Размышления о судьбе вишневого сада
СОДЕРЖАНИЕ: Что представляют собой герои пьесы Чехова «Вишневый сад».Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
А.П.Чехов Вишневый сад.
План.
I. Вишневый сад – последняя законченная пьеса А.П.Чехова.
II. Бывшие хозяева вишневого сада.
1) Раневская и Гаев – взрослые дети.
2) Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.
III. Лопахин – хозяин вишневогосада.
IV. Будущие хозяева вишневого сада.
1) Петя Трофимов – вечный студент.
2) Аня Раневская – человек нового поколения.
Вишневый сад – последняя законченная пьеса А.П.Чехова. Замысел автора заключается в том, чтобы высмеять недотепистость основных действующих лиц. Чехов обрушивает целую лавину едких насмешек почти на каждого из них. Однако нам все равно становится по-человечески жаль многих персонажей. После первого прочтения Вишневого сада ни у кого, по-моему, не возникает антипатии к Фирсу, лакею, старику восьмидесяти семи лет, который, несмотря на свой преклонный возраст, заботится о помещике Гаеве, как о малом ребенке. Но, трезво осмыслив прочитанное, мы понимаем, что он холоп до мозга костей, что такой тип людей – пережиток прошлого. На мой взгляд, это мнение немного надуманное, неестественное, и я не берусь судить, какое из них вернее. Даже современниками писателя Вишневый сад воспринимался по-разному. Знаменитый драматург Станиславский, вместо создания комедии, местами даже фарса, представил пьесу как тяжелую драму русской жизни, что сильно противоречило замыслам автора. Чехов говорил: Я же комедию написал! Что же вы сделали слезливую драму.
Чехов беспощадно высмеивает ограниченность и глупость главных действующих лиц – Гаева и Раневской. Гаев прожил все свое состояние на леденцах. Его любимое выражение – Желтого в угол! Дуплет в середину! – проскальзывает через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в то время как сама увязла в долгах. Они представители вымирающего дворянства, часть прошлого, люди, которые не смогли или не захотели приспособиться к действительности нового мира. Взрослые дети, они смогли сохранить в себе некоторые черты людей уходящего мира: доброту, отзывчивость, честность, прямоту. Они способны на высокие чувства, на страдания. Но этот мир прошлого стал для них футляром, в который они пытаются погружаться, сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни Гаев, ни Раневская совершенно не умеют вести хозяйство, и их имение собираются продать за долги. Они тяжело переживают возможную потерю имения: … я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж нужно продавать, то продавайте и меня вместе с ним. Им предлагают вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи. Однако и Гаев, и Раневская совершенно единодушны в этом вопросе, они считают предложение совершенно неприемлемым и отказываются от него, хотя это, несомненно, принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами. Мало того, они обеспечили бы себе двадцать пять тысяч годового дохода. Может быть, они поступают правильно. Во-первых, морально-этические принципы, которые они сумели в себе сохранить, не позволяют им вырубать вишневый сад, символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего им будет нужен этот новый сад, если они любили его только как напоминание о прошлом? Смена формации становится трагедией для обоих. Они не могут приспособиться к новой жизни, но Чехов отказывает им в сочувствии, он считает Гаева и Раневскую не достойными владеть вишневым садом, символическим образом всей России.
В отличие от Гаева и Раневской, Симеонов-Пищик, тоже помещик, смог приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной дороги, которая прошла по его территории, затем сдал часть своего имения в аренду на двадцать четыре года. Фактически, для Пищика предложение англичан об аренде земли означает то же, что предложение вырубить вишневый сад и построить на его месте дачи для Гаева и Раневской. Но Симеонов-Пищик поступается своими принципами и отдает участок в аренду. Финансовые трудности, опасения за судьбу дочери, огромные долги сломили его волю и характер. Голодная собака ворует только в мясо, так и он теперь может только про деньги.
Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к новой жизни, то Лопахин научился управлять ею. У него есть врожденное чутье предпринимателя, которое становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин – человек с сильным характером. Характер помог ему из крестьянства выбиться в буржуазию. Он умеет трезво оценивать сложную ситуацию и находить из нее наилучший выход. Именно он является инициатором предложения Гаеву и Раневской: отдать вишневый сад под дачи. На мой взгляд, Лопахин – самый противоречивый персонаж в пьесе. Битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, воспитанный в имении, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню, впитал часть той, уходящей культуры дворянской усадьбы, которая и сформировала его тонкую, нежную душу. Однако духовная жизнь не может не противоречить практичной натуре купца. В этом противоборстве побеждает обычно купец, хищный зверь. Именно ему Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в настоящем.
Однако будущее вишневого сада он связывает с представителями нового поколения – Аней Раневской и Петей Трофимовым. В монологах Пети Трофимова зачастую выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие персонажи комедии, Петя – человек фразы. Он не совершает и, по-видимому, не совершит ни одного поступка .Он как бы застыл в развитии, и даже его прозвище, вечный студент, подтверждает это. Петя оказывается еще одним Тургеневским Рудиным.
Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню, которая, как губка, впитывает все его мысли, дающие впоследствии богатый урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди основных действующих лиц Аню выделяет малое количество реплик: она человек действия. В самом начале пьесы Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в то время как ее имение уже собирались пустить с молотка. Ни в одной сцене Аня не показана в сатирическом свете. Она смотрит в будущее с оптимизмом: Мы насадим новый сад, роскошнее этого…. Она представитель нового поколения людей, идущих на смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным, людей которые смогут создать новую Россию!