Рассмотрение дел об административных правонарушениях
СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотрение жалобы участника неразрешенного митинга, подвергенутого аресту в состоянии алкогольного опьянения. Объекты и субъекты правонарушения и порядок обжалования. Ситуация противодействия представителю власти, права и обязанности сотрудника милиции.Нижегородская правовая академия
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа
по курсу: Административное право
Рассмотрение ситуаций о квалификации правонарушениях
Выполнила студентка
группы 12.03
Грачева Я.С.
Зачетная книжка 080078
Работу проверил:
Нижний Новгород
2010 г.
Ситуация 1
Руководствуясь ст. 20.21-20.22 КоАП РФ, начальник РОВД 15 июля подверг Сидорова административному аресту на 20 суток за участие в неразрешенном митинге в состоянии алкогольного опьянения. Сидоров 29 июля обратился с жалобой в прокуратуру, в которой указал, что начальник РОВД не принял во внимание тот факт, что правонарушение совершено в состоянии опьянения. В трезвом состоянии такого поступка он не совершил бы.
Прокурор отменил постановление начальника РОВД и направил его на повторное рассмотрение.
Ответ:
Сидоров участвовал в неразрешенном митинге в состоянии алкогольного опьянения. Его действия подпадают под ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
- Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения;
или
- Статья20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
Митинг ( массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни) был незаконным, следовательно, не разрешенным. Митинг считается разрешенным, если орган исполнительной власти примет уведомление о ее проведении. Таким образом, был нарушен порядок организации проведения митинга, субъектами данного правонарушения, могут являться лишь организаторы. В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2. КоАП РФ данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ). Участники митинга могут быть привлечены к административной ответственности по пункту 2 статьи 20.2. КоАП РФ, в том случае если был нарушен порядок проведения митинга ( от пятисот до одной тысячи рублей). Так как сидоров не является организатором, и он не нарушал порядок проведения митинга (так как митинг неразрешенный и его порядок ничем не регламентирован), то он не несет административную ответственность по данной статье.
Но Сидоров находился в состоянии алкогольного опьянения, в условии ситуации не указан его возраст, поэтому ответственность наступает либо в соответствии со статьей 20.21. КоАП РФ, либо 20.22. КоАП РФ.
Если квалифицировать правонарушение по статье 20.21. КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), то объектом противоправного посягательства являются общественный порядок и общественная безопасность. Под общественным местом в данном случае понимаются улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (нарушена координация движений; полная беспомощность пьяного). К субъектам данного административного правонарушения относятся совершеннолетние граждане, а также несовершеннолетние граждане, достигшие 16-летнего возраста; совершение рассматриваемого проступка несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируется по ст. 20.22. КоАП РФ. Субъективная сторона - правонарушение выражается в форме умысла. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции) (ст. 23.3) или судьи (ч. 2 ст. 23.1). Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Ответственность за данное правонарушение: административный штраф в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ).
Если предположить, Сидоров несовершеннолетний в возрасте до 16 лет, то правонарушение квалифицируется по статье 20.22. КоАП РФ. Данная статья корреспондирует со ст. 5.35 Кодекса (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних). Объектами рассматриваемого правонарушения являются отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также в сфере обеспечения здоровья, прав и интересов несовершеннолетних. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии (бездействии) по ненадлежащему выполнению или невыполнению родителями, иными законными представителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, следствием чего является: появление в состоянии опьянения (как результата распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ) несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах, или распитие ими алкогольной или спиртосодержащей продукции в общественных местах, или потребление ими наркотических средств, психотропных веществ без назначения врача, либо одурманивающих веществ в общественных местах. Административное правонарушение, предусмотренное данной статьей Кодекса, необходимо отличать от преступления, выражающегося в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста (ст. 151 УК РФ). Субъектами рассматриваемого правонарушения в соответствии с Семейным кодексом РФ и ст. 25.3 КоАП РФ являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего. Субъективная сторона представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не чужая вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ). Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3).
За данное правонарушение предусмотрен административный штраф для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Сидоров может быть привлечен начальником РОВД к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ, в том случае если будет доказано, что он находился в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Начальник РОВД может назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. В соответствии со статьей 3.9. КоАП РФ административный арест назначается судьей и на срок до пятнадцати суток.
Неправомерные действия начальника РОВД:
- привлечение Сидорова по двум статьям 20.21 и 20.22 КоАП РФ взаимоисключающих его как субъект правонарушения;
- назначение административного ареста, а данный вид наказания может быть назначен только судьей;
- назначение административного ареста на 20 суток, а статьей 20.21. КоАП РФ предусмотрен административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (30.3. КоАП РФ).
Сидоров обратился с жалобой в прокуратуру. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25.1. КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении. Содержание и порядок протеста прокурора предусмотрено статьями 30.10 и 30.11 КоАП РФ, статьями 23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Таким образом, прокурор не имеет права отменять постановление начальника РОВД и направлять его на повторное рассмотрение. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-ти дневный срок с момента его поступления и о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Ситуация 2
Славкин вместе с другими гражданами 9 мая 2004 г. около 9 часов утра находился около Памятника Славы (памятник погибших в Великой Отечественной войне войнам) с красным знаменем. Сотрудники милиции предлагали неоднократно ему покинуть это место в связи с проведением в этот день в 11 часов официального мероприятия областных и городских властей. Однако Славкин отказался выполнять данное требование. В связи с этим к нему была применена физическая сила, и он был вытеснен с территории, прилегающей к Памятнику Славы. Через неделю мировой судья наложил на Савкина административный штраф в размере 10 МРОТ. Из документов видно, что Славкин прибыл к памятнику для возложения цветов, откуда его силой пытались вывести; он сопротивлялся, так как считал действия сотрудников милиции нарушающими его конституционные права и свободы.
Ответ :
Из условий ситуации следует, что Славкин неповиновался законному распоряжению сотрудника милиции, следовательно, нарушил положения статьи 19.3. КоАП РФ. Так как не просто прибыл к памятнику для возложения цветов, а находился там с красным знаменем и сотрудники милиции предлагали неоднократно ему покинуть это место в связи с проведением в этот день в 11 часов официального мероприятия областных и городских властей.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» под милицией понимается система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему МВД России. Права и обязанности сотрудника милиции определены соответственно ст. 11 и 10 Закона РФ «О милиции». Осуществление прав сотрудника милиции или исполнение возложенных на него обязанностей может быть сопряжено с применением мер физического принуждения в отношении лица, подозреваемого в совершении правонарушения; согласно ст. 13 Закона РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
О нахождении работника милиции при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.
Противодействие представителю власти может быть не только физическим, но и моральным: например, циничные высказывания либо нецензурная брань, адресованные потерпевшему, а также угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких выявляют общественно опасные последствия, свойственные преступлению (ст. 318, 319 УК РФ). Если в признаках правонарушения будут выявлены факты применения физического противодействия или оскорбления представителя власти при исполнении им его служебных обязанностей, то деяние следует квалифицировать как преступление, предусмотренное соответственно ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких составах: 1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; 2) воспрепятствование исполнению сотрудниками милиции служебных обязанностей. Субъектом данного правонарушения может быть только физическое лицо.С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Нарушение статьи 19.3. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (в редакции ФЗ от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ).
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей. Таким образом административный штраф не может выражаться в МРОТ , должен быть в твердой денежной сумме.
О совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Физическое лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении направляется судье уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола.
Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-ти дневный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.