Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации и их правовой режим
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и история развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общее положение пунктов пропуска в Российской Федерации. Правовой режим пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, их основные виды.Оглавление
Введение
Глава 1. Понятия и история развития пунктов пропуска
1.1 История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
1.2 Понятие пункта пропуска
Глава 2. Общее положение пунктов пропуска в Российской Федерации
2.1 Правовой режим пунктов пропуска
2.2 Виды пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что порядок пересечения Государственной границы в пунктах пропуска развивался и совершенствовался вместе с развитием государственности. В настоящее время в мире сложились устойчивые международные нормы и взаимоприемлемая практика пересечения Государственной границы в пунктах пропуска. Пересечение пунктов пропуска должно происходить организованно в определенной законодательством последовательности, с этой и целью заключаются международные соглашения, конвенции, договоры, принимаются законы Российской Федерации и подзаконные акты. Которые в своей совокупности и составляют нормативную правовую базу, которая регулирует порядок пересечения пунктов пропуска лицами, транспортными средствами, грузами и товарами.
Так как повысилась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по национальным квартирам; усилилась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая их активность в пунктах пропуска через границу.
Степень изученности работы. Данную тему разрабатывали такие авторы как Барышев Ф.И., Андреев В.Г., Арсеев Г.П. в работе Научно-практический комментарий к Закону Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации.
Объектом исследования в данной работе является пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, содержание и установление правового режима в них.
Предметом является законодательно регулирующий порядок пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Целью курсовой работы - является рассмотрение основных правил и положений пересечения и пребывания в пунктах пропуска, а также установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
проанализировать общие положения Закона РФ О Государственной границе Российской Федерации;
раскрыть порядок пересечения через пункты пропуска лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных;
проанализировать исторический очерк развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
квалифицировать пункты пропуска по видам международного сообщения.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
Основные направления деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Виды пунктов пропуска по видам международного сообщения.
Глава 1. Понятия и история развития пунктов пропуска
1.1 История развития пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Одним из важнейших проявлений верховенства государства на занимаемую территорию является его право и обязанность охранять свои границы от беспорядочного движения через них лиц, транспортных средств и грузов. В 1623 году был составлен новый устав станичной и сторожевой службы. В соответствии с ним был введен контроль за пересечением границы лицами. В нем отмечалось, что свободный доступ в страну имеют лишь иностранные послы со своей свитой и купцы с приказчиками. Все остальные лица должны были предварительно получить разрешение на въезд и согласие российского правительства, а также иметь рекомендательную грамоту от своего правительства.
Таким образом, в России начинается складываться система контроля за лицами, следующими через границу. Однако в этот период экономические интересы России в области пограничного контроля преобладали над другими. Этим объясняется активное развитие органов таможенного контроля.
В первой четверти XVIII века в России в результате мер административного и экономического принуждения, а также стимулирования произошел мощный экономический подъем России. Чтобы обеспечить взимание пошлин и осуществлять контроль за передвижением через границу, Петр I в 1723 году издал указ, в котором предписывал по всей польской границе, по большим дорогам учредить крепкие заставы и между тех больших дорог проезды лесом зарубить. В России появились первые пункты пропуска через границу в виде крепких застав[1] .
Существенно усложнилась деятельность таможни и погранстражи с появлением железнодорожного и морского транспорта в конце 50-х годов XIX века. С их появлением произошло резкое увеличение движения через границу людей и грузов. Количество пунктов пропуска составило почти 250 (в 1819 году - 54).
15 октября 1893 года погранстража была выделена в отдельный корпус, подчиненный министерству финансов. Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) стал специальной службой, предназначенной для осуществления надзора за границей по предотвращению тайного провоза товаров и незаконного перехода границы как гражданскими, так и военными лицами. Для облегчения выполнения своих обязанностей чинами ОКПС, повышения надежности охраны границы был установлен пограничный режим, который определял порядок въезда, проживания, передвижения в пограничных районах, а также правила пересечения границы российскими гражданами[2] .
В начале века в служебных документах появился термин жандармско-таможенный досмотр, отражающий факт контроля в пунктах пропуска. Таким образом, к началу XX века паспортный контроль сложился в определенную технологию, которая практически применяется в пунктах пропуска и в настоящее время.
Изменение государственной идеологии после октября 1917 года вызвало соответствующие изменения, как всей системы охраны границ, так и работы пунктов пропуска. Переход от лозунгов мировой революции к признанию Советской России островом во враждебном море отразился на балансе функций и организационном строении сил пограничного контроля. Характерным для этого процесса было резкое сужение экономической функции и возрастание политической.
Контроль в пунктах пропуска постепенно был организован таким образом, чтобы, прежде всего, предотвратить проникновение извне шпионов, контрреволюционеров, политически вредной литературы, средств диверсий и террора, при этом количество пунктов пропуска было резко сокращено, а экономический компонент сведен к минимуму.
23 апреля 1926 года Совет Труда и Обороны возложил на ОГПУ всю ответственность за организацию борьбы с контрабандой. В местах постоянного пропуска лиц и грузов из-за границы и обратно были сформированы пункты пропуска. В их задачу входили, надзор за соблюдением установленных правил въезда, выезда и борьба с контрабандой.
Одним из важнейших мероприятий по обеспечению охраны границы СССР в этот период явилось подписание 15 июня 1927 года нового Положения об охране Государственной границы СССР. Также в июне 1927 года было утверждено положение о пунктах пропуска. В целях упорядочения пересечения границы 4 января 1928 года циркуляром НКВД был определен порядок въезда иностранных граждан, который соответствовал международной автомобильной конвенции 1909 года. В соответствие с ним в Ленинградском округе было определено 13 пунктов пропуска, в Белорусском - 7, на Украине - 6, в Средней Азии - 16, в Казахстане - 3, в Сибири - 5, на Дальнем Востоке - 12. Открывались пункты пропуска для обслуживания иностранцев, прибывающих в Москву, Смоленск и Великие Луки.
С ростом товарообмена и передвижения через границу иностранных граждан возникала необходимость в расширении в целом по территории СССР пограничных подразделений, которые непосредственно осуществляли пропуск через границу СССР лиц, транспортных средств и грузов.
В послевоенный период управление системой пограничного контроля тоже находилось в постоянном движении, в поиске оптимального местонахождения в системе обеспечения государственной безопасности на границе и в пунктах пропуска. С подписанием мирных договоров с рядом стран увеличился грузопассажирский поток на путях международного сообщения. Возникала необходимость в техническом оснащении пунктов пропуска через границу и в укомплектовании частей и подразделений квалифицированными специалистами. С этой целью в июле 1946 года при Главном Управлении ПВ МВД введены курсы офицеров пунктов пропуска, для подготовки специалистов по квалифицированной проверки документов.
Начало 60-х годов (период “оттепели в международных отношениях) характеризовалось расширением межгосударственных связей с другими странами, увеличением потока лиц и транспортных средств, следующих через границу.
С середины 70-х годов в пограничных войсках успешно решалась проблема внедрения и использования электронно-вычислительных машин (систем) для охраны государственной границы. Использование ЭВМ на пунктах пропуска значительно увеличило скорость и надёжность проверки документов по оперативным учётам, способствовало оптимальной организации служебной деятельности.
Однако к началу 90-х годов обстановка на путях международных сообщений продолжала осложняться. Повышалась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля по национальным квартирам; усиливалась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе, большая их активность в пунктах пропуска через границу.
Исходя из этих условий требовались кардинальные перемены в целом в системе пограничного контроля. Они были начаты в середине 90-х годов и продолжаются по настоящее время. Данные перемены направлены на оптимизацию организационно-штатной структуры органов пограничного контроля и повышения надежности самой системы пограничного контроля в связи распространением международного терроризма, активизацией контрабандной деятельности через Государственную границу России[3] .
1.2 Понятие пункта пропуска
Основой правовой базы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных является Конституция Российской Федерации. Так в статье 27 Конституции закреплено:
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу, которые могут находиться на удалении от границы. Согласно Закону Российской Федерации О Государственной границе РФ от 1 апреля 1993 года.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение настоящей статьи, дающее определение пункта пропуска через государственную границу, является новым и вызвано необходимостью установления сфер принадлежности и ответственности транспортных министерств и ведомств Российской Федерации за состояние пунктов пропуска, созданием поддержание в них соответствующего режима.
Данной статьей Закона пограничной службе ФСБ Российской Федерации предоставлено право пользования по согласованию с властями сопредельных с Российской Федерацией государств иным порядком пересечения государственной границы. При этом отличный от установленного порядка пересечения государственной границы указанной категорией лиц определяется Пограничной службой ФСБ Российской Федерации по согласованию с пограничными властями сопредельного государства и закрепляется международными договорами Российской Федерации[4] .
Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Предложения об установлении пунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - инициаторы). Предложение об установлении пункта пропуска направляется инициатором в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации с приложением следующих документов:
обоснование экономической целесообразности установления пункта пропуска;
сведения о планируемой пропускной способности и сроках открытия пункта пропуска;
подробный расчет затрат средств из федерального бюджета на проектирование, строительство, оборудование, техническое оснащение и содержание зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обоснованием;
схема территории (акватории), на которой планируется разместить здания, помещения, сооружения, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, с обозначением границ зон планируемого размещения[5] .
Инициатором при установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов может выступать только Министерство обороны Российской Федерации.
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации рассматривает представленные инициатором материалы и в 2-месячный срок готовит заключение о целесообразности либо нецелесообразности установления пункта пропуска, согласованное с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации (если они не являются инициаторами).
Заключение о нецелесообразности установления пункта пропуска направляется инициатору. В случае признания целесообразности установления пункта пропуска проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска вносится в установленном порядке руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска в пределах территории военных аэродромов вносится в установленном порядке Министром обороны Российской Федерации.
Проект акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска с приложением материалов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, до его внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации направляется на согласование в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, а также в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается установить пункт пропуска. В проекте акта Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска указываются классификация и специализация пункта пропуска, а также срок функционирования - для временного пункта пропуска и период работы - для сезонного пункта пропуска.
Подготовка проектов международных договоров Российской Федерации об установлении пунктов пропуска осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о международных договорах.
Пункт пропуска открывается после комплексного завершения строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в пункте пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля, в порядке, установленном настоящими Правилами.
Если в акте Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска или нормативном правовом акте Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации о реконструкции пункта пропуска предусмотрено поэтапное принятие пункта пропуска, процедура открытия пункта пропуска осуществляется после завершения каждого этапа строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения. В целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации создает администрацию пункта пропуска[6] .
Функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения бесперебойного функционирования (эксплуатации) пункта пропуска, руководитель администрации пункта пропуска по согласованию с руководителями подразделений государственных контрольных органов, а также соответственно с руководителем администрации морского порта, капитаном речного (озерного) порта, руководителем аэропорта (аэродрома), старшим авиационным начальником аэродрома, начальником железнодорожной, автомобильной станции или вокзала утверждает распорядок работы пункта пропуска, включающий в себя время начала и окончания его работы.
В сезонных пунктах пропуска и пунктах пропуска, работающих на нерегулярной основе, работа сотрудников соответствующих подразделений государственных контрольных органов организуется в порядке их командирования в эти пункты на период пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Делая вывод, можно контактировать, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу. Пересечение Государственной границы через пункты пропуска затрагивает огромный спектр отношений, касающихся интересов, как государства, так и личности.
Глава 2. Общее положение пунктов пропуска в Российской Федерации
2.1 Правовой режим пунктов пропуска
Для решения задач охраны государственной границы в пунктах пропуска, обеспечения эффективного пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров, следующих через государственную границу, необходимы определенные условия, создающие благоприятную обстановку для деятельности контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, таможенных и других контролирующих органов. В соответствии со статьей 22 такие условия создаются установлением в пунктах пропуска режима, включающего правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, а также ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных. Основная цель вводимого режима состоит в том, чтобы созданием в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территорию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации[7] .
Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Органы пограничного контроля осуществляют контроль за соблюдением режима в пунктах пропуска гражданами РФ, иностранными гражданами и лиц без гражданства, должностными лицами и работниками организаций, расположенными на территории пунктов пропуска, в пределах правомочий, предоставленных им законодательством РФ.
В целях обеспечения соблюдения физическими лицами требований режима в пунктах пропуска не реже одного раза в квартал проводятся комплексные проверки состояния соблюдения режима. Комплексные проверки состояния режима в пунктах пропуска проводятся назначенными для этих целей представителями органа пограничного контроля. По согласованию с руководством таможенного органа к комплексным проверкам могут привлекаться также сотрудники таможенного органа.
Начальники аэропортов, аэродромов, морских (речных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, руководители других транспортных предприятий на основании полученного по подчиненности нормативного акта (приказа, инструкции, директивы) соответствующего транспортного федерального органа исполнительной власти разрабатывают и после согласования с руководителями контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, таможенных и других органов, осуществляющих контроль на государственной границе, издают приказ (инструкцию), которым с учетом местных условий, вида и интенсивности международного сообщения. Устанавливается режим в данном пункте пропуска через государственную границу и определяется порядок его поддержания.
Вот основные мероприятия, составляющие содержание вводимого в пунктах пропуска через государственную границу режима:
ограждение периметров территории аэропортов, аэродромов, морских и речных портов, автодорожных пунктов пропуска и других мест, где осуществляется пограничный и таможенный контроль, установление въездных (выездных) шлагбаумов, определение порядка их проезда;
организация надлежащего освещения территории пунктов пропуска и непосредственных подступов к ней;
определение помещений, территорий и иных мест, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. В этих зонах пограничной службой по согласованию с таможенными органами вводятся дополнительные режимные правила;
установление применительно к каждому пункту пропуска правил перемещения через них, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через государственную границу, в том числе установление порядка прохождения ими пограничного, таможенного и иного контроля;
установление порядка прохода и пребывания на территории и в помещениях пункта пропуска сотрудников органов, осуществляющих контроль следующих через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а также необходимого для функционирования пункта пропуска персонала транспортного предприятия;
установка пояснительных знаков и нанесения соответствующей разметки, определяющих порядок передвижения лиц и транспортных средств, перемещения грузов, товаров и животных по территории и в помещениях пункта пропуска через государственную границу;
введение разрешительного порядка некоторых действий, связанных с осуществлением пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В зависимости от местных условий, вида и интенсивности международного сообщения, названные мероприятия могут быть дополнены и другими. В тех случаях, когда пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации оборудованы и осуществляют деятельность вне территории, зданий и помещений транспортных учреждений (вокзалов, станций, портов т т.п.), контрольно-пропускные пункты пограничной службы наделяются правом своими приказами (инструкциями) устанавливать режим в этих пунктах пропуска в соответствии с требованиями, предварительно согласовав вводимые режимные мероприятия и ограничения с таможенными и другими органами, осуществляющими в этих пунктах пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов.
Контроль за соблюдением режима в пунктах пропуска через государственную границу осуществляется контрольно-пропускными пунктами пограничной службы совместно с органами внутренних дел, администрацией аэропортов (аэродромов), морских и речных портов[8] , открытых для международного сообщения, пограничных железнодорожных станций, службой международных автоперевозок или самостоятельно.
Кроме того, режим в пунктах пропуска устанавливает запрещающие меры. В пунктах пропуска запрещается:
проникать на территорию пункта пропуска (ПП), объекты и в административные здания организаций, расположенных в ПП, в нарушении установленного порядка;
находиться на режимной территории ПП без установленных документов, с просроченными, неисправными документами, а также с документами, сроки, действия которых не начались;
находиться в служебных помещениях органов пограничного контроля, в помещениях, где осуществляется проверка документов у лиц, следующих через Государственную границу РФ, пересекать линию кабин паспортного контроля без разрешения органов пограничного контроля;
выносить (вывозить) с территории ПП материальные ценности, грузы, товары и животных без разрешения соответствующих сопроводительных документов;
выносить (вывозить) на территорию пунктов пропуска огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и другие опасные грузы без соответствующего разрешения, выданного уполномоченными органами;
проживать в служебных, подсобных и иных помещениях, расположенных на территории ПП;
передавать с прибывающих в РФ и убывающих за пределы Российской Федерации автотранспортных средств, какие-либо предметы до окончания пограничных формальностей и завершения таможенного оформления и/или таможенного контроля;
изменять места стоянки транспортных средств без согласования с органами пограничного контроля и таможенного контроля;
проводить (провозить в транспортных средствах, грузах) в (из) ПП лиц в нарушении установленного порядка;
проникать в контролируемую зону пункта пропуска в нерабочее время.
Делая вывод можно сказать, что повседневное поддержание режима в пунктах пропуска играет существенную роль в выявлении, предупреждении и пресечении нарушений правил пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, перемещения через границу грузов, товаров и животных и иных видов контроля при их пропуске через Государственную границу Российской Федерации.
2.2 Виды пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации
Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных[9] .
По видам международного сообщения пункты пропуска классифицируются на:
морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные - по виду международного сообщения;
пассажирские, грузовые, грузопассажирские;
по характеру международного сообщения;
постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе;
по режиму работы;
Кроме того существуют многосторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации лицами независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности.
Двусторонние - для пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе в упрощенном порядке, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации и сопредельного государства.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (далее - специализированные пункты пропуска).
Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами, и подразделяются на:
специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;
специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на железнодорожных, автомобильных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также на иных специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности.
Делая вывод данного вопроса можно сказать, что пункты пропуска устанавливаются на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, международного сообщения. Определенных международными договорами Российской Федерации или решением Правительства Российской Федерации. Этими актами устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее.
Заключение
Подводя итог курсовой работы можно сказать, что пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных осуществляется в пунктах пропуска.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности.
Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
В зависимости от вида международного сообщения, в каждом пункте пропуске устанавливается правовой режим. Цель режима, чтобы создать в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территорию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Органы пограничного контроля осуществляют контроль за соблюдением режима в пунктах пропуска гражданами РФ, иностранными гражданами и лиц без гражданства, должностными лицами и работниками организаций, расположенными на территории пунктов пропуска, в пределах правомочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.
По положениям, выносимым на защиту:
По первому положению: Основные направления деятельности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Основной деятельностью пунктов пропуска является, пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных. В настоящее время в мире сложились устойчивые международные нормы и взаимоприемлемая практика пересечения Государственной границы в пунктах пропуска. Перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По второму положению: Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Для решения задач охраны государственной границы в пунктах пропуска, обеспечения эффективного пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров, следующих через государственную границу, необходимы определенные условия, создающие благоприятную обстановку для деятельности контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, таможенных и других контролирующих органов.
Такие условия создаются установлением в пунктах пропуска режима, включающего правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, а также ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных. Основная цель вводимого режима состоит в том, чтобы созданием в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территорию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
По третьему положению: Виды пунктов пропуска по видам международного сообщения.
Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
По видам международного сообщения пункты пропуска классифицируются на:
морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные - по виду международного сообщения;
пассажирские, грузовые, грузопассажирские;
по характеру международного сообщения;
постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе;
по режиму работы;
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных и так далее.
Таким образом, пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. Для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных. В зависимости от вида международного сообщения, в каждом пункте пропуске устанавливается правовой режим. Цель режима, чтобы создать в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территорию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Список используемой литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Закон РФ от 1 апреля 1993г. N 4730-I О Государственной границе Российской Федерации.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
4. Постановление Правительства Российской федерации от 26 июня 2008г. N 482 Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008г. №253 Об утверждении правил определения пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации
6. Указ Президента РФ от 11 октября 2007 года № 1359 О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации.
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через Государственную границу между Российской Федерацией и
8. Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 года.
Комментарии к нормативным актам:
9. Научно-практический комментарий к Закону РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-I О Государственной границе Российской Федерации - М.: Граница, 1996.
Исторические источники:
10. Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России: Краткий исторический очерк. - М.: Граница, 1993г.
11. Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. - М.: Кучково поле, 2008г.
12. Боярский В.И. На стороже Руси стояти: Страницы истории пограничной стражи Российского государства. - М.: Граница, 1993
Учебная и научная литература:
13. Круглов И.А., Шилов В.С. Правовое регулирование пересечения государственной нраницы лицами и транспортными средствами. Учебное пособие. ГПИ ФСБ России. 2004г.
14. Некрасов А.А., монография “Система пограничного контроля Российской Федерации и направления ее совершенствования - 2000г.
Периодическая печать:
15. Марголин В.В. Пограничная служба в России в XVIII веке // Пограничник. - 1944. - № 5.
16. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России в первой половине ХIX века // Пограничник. - 1944. - № 9.
[1] Марголин В. В.. Пограничная служба в России в XVIII веке // Пограничник. -1944. - № 5.
[2] Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи России: Краткий исторический очерк. - М.: Граница, 1993.
[3] Некрасов А.А., монография “Система пограничного контроля Российской Федерации и направления ее совершенствования” -2000.
[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о пунктах пропуска через Государственную границу между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 7 октября 1995 года.
[5] Постановление Правительства Российской федерации от 26 июня 2008г. N 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
[6] Указ Президента РФ от 11 октября 2007 года № 1359 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации»
[7] Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I О Государственной границе Российской Федерации»
[8] Научно-практический комментарий к Закону РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-I О Государственной границе Российской Федерации»- М.: Граница, 1996.
[9] Круглов И.А., Шилов В.С. Правовое регулирование пересечения государственной нраницы лицами и транспортными средствами. Учебное пособие. ГПИ ФСБ России. 2004г.