работа на тему: Организация групповой работы на уроках русского языка в 5-7 классах
СОДЕРЖАНИЕ: Понятно, что в науке это недопустимо. Поскольку, однако, понятия метод и форма организации обучения смешиваются, их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категорииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Организация групповой работы
на уроках русского языка в 5-7 классах
Выполнила студентка IV курса
Руководитель:
Мурманск, 2005
Оглавление
[1] .
Некоторое время назад предпринимались попытки широкого внедрения в школьную практику программированного обучения, однако ввиду его недостаточной дидактической разработанности и технической сложности, оно не дало ожидаемых результатов и, как это нередко случается в науке с новыми идеями, из области практического применения вновь перешло в область дальнейшей теоретической разработки. Элементы программированного обучения, как показано выше, применяются главным образом в качестве вспомогательного метода проверки и оценки знаний учащихся.
Обратимся к рассмотрению дидактических основ основной организационной формы обучения – урока.
Теоретическая часть
1. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
1.1. Фронтальная форма
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения.
Виды работ при фронтальной организации учебной деятельности: беседа, поиск, самостоятельная работа.
Одно из главных требований к учителю при данной форме организации - умение управлять большой группой учащихся. Также особое внимание следует уделять домашнему планированию уроков с учётом индивидуальных особенностей детей и возможностью оперативного контроля за ходом деятельности учащихся на уроке. Фронтальная форма работы подразумевает постоянное побуждение школьников к деятельности. Не следует забывать также и о том, что рекомендуется использовать данную форму работы не более 15 минут.
1.2. Индивидуальная форма
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.
1.3. Групповая форма
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
* класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
* каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
* задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
* состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Руководители групп и сам их состав могут быть разными на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.
Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Виды работ при использовании групповой формы организации познавательной деятельности:
- парная работа , которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 5-7 минут.
- бригадная форма , используемая при закреплении учебного материала. Число учащихся в бригаде – 5-8 человек. Учитель назначает лидера, соблюдая очерёдность лидерства. Сильных и слабых учащихся в бригаде должно быть примерно одинаковое количество.
- звеньевая форма чаще всего используется в лабораторных работах и практикумах, наиболее эффективна на этапе формировании умений и навыков. Численность звена не должна превышать 10 человек. Регламент времени – 5-7 минут.
Элементы групповой деятельности
Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.
Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся даёт положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от:
решаемых учебно-воспитательных задач на уроке;
учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности;
специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей;
стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
2. Другие формы организации учебной деятельности
Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также и консультации, дополнительные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися вне расписания уроков, факультативы, репетиторство, группы выравнивания.
Не касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы организации обучения неправомерно, т.к. изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело консультации и дополнительные занятия. Они проводятся с учащимися во внеурочное время и используются в одних случаях для удовлетворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других - для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранения пробелов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учениками заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.
Что же касается групп выравнивания и репетиторства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации от урочных форм и форм организации групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как самостоятельные формы наряду с теми, которые уже рассмотрены в ряду урочных форм организации учебной работы учащихся.
3. Выбор форм
Решение использовать ту или иную форму (или формы) организации познавательной деятельности должно быть продуманным и целесообразным. Выбор форм определяется следующими факторами:
- содержание учебного материала;
- этап процесса обучения;
- как эта форма будет способствовать проявлению активности каждого ученика, возникновению и поддержанию положительной мотивации учения;
- специфика учебного предмета;
- реальные возможности педагога.
4. Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
В дидактической системе Л.В. Занкова урок также является основной организационной формой обучения. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, меньшая ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.
Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Учитель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность.
Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями.
1. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.
2. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. Активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала.
Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Примеры индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их:
- Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову “пожалуйста”?
- Как образовалось это слово?
- Узнать, какие знаки препинания когда появились?
- Одинаково ли количество падежей в разных языках?
Эти задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В. Занкова, как многогранность и вариантность.
Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Например, при разграничении омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагается следующая групповая работа:
Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: произношение – П, написание – Н, часть речи – ЧР, значение –З.
1 группа. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно.
2 группа. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров.
3 группа. В этот замок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замок. Маленькие гвоздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики.
4 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.
В результате данной групповой работы появляется запись в тетрадях детей.
Омонимы |
Омофоны |
Омографы |
Омоформы |
Многозначные слова |
||
П=П Н=Н ЧР=ЧР З№З |
П=П Н№Н ЧР= или~ЧР З№З |
П№ П Н=Н ЧР=ЧР З№ З |
П=П Н=Н ЧР= или ~ЧР З№З |
В одной или несколь- ких формах слов |
П=П Н=Н ЧР=ЧР З№З |
Значения не одинаковы, а смысловая связь существует |
Данная таблица – опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме, например, детям предлагается определить, чем являются слова:
везти – вести, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла – вода стекла, мазать стены краской – мазать из ружья.
Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и др.
Учителю не стоит торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия. Надо стремиться к тому, чтобы ученики не только усвоили новый материал, но и овладели способом его применения, сделали самостоятельные выводы. Открытый самими учениками способ действия запоминается им надолго
Практическая часть
1. Цели и задачи исследования
Целью проводимого эксперимента является выявление зависимости результатов познавательной деятельности школьников от выбора формы работы на уроке, положительных и отрицательных сторон групповой формы организации обучения и её специфики
Задачи исследования :
1. доказать необходимость использования сочетания разнообразных форм организации учебной деятельности школьников;
2. выявить положительные и отрицательные стороны групповой формы организации учебной деятельности, её специфику.
2. Объект и предмет исследования
Объект исследования – деятельность учителя и учащихся при групповой форме организации учебной деятельности.
Предмет исследования – специфика групповой работы на уроке русского языка.
3. Констатирующий эксперимент
3.1. Подготовка к эксперименту
Для того чтобы проанализировать особенности групповой формы организации учебной деятельности были проведены два урока в параллельных классах (по одному в каждом). В одном из классов для работы с конкретными заданиями использовалась фронтальная и индивидуальная работа, а в другом – групповая. Тип проводимых уроков – уроки повторения изученного материала.
При подборе заданий для констатации были использованы имеющиеся данные психологии и педагогики относительно особенностей восприятия, обработки и запоминания информации учащимися среднего звена школя, уровень развития каждого ученика. Также активно использовались сведения из методики обучения русскому языку, касающиеся способов подачи материала.
Для чистоты эксперимента задания были одинаковыми в обоих классах. Ранее учащиеся уже неоднократно сталкивались с подобными заданиями, так что особых трудностей их выполнение не должно было вызвать.
Констатирующий эксперимент проходил в общеобразовательной средней школе п. Тулома Мурманской области. В опытах участвовало 45 учащихся из седьмых классов. Собрано и проанализировано 45 работ.
3.2. Виды заданий для эксперимента
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем словесности, – помочь школьникам полюбить слово, открыть его красоту, получать радость от чтения. Этой цели могут послужить многообразные увлекательные словесные игры, которые должны найти место на уроках. Игра не просто развлечение, а особый способ постижения сложных языковых явлений, способ обучения речи. Игра эффективна, ведь играют не потому, что надо, а потому, что интересно. И она часто продуктивнее других форм работы, а время, отведенное на неё на уроке, употреблено подчас наиболее целесообразно.
Одни игры проводятся как викторины, в которых соревнуются отдельные учащиеся, и работа здесь похожа на фронтальную беседу, только стремительную и веселую. Другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Увлекательно соревнование «экспертов», представляющих команды.
Обратившись к игре, учитель сразу столкнется с несколькими противоречиями. С одной стороны, игра требует дисциплины, подчинения игроков строгим законам. С другой – игра не допускает авторитарности, это занятие веселое, творческое, ведущий должен живо реагировать на происходящее. Выход из противоречия можно найти в том, чтобы привлечь самих учащихся к организации игры: создается инициативная группа учащихся, выбираются капитаны команд, ребята выступают в роли ведущих, результаты игры оценивает беспристрастное жюри, состав которого от игры к игре меняется.
В игре всегда происходит соревнование, что и отличает игру от других видов деятельности. А значит, есть победители и побежденные. Но цель учебной игры – не выявление победителя, а приобретение знаний и умений каждым участником. Решение проблемы активизации работы каждого ученика находится творческими усилиями учителя, которому каждый раз приходится думать: 1) как подобрать игры, 2) каким образом их проводить, 3) как оценивать результаты работы учащихся.
Прежде всего, очень важно понимать, что главное в учебной игре – не победа в борьбе, а общая радость участия в ней, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы этого не допустить, учитель подбирает в занятии игры, требующие разных способностей: не только быстроты реакции, но и широты эрудиции, хорошей памяти, эмоциональной чуткости, точности слова и т.д. Тогда кто-то окажется победителем в одном соревновании, кто-то – в другом и не будет полностью проигравших. Игра в команде уравновешивает неодинаковые возможности учащихся, которые при индивидуальном соперничестве могут оказаться очень заметными. Важно, чтобы команды были поставлены в равное положение.
Итак, игра на уроке – не цель, а средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. И от того, как учитель организует игры, зависит в значительной степени успех обучения школьников.
На основании вышеизложенного для эксперимента были отобраны именно задания в игровой форме. Уроки повторения изученного материала проводились в виде своеобразных соревнований.
Были использованы игры, направленные на выявление богатств, заключенных в слове. Они служат обогащению словаря учащихся, обучению грамоте, активизации творческой и речевой деятельности. На наших уроках они, естественно, способствовали повторению учащимися изученных ранее разделов науки о языке: морфемики, лексикологии, морфологии.
3.3. Критерии анализа
Полученные результаты рассматривались с точки зрения правильности выполнения заданий и времени их выполнения. Также проанализировано количество выполненных заданий.
О правильности судили по тому, насколько точны были ответы учащихся на задания, как чётко были сформулированы выводы.
Время выполнения задания – тот период, который требовался учащимся от момента получения задания до момента получения правильных результатов.
3.4. Результаты эксперимента
Результаты анализа работ учащихся отражены в следующих таблицах:
[1] О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. - М., 1984. С. 46.