни, вид погибших, обгоревших и травмированных на пожаре людей, дефицит информации и времени на обдумывание и принятие адекватного решения, высокая ответственность за выполнение боевой задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий и т.д., способны вызвать у пожарных сильный эмоциональный стресс, приводящий к снижению, а иногда и к срыву выполнения боевой задачи, а подчас способствующий успешному ее выполнению.

Итак, в процессе боевой работы:

спасатели подвергаются значительным физическим нагрузкам, что связано с высокими темпами проведения эвакуации пострадавших, разборки конструкций и оборудования, прокладки рукавных линий, работы с пожарно-техническим вооружением, эвакуации материальных ценностей и т.д.

связаны и с загрязнением атмосферы токсичными продуктами горения, качественные и количественные характеристики которых зависят от композиционного состава сгораемых материалов, температуры, содержания кислорода и т.д.

тушение пожаров происходит, как правило, при высокой температуре окружающей среды и повышенной влажности воздуха. Напряженная физическая работа в этих условиях вызывает нарушение водно-солевого баланса, терморегуляции организма, ухудшение самочувствия, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакции.

при выполнении боевой работы спасатели подвергаются воздействиютепловых потоков большой мощности, открытого пламени, искр, в результате чего могут быть получены ожоги кожного покрова.

недостаток кислорода в атмосфере вблизи очага пожара возникает из-за расходования окислителя в процессе горения и разбавления воздуха его продуктами

отрицательный фактор, влияющий на пожарных-спасателей, - это высокий уровень звукового давления, который колеблется на пожаре от 76 до 130 дБ, Он угнетает психику, затрудняет ориентировку в пространстве, речевой обмен и способствует понижению остроты слуха.

в последние годы серьезное внимание уделяется проблеме предупреждения заражения пожарных-спасателей вирусами и различными инфекционными заболеваниями, особенно в процессе оказания помощи раненым на пожаре или аварии. Одним из опасных факторов пожара является вероятность заболевания лучевой болезнью в результате получения доз радиации, превышающих допустимый уровень. При этом в качестве одной из профилактических мер необходимо предусмотреть использование соответствующей защитной одежды.

на пожарных-спасателей в боевой обстановке действуют и другие эмоциогенные факторы, вызывающие нервно-психическое напряжение. Наиболее серьезными из них: являются:

- постоянная угроза жизни;

- ответственность за успешное решение боевой задачи;

- дефицит времени на принятие решения и выполнение действий;

-возникновение неожиданных препятствий, осложняющих боевую задачу.

выезды на пожары и работа по их ликвидации тесно связаны с травматизмом пожарных. Потому здесь необходимо усилить работу по охране труда и соблюдению правил техники безопасности среди личного состава пожарной службы.

для спасателя-пожарного характерна работа в режиме ожидания. Находясь постоянно в состоянии оперативного покоя, работник подразделений МЧС должен сохранять готовность к экстренным действиям. Такое состояние также приводит к нервно-психическому напряжению. По данным исследований А.П.Самонова, у некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может быть сильнее реакции, возникающей в период боевых действий. Переход от состояния оперативного покоя (монотонии) к деятельности в максимально быстром темпе по сигналу тревоги приводит к возникновению состояния эмоциональной напряженности, вызывающего изменения психовегетативных показателей.

Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде и не исчезающий после окончания работы, может стать причиной снижения у спасателей-пожарных объема оперативной памяти, устойчивости и переключения внимания, амнезии, логичности мышления, приводящих к нарушению последовательности действий. Более 70% пожарных-спасателей при получении сигнала тревоги испытывают эмоциональный дискомфорт.

Отрицательное влияние на организм пожарного-спасателя оказывает сменный режим работы. Выборочные психофизиологические исследования пожарных России показали, что у 40% личного состава в процессе дежурства значительно снижается работоспособность, а у 25% обследованных отклонения кровяною давления выходят за пределы нормы, у многих отмечается неблагоприятная динамика сердечно-сосудистой деятельности, что является показателем выраженного утомления личного состава. У 85 % обследованных выявлена повышенная нервно-психическая напряженность, а у 20-25% после 2-3 и более непрерывных дежурств наблюдалось состояние психической дезадаптации, которое квалифицируется как пограничное состояние или состояние предзаболевания.

взаимоотношение коллектив навык сотрудник опчс


Ответ на 2-ой вопрос (23.2.) Психолого-педагогические навыки и умения при вступлении в новую должность в ОПЧС

2.1 Способы освоения и выполнения деятельности

Любая деятельность в целом и ее компоненты в отдельности могут выполняться различными способами. Так, 22 х 14 = 20x14+2x14= 22 х 10 + 22 х 4 = 22 х 10 + 22x5-22 = 308

Способы выполнения, контроль и окулирование действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности иначе называются приемами этой деятельности. Овладение этими приемами (способами) деятельности происходит в процессе практики. Владение одним человеком всеми приемами хотя идеально, весьма желательно, но практически невозможно. Поэтому человек отбирает и осваивает наиболее оптимальные приемы, т.е. те, которые дают наилучший результат при наименьших затратах времени, средств, движений и т.д.

К таким приемам относятся навыки, умения, привычки.

2.2 Навык

Навык- это автоматизированный способ исполнения, контроля и регуляции действий человека.

Навык характеризуется следующими особенностями:

1.Наблюдается экономичность всех двигательных сторон при освоении действия: состава движений (он упрощается), последовательности движений (непрерывность), сочетания движений (одновременность), их скорости (увеличение);

2.Появляется возможность точного и быстрого непосредственного качественного контроля результатов действия и условий его выполнения; зрительный контроль при выполнении движений заменяется мускульным (печатание вслепую на машинке, принтере), появляется способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия (шумы двигателя).

3.Изменяются приемы центрального регулирования действий: внимание освобождается от выполнения способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий (переключение передач шофером), происходит предварение сознанием целой цепи или серии приемов, т.е. антиципатия (выбор летчиком способа посадки самолета, а сама посадка происходит без предварительного планирования).

Сфизиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Основными условиями формирования навыка являются:

-создание мотивации, проявление активного интереса у обучаемого;

-объяснение целей, характера упражнений;

-организация и проведение тренировок;

-знание результатов каждого упражнения;

-постановка задач по улучшению результатов;

-правильное распределение упражнений во времени;

-дозировка требований (не предъявлять слишком высоких требований).

Важнейшим условием формирования навыка является упражнение, т.е. целенаправленное и систематическое повторение, приводящее не только к закреплению, но и к совершенствованию действий путем усвоения все более и более эффективных приемов. В формировании навыка выделяются 4 этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, этап автоматизации.

Ознакомительный этап характеризуется осмысливанием необходимых знаний, созданием в уме результата и способа действий.

Аналитический этап характеризуется сознательным, но недостаточно им выполнением действия. Допускается много лишних движений, состояния человека напряженное, скованное, внимание целиком направлено на действие, уровень контроля низкий, однако результаты от тренировки к тренировке значительноулучшаются. Особенностью синтетического этапа являются сочетание и объединение элементов действия, совмещение частных операций, замещение отдельных действий более сложными, устранение лишних движений, улучшение контроля. Этап автоматизации отличается гибкостью в использовании действий в зависимости от конкретной ситуации, при этом действия выполняются быстро, адекватно, контроль происходит на уровне сенсорных и интеллектуальных синтезов.

Различают: двигательные навыки (устная и письменная речь, передвижение и др.), навыки мыслительной деятельности (чтение чертежей, распределение и переключение внимания и др.), сенсорные навыки (прием на слух азбуки Морзе, чувствительность дегустатора и т.д.), навыки поведения (тихо разговаривать в троллейбусе, отвечать на приветствие и др.).

Для длительного сохранения навыка им надо систематически пользоваться. В противном случае возникают так называемая деавтоматизация навыка, т.е. его частичное и даже полное разрушение.

Каждый навык функционирует в системе навыков, которыми уже владеет человек. Это явление называется взаимодействием навыков, оно имеет двоякую направленность: положительное влияние ранее усвоенных навыков на выработку новых (перенос, индукция навыков) - например, человек, овладевший игрой на пианино легко справляется с игрой на аккордеоне; отрицательное действие усвоенного навыка на формируемый (интерференция, отрицательный перенос), например переход правостороннего движения автотранспорта на левостороннее.

2.3 Умения

Умения - способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям этих действий и характеризующие внутреннюю готовность человека к их выполнению.

Как умения, так и навыки опираются на приобретенные человеком знания. Как навыки, так и умения имеют общую физиологическую основу - динамический стереотип. Однако между ними имеются и отличия:

-навыки - автоматизированные способы действия, а умения требуют сознательной целенаправленности и преднамеренности психических процессов;

-формирование навыка всегда основывается на упражнениях, умение же может проявляться и без предварительных упражнений в соответствующих действиях (осуществление операции на сердце хирургом, производящем операции желудочно-кишечного тракта);

-перестройка навыка требует большего психическою напряжения, чем умений, что обусловлено большей прочностью динамического стереотипа;

-перестройка навыка ведет к усилению его автоматизации, а умений - к подлинному мастерству.

Между умениями и навыками, несмотря на различие, нет жестких границ. Некоторые умения могут переходить в навыки, например, уменье медленно читать со временем переходит в навык беглою чтения.

Некоторые умения включают в себя несколько навыков, например, уменье читать научную литератур) включает, и навык беглою чтения и графический навык письма, используемый при конспектировании научной литературы.

Исходя из этого, уменья подразделяется на те же группы, что и навыки.

Таким образом, как навыки, так и уменья облегчают людям физические и умственные усилия в труде, учении, творчестве, позволяют переключить внимание с технической стороны дела на его конечный результат, на связи выполняемого действия с другими действиями, вносят в деятельность каждого человекаопределенный ритм, устойчивость. В определенной степени сказанное относитсяи к привычкам.


2.4 Принципы и правила делового общения работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (ОПЧС)

Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общенченского процесса. Однако в силу специфичности как деятельности специалистов ОПЧС, так и требований, предъявляемых ею к личности специалиста ОПЧС, проявляются и реализуются закономерности делового общения также специфично, по-особому.

Так, в процессе информационного обмена (коммуникативная сторона делового общения) особую значимость приобретает соблюдение принципов и правил согласования коммуникативного взаимодействия, коммуникативною этикета и самоподачи.

Принцип коммуникативного взаимодействия предполагает соблюдение партнерских взаимоотношений, отношений взаимоуважения, равенства, что проявляется и реализуется в умении говорить и умении слушать.

Реализация умения говорить обусловлена соблюдением правил кооперативности. Основными из них являются:

- необходимость и достаточность информации: говори не больше и не меньше, чем требует ситуация, данный момент;

-качество информации: соответствие высказывания истине:

-правило соответствия: не отвлекайся от темы, говори по существу дела;

-правило стиля: выражайся ясно.

Процесс передачи информации с помощью речи должен сопровождаться широким использованием невербальных средств. Особую значимость во время боевой работы приобретает невербальная информация, в частности жестикуляция. Так, при описание образа используется чаще всего жест двумя руками, навязывании или подчеркивании темпа - жест одной рукой, придании важности информации - высоко поднятая рука.

Для эффективности слушания, совершенствования умения слушать рекомендуется выполнение двух фаз:

-фазы поддержки, включающий в свой состав вокально - мимико - пантомимические компоненты (кивки, жестикуляцию, хмыканье, угуканье и др.), короткие реплики (эхо - повторение последней фразы), эмоциональное сопровождение (одобрительные возгласы), побуждение (ну и что дальше?), уточняющие вопросы (Что ты имеешь ввиду?), наводящие вопросы (Что нового в этом журнале?).

-фазы комментирования, когда слушающий становится говорящим, при (том высказывается критика, недовольство, согласие, одобрение, даются советы, используется парафраз (передача мысли собеседника своими словами).

Правила коммуникативного этикета определяют порядок обращения (товарищ) и представление (капитан Иванов), выбор обращения (Вы-ты), порядок приветствия (Здравствуйте, товарищи курсанты!), соблюдение ритуалов (парад, принятие присяги и др.) и т.д. Выполнение правил коммуникативного этикета предполагает соблюдение принципа конститутивности, т.е. обязательности при их выполнении. Случаи нарушения этих правил должны быть объяснены и обоснованы, т.е. существует своеобразная презумпция выполнения данного вида правил. Этот принцип не применяется в отношении правил самоподачи, которые определяют индивидуальный успех отдельных участников делового общения. Чаще всего они изобретаются индивидуально и лежат в основе имиджа общающихся. При этом определяющая роль принадлежит не одежде (у большинства сотрудников ОПЧС она унифицирована), а манера держаться в процессе деловою общения, позе, жестах, мимике, использовании паралингвистических средств. Значимым в этом отношении является и степень авторитетности участника общения, уровень его общей и профессиональной культуры, наличие лидерских качеств, степень развития духовности.

Необходимым и достаточным условием эффективности управленческого общения является наличие обратной связи, структурированной по принципу взаимообмена информацией, т.е. от руководителя к подчиненному и от подчиненного к руководителю.

При реализации обратной связи от руководителя к подчиненному следует соблюдать следующие правила:

- в замечаниях следует затрагивать не личность, (личностные качества), а особенности поведения подчиненного (партнера по общению);

-не следует высказываться в форме категоричных, безапелляционных оценок личности, лучше применять суждения в категориях правильности - неправильности, добра - зла, приятного - неприятного;

-сосредотачивать внимание не на поступках далекого прошлого, а поступках недавнего времени;

-следует давать как можно меньше советов;

-выбрать время и место передачи информации.

В основу реализации обратной связи от подчиненного к руководителю целесообразно положить такие правила:

-внимательно слушать руководителя (партнера), стараться понять его;

-пересказывать услышанное, чтобы избежать приписывания того, что не говорилось.

Соблюдение рассмотренных принципов и правил в процессе делового общения работников ОПЧС даст возможность повысить как качество общения, так и его эффективность, т.е. достижение необходимого результата с минимальными потерями времени, энергии, физического и психического здоровья общающихся.


Литература

1. Макаревич Р.А. Основы психологии: курс лекций, практикум. Мн.: 2005. 310с.

2. Браим И.Н. Этика делового общения: учебное пособие. Мн: ПКФ «Экоперспектива», 1994.

Скачать архив с текстом документа