Различные подходы к кризису развития

СОДЕРЖАНИЕ: Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания своих заблуждений – до 50 лет; завершающий период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70 лет. А после наступала старость

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………… 3

Понятие кризиса…………………………………………………………………………… 3

Различные подходы к кризису развития…………………………………………………. 6

Кризис середины жизни…………………………………………………………………… 7

Заключение………………………………………………………………………………….. 12

Список использованной литературы……………………………………………………… 12

Введение

Деление человеческой жизни на возрастные этапы уходит своими корнями в древние времена. Например, согласно древнекитайской классификации, первый период жизни – молодость – охватывал интервал от рождения до 20 лет. Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания своих заблуждений – до 50 лет; завершающий период творческой жизни – до 60 лет; желанный возраст – до 70 лет. А после наступала старость.

В наши дни, одной из самых полных и признанной на сегодняшний день считается возрастная периодизация Эрика Эриксона. Он охватил всю человеческую жизнь от рождения до смерти очень тщательно и подробно, показал какие задачи решаются на каждом возрастном этапе жизни. Несмотря на проблемность выделения кризисных периодов в развитии человека, довольно полно исследованы такие возрастные кризисы, как кризис одного года, трех, семи лет и подросткового возраста. Что же касается периода после подросткового возраста, то можно заметить, что психологические знания о развитии человека не столь многочисленны, т.к. ранее имело место быть стойкое убеждение, что человек после юношеского возраста, когда завершается процесс формирования его как личности, не растет, не развивается. Тем не менее, благодаря ряду исследователей( Э.Эриксон, Б.Ливехуд, В.И Слободчиков, Г. Крайг и др.) можно анализировать жизнедеятельность человека в зрелом возрасте.

Понятие кризиса

Как уже было сказано ранее, из возрастных кризисов наиболее разработаны, как уже, детские и подростковые кризисы. В эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению.

Кризис, от греческого krineo, буквально означает «решение», «разделение дорог». В философском плане кризис — это своего рода катарсис, возможность и способ оздоровления и очищения. В современном словаре психолога-практика дается следующая интерпретация термина «кризис » - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром. Он бывает связан с наиболее глобальными потрясениями и с самыми глубокими переменами в человеке. Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох. (Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головин., 2001)

По мнению Л.С. Выготского рождение нового в развитии обязательно означает отмирание старого . Переход к новому возрасту всегда сопровождается закатом прежнего возрастного этапа. Процессы обратного развития, отмирания старого - сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах и сопровождаются временной ситуационно или внутренне обусловленной дезинтеграцией личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям ( Выготский Л.С., 2000).

Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезает внешняя поддержка. Поэтому кризис - это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

На этом значение кризисов не исчерпывается. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, поэтому в критические периоды можно наблюдать конструктивные процессы развития. Разрушительная работа совершается в критические периоды в соответствии с необходимостью актуального развития личности. Проведённые Выготским исследования показали, что негативное содержание развития в переломные периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. За всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой, высшей форме ( Выготский Л.С., 2000).

Кризисное состояние - это разрушение всего наносного, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования ( Козлов В.В, 2003).

Кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовного пространства культуры. Кризис - это не просто способ переведения личности в новое качество более полноценного социального индивида, а нечто большее. Кризис приводит к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преображением индивида.

В методологическом отношении личностный кризис можно обозначить как некую прерывность в линейной области эволюции личности как сложной системы. При этом существует бинарность векторов дезинтеграции:

- позитивная дезинтеграция , когда кризис является неким условием и шагом в новое качество, новый уровень целостности. Данный вид дезинтеграции отличают преобладание конструктивности личности, повышение адаптивности и общей витальности, а также увеличение творческого потенциала. Позитивная дезинтеграция является необходимым этапом в эволюции личности. К позитивной дезинтеграции можно отнести возрастные кризисы, а также так называемые психодуховные кризисы, приводящие к огромным по силе и новизне творческим всплескам на новых уровнях целостности. С позитивной дезинтеграцией связано понятие кризисного состояния как временной неустойчивости в линейной эволюции личности, причем успешное разрешение кризисного состояния сопровождается ростом сопротивляемости личности за счет расширения совокупности усилий, которые человек может направить на преодоление кризиса. Позитивная дезинтеграция происходит тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности для преодоления испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

- негативная дезинтеграция , как правило, сопровождается деструктивными изменениями личности, снижением общей устойчивости, уровня сбалансированности, большей фрагментарностью и тенденцией к социальной аутизации личности. Личность теряет энергию, общую витальность. Уменьшается коммуникативность, личность теряет социальные связи. Негативная дезинтеграция может привести к психопатическим сдвигам, депрессиям, к астении, психосоматическим болезням, иногда к суицидным намерениям и смерти( Козлов В.В, 2003)

Различные подходы к кризису развития

Возраст - качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития - периодов жизненных трансформаций и переломных моментов, которые сопровождаются психологическим стрессом и трудностями. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий( Малкина-Пых И.Г., 2004).

Когда кризисы успешно преодолены, то определенная дезорганизация и хаос могут оказаться средством избавления от ограничивающих, изживших себя жизненных паттернов. Появляется возможность переоценить, «отпустить на волю» старые убеждения, цели, идентификации, образ жизни и принять новые, более перспективные жизненные стратегии. Поэтому психологический кризис - это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост - с другой.

В критический период задача «развить» себя, освободиться от всего, что фактически человеку больше не соответствует, чтобы подлинность, истина и действительность, истинное «Я» становилось все более очевидным и действенным – приобретает важное значение.

Одни авторы (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович) подходят к возрастным кризисам как к нормативному процессу, необходимому элементу социализации, обусловленному логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия. Другие авторы (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (Малкина-Пых И.Г., 2004).

Существует также разное понимание содержания понятия кризиса. По Э. Эриксону кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в эпигенетической концепции Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет в биологической науке, в частности в эмбриологии (Поливанова К.Н., 2000). Г. Крайг рассматривает критические периоды как периоды, в течение которых должны происходить специфические типы развития (Крайг Г., Бокум Д., 2004). Д. Левинсон рассматривает кризис как переходную фазу, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, новые возможности - предметом поиска (Поливанова К.Н., 2000).

У Л.С. Выготского кризис определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По мнению Л.С. Выготского, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Развитие в такие переломные моменты характеризуется поэтому «свертыванием», «отмиранием». Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым

Л.С. Выготский отмечал внешние поведенческие особенности кризиса, где границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности поведения; возможны острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни - болезненные и мучительные конфликты и переживания. Таким образом по Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода (Выготский Л.С., 2000).

Кризис середины жизни

Для большинства людей период примерно с 35 до 45/49 лет – время не простых перемен. Человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношения-ми, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви. Этот психологический феномен называют кризисом середины жизни. Люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». Этот психологический феномен называют кризисом середины жизни (Бернард Л.,1994)

К. Г. Юнг, прошедший через острый душевный кризис в возрасте около 40 лет, считал кризисы не злом, а залогом развития . Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и свои особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Утро жизни посвящено устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. При достижении этих целей, дальнейшая гонка за ними становится бессмысленной. Цель и смысл вечера жизни – внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости. ( Юнг К. Г., 1994)

В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Согласно Э. Эриксону, зрелый возраст – это тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечность, по Э. Эриксону, - это способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность , понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральными возрастными новообразованиями являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой — профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью , то проявляется положительное качество данной стадии – забота . Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии . По Э. Эриксону, она представляет собой расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес (Э. Эриксон, 1996). Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Негативная дезинтеграция сопровождается чувством безнадежности, бессмысленности жизни и приводит к инертности. Согласно Э. Эриксону, главным психопатологическим проявлением в возрасте средней зрелости является нерасположенность заботиться о других людях, делах или идеях (Эриксон Э., 1996).

Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

К не менее важному новообразованию периода зрелости можно отнести коррективы жизненного замысла и связанные с ними изменения «Я-концепции»: человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который иногда очень страшен, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей биографии и ролей, которые я исполняю?» (Франкл В., 1990). Если он открывает, что жил, формируя и укрепляя ложное «я» - тогда он открывает для себя возможность второго взросления. Этот кризис - возможность переопределения и переориентации личности, переходный ритуал между продолжением подросткового периода на стадии «первой взрослости» и неизбежным наступлением старости и близости смерти. Те, кто сознательно проходят через этот кризис, ощущают, что их жизнь стала более значимой.

Кризис «середины жизни» открывает перспективу обретения нового взгляда на свое «я», которая, правда, зачастую связана с весьма болезненными ощущениями. К среднему возрасту способность к самообману постепенно истощается, обретается реалистичное мышление. Человек лишается ложных представлений о себе. Подобный пересмотр происходит и в сфере межличностных отношений, в особенности супружеских и родительских.

Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни. Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серьезные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия. Сексуальная близость к этому времени притупляется привычкой, ощутимым снижением физической формы, первыми симптомами ослабляющих организм болезней, наступлением климакса, глубоко сидящим гневом на партнера и неясным чувством чего-то упущенного в жизни. Количество разводов среди состоящих в браке 15 и более лет постепенно увеличивается. Велики социальные и психологические трудности, с которыми сталкиваются разведенные. К ним относятся преодоление чувства краха, последовавшего за продолжительным периодом личностных трат на другого; утрата привычного образа жизни и вероятная потеря друзей и родственников, сохранивших лояльность к ставшему чужим партнеру.

Мужчинам легче повторно вступить в брак, чем женщинам, и иногда они женятся на женщинах значительно моложе себя. В силу социального осуждения браков, в которых жена старше мужа, женщины обнаруживают, что группа подходящих по возрасту и свободных мужчин относительно невелика. Кроме того, общение и ухаживание особенно затруднительны, если в доме есть дети. Вновь образовавшиеся семьи сталкиваются с проблемами смешения детей от двух и более предыдущих браков, распределения ролей приемных родителей и продолжающегося влияния прежнего супруга.

У мужчин и женщин в протекании кризиса середины жизни обнаружены некоторые различия. Показано, что у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи ( Крайг Г., 2004).

Таким образом, в течение кризиса «середины жизни» возникает и затем возрастает необходимость поиска своего пути, но на этом пути возникают серьезные препятствия. Симптомы, характерные для кризиса, - скука, смена места работы и/или партнера, заметные проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. За этими симптомами скрываются два факта: существование огромной внутренней силы, оказывающей очень сильное давление изнутри, и повторение прежних стереотипов поведения, сдерживающих эти внутренние импульсы, однако при этом возрастает сопутствующая им тревога. Когда прежние стратегии все хуже и хуже помогают сдерживать возрастающее внутренне давление, появляется резкий кризис в самосознании и самоощущении.

Такие симптомы свидетельствуют о потребности человека существенно изменить свою жизнь. В качестве одного из путей выхода из кризиса выступает индивидуация . Это необходимость развития, позволяющая достичь максимально возможной полноты личности. «Сознательный процесс обособления, или индивидуации, необходим, чтобы подвести человека к осознанию, то есть возвысить его над состоянием идентификации с объектом» (Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста, 2002:115.).

Пока сохраняется изначальная идентификация с внешним, объективным миром, человек ощущает себя отстраненным от субъективной реальности. Разумеется, человек всегда остается существом социальным, но, сохраняя приверженность внешним отношениям с людьми, ему следует больше развивать свою личность. Чем более высокоорганизованной становится личность, тем больше она обогащает отношения с окружающими. «Так как человек - не просто отдельное, обособленное существо, а в силу самого своего существования предрасположен к общественным отношениям, процесс индивидуации должен его привести вовсе не к изоляции, а, наоборот, к расширению спектра социальных отношений» (Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста, 2002:115.). В этом заключается парадокс индивидуации . Человек больше всего отвечает интересам общества, если становится целостной личностью и привносит в него свою диалектику, необходимую для психологического здоровья любой социальной группы. Таким образом, стремление к индивидуации не является нарциссическим; это самый лучший способ приносить пользу обществу и поддерживать индивидуацию других людей.

Заключение

Кризис средних лет подводит человека к осознанию смысла жизни, к осознанному решению, что важнее на данном этапе для него: счастье близких людей или свое собственное? Что даст большее удовлетворение в жизни: помощь другим или поглощенность собой? Ведь счастлив более не тот, кто берет, а тот, кто дает, кто чувствует свою необходимость и незаменимость для других. С одной стороны, только принимая активное участие в жизни родных, общества человек может ощутить свою жизнь исполненной смыслом, не чувствовать себя потерянным, оторванным от общества, реализовать свой творческий потенциал, богатый и умудренный жизненным опытом. С другой стороны, развивая в себе общечеловечность, не менее значим и процесс индивидуации , т.к. чем больше человек уделяет внимание своему личностному развитию, чем более высокоорганизованной становится его личность, тем большее продуктивными и обогащёнными становятся его отношения с окружающими людьми.

Список использованной литературы

- Выготский Л.С., Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, - 1008 с

- Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. Москва, Издательство Института Психотерапии, 2003, - 300с.

- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, Питер, 2004, - 940с.

- Ливехуд Бернард. Кризисы жизни- шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью./ - «Духовное познание», Калуга/ 1994 г.- 224 с.

- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Москва, Эксмо, 2004, - 895с.

- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва, Академия, 2000, - 180с.

- Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин.-2-е изд.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

- Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990, - 360с.

- Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста. Москва, Инфра-М, 2002, 140с.

- Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. СПб., 1996, - 592с.

- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994, - 336с.

Скачать архив с текстом документа