Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта

СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Введение. 2 Понятие психосоматических нарушений. 3 Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта. 8 Заключение. 18 Список использованной литературы.. 19

Оглавление

Введение. 2

Понятие психосоматических нарушений. 3

Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта. 8

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19

Введение.

Психосоматические расстройства - группа болезненных состояний, проявляющихся экзацербацией соматической патологии, формированием общих, возникающих при взаимодействии соматических и психических факторов симптомокомплексов - соматизированных психических нарушений, психических расстройств, отражающих реакцию на соматическое заболевание.

В современной медицине раздел психосоматики представляют исследования (клинические, психологические, эпидемиологические, лабораторные), освещающие роль стресса в патогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.

Расстройства, относимые к психосоматическим, включают не только психосоматические заболевания в традиционном, узком понимании этоготермина, но значительно более широкий круг нарушений: соматизированные расстройства, патологические психогенные реакции на соматическое заболевание. К этому ряду относятся также психические расстройства, часто осложняющиеся соматической патологией (нервная анорексия, булимия, алкоголизм и др.),нарушения, осложняющие некоторые методы лечения, например, депрессии и мнестические расстройства.

Многообразные психосоматические расстройства объединяет общий признак - сочетание нарушений психической и соматической сферы и связанные сэтим особенности медицинского обслуживания больных, которое предполагает тесное взаимодействие психиатров и врачей общего профиля, осуществляемое обычно либо вмедицинских учреждениях общего типа, либо в специализированных психосоматических клиниках.

Понятие психосоматических нарушений.

Психосоматическая медицина сформировалась в 20-30-ые годы ХХ столетия на основе психоаналитического учения Фрейда. В дальнейшем данные расстройства рассматривались как пограничные психические нарушения в группе психогенных депрессивных соматических проявлений. Они утежеляют течение соматических заболеваний, ухудшают прогноз, приводят к патохарактерологическому формированию личности. Проблема психосоматических и соматопсихических взаимоотношений - это соотношение биологического и социального, причинности и следствия /1,2/.

Психосоматические нарушения - наиболее распространенная патология, встречающаяся в детском и подростковом возрасте /3/. По немецким исследованиям до 40% молодых пациентов, обращающихся в поликлиники, страдают психосоматическими расстройствами /6/. По нашим данным до 60% детей, идущих впервые в школу, неподготовлены и переносят невротические реакции. Они выражаются в сосании пальцев, грызьбе ногтей, накручивании волос на палец, плохом сне, агрессивности, страхах, в болях в животе, плохом аппетите, кардиалгиях, энурезе и т.п. Среди способствующих причин, помимо социально-педагогической запущенности, частота которой возросла в последние годы, отмечается рост случаев задержки психического и физического развития, аллергических реакций.

Несмотря на то, что психосоматические состояния как вариант нейровегетативных дисфункций, невротических, цереброастенических, аффективных реакций встречаются очень часто, этот диагноз должен стоять на последнем месте в общей цепи врачебного дифференциально-диагностического поиска. Прежде всего необходимо исключить соматическую органическую патологию, найти анамнестические и генетико-соматические основания психосоматических нарушений. Более того, в процессе динамического наблюдения за больным следует постояно возращаться к мысли о вероятно присоединившемся органическом состоянии. Например, у больного с т.н. дискинезией желудочно-кишечного тракта (по российской терминологии), известной в мировой литературе как синдром раздраженного кишечника, могут развиться эрозивный гастродуоденит или язвенная болезнь, а лечение длительное время инерционно будет ограничено назначениями психоневролога. Поэтому ведение таких пациентов всегда должно быть кооперативным (психоневролог, психолог, по направлениям - кардиолог, нефролог, гастроэнтеролог на принципах единоначалия лечащего педиатра).

Хотя на каком-то этапе врач всегда должен остановиться в обследовании. Чем больше опыт врача, тем короче и рациональней диагностический путь.

О психосоматических состояниях можно думать при:

- неопределенные часто меняющиеся диффузные боли без четкой локализации (головная боль, боли в животе, нарушения сна, смена запоров периодами кашицеобразного стула).

- временная или ситуационная привязанность болей: рвота перед посещением школы, боли в животе перед контрольной, кардиалгии тупые неопределенные в душном помещении. Часто сам пациент или его родители не может дать сведений по причинам болей, избегая этого по подсознательным мотивам.

- авторитарная мать не предоставляет ребенку самостоятельных решений, уделяет чрезмерное внимание его интеллектуальному развитию, не предоставляет возможности самостоятельных решений, отсутсвует критика к способностям ребенка, его возможностям. Мать часто обращается к врачам по поводу здоровья ребенка, не доверяя одним, идет перепроверять заключение к другим.

- дети с высокими требованиями к ним родителей, с высокой ответственностью, внутренней тревожностью. Особенно высока депривация ребенка, если с раннего детства отсутствует ласка, забота и теплота. Психическая депривация наблюдается в неполных семьях, в семьях конфликтных, с алкоголизмом одного или обоих родителей, где ребенок нередко подвергается жестокому обращению. Мы отмечаем депривацию и в обеспеченных семьях, когда у ребенка много дорогих игрушек, он хорошо питается, но заботы о его воспитании и развитии целиком переложены на бабушек, нянь, гувернанток. Например, в нашей практике, подростка, при наличии матери и отца в семье, приводила на прием секретарша. При встречах с такими родителями хорошо видно, что они заняты самолюбованием, стремятся произвести впечатление на врача, мамы кокетливы, папы хотят выглядеть мужественными и заботливыми. Родители охотней говорят не о ребенке, а о своих проблемах, часто жалуются на загруженность, с трудом находят время на встречу, многократно ее перекладывая, затем длительно и не сразу обследуют ребенка. Из всего этого вытекает одно: ребенок таким людям не нужен.

- воспитание по типу гипоопеки, безнадзорности. Ребенок предоставлен самому себе, что приводит к школьной неуспеваемости, как следствие - к дезадаптации и развитию психогенных, в том числе и психосоматических, заболеваний.

- психосоматические нарушения чаще развиваются у детей при конфликтах в детском саду или школе, при нарушениях речи (заикание, логопедические проблемы).

- психосоматические нарушения легче вырабатываются у детей с генерализованной дисплазией соединителной ткани, с нейро-кутанными синдромами из-за особенностей серотонинового и катехоламинового обмена, осознания необычности своей внешности, необходимости периодического посещения врачей и т.п.

- психосоматические нарушения нередко формируются у детей, перенесших постгипоксическую энцефалопатию.

- улучшение состояния ребенка при суггестивной терапии, применении плацебо.

При беседе с родителями обращает на себя внимание неразделенность проблем, желание реализовать в детях нереализованные родителями жизненные ценности, компенсаторная сверхзабота как желание скрыть нежеланность ребенка. Необходимо учитывать невротические проявления у членов семьи, особенно это касается случаев множественных обследований, могущих вызвать ятрогению. Последние данные американских авторов /8/, стоящих на принципах психоанализа, относят многочисленные обращения матери по поводу болезни ребенка, ее просьбы о дополнительных исследованиях как самореализацию неудовлетворенной матери и считают такое поведение вариантом жестокого обращения с детьми.

При обследовании ребенка надо учитывать незавершенность развития психических и эмоциональных функций, возрастную этапность психических реакций. Нервно-психическое реагирование ребенка до 1 года строится как моторная реакция, 1-3 лет - сенсо-моторная, 3-12 лет - аффективная, 12-14 лет - идеаторная. В анамнезе отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, связанная с патологией беременности и родов, тяжелых соматогений на первом году жизни.

При осмотре таких детей обращает на себя внимание их скованность, легкие переходы от смеха к слезам, отсутствие достоверной клинико-инструментальной и лабораторной органной симптоматики, вегетативные расстройства. К личностным особенностям ребенка, предрасположенного к психосоматических расстройствам, относят сенситивность, излишнюю ответственность, аффективную лабильность, склонность к пониженному настроению при малейших неблагоприятных ситуациях. На этом фоне легко возникают страхи, фобические расстройства в связи с незрелостью психики приобретают соматическую окраску /9/.

Что касается преимущественных симптомов и синдромов детского возраста, то к ранней детской невропатии (до 1 года) относят расстройства сна, аппетита, срыгивания, беспричинный плач - соматический уровень реагирования, а тики, энурез, онигофагию - к сенсомоторному реагированию. Аффективные нарушения - депрессивные в детском возрасте отличаются непродолжительностью, соматоформными проявлениями, которые необходимо дифференцировать с соматическими заболеваниями. Соматоформные расстройства отличаются недифференцированностью проявлений, отсутствием четкой локализации болей, вегетативными расстройствами. Идеаторный этап в развитии психосоматических заболеваний характеризуется осознанием необычности своей внешности, внутренней переработкой дефекта, появлением фобических симптомов, поисками врачебной помощи.

При обследовании ребенка особенностью его психического состояния являются тормозимость в начале беседы, ранимость, стенительность, аффективная лабильность, легкое возникновение расстройств настроения (плач, скованность, замкнутость). Обращают на себя внимание истощаемость, утомляемость, нарушение работоспособности, психический инфантилизм (отсутствие критики к себе и поступкам, легкая внушаемость, подчиняемость, поиски лидера, иногда желание показать себя в лучшем свете). Часто отмечается редуцированный психоорганический синдром в виде двигательной расторможенности, активного и пассивного протеста, отсутствие чувстви дистанции при беседе. При утомлении усиливается двигательная расторможенность, деятельность ребенка малопроизводительна и нецеленаправленна.

После исключения соматических заболеваний необходимо говорить с родителями и ребенком вместе и порознь. Беседа с родителями и детьми должна носить психотерапевтический характер. Необходимо четко и доступно разяснить характер возникновения расстройств, объяснить, что психосоматические расстройства не симуляция, не умственная или психическая неполноценность, а болезнь, требующая длительной терапии не только лекарственной, но и путем изменения жизненных позиций.

Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта

Являются одним из наиболее частых проявлений психосоматической патологии. 90% болей в животе у детей 5-15 лет являются функциональными. Психические нарушения встречаются у 64% больных с функциональными изменениями желудочно-кишечного тракта и только у 12,5% - с органическими. В пользу функциональных болей говорит возраст больного (6-16 лет), периумбиликальная локализация, короткие эпизоды болей с длительными (недели и месяцы) светлыми промежутками, ситуативность болей, отсутствие связи с пищей, отсутствие ночных болей, отсутствие значимых эхографических, эндоскопических и лабораторных (синдром мальабсорбции клинически проявляется как функциональные боли) находок, иные психосоматические расстройства .

Раздраженный толстый кишечник в детском возрасте

Определяется как ускорение пассажа пищи без мальабсорбции или мальдигестии (Тодлеровская диаррея). Проявляется диаррей (с утра стул более оформлен, в течении дня все более разжижен, с остатками пищи, примесью слизи), сменой поносов и запоров. Общее состояние и физическое развитие не страдают. Исключение представляют случаи уменьшения массы тела при ригидно выдерживаемой диете. Стресс обусловленные диарреи у сибсов и родителей.

Дифференциальная диагностика (ДД) проводится со всеми видами диаррей (1-ый ряд: хронические инфекции; постинфекционный синдром мальабсорбции; постантибиотический колит и как его вариант - псевдомембранозный колит при развитии в кишечнике Cl.difficile; очень неоднозначная проблема дисбактериозов; генетически обусловленные синдромы мальабсорбции; пищевая аллергия; неспецифический язвенный колит и болезнь Крона, побочное действие медикаментов. 2-ой ряд: иммунодефициты; болезнь Швахмана (панкреатическая недостаточность); а-бетта-липопротеинемия; короткий кишечник; адреногенитальный синдром; гастриномы и нейробластомы; энтеропатический акродерматит; хлоридные диарреи).

Психическое обследование детей с раздраженным кишечником выявило, что во многих случаях имелась биологическая неполноценность: явления раннего резидуально-органического поражения ЦНС, наследственная отягощенность желудочно-кишечными заболеваниями. На 1-ом году жизни отмечались явления невропатии, легкая задержка темпов психомоторного развития. Чаще встречалось воспитание по типу гиперопёки, матери отличались тревожно-мнительным складом личности с некритическим отношением к поведению ребёнка, особенностям его интеллектуального развития. Боли в животе при тщательном сборе анамнеза совпадали с эмоциональными нагрузками ребенка - в раннем возрасте для привлечения внимания взрослых, в дальнейшем - в период адаптации к детскому саду, школе, перед контрольными работами и другими нагрузками. Отмечалась связь психического состояния с соматическими проявлениями. Психическое состояние пациентов отличалось аффективной лабильностью, сенситивностью, тревожностью. Признаком раннего резидуально-органического поражения ЦНС был астенический синдром: истощаемость, утомляемость, снижение работоспособности, низкая концентрация внимания. В связи с этим дети испытывали трудности в освоении школьной программы, а предъявляемые родителями и педагогами требования были источником психического напряжения, хронической психогенной ситуацией.

Лечение. Убедить родителей в прогностической безобидности расстройств. Но мы на приеме говорим о возможном наслоении иных ситуаций, невозможности совершенного игнорирования жалоб. Энтеритическая диета только закрепляет диаррею! Во многих случаях улучшение наступает после жирной пищи. Рекомендовать густую пищу, достаточное количество балластных веществ, ни в коем случае нельзя допускать питье жидкости по ночам. Избегать виноградного сока, холодных и газированных напитков. Для успешного лечения синдрома раздраженного кишечника необходимо лечение транквиллизаторами, ноотропами, антидепрессантами, методиками индивидуальной, семейной психотерапии. Выбор препаратов, длительность курсов индивидуальны. Комплексное лечение пациентов с психосоматическими нарушениями пищеварительной системы патогенетически обоснованно и наиболее эффективно.

Энурез

Определяется как недержание мочи как минимум 1 раз в неделю у ребенка полных 4-х лет и старше. Ночной энурез, ночное недержание мочи (80%) - непроизвольное мочеиспускание только ночью. Дневной энурез, дневное недержание мочи (5%) - недержание мочи только днем, чаще небольшими порциями (заигрывание). Дневное и ночное непроизвольное мочеиспускание (15%) - непроизвольное мочеиспускание как днем, так и ночью. Мальчики страдают энурезом чаще.

Первичный энурез - ребенок никогда не оставался сухим, хотя могут быть многонедельные бессимптомные эпизоды. В большинстве случаев первичный энурез не имеет в своей основе органических изменений и представляет собой результат воздействия эмоциональных факторов и замедленного созревания неврологических механизмов контроля.

Вторичный энурез - после светлого промежутка (не менее 6 мес) возобновление неконтролируемого мочеиспускания.

Энурез развивается при:

- генетические или семейные формы. Изменение гена, отвечающего за синтез вазопрессина.

- психо-эмоциональных перегрузки. Рождение малдшего ребенка в семье, расставание с родителями, смена школы или места жительства, неоправданно раннее приучение ребенка к горшку, особенно у детей с задержкой психо-эмоционального развития. Жесткая требовательность, ригидность, нетерпеливость в приучении к чистоте /10/.

- органические поражения мочевой системы. Аномалии развития мочевыводящей системы. Инфекция мочевыводящих путей (при клинически выраженной инфекции энурез отмечается у 15% девочек). Увеличение количества выделяемой мочи при сахарном и несахарном диабете, обструктивной уропатии, хронической почечной недостаточности, нарушении концентрационной способности почек. Причиной энуреза м.б. нейрогенный мочевой пузырь: повышенная реактивность детрузора после мочевой инфекции, дискоординации сфинктера и детрузора.

- ночные приступы эпилепсии.

Диагностика. Во многих случаях ребенок кажется равнодушным к своему состоянию. Однако на самом деле он переживает тяжелую депрессию, постоянные социальные стрессы, чувство собственной ущербности и неполноценности. Необходимо собрать соматический, психический и социальный анамнез. Выяснить начало и характер приучения ребенка к горшку, частоту и характер жалоб при микциях. В дальнейшем диагностический алгоритм во многом определяется тем, каким типом энуреза страдает ребенок. Провести соматические и психоневрологическое обследования. Лабораторные исследования начинают с рутинных анализов мочи. Показаны ЭЭГ, эхография (состояние почек, мочевого пузыря, остаточная моча), цистоскопия (состояние стенки пузыря, стенозы уретры и меатуса), урофлоуметрия. При выявлении патологических изменений - дальнейшая диагностика. Особенно интенсивное обследование показано у детей в возрасте 10 лет и старше с вторичным ночным энурезом. При психических или социальных проблемах - рабочий контакт с психологом, психиатром.

Лечение. При исключении органических причин в беседе с родителями и ребенком снять чувство греховности и вины. Сообщив о частоте подобного рода расстройств, возможностях терапии и самоконтроля, добиться кооперативного участия ребенка и его родителей в лечении. Психотерапевтической лечение включает в себя внушение перед сном, комплекс трициклических антидепрессантов, дневных транквиллизаторов, препаратов кабамазепинового ряда.

Дневной энурез .

- развивать чувство чистоты медленно, осторожно, не оскорбляя, по миниэтапам, доступным ребенку.

- вначале опорожнять мочевой пузырь ежечасно, постепенно увеличивая интервалы. При достаточной длительности сухих интервалов позволить ребенку самому определять время посещения туалета. Ребенок сам должен отмечать динамику терапии (календарь отмечать как тучи/солнце). Категорически исключить любые репрессивные меры (лишение чего-то, моральное давление), т.к. они ведут только к реакции отторжения, сопротивления и защиты. По итогам положительных интервалов поощрять ребенка маленькими сюрпризами (не обязательно материальными). Поощрять непосредственно после достижения результата, не откладывая награду. Чем младше ребенок, тем легче его обрадовать. Не давать больших обещаний за достижение далеко отстоящих целей (например, дорогую игрушку через месяц), т.к. это приводит к демотивации.

Ночной энурез.

-Можно ограничить прием жидкости до 800 мл/сутки

- многократно опорожнить мочевой пузырь перед сном. - создать уверенность в ночном пробуждении путем спокойной психотерапевтической беседы перед сном. Самостоятельное ведение календаря сухих ночей и самостоятельного пробуждения. Для уточнения непосредственных причин энуреза такой же календарь по итогам наблюдения за ребенком должны вести родители.

- в туалете оставлять для ребенка маленькие сюрпризики.

Энкопрез

Под термином энкопрез понимают регулярное непроизвольное отхождение кала или пачкание белья не реже 1 раза в неделю после достижения ребенком возраста 4 лет при условии своевременного психического развития.

Первичный энкопрез - ребенок никогда в своей жизни не оставался чистым в течении нескольких недель.

Вторичный энкопрез - возобновление неконтролируемого отхождения стула через 6 и более недель бессимптомного промежутка.

Различают неврозоподобный и невротический типа энкопреза. Психическое состояние ребенка при неврозоподобном энкопрезе отличается цереброастеническим или психоорганическим синдромом. При невротическом энкопрезе типичны психогенно-реактивные, личностные особенности ребенка, тревожность, сенситивность, склонность к страхам, депресии.

Недержание кала является выражением агрессивной или регрессивной формой выражения психических проблем при рано начатом ригидном приучении ребенка к горшку, при тревожных матерях, скудных на ласку и гипертрофированным чувством чистоты, при эмоционально скудных, холодных внутрисемейных отношениях с гиперопекой, эмоциональной депривации. Может развиваться при длительных запорах (нарушения диеты, длительная иммобилизация, трещины ануса).

Энкопрез наблюдается, как правило, днем. Психологически это тихие, чувствительные дети с подавленной агрессивностью. Старшие дети угнетены своим состоянием. Дети, несмотря на тягостную симптоматику, как правило, демонстрируют ее полное игнорирование. Избегают посещения туалета даже при напоминании. Стремятся спрятать испачканное белье. Развиваются вторичные запоры из-за привычки подавлять рефлекс опорожнения кишечника. Затем присоединяются парадоксальные поносы в результате разжижения каловых масс в кишечнике. Развивается порочный круг: позыв на стул перестает восприниматься своевременно, отхождение кала становится императивным, формируется вторичный мегаколон.

Диагностика. Подробное соматическое и психическое обследование, социальный анамнез. Беседы проводить отдельно от родителей, чтобы избежать подавления ребенка. Исключение органических причин (мегаколон, трещины слизистой) и глистной инвазии, которая усиливает симптоматику.

Лечение (после исключения органических причин). Семейная психотерапия, снятие конфликтных ситуаций, чувства вины и греховности. Тактичный контроль чистоты нижнего белья. Выработка рефлекса на посещение туалета после еды. Психофармакотерапия - индивидуально подобранные дозы препаратов и длительность их применения.

Нервная анорексия

Наблюдается чаще при патологически протекающем пубертатном периоде у девочек 13-18 лет. Наиболее часто встречается в рамках пограничных нервно-психических расстройств как проявление невроза или невропатии. Но может быть отнесена и к самостоятельной форме психических нарушений. Преморбидные особенности личности больных нервной анорексией довольно типичны и могут быть разделены на 2 группы. В одних случаях преобладают истерические черты с эгоцентризмом, повышенной самооценкой, высоким уровнем притязаний. В других, более распространённых случаях, характерны психастенические черты: тревожность, неуверенность в себе, склонность к сомнениям, стеснительность. Общими являются пунктуальность, аккуратность, упрямство, неспособность к самостоятельному принятию решений, психический инфантилизм, чрезмерная привязанность к матери.

Большинство больных в детстве отличались повышенным весом, что служило поводом к насмешкам со стороны сверстников. Только в подростковом возрасте в период осознания собственных дефектов, повышенного интереса к совей внешности появлялись мысли о своей неполноценности, снижалось настроение, периодически возникали мысли о необходимости исправить фигуру. У больных возникает убеждённость в наличии физического недостатка, носящая характер сверхценной идеи. Иногда эта убежденность носит навязчивый характер. Этот период относится к ситуационно обусловленныму, но постепенно психотравмирующая ситуация стновится более значимой, появляются попытки ограничения себя в еде, вначале эпизодические. Возникают дисморфии (мысли об избыточном весе, полноте), идеи отношения, связанные с тем, что их полнота вызывает насмешки или недовольство окружающих. Свои неудачи в личной и общественной жизни больные связывают именно с этим недостатком. Второй этап - период активной коррекции излишней полноты, который собственно и является аноректическим.

Нервная анорексия развивается на фоне резидуально-органического поражения ЦНС (преимущественно диэнцефальной области) при конфликтом прохождении пубертатного периода: боязнь роли женщины. Наблюдается при подавляющей материнской гиперопеке или подавленной матери, неудовлетворенной своей позицией в семье. При этом девочка реализует неосознанное желание путем ограничения пищи избежать созревания организма, отказаться от роли женщины. Одновременно разыгрывается пубертатный протест против родителей (амбивалентность).

Клиническая картина. Больные ограничивают общение, сторонятся людей, недовольны, если кто-нибудь к ним заходит. Стойкая убежденность в наличии у них повышенного веса может приводить к индуцированию кого-нибудь из домашних, поддерживающих их в этом, особенно на начальном этапе. Характерной особенностью нервной анорексии является диссимуляция, стремление скрыть свои переживания от близких. Родители узнают о заболевании спустя значительное время (1/2 - 1 год). Своеобразие поведения больных, склонность к уединению приводят к тому, что вначале дети пропускают уроки физкультуры, а затем и школу, что ошибочно трактуется как школьная фобия, школьный невроз. Характерны симптомы зеркала (больные подолгу рассматривают себя в зеркале, находя подтверждение уродства своей фигуры) и фотографии (больные предъявляют свою фотографию как доказательство правоты. По этой же причине они отказываются фотографироваться).

Постепенно все более значительно больные ограничивают себя в пище. Часто это начинается как диета при небольшом первоначально избыточном весе или, что прогностически значительно хуже с точки зрения дебюта шизофрении, даже при нормальном весе. Отдается предпочтение низкокалорийной еде. Наблюдается выработка ритулов при приеме пищи: маленькие кусочки, длительная медленная еда. Ограничение в еде достигается упорной борьбой с чувством голода, больные находятся в постоянном психическом напряжении, что ещё более углубляет конфликтные отношения с близкими. Отказываясь от еды, больные проявляют большой интерес к кулинарным рецептам, им нравится готовить, кормить близких, особенно калорийной пищей - пирогами, тортами. Несмотря на телесную слабость проводятся изматывающие физические упражнения. Типичны злоупотребление мочегонными и слабительными, сомовызывание рвоты после атак аппетита, жесткое, грубое, конфликтное сопротивление попыткам родителей расширить диету. Нарастает сужение интересов, забвение интересов семьи. Извращенное восприятие тела выражается страхом быть толстым несмотря на худобу. Чувство радости и успокоения испытывается только при снижении массы тела. При этом нет органических заболеваний, но нарастают соматоэндокринные нарушения, занимающие доминирующее положение в третьем периоде болезни, называемом кахектическим. Он характеризуется значительным исхуданием, кахексией, лануго, запахом ацетона изо рта, вторичными гастритом и колитом, аменорреей, гипотонией, брадикардией, гипогликемией, гипопротеинемией, лейкопенией. Активность трансаминаз повышена, повышены показатели билирубина и альбумина плазмы. Отказ от еды обуславливается уже не только фобически-дисморфическими причинами, но и страхом неприятных ощущений, вызываемых приемом пищи (тяжесть в желудке, боли, изжога, отрыжка). На этом этапе пациенты нередко ошибочно наблюдаются у гастроэнтерологов или эндокринологов.

Диагноз устанавливается только клинически.

ДД. Исключить шизофрению, опухоли, васкулиты, синдром мальабсорбции, полигландулярную недостаточность.

Лечение. При впервые выявленном состоянии - только стационарное. Беседы с пациентом вести отдельно от родителей. Не фиксировать внимания на пищевых привычках, не оценивать вес пациента, не комментировать объем принятой пищи. Дать понять больному, что Вы понимаете его проблемы. Согласовать присутствие во время еды медицинской сестры, выбор блюд. Убедиться, что больной не прячет пищу. Не назначать средств, возбуждающих аппетит, т.к. это только раздражает больного. Применение психофармакологических препаратов индивидуально, с учетом психического и соматического статуса пациента. Затем необходимо длительное, до 3 лет, динамическое наблюдение за ребенком.

Заключение.

На пороге ХХI века ускорение научно-технического прогресса достигло небывалых масштабов. Сопровождающие его индустриализация, урбанизация, ускорение темпов жизни обусловили четкое проявление двуликого Януса технической революции. С одной стороны она резко облегчила физический труд, повысила возможность удовлетворения потребностей человека, с другой - привела к изменению нашего образа жизни, характера и содержания труда, нарушению экологической ситуации, а вместе с тем к переоценке жизненных ценностей, развитию бездуховности, озлобленности, недоверия, дефициту доброты, вызывающих частое возникновение стресса и его вредных последствий.

Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.

В каждой нозологической единице можно выделить в отдельную группу те болезни, которые обусловлены психосоматикой. В частности это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы - гипертонической болезни, склероза венечных артерий сердца с инфарктом миокарда, склероза артерий мозга с нарушениями мозгового кровообращения; желудочно-кишечного тракта; желез внутренней секреции, а также нервных и психических заболеваний.

Существует большое количество концепций о причинах возникновения психосоматических расстройств, но основой возникновения всего их разнообразия считается эмоциональная перегрузка. Во втором разделе будет рассмотрен эмоциональный стресс как основа возникновения психосоматических патологий и основные формы психосоматических заболеваний.

Список использованной литературы

Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков, М. - 2007. - 197 с.

Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста, С.-Птб. - 2006. - 436 с.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста, М. - 1996. - с. 372.

Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом возрасте, М. - Медицина. - 1994. - 220 с.

Оудсхоорн Дж. Детская и подростковая психиатрия, М. - 1993. - 318 с.

Васильев В. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 2001. -169с.

Карвасарский Б. Психотерапия. -М.: Медицина, 1995. -304с.

Кулаков С. Основы психосоматики. -СПб.: Речь, 2003. -288с.

Скачать архив с текстом документа