Пушкин а. с. - Частные и всеобщие проблемы русской жизни в прозе а. с. пушкина
СОДЕРЖАНИЕ: К циклу. Повестей Белкина непосредственно примыкает незавершенная и самим. Пушкиным не публиковавшаяся. История села. Горюхина. Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства. К циклу Повестей Белкина непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся История села Горюхина. Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства Пушкин подчеркнул уже названием села: Горюхино. Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным запись помещичьего календаря: 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 - корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 - погода ясная. 9 - дождь и снег. Тришка бит по погоде. Подобные места придают нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной сарказма Истории... характер явной политической сатиры. Недаром манеру смиренного го-рюхинского летописца подхватил и блестяще развил в своей Истории одного города наиболее сильный русский политический сатирик Салтыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина История села Горюхина является началом того пути, который привел его к созданию Дубровского, а затем - Капитанской дочки.
Социально-бытовой роман Дубровский не был завершен. Но если бы не сохранилось пушкинских планов его продолжения, мы считали бы, что имеем дело с законченным текстом. Фигура благородного разбойника Владимира Дубровского несколько романтизирована Пушкиным, зато почти все остальные образы романа - от крепостников-помещиков и продажных чиновников-подьячих до крепостных крестьян - даны с величайшей реалистичностью. Особенно выпукло показана фигура дикого и неистового крепостника-самодура Троекурова. Тонким контрастом к нему является облекающий свои крепостнические замашки и инстинкты в формы культурно-утонченного европеизированного изящества князь Верейский - знаток и любитель искусств, страстный поклонник женской красоты.
Глубоко правдивы и обрисованы с большим и подлинным сочувствием образы крепостных крестьян, особенно фигура кузнеца Архипа. Жестоко расправившись с приказными, Архип с опасностью для жизни выносит из огня беспомощную кошку. Образом кузнеца великий художник-реалист возражает не только реакционным ненавистникам крестьянства, но словно бы отвечает и себе самому на те опасения русского бунта, бессмысленного и беспощадного, которые были свойственны ему как политическому мыслителю.
Особое место среди прозаических произведений Пушкина занимает небольшая по объему, но насыщенная глубоким социально-историческим смыслом повесть Пиковая дама. В образе главного действующего лица, Германна, с его профилем Наполеона, а душой Мефистофеля, Пушкин создал тип того нового буржуазного героя, хищника-стяжателя, который стал возникать в это время в русской действительности. Деньги, вот чего алкала его душа! - с горечью восклицает разгадавшая Германна Лиза. Человек сильных страстей и огненного воображения, Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление. С графической четкостью рисунка даны и остальные образы повести: старой графини, которая была прямо срисована Пушкиным с одной из титулованных старух николаевского двора, и бедной воспитанницы Лизы, легкомысленно-беспечного гвардейца Томского и игрока Чекалинского. Описание игры в доме Чекалинского по своему строго эпическому тону и одновременно глубочайшему внутреннему драматизму принадлежит к числу самых замечательных страниц русской повествовательной прозы.
Вообще Пиковая дама представляет собой одно из чудес пушкинского искусства. Умение писать просто, коротко и ясно, проявившееся с такой силой уже в Повестях Белкина, в Пиковой даме достигает еще большего совершенства. Воплощая свой замысел, Пушкин идет прямым путем, ни на минуту - под влиянием внезапных наплывов чувств, капризной игры творческого воображения - не сходя с него в сторону. Увлекательность фабулы, живость созданных образов, стройность композиции, мастерство повествования, необыкновенно изящного в своей простоте и вместе с тем проникнутого тончайшей иронией, - все это делает Пиковую даму одним из лучших образцов новеллы в мировой литературе.