Пути преодоления деформаций законности
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, сущность законности и ее место в системе российского права. Основные критерии оценки правовой жизни общества и его граждан. Виды и причины деформаций законности. Возможные способы укрепления законности, преодоления деформаций законности.ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Кафедра теории государства и права
Курсовая работа
на тему:
«Пути преодоления деформаций законности»
Черджиева Л. К.
(студентка 2 курса факультета очного обучения)
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Миндзаев М. А.
Владикавказ
2008
Содержание:
Введение
Глава 1. Законность – понятие, сущность и место в системе российского права
Глава 2. Виды деформаций законности
Глава 3. Причины деформаций законности
Глава 4. Пути преодоления деформаций законности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Законность – одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий. Она, как ни какой другой правовой институт, всегда имела не только чисто теоретическое, но и остросоциальное, и самое непосредственное практическое значение, так как от уровня, состояния и понимания законности зависят жизнь и судьба миллионов людей. Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества и правового государства. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма. Но проблема законности появилась не сегодня, она всегда была для нашего государства одной из главных.
Понятие законности имеет долгую историю. Первым юристом, который упоминал это понятие, был римский юрист Ульпиан, который в своих трудах упоминал понятие justitia - справедливость, которая позже стала называться законностью, т.к. законы стали “справедливыми”. Многие государственные деятели различных государств ставили обеспечение законности на первое место, среди них Цицерон, Людовик XVI, Наполеон, АлександрII, Гитлер, Сталин и др. “В советский период, наибольшее распространение получило определение законности как строгого и неуклонного соблюдения законов и основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.” [1]
Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого социалистическая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение советских законов всеми органами Советского государства, всеми учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами СССР. М. С. Строгович считает, что поскольку высшим выражением государственной воли является закон, то именно его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение — нарушение закона».[2] “Первым условием законности,– пишет П. И. Стучка,– является сам закон”. По мнению профессора С.С.Алексеева, законность – явление многомерное. Она включает не только требование строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами законов и основанных на них правовых актов, но и реальное осуществление ими субъективных прав, надлежащее применение права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц.[3]
Проблема законности также обсуждалась в работах Александрова Н.Г. (Право и законность в период развёрнутого строительства коммунизма. М., 1981), Алексеева С.С. (Законность и мы. М., 1988), Афанасьева В.С. (Обеспечение законности: вопросы теории и практики. М.,1993), Бабаева В.К. (Вопросы законности. М., 1991), Бахраха Д.Н. (Вопросы законности в государственном управлении//Правоведение. 1996. №3), Боннера А.Т. (Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1997), Зайцева И.М. (Законность и Россия // Российская юстиция. 1995. №11; Сущность хозяйственных споров. Саратов, 1996), Кудрявцева В.Н. (Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. №1; О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.), Лисюткина А.Б. (К понятию законности //Правоведение. 1993. №5).
Таким образом, законность была и остается одной из самых актуальных проблем.
Что такое законность в современном государстве? Каковы причины нарушения законности в стране? В чём заключаются трудности реализации российских законов? Эти и другие вопросы подтолкнули меня к выбору указанной темы. Целью настоящей курсовой работы является попытка исследования проблем законности, выработка возможных способов укрепления законности, преодоления деформаций законности.
Глава 1. Законность – понятие, сущность и место в системе российского права
Понятие и принципы законности. Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах - законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей - граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, применяющих закон. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием законность.[4]
Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как реализация права, применение права, правомерное поведение, правоотношение, эффективность права. Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. Правомерное поведение определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, правоотношение указывает на правовую связь его участников, эффективность права - на результативность правового воздействия и т. д. Законность же - комплексная категория, охватывающая все стороны жизни - права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория законность фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: а) в плане правового характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.
Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений. Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.
Подобная трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является правом и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.[5]
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?
Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования.
Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.[6]
Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом. Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Гарантии и роль законности в современном российском праве.
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.[7]
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Под экономическими гарантиями понимается существующая система хозяйства, форма собственности, под политическими - политическая система, под социальными - классовая структура общества и т.д. Такое понимание гарантий может удовлетворить потребности практики, ибо их влияние на состояние законности неоднозначно, иной раз они оказывают на нее негативное воздействие. Поэтому общие условия необходимо рассматривать конкретно, выделять в них те факторы, которые положительно воздействуют на реализацию права. Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация.[8]
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела. Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность. Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.
Действующее законодательство должно быть достаточно полным,
стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники,
необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для
реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.
Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции. Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.
Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.
Среди юридических гарантий различают следующие:
1. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.
2. Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
3. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.
4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
5. Юридическая - ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
6. Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.[9]
Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок - основу нормальной жизни общества.
Законы и их соблюдение — древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.[10] Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности», «Закон — единственный бог, которому все должны поклоняться», «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон», «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закон должен властвовать над всеми», «Кто живет по закону, тот никому не вредит», «Закон суров, но это закон».
Все эти изречения полны глубокого смысла, опыта, мудрости. Сократ говорил: «Что законно, то и справедливо». В законе воплощен коллективный разум, потому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть. Право издревле называли искусством добра, беспристрастности и объективности, а в законе видели некое высшее божественное установление. Заметим, что здесь речь пока не идет о несовершенных законах, которые заведомо не сумеют обеспечить должного порядка в обществе, закон мыслится как собирательный положительный образ, как идеал. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: «Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: «Врач, исцелись сам». В подчинении власти собственным законам — суть правового государства, ибо там, где кончаются законы, начинается произвол.
В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола. Закон, как известно, является формой выражения воли народа - единственного источника власти. Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов — функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, но это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.
В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:
1) успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;
2) построение гражданского общества и правового государства;
3) эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;
4) реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;
5) четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;
6) борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;
7) обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане — управленческого процесса;
8) формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.
Для претворения в жизнь всех этих и других задач требуются организованность, порядок, дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит, власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной — экономической, социальной, политической, морально-психологической. России, как никогда, нужны законность и порядок.
“Задача обеспечения прав граждан является тем более насущной и актуальной, если учесть вхождение России в европейское правовое пространство и необходимость последовательного выполнения наших новых международных обязательств в этой области. Идея законности есть немаловажная социальная ценность. Но она осознается и влияет на поведение граждан и должностных лиц лишь при наличии ряда условий, к числу которых относятся полнота законодательного урегулирования общественных отношений; стабильность основных правовых институтов; действенность правовых гарантий; равное отношение при применении законов к любому человеку; неотвратимость государственного реагирования на любое правонарушение”.[11]
Глава 2. Виды деформаций законности
В условиях научно-технического прогресса, усложнения общественных отношений, формирования и развития новых социальных сфер, правовая коньюктура России испытывает упадок, связанный с деформацией законности. Описанные выше причины или детерминанты законности, проявившись в реальных правоотношениях: законотворчестве, правоприменительной и особенно судебной практике – все они привели к появлению разнообразных форм и видов деформации законности.
Однако для определения форм и видов деформации законности следует дать данному явлению определение. В науке теории государства и права имеются двоякие взгляды на определение категории «деформация законности». С одной стороны, деформация законности, как принято считать – это искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое перестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным.
Другой подход обоснован возможностью искажения смысла самого закона, иначе выражаясь его духа и принципов, когда меняется отношение к праву, вырождается правовая техника, разрушается преемственность поколений в плане подхода к регулированию общественных отношений.
Кажется наиболее объективным принять обе точки зрения, когда под деформацией законности понимается такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий, а именно гуманизма, равенства и справедливости, при этом нельзя отвергать древний принцип duralex, sedlex, который говорит о верховенстве закона в общественных отношениях, что дополняется учением об отражении в праве существующих реально общественных отношениях.
Учитывая, что деформация законности является следствием «действия» или «воплощения» закона в обществе, ибо закон без общества – мертвый закон, можно классифицировать виды деформации законности по ветви власти, из которой такие деформации исходят. При этом, нельзя конечно же забывать, что пусть и не основной, но тем не менее самый опасный сектор деформации законности исходит из обычного общества.
Классифицирую деформацию законности по источнику ее возникновения, можно сказать, что есть объективные деформации, связанные с падением правовой культуры общества, внутри правовыми коллизиями, и отчасти с негативными изменениями в структуре правосознания. Субъективные деформации имеют источник в волевом акте субъекта права, и, следовательно, мы имеем в этом случае дело с сознательным «отторжением» правовых установлений и дефектами (намеренными и ненамеренными) правоприменительной практики.
Таким образом, деформация законности может выражаться в двух формах – злоупотребление правом, и нарушением права, при этом в последнем случае речь идет о внутри правовом, внутри - отраслевом дефекте, связанным с действиями или бездействиями уполномоченного государством правоприменителя.
Следует подчеркнуть, что детальному рассмотрению подлежит именно форма злоупотребления правом, в которой можно выделить ряд видов:
· дефекты правоприменительной практики;
· коллизии;
· низкий уровень правовой культуры граждан;
· правовой нигилизм.
Дефекты правоприменительной практики. Данные дефекты выражаются в неоднозначном намеренном толковании нормативно правовых актов, и, соответственно, в их применении.
Такими дефектами пестрят материалы дел, в качестве ответчика выступает орган государственной власти РФ или орган государственной власти субъекта РФ, когда лицо уполномоченное представлять данный орган в суде в процессе судебного заседания или подготовки к судебному заседанию допускает по своей воле ряд серьезных ошибок, которые неблагоприятно сказываются на таком органе государственной власти, а в своей совокупности дает ложное представление и слабости государства, правовой безграмотности государственных служащих.
Дефекты правоприменительной практики особенно часто встречаются в самих судебных решениях или решениях государственных органов, когда неверно оцененные или учтенные обстоятельства приводят к нарушению законности, т.е. установленного порядка реализации государственных интересов и политики.
Коллизии. Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно – правовыми актами, регулирующими одни и те же смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. Безусловно, юридические коллизии, мешают нормальной отлаженной правовой системе, нередко ущемляются права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состояния законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством правовых граждан, культивируют правовой нигилизм. Когда на один и тот же случай приходится два, три и более противоречащих друг другу актов, то исполнитель как бы получает легальную возможность (предлог, зацепку) не исполнять ни одного. Поэтому предупреждение, локализация этих аномалий или их устранение является важнейшей задачей юридической науки и практики.
Низкий уровень правовой культуры граждан. “Правовая культура – важнейший элемент общей духовной культуры. В теории права выделяются правовая культура в широком значении и правовая культура личности. В широком значении правовая культура – это система общественных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. Правовая культура человека – это единство: 1) глубоких правовых знаний, 2) уважения к праву, закону, 3) правомерного поведения”.[12] “Правовая культура выступает как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности”.[13] Правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных человечеством юридических ценностей. Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства, одна из гарантий наличия законности в государстве.
“Человек в России и в мире в целом должен воспитываться так, чтобы он понимал, что если нарушит закон, его ждет суровая кара — наказание, причем большее, чем выгода от правонарушения.
Но в то же время человек, ущемленный в законных правах, не только должен знать, что он может их защищать, но должен знать и реальный универсальный механизм защиты прав и свобод человека, который мы должны создать.
Но пока складывается ощущение, что в России существуют лишь права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного. А человек — потерпевший — остается беззащитным; он никому не нужен: от виновного лица ничего не получишь в возмещение ущерба, да и само государство ничем не поможет.
Для формирования законопослушного гражданина необходимы следующие условия: во-первых, стабильные законы; во-вторых, завершение формирования системы судов; в-третьих, реальное исполнение решений судов. К этим «трем китам» можно добавить правопросвещение и правовую пропаганду, оптимизирующие правовую культуру и правосознание.”[14]
Глава 3. Причины деформаций законности
Каковы же причины, обусловившие нарушение законности, прав человека, потерю управляемости обществом, дестабилизацию общественных отношений? Таких причин много, но остановимся на наиболее важных.
1. Во – первых, законность и обеспечение прав и свобод человека не возможны без сильного государства. Такого, где главенствует Закон, а не воля начальника, где выстроена «вертикаль» власти в том смысле, что
«вниз» передаются не команды, а полномочия, такого, которое защищает своих граждан и неукоснительно выполняет свои обязанности, в котором, власть существует, для того чтобы служить людям, а не такое, где люди существуют для того, чтобы время от времени подтверждать полномочия власти. В Конституции закреплены принципы прочной демократической государственности: её правовой характер и социальная ориентация, разделение властей, признание прав и свобод человека высшей ценностью, суверенитет народа. Однако государство в посттоталитарной России формировалось иным путём. Оно оказалось отчуждённым от общенародных интересов и не стало ни демократическим, ни правовым, ни социальным. Крайне негативное влияние на характер государственности оказало не прекращающееся противостояние законодательной и исполнительной властей. В стране не удалось сформировать подлинно свободную и независимую судебную власть. Произошло ослабление российской государственности. В результате воцарился хаос, жесткая борьба за перераспределение собственности. Ослабление государственности как важнейшего института, воздействующего на самые различные сферы общественных отношений и являющегося незаменимым инструментом их организации, придания устойчивости процессам преобразованиями реформирования, явилось одной из главных причин нарушения законности в стране. Формирование правового государства и установление режима законности – задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества, связанных как с преодолением наследия прошлого, так и тех серьёзных ошибок и просчётов, которые были допущены в последние годы. Создание сильного государства, основанного на праве – необходимое условие установления режима законности в стране.
2. Во-вторых, законность невозможна без четко отлаженных механизмов и процедур защиты, прав человека, поскольку с восприятием и закреплением в Конституции РФ идеи правового государства в понятие законность включаются требования общества к государству по обеспечению прав и свобод человека. Ослабление российской государственности неизбежно повлекло за собой и разрегулированность, неопределённость, противоречивость, а то и полное отсутствие юридических правил, обеспечивающих защиту прав граждан. Такая ситуация обуславливает незащищённость прав человека и гражданина, сформулированных в Конституции, поскольку предусмотренные в ней юридические гарантии нуждаются в конкретизации, четком определении обязанностей государственных органов и должностных лиц, общественных организаций и органов местного самоуправления. В Конституции РФ закреплен широкий спектр традиционных институтов, гарантирующих права и свободы человека (судебные и административные формы защиты) и новых, которые не обрели ещё прочных традиций в российской правовой системе и практике: деятельность Президента, Правительства, Уполномоченного по правам человека. Положение усугубляется и отсутствием правовой культуры и информированности населения, прочно утвердившимся в общественном сознании недоверием к государству и его органам, слабой надеждой на оперативное и справедливое рассмотрение дел. Крайне неблагополучно положение и с несудебными формами защиты прав человека, и, прежде всего с административными способами. Статья 33 Конституции отмечает: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это право дополняет судебную систему защиты, создаёт возможность выбора форм процедур защиты – судебных или административных. Его реализация в соответствии с процедурами, отвечающими современными требованиями защиты прав человека от любых незаконных действий способствовала разгрузке судов. Однако в России до сих пор нет федерального закона о рассмотрении обращений граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, отсутствует механизм ответственности за нарушение права гражданина на такое обращение. Эти вопросы всё ещё регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР в редакции от 4 марта 1980 г., который явно устарел и не способен защитить гражданина от произвола чиновника. Между тем, в Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин отметил, что почти из 500 тысяч обращений во время телевизионного интервью почти три четверти – это жалобы граждан на разные формы административного произвола. Необходимо принятие федерального закона об обращениях граждан, который должен определить основные положения, касающиеся порядка рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб, предельные сроки и процессуальные особенности такого рассмотрения, виды принимаемых решений и их юридическую силу.
Огромный вред укреплению законности в стране и охране прав граждан приносит отсутствие реальной ответственности государственных органов и должностных лиц за правонарушения, ущемляющие права и свободы граждан. Органы прокуратуры далеко не всегда привлекают к ответственности лиц, виновных в подобных действиях. Поэтому усилие надзора за соблюдением прав и свобод человека способствовало бы упрочнению стабильности общества. Безнаказанность, отсутствие ответственности развязывает руки чиновникам, вызывает резко негативное отношение к власти. Все эти обстоятельства ослабляют реальную гарантированность прав человека, не способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, пресечению нарушения законности. Таким образом, следует задачей первостепенной важности приведение в действие всех юридических механизмов защиты прав человека, предусмотренных Конституцией РФ.
3. Предпосылкой законности выступают правовые предписания, содержащиеся в законах и иных нормативно-правовых актах. Чем совершеннее такие акты, чем полнее проводятся в жизнь их требования, тем выше уровень законности. В числе отрицательных моментов, относящихся к нормативной основе законности, назовем такие, как принятие законов, которые заведомо невыполнимы, не обеспечены механизмом реализации, разработаны без учета достижений юридической техники или отражают отраслевые либо корпоративные интересы. Очевидно, наиболее значимые отношения регулируются и законами и подзаконными актами (акты президента, правительства, министерств и др.). Такие акты по своей юридической силе стоят ниже законов и не должны им противоречить, обходить или расходиться с их предписаниями.
На страницах печати нередко пишут о необходимости повышения качества ведомственных нормативно-правовых актов. Порядок в законотворчестве, – отмечается в послании Президента
Российской Федерации Федеральному собранию, – должен быть подкреплен жесткой дисциплиной ведомственного нормотворчества... Не искоренена практика, когда ведомственными актами вводятся дополнительные обязанности граждан. Появляется основа для ведомственного произвола. К тому же, как правило, люди узнают о существовании такой инструкции только в кабинете чиновника. Такие инструкции недоступны для ознакомления и противоречат Конституции и другим законам Российской Федерации. Все инструктивные документы должны быть доступны и отвечать за это должны сами ведомства. Таким образом, закон должен быть качественно совершенным и эффективно действующим, поскольку закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования, соблюдение которых ведёт к обеспечению законности.
4. Законность в обществе может существовать, лишь опираясь на массовое общественное сознание, на нравственную поддержку населения страны. Народ России оказался в беспрецедентной ситуации. В течении ХХ столетия дважды пытались круто изменить его общественное сознание, навязывая ему новые принципы и устои жизни. Насильственная ломка сознания после захвата власти большевиками была крайне болезненна и привела к неизбежным деформациям. Попытки новой переориентации общественного сознания, осуществляющиеся в условиях реформирования, отступление от идей равенства и справедливости, оказались крайне разрушительными и вызвали резкое противодействие со стороны значительной части общества. Игнорирование особенностей общественного сознания неизбежно привело к социальным катаклизмам, неприятию всего, что происходит от власти. Такое насилие над сознанием неизбежно сопровождается нарушениями законности, поскольку закон зачастую используется лишь в целях защиты властных структур и политической элиты.
Стабильность, устойчивость развития, законность несовместимы с навязыванием обществу идей и принципов, которые противоречат его общественному сознанию и нравственным установкам. Реализация законов и иных нормативных правовых актов остаётся одной из наиболее острых и болезненных проблем российского общества.
Рассматривая причины неэффективности и невыполнимости законов, нельзя не заметить, что отсутствие (полное или частичное) материальной их обеспеченности дополняется ещё правовым нигилизмом, низкой правовой культурой, слабой правовой информированностью граждан и должностных лиц. Правовой нигилизм понимается исключительно как негативное явление, как неуважительное отношение к праву, закону, законности и правопорядку. В сфере реализации права нигилизм наиболее ярко проявляется в умышленном нарушении законов. Повышению уровню преступности в стране способствуют снижение уровня жизни, безработица, падение морали. Следует подчеркнуть массовидный характер правового нигилизма. Многочисленные компании не видят ничего противоправного в том, что они не выплачивают месяцами и годами зарплату своим работникам. Нарушения трудовых прав граждан различными негосударственными организациями и, прежде всего, обществом с ограниченной ответственностью стали чуть ли не правилом.
Особенно опасен правовой нигилизм со стороны властей. Когда бюрократия нигилистически относится к закону, то закон вообще ставиться под сомнение как способ регулирования общественных отношений. Любое общество заинтересовано в ликвидации правового нигилизма, повышению уровня правовой культуры, для чего используются разные формы правового обучения и воспитания.
К сожалению, нарушение законности и прав человека, прежде всего, связано с деятельностью должностных лиц. Их низкая правовая культура, усугубляемая отсутствием подлинно нравственной ориентации, ярче всего проявляются в неуважении к праву, правам человека. Права человека – категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто, согласно Конституции, призван обеспечивать их незыблемость. Между тем, нарушение законности должностными лицами вызывает цепную реакцию пренебрежение к закону граждан. Активную работу по формированию знаний о праве ведут кафедра ЮНЕСКО по правам человека демократии МГИМО, Московская школа прав человека и др.
Глава 4. Пути преодоления деформаций законности
Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в пережитках, не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Также видит разрешение этой ситуации и Кудрявцев В. Н.:
“Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо:
а) сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;
б) минимизировать безработицу;
в) обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности. Но одновременно нельзя упускать из виду и обширный комплекс мер государственно-правового порядка (укрепление российской государственности, решение проблем федерализма и национальных отношений, прекращение “войны законов”, искоренение коррупции и бюрократизма), без которых достижение этих целей также не может быть обеспечено”.[15]
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, оживляют преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания, как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.
Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе Моя хата с краю. Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона. И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
Заключение
Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что на сегодняшний момент проблема законности стоит перед нашим государством практически на первом месте. При написании курсовой работы я выяснила, что в нашем обществе сложилась традиционная концепция понимания законности, когда под законностью понимается соблюдение всего законодательства всеми субъектами права, а с функциональной точки зрения законность понимается, как неуклонное соблюдение законов всем народом, но не государством, при этом государство выступает как гарант законности, издавая нормативно – правовые акты. В сегодняшнее нелёгкое время, когда от государства понадобилась стабильность выполнения принципа законности, выяснилось, что оно не в состоянии обеспечить реализацию приведённого выше принципа. Многие научные деятели России приводят различные пут преодоления деформаций законности, но мне кажется, что, только соблюдая все эти рекомендации, которые являются достаточно объективными, можно, наконец, решить проблему законности.
Итак, на сегодняшний момент существуют разнообразные предложения по путям выхода из кризиса законности:
1.сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;
2.минимизировать безработицу;
3.обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности;
4.формирование правовой базы и институционная реформа правоохранительной системы;
5.дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;
6.создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной; системы и органов юстиции;
7.законодательное обеспечение системы прав человека;
8. упрочение и защита конституционного строя;
9. реформирование системы государственного управления;
10. координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;
11. реформа местного самоуправления;
12. развитие системы правового воспитания,
13. образования и юридической науки;
14 организация правовой экспертизы;
15. создание широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.
Приведенные выше направления дальнейшей деятельности государственных органов свидетельствуют о большой работе, которую нужно провести государству для решения данной задачи. Осуществление данных мероприятий немыслимо без стремления к “светлому будущему”, без человеческих качеств, которых остаётся всё меньше и меньше в государственных структурах, без правовой идеологии, направленной на повышение правовой культуру населения и т.д. Но время существенно изменилось, и правовые реалии неизбежно возьмут свое. Неблагополучие с состоянием правопорядка и законности в стране служит в этом отношении достаточно серьезным предупреждением.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003;
3. Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина – приоритетное направление правовой политики современной России// Правоведение, 1998, №1, с. 156;
4. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992;
5. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005;
6. Зайцев И. М. Законность и Россия//Российская юстиция. 1995, №11, с.3-9;
7. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние// Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12;
8. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006;
9. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1 Свердловск,1972;
10.Рабинович П. М. Упрочнение законности – закономерность социализма. Львов.1975.;
11.Сальников В. П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991;
12.Строгович М. С. Теоретические вопросы советской законности//Советское государство и право, 1956, №4;
13. Юридический словарь М. Изд. Олма-Пресс Образование 2005.
[1] Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма. Львов, 1975. – с. 31.
[2] Строгович М. С., Теоретические вопросы советской законности // Советское государство и право», 1956 г., № 4.
[3] См. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1. Свердловск, 1972. С.113
[4] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с.586.
[5] см. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003, с.472.
[6] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с. 588.
[7] см. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006, с. 466-468.
[8] см. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005, с.587-589.
[9] см. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006, с. 472-475.
[10] см. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003, с. 489.
[11] Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние, Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12.
[12] Юридический словарь. М. Изд. Олма-Пресс Образование, 2005.
[13] Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991 г. с. 17.
[14] Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина – приоритетное направление правовой политики современной России// Правоведение, 1998, №1, с. 156
[15] Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние// Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12.