Районные суды
СОДЕРЖАНИЕ: Введение.. … 1. Место районного суда в судебной системе РФ .. …. …. 2. Состав районного суда….. … 3. Полномочия районного суда…. …ПЛАН
Введение..………………………………………………………
1. Место районного суда
в судебной системе РФ ……………….. …………………. ….
2. Состав районного суда…..…………………………………
3. Полномочия районного суда…. ……………………………
4. Организация деятельности
районного суда ..………………………………………………..
5. Заключение …………………………………………………..
Список литературы……………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных учреждениях, которые призваны ее осуществлять. К таким учреждениям относятся суды. Именно они наделены такими ответственными полномочиями, которые в совокупности образуют то, что принято именовать самостоятельной ветвью государственной власти – судебной.
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». [1]
«Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается».[2]
Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и сегодня, до реального становления в России института мировых судей, является основным звеном судебной системы, рассматривая и разрешая более 90% уголовных и гражданских дел.
Правовой основой деятельности районного суда является Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.
МЕСТО РАЙОННОГО СУДА В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ.
Для понимания устройства судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся, прежде всего, понятия «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
«Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе».[3]
«Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу)».[4]
С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
- основное звено – районные суды
- среднее звено – верховные суды республик, краев и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов
- высшее звено – Верховный Суд РФ.
В подсистеме гражданских судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном.
Ежегодно суды всех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, материалов об административных правонарушениях. На долю гражданских судов основного звена приходится подавляющее большинство таких дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов.
Федеральный закон «О судебной системе РФ» определяет порядок создания и упразднения районных судов. Районные суды создаются в районах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).
В связи с этим принято считать районные суды основным звеном гражданских судов общей юрисдикции : население обращается со своими проблемами, как правило, именно в эти суды, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.
СОСТАВ РАЙОННОГО СУДА.
В соответствии с п.6 ст.13 ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации» судьи районных судов (в том числе председатели и заместители председателя) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей по согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.
Судья районного суда не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Районные суды состоят, прежде всего, из судей, назначенных в данный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до 10 и более). В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о народных заседателях в общем списке народных заседателей конкретного суда должно быть не менее 156 заседателей на каждого судью. В мало населенных районах при сравнительно небольшом объеме работы суд может состоять из одного судьи и указанного количества народных заседателей. Если в районном суде – один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют «односоставными») насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.
К районному суду по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды.
Состав районного суда при рассмотрении различных категорий дел по первой инстанции:
- судья единолично рассматривает:
· уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание не выше чем пяти лет лишения свободы, кроме преступлений, совершенных несовершеннолетними;
· гражданские дела по спорам между гражданами и организациями при цене иска до тридцати минимальных размеров оплаты труда; дела, возникающие из семейных правоотношений, кроме дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства и дел о разводах, связанных со спорами о детях; дела, возникающие из трудовых правоотношений, кроме дел о восстановлении на работе; дела по искам об освобождении имущества из-под ареста; иные гражданские дела, если одна из сторон не возражает против единоличного рассмотрения дела;
- все иные категории уголовных и гражданских дел рассматриваются и разрешаются судом в составе судьи-профессионала и двух народных заседателей.
ПОЛНОМОЧИЯ РАЙОННОГО СУДА.
«Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом».[5]
Рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:
· все уголовные дела , за исключением дел, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР к компетенции вышестоящих судов (о преступлениях, наказуемых смертной казнью, об участии и организации незаконных вооруженных формирований и др.);
· гражданские дела , возникающие из гражданских, семейных, трудовых, земельных правоотношений, если для такого дела не установлен иной порядок рассмотрения (например, в арбитражном суде). Если хотя бы одной стороной в споре является гражданин, то такие дела обычно рассматриваются районными судами. К указанной категории дел относятся: дела о возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу; споры, возникающие из сделок, не связанных с предпринимательской деятельностью (розничная купля-продажа, наем жилья и т.п.); споры о наследстве; дела о восстановлении на работе; дела о разводе, взыскании алиментов на детей и т.п.;
· гражданские дела особого производства : дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограничено дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение;
· гражданские дела из административно-правовых отношений . Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц;
- рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, по которым этот же суд ранее уже вынес судебное решение;
- проверка приговоров и иных судебных решений мировых судей;
- деятельность по обеспечению исполнения вынесенных ими приговоров и иных судебных решений (рассмотрение дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости и т.п.).
Законодательство строго регламентирует всю процедуру рассмотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного судебного решения, недопущения какого-либо постороннего влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СУДА.
Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Основная ответственность за ее надлежащее осуществление возлагается на председателя суда . Кроме него в этом участвуют другие судьи и иные работники суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.
Помимо участия в судебных заседаниях председатель районного суда выполняет следующие функции:
- распределяет дела между судьями;
- ведет личный прием;
- организовывает работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;
- организовывает работу с народными заседателями для повышения уровня их правовых знаний;
- руководит обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
- вносит в государственные органы, общественные организации и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
- руководит аппаратом суда и представляет к назначению администратора суда;
- осуществляет иные функции.
В случае временного отсутствия председателя суда (отпуск, болезнь и пр.) его функции выполняет заместитель либо один из судей соответствующего суда. Если же этот суд состоит из одного судьи, то по решению председателя суда субъекта Российской Федерации, его функции выполняет судья ближайшего районного суда.
1. Принципы распределения дел между судьями:
· функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (уголовные дела, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.п.);
· территориальный принцип: каждый судья рассматривает все категории дел, возникших на закрепленной за ним территории;
· предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории;
· беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявления по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда.
2. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:
· планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, повышения правовых знаний народных заседателей, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т.п.;
· прием населения, который ведется председателем, всеми судьями и работниками аппарата в строго установленное время;
· обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;
· работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата;
· ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т.п.;
· ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснение судебной практики Верховным Судом РФ;
· делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т.п.
Непосредственное организационное и техническое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда:
· руководящие работники аппарата суда;
· администратор суда, который назначается начальником управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ, действует под контролем Судебного департамента, но непосредственно подчиняется председателю суда и является его первым помощником;
· консультанты, которые назначаются председателем суда из числа лиц, обладающих определенными юридическими знаниями для ведения судебной статистики, обобщения судебной практики, выполнения работы с законодательством и т.п.;
· заведующий канцелярией, который организует работу канцелярии и отвечает за нее;
· секретари суда – ведут делопроизводство по делам, рассматриваемым конкретными судьями, обеспечивают хранение вещественных доказательств, заканчивают делопроизводство по делам, рассмотрение которых закончено, и сдают их в архив и т.п.;
· секретари судебных заседаний – ведут протоколы судебных заседаний, вызывают народных заседателей, участников судебного заседания, свидетелей и пр.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наделение районных судов контрольными функциями обеспечивает взаимосвязь федеральных судов и судов субъектов Федерации, соблюдение установленных федеральными законами правил судопроизводства и тем самым единство судебной системы. Одновременно повышается оперативность судопроизводства, приближение суда к населению, упрощается порядок обращения граждан в суд с жалобами.
Районный суд приобретает большое значение в реализации судебной власти через различные формы судебного контроля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.). - М:. «Вече», «Поматур», 2002.
- Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 г.
- Судебная система России: Учебное пособие. – Дело, 2000.
- Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие с альбомом схем / Под ред. В.К.Боброва. – М.: МЮИ МВД России. Изд. «Щит-М», 1999.
- Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2000.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Хрестоматия. Под ред. К.Ф.Гуценко. Изд.3-е, перераб. и доп. – Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000.
- Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 6-е, перераб. и доп. / Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО-М, 2001.
[1] Конституция Российской Федерации. Гл. 7, ст. 118.
[2] Конституция Российской Федерации. Гл. 7, ст. 118.
[3] К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. С.50
[4] К.Ф.Гуценко, М.А.Ковалев. Правоохранительные органы. С.52
[5] ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96. Ст.21