Психология преступной агрессии

СОДЕРЖАНИЕ: Психология преступной агрессии 1 1.Агрессия 1 1.1. Определение агрессии и основные теории 1 1.2.Становление агрессивного поведения 3 1.3.Социальные детерминанты агрессии 3

Психология преступной агрессии

Психология преступной агрессии............................................................................................. 1

1. Агрессия................................................................................................................................. 1

1.1. Определение агрессии и основные теории................................................................... 1

1.2. Становление агрессивного поведения....................................................................... 4

1.3. Социальные детерминанты агрессии........................................................................ 5

1.4. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установка, гендер.......... 6

2. Психология преступной агрессии...................................................................................... 8

2.1. Криминологическая характеристика преступной агрессии..................................... 8

1. Агрессия

1.1. Определение агрессии и основные теории

Невозможно сегодня представить себе ни одну газету, ни одну радио- или телепрограмму новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Однако сведения о проявлении насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире нет ничего из ряда вон выходящего.

· При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше 10 лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство.

· В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие преступления против церкви и государства.

· У бушменов племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США, и судя по сообщениям жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди (Lea, 1979).

· Более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек (Collins, 1983).

Конечно, даже в тех случаях, когда люди убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел и другого примитивного оружия, их побоища, как правило, ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для всего человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе.

Почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо предпринять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.

Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

В настоящее время большинством принимается следующее определение агрессии /1, с.26/:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии можно рассматривать только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теорий, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинктов , рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является , в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии , предложенная Доллардом. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим модель, объясняющую появление этого феномена.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определенное влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В соответствии с теориями социального научения , глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее появление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, т.е., в отличие от других теорий, теории этого направления более оптимистично смотрят на возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Теория отчуждения. Некоторые родители не уделяют своим детям того внимания и душевного тепла, в которых они нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюбимыми, в чем-то виноватыми. Из-за этого переживают постоянное чувство вины и страха. Возникает психологическое отчуждение, которое со временем превращается в социальное, сопровождаемое постоянным переживанием чувства вины. На этой психологической основе возникает стойкая установка на агрессивное поведение убийцы, насильника, хулигана.

1.2. Становление агрессивного поведения

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием сверстников, семьи, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. На становление агрессивного поведения влияет степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Родители, применяющие крайне суровые меры наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением своих сверстников. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, найдут себе друзей среди других агрессивных сверстников. В агрессивной компании происходит усиление агрессивности ее членов.

Но одним из самых спорных источников обучения агрессии становятся средства массовой информации. Однако сила влияния масс-медиа до сих пор остается неизвестной.

Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Модель предусматривает, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

Считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Т.е. человек, оцениваемый в детстве сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же.

1.3. Социальные детерминанты агрессии

1. Фрустрация. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые посылы к агрессии, когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.

2. Провокация. Физическая провокация : как показывают эксперименты люди отвечают ударом на удар. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у данного человека имеются враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях недоброжелателя или нет. Вербальная провокация: ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные провокации зачастую оказывается физическое нападение.

3. Характеристики объекта агрессии. Особое значение имеют пол и раса. Женщины, оказываясь в ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, вероятно потому, что воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. Если же женщина начинает нарушать этот стереотип и ведет себя более воинственно, уровень агрессии, направленной против них резко возрастает.

4. Сторонние наблюдатели. Могут играть роль подстрекателей, даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая прямые рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может вызвать увеличение прямой агрессии, если агрессор считает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.

1.4. Индивидуальные детерминанты агрессии: личность, установка, гендер

Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров - те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. У личностей, не страдающих явной психопатологией, в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик обычно рассматриваются такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях, убежденность в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы, склонность испытывать чувство стыда, а не чувство вины.

Экстремисты: люди, проявляющие агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Отчетливо разделяются на: 1) лиц со сниженным самоконтролем и 2) лиц с повышенным самоконтролем. У первых внутренние сдерживающие механизмы развиты весьма слабо и поэтому они прибегают к агрессии довольно часто. Вторые, напротив, обладают необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами и способны воздерживать от агрессивных действий даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Когда же ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессия может принимать крайние, порой фатальные формы.

Поведенческие реакции индивидуума зависят от его установок и внутренних стандартов . Числу наиболее важных установок, аффектирующих агрессию относятся различные формы предрассудков, в частности межрасовых.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная и как нормальная - все зависит от системы норм и ценностей конкретного индивида. Повышение степени самосознание подталкивает индивида к агрессии, если он считает подобное действие допустимым, и наоборот, удерживает, если он относится к такому поведению как к недопустимому.

Исследования показали, что мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой агрессии, а женщины - непрямой, т.е. не выраженной в физических действиях агрессора. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, выступают в качестве объекта физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств и грубости в супружеских отношениях.

2. Психология преступной агрессии

2.1. Криминологическая характеристика преступной агрессии

Агрессивными преступлениями признаются предусмотренные уголовным законодательством действия, которые выражают деструктивные (разрушительные) тенденции виновных лиц, мотивированы враждой и ненавистью к людям, обществу, вещам, природе и преследуют цели причинения им вреда.

Различают пять групп агрессивных преступлений:

· Умышленные посягательства на жизнь, достоинство и честь личности (умышленное убийство).

· Преступления против государства, общественного порядка, безопасности и порядка управления (хулиганские нарушения общественного порядка).

· Незаконные насильственные действия должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий (превышение власти, незаконное задержание с применением насилия, применение насилия к обвиняемым и подозреваемым во время проведения следствия).

· Насильственные половые преступления (изнасилование).

· Вандализм: все формы бессмысленного уничтожения и повреждения материальных и культурных ценностей, а также объектов природы.

Литература:

Антонян Ю.М. Психология убийства, М., Юристъ, 1997, 304с.

Р.Бэрон, Д. Ричардсон Агрессия, С.-П., Питер, 1997, с.22-53, 92-123, 125-155, 188-225

Зелинский А.Ф. Криминальная психология, К., 1999, с.170-195

Скачать архив с текстом документа