Пушкин а. с. - Темы и проблемы
СОДЕРЖАНИЕ: Маленькие трагедии - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Каменный гость, Пир во время чумы. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 год). Маленькие трагедии - не пушкинское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание маленькие трагедии употреблялось в буквальном смысле.Маленькие трагедии - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Каменный гость, Пир во время чумы. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 год). Маленькие трагедии - не пушкинское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание маленькие трагедии употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия цикла следующие: Драматические сцены, Драматические очерки, Драматические изучения, Опыт драматических изучений. Последние два названия подчеркивают экспериментальный характер художественного замысла П-на. После Бориса Годунова (1825 год) с его монументальной формой и сложной композицией П-н создает короткие, камерные сцены с небольшим числом действующих лиц. Экспозиция сжата до нескольких стихов. Отсутствует сложная интрига и пространные диалоги. Кульминация разрешается мгновенной развязкой. Первоначальный вариант названия трагедии Моцарт и Сальери - Зависть, но драматург отказывается от этого названия. Его интересует не нрав завистника, а философия художника-творца. Моцарт и Сальери - это единственная из Маленьких трагедий где созданы образы не вымышленных, а реальный исторических лиц. Однако пушкинский Моцарт так же далек от реального Моцарта, как и весь сюжет трагедии, основанный на легенде, ныне опровергнутой, будто бы Моцарт был отравлен Антонио Сальери, ненавидевшим и питавшим к нему жгучую ненависть. Но П-н все же использует эту легенду, вспоминая эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта Дон Жуан: раздался свист, все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. Ненормальный с точки зрения здравого смысла поступок Сальери показывает, что его совершил человек не просто охваченный завистью, но в бешенстве снедаемый ею. А бешенство опасно, ведь корень слова указывает на то, что человек, поддавшийся этому чувству, себе не принадлежит, потому что им руководит бес. Что же привело Сальери к убийству? Сальери с самого раннего детства посвятил себя музыке, он не противник вдохновения, но считает, что право на вдохновение завоевывается длительным трудом, служением, открывающим доступ в круг посвященных творцов. С этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению. Поставив искусство выше человека, Сальери убеждает себя в том, что человек и его жизнь может быть принесена в жертву этому фетишу. Первый шаг к убийству - утверждение, что убийца лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет. Затем делается самый решительный шаг: слово убить заменяется словом остановить: …я избран, чтоб его Остановить… При этом Сальери агрессивной стороной считает Моцарта, это существенно в софистике убийства: жертва изображается как сильный и опасный атакующий враг, а убийца - как обороняющаяся жертва. В этом произведении можно выделить еще одну тему - каинову. Тема Каина и его жертвы - одна из самых важных в Моцарте и Сальери. Ведь каинова тема - это тема Сальери. Сальери так же возмущен несправедливостью, как и Каин, он говорит: Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Его тяжелый труд не принят Богом. Труд земледельца Каина тяжелее труда Авеля, как труд Сальери, который поверил… алгеброй гармонию, тяжелее труда безумца и гуляки праздного Моцарта. Преступление Сальери так же протестно и интеллектуально, как и преступление Каина. Не даром в древних сказаниях Каин предстает первым убийцей и первым интеллектуалом, задающим Богу непростые вопросы. Эти же вопросы задает и Сальери, интеллектуал, работяга, ремесленник. Мораль ясна: Сальери работал в расчете на вознаграждение, Моцарт творил, потому что ему нравилась музыка, и поэтому его беззаботная жертва принята, а жертва Сальери отвергнута. Награда Моцарта - уже в самой его работе, он может быть бесславным, нищим потому, что спасается своей музыкой. Сальери же в своем творчестве видит не цель, а средства. Однако для П-на все не так просто: в пьесе его интересует не мораль, а проблема художника-творца. Сомнения Сальери, его зависть принадлежат не ему одному, но и П-ну. Осип Мандельштам писал: В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери. Многие критики отмечают парадоксальное братство этих героев: Моцарт - это эхо Сальери, а Сальери - эхо Моцарта. Особенно ярко это видно благодаря одной фразе, которую говорят оба героя, но с разной интонацией. Моцарт спрашивает: А гений и злодейство - две вещи несовместные. Не правда ль? Сальери утверждает: Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда… Еще одна важная тема в пьесе - тема смерти, тема черного человека, которая связана с темой судьбы. Все рассказы о черном человеке, о Реквиеме Сальери мог воспринимать как напоминание о принятом им решении, но он не отказывается от него. Сальери - логик, экспериментатор, рационалист, ему не нужны земные царства, а нужна справедливость, он не понимает, почему вдохновение не дается ему без труда? Почему он не гений? А Моцарт отвечает, что гений не способен на злодейство. После ухода Моцарта, Сальери спрашивает: Но ужель он прав, и я не гений? Сальери остается с неразрешенной проблемой справедливости. Таким образом, в своей трагедии автор создал архитипы художников: легкого, вдохновенного Моцарта и трудяги Сальери. Это помогло ему коснуться очень важных проблем творчества, задать очень актуальные для всего человечества вопросы, коснуться тем, которые волнуют нас в течение всей нашей жизни.