Работа органов прокуратуры с обращениями граждан

СОДЕРЖАНИЕ: Характер права граждан на обращение в органы государства, порядок и условия его реализации, нормативно-законодательная база. Организация работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан. Сроки и порядок рассмотрения принятых обращений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного, административного и финансового права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ

ТЕМА:

Работа органов прокуратуры с обращениями граждан

Шуя, 2009

1. Конституция РФ о праве граждан на обращение в органы государства

В современный период работа с обращениями граждан в органы прокуратуры занимает значительное место в общем объеме деятельности органов прокуратуры. Ежегодно в прокуратурах всех уровней рассматриваются и разрешаются сотни тысяч обращений заявителей. Число жалоб и заявлений в последние годы неизменно возрастает. Это говорит о том, что население России широко использует предоставленное ему ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы человека и гражданина, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.

2. Организация работы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. и иное федеральное законодательство.

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.

Заявления, жалобы и иные обращения – важные источники информации о нарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.

Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав и свобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах (с личного приема прокурора).

П. 1.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливает различные способы обращения граждан в прокуратуру:

1) обращение – изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшению деятельности государства и общества в различных сферах;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов управления;

4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) ходатайство – изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение – обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

7) первичное обращение – обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;

8) дубликат обращения – обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

9) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

10) парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;

11) запрос – оформленный надлежащим образом документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;

12) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.

Из вышеперечисленных определений можно сделать заключение, работа органов прокуратуры с обращениями граждан решает следующие задачи:

· защита прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;

· удовлетворение обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского реагирования;

· выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.

Не следует также забывать, что обращения граждан являются основным поводом, обусловливающим необходимость вмешательства со стороны органов прокуратуры.

Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных обращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этой работы.

Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические и юридические лица. В органах прокуратуры рассматриваются обращения на действия (или бездействие) или решения объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должно обязательно содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека и гражданина.

Обращение, как правило, направляется (по почте, передается на личном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру по месту нахождения органа или лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросу материалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылке соответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы на действия (или бездействие) или решения прокурорских работников рассматриваются вышестоящим по отношению к ним должностным лицом.

Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Далее сообщения передаются прокурору-руководителю, который обязан принять одно из следующих решений: принять обращение к своему производству; поручить рассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившего обращения; направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.

Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности в уполномоченные органы. Жалобы граждан на действия должностных лиц уполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение о преступлении, проверяются незамедлительно.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение или действие которого принесена жалоба. При рассмотрении обращений запрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной жизни. Анкетные данные и домашний адрес не подлежат разглашению по мотивированной просьбе гражданина.

Организация проведения личного приема граждан (посетителей) осуществляется во всех органах прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием отраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) принимаются граждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или его первым заместителем. Прием Генеральным прокурором и его заместителями осуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральном аппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо по жалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный прием Генерального прокурора РФ может быть организован также по его прямому поручению.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Не подлежат разрешению обращения:

· не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);

· в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;

· содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;

· если текст письменного обращения не поддается прочтению.

На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.

Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:

· в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;

· если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

3. Сроки и порядок рассмотрения обращений

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:

· принятии к рассмотрению;

· прекращении проверки;

· передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

· направлении в другие органы;

· приобщении к ранее поступившей жалобе.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких подразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указанным среди исполнителей первым.

Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а также обращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору, другие органы и учреждения.

При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется по принадлежности.

При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом в обязательном порядке уведомляется организационное управление Главного организационно-инспекторского управления.

В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учет обращений и обращений, взятых на особый контроль.

Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:

– не требующие дополнительного изучения и проверки, в их числе и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;

– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.

Запрос или обращения следующих органов или должностных лиц разрешаются в сроки:

· парламентский запрос – в срок до 15 дней;

· запрос или обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;

· запрос Уполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросе не установлен иной срок;

· запрос Общественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;

· обращения Президента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято на особый контроль, – безотлагательно.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываются причины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайство оформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.

Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

1. «удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

2. «удовлетворено повторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

3. «отклонено» – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

4. «разъяснено» – по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

5. «принято иное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

6. «направлено» – обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

4. Полномочия прокурора при рассмотрении жалоб и заявлений

Исходя из содержания ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», на прокурора возложена прямая обязанность:

· рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод необходимо, прежде всего, тогда, когда требуется личное обращение пострадавшего за защитой своих прав в соответствующий компетентный орган либо в суд. При этом разъясняются все альтернативные способы защиты нарушенных прав, конкретное содержание закона, которым регулируется этот вопрос. Кроме того, прокурор должен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которым разрешается спор о восстановлении нарушенного права.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина:

1. имеет место преступление – прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;

2. имеет характер административного правонарушения – прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

3. защищаемых в порядке гражданского судопроизводства (когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение) прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Несмотря на то что в последнее время возможность получения правовой помощи и судебной защиты значительно расширилась, население по-прежнему считает прокуратуру наиболее доступной и эффективной структурой, способной квалифицированно, оперативно и, что немаловажно, бесплатно принять меры к восстановлению их нарушенных прав.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления населения, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работы органов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будет способствовать улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное – уменьшению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. 25 декабря.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17 февраля 1992 (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995, 10 февраля 1999, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472; 1999. №7. Ст. 878; 2007. №31. Ст. 4011.

3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ. 206. №19. Ст. 2060.

4. О введение в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. // Законность. 2008. №4.

5. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Е.Ю. и др. М., 2006.

6. Скуратов Ю. Комментарии к закону «О прокуратуре РФ». М., 2000.

Скачать архив с текстом документа