Разработка и теоретическое обоснование основных направлений стратегии развития малого и среднего

СОДЕРЖАНИЕ: РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Содержание I. Сущность, роль и функции предпринимательства. 5 1.1. Сущность и роль предпринимательства. 5 1.2. Уровни предпринимательства. 24

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Содержание

[1] .

Цена вопроса для компаний достаточно велика. Так, целый ряд изменений в законодательстве в поддержку малого бизнеса (в частности, об ограничении проверок со стороны госорганов) основывается на размерах предприятия. Кроме того, согласно принятому летом 2007 года закону О развитии малого и среднего предпринимательства, государство обязалось разрабатывать и реализовывать федеральные программы развития малого и среднего бизнеса, создавать советы по их поддержке, финансировать часть НИОКР в этой сфере.
Пока неизвестно, как часто государство намерено индексировать денежный критерий размера бизнеса — существенную поправку в них вносит инфляция.

МАЛЫЙ БИЗНЕС - — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения . Основной показатель, которым определяется принадлежность к этой категории, — число занятых на предприятии. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек — для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек — в оптовой торговле и менее 50 человек — в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, не столь тесно связанный с количеством работающих. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать определённого порога, ограничивающего капитализацию сверху. При помощи применения данного критерия к предприятиям малого бизнеса можно отнести большее количество фирм и производственных объединений, чем при применении критерия по количеству работников. Это позволяет нечестным на руку руководителям предприятий более ловко лавировать среди законов, регулирующих производственные отношения, т. к. обычно предприятиям малого бизнеса дают всевозможные преференции в рамках его развития. Тем самым осуществляется один из аспектов эффективного менеджмента. С другой стороны под словами о малом бизнесе проводится реструктуризация крупных предприятий во всех отраслях промышленности, т. к. голословно утверждается, что предприятия малого бизнеса работают намного эффективнее. В качестве доказательств данного утверждения приводят слова про конкуренцию, а также про «подстёгивающий кнут» безработицы. Однако на деле всё оказывается гораздо прозаичнее — постоянное банкротство предприятий малого бизнеса в связи с невозможностью заниматься частным предпринимательством из-за непосильного налогового бремени (при декларации всемерной поддержки) выкидывают многих людей на обочину жизни, превращая их в люмпенов.

1.3. Организационно - правовые акты регулирования малого и среднего предпринимательства

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании-долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэконом-сбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого и среднего предпринимательства за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал. Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэконом-сбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5°о.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда. Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого и среднего предпринимательства в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого и среднего предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого и среднего предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих, дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого и среднего предпринимательства. Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого и среднего предпринимательства, помимо коммерческих банков, является частное или спон-сорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размеще- финансово-кредитные механизмы регулирования малого и среднего предпринимательства ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого и среднего производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего и среднего предпринимательства за контракты с корпорациями.

Финансированию малого и среднего предпринимательства могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Большую роль в организации финансирования малого и среднего предпринимательства в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.


II . Анализ развития предпринимательства в России, в российской экономике

2.1. Проблема развития предпринимательства

На основе предложенных показателей были определены индексы развития малого и среднего предпринимательства по федеральным округам (см. табл. 1) Лидирующее положение Цент­рального федерального округа определяется прежде всего высоким уровнем разви­тия малого и среднего предпринимательства в Москве. В лидеры вышел Северо-Западный округ. Почти половина малых предприятий сосредоточена в этих двух округах в Центральном - 35% и Северо-Западном - 15%

Таблица 1

Рейтинги развития малого и среднего предпринимательства в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)[2]

Федеральные округа

Индекс развития малого и среднего предпринимательства

Рейтинг на основе ИРМБ

2005

2006

2007

2008

2005

2006

2007

2008

Центральный

0,782

0,636

0,874

0,739

1

2

2

2

Северо-Западный

0,411

0,667

1,000

0,861

4

1

1

1

Южный

0,623

0,295

0,067

0,017

2

5

7

7

Приволжский

0,127

0,194

0,070

0,070

7

7

6

6

Уральский

0,368

0,475

0,469

0,548

5

3

3

3

Сибирский

0,529

0,237

0,324

0,112

3

6

5

5

Дальне-восточный

0,347

0,336

0,435

0,368

6

4

4

4

Классификация регионов проведена по следующим показателям число малых предприятий (тыс. единиц); численность безработных (тыс человек); среднедушевой доход (тыс. руб.); плотность населения в регионе (число жителей на 1 кв км), инве­стиционная активность малых предприятий (млн руб /чел ); производитель­ность труда (млн. руб. /чел.). На основе этих данных можно судить о потенциале развития малого и среднего предпринимательства в регионах и их возможностях в обеспечении экономического роста (см табл 2)

Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и лег­кой промышленности, необходимо разработать специальные програм­мы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая и ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается од­ной из острых проблем малого и среднего предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясо-

Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий

Таблица 2

Группы регионов

по уровню развития

МП

Регионы

Число регионов

Регионы с положительной тенденцией развития малых предприятий

Москва, Санкт Петербург, Камчатская и Магаданская области

4

Регионы, отброшенные дефолтом 1998 г.

Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Сахалинская области Республика Дагестан

5

Регионы со средним уровнем развитая малого и среднего предпринимательства (с тенденцией к снижению динамиики развития в нем)

Алтайский край, Астраханская, Владимирская Вологодская, Воронежская, Калининградская Калужская Кемеровская области, Краснодарский край Красноярский край Ленинградская, Московская, Новгородская Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская Пермская области, Приморский край, Республика Алтай, Республика Хакасия Ростовская, Самарская, Свердловская области, Ставропольский край, Тюменская область Удмуртская Республика, Хабаровский край Челябинская область Чукотский автономный округ Ярославская область

31

Регионы с изначально низким уровнен раз вития малого и среднего предпри­нимательства (регио-

ны - аутсайдеры)

Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская обл, Еврейская автономная область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево, Черкесская Республика, Кировская, Костромская, Курганская Курская Липецкая Мурманская, Орловская Псковская области Рее публика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Ингушетия Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия Алапия Республика Татарстан, Республика Тыва, Рязанская Саратовская Смоленская Тамбовская, Тверская Томская, Тульская Ульяновская Читинская области Чувашская Республика

39

перерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требу­ют многомиллиардных вложений - от 30 млрд до 50 млрд. руб. Льви­ная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортно ориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса) Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти

Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, что­бы

Минэкономразвития РФ, МАП РФ, ФФПМП и др совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и в других странах СНГ. Это возможно сделать на базе дей­ствующих информационных систем типа СИОРА. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвес­тиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же сигналы мирового рынка рядовому российско­му бизнесмену еще долго будет не под силу, тем более в условиях глобализации и подготовки вступления России в ВТО. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстро­ить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая каталогизацию, стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами, которые ста­нут частью федеральной целевой программы Электронная Россия.

Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невоз­можно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стра­тегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемир­ной торговле. Правила игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО[3] – это переход российской эко­номики к новому статусу, который даст ей дополнительные инструмен­ты для защиты своих интересов. Российские малые и средние предпри­ятия должны иметь адаптационный период в 5-7 лет для подготовки к жесткой конкуренции при выходе на открытый рынок.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства, а также критерии отнесения хозяйствующих субъектов к различным категориям определены Законом Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства Российской Федерации».

По данным Комитета государственной статистики по Волгограду и Волгоградской области, на 01.01.2008 г. на территории Волгограда осуществляют свою деятельность 126,8 тыс. малых предприятий и 53,9 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Отраслевая структура предприятий малого и среднего предпринимательства по трем ключевым факторам (количеству малых предприятий, средней численности малых предприятий, обороту организаций), выглядит следующим образом (см. таблицу 2.1):

Таблица 2.1

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Обрабатывающие производства

10,0%

9,6%

20,9%

19,2%

15,1%

11,9%

Строительство

9,1%

9,1%

16,3%

16,6%

9,6%

9,3%

Оптовая торговля

40,6%

39,5%

21,3%

21,1%

55,4%

57,9%

Розничная торговля

11,2%

11,1%

8,8%

10,1%

7,9%

9,5%

Гостиницы и рестораны

2,5%

2,6%

1,5%

2,5%

0,3%

0,5%

Транспорт и связь

4,9%

5,6%

7,3%

7,7%

2,4%

2,6%

Операции с недвижимым имуществом

4,9%

4,9%

5,1%

3,7%

2,6%

2,1%

Предоставление прочих коммунальных., социальных и персональных услуг

2,3%

2,4%

2,1%

2,0%

0,4%

0,5%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,0%

0,9%

0,7%

1,1%

0,1%

0,2%

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Предоставление прочих услуг

8,5%

8,7%

10,3%

9,9%

3,7%

3,3%

Научные исследования и деятельность, связанная с использованием вычислительной техники

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,2%

0,2%

0,5%

1,2%

0,2%

0,3%

Другие виды деятельности

1,6%

2,5%

1,0%

1,6%

0,2%

0,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

Представленные выше данные констатируют неравномерность развития малого и среднего предпринимательства в городе. В структуре всех ключевых показателей наблюдается некоторое снижение доли отраслей, которые могут быть отнесены к категории промышленно-инновационных. В то же время, наблюдается небольшой рост доли отраслей малого и среднего предпринимательства, по оказанию услуг (за исключением оборота оптовой и розничной торговли).

В таблице 2.2 представлена структура видов деятельности по четырем основным категориям: производственная сфера, торговля, инновационная сфера, социальная и сфера услуг.


Таблица 2.2

Количество

малых

предприятий

Средняя

численность

работников

Оборот

организаций

2005

2006

2005

2006

2005

2006

Производственная сфера

19,6%

20,0%

38,8%

38,5%

25,1%

21,5%

Торговля

56,7%

55,5%

35,2%

34,9%

65,9%

69,5%

Инновационная сфера

3,4%

3,0%

4,1%

3,5%

2,1%

1,7%

Социальная и сфера услуг

20,3%

21,5%

21,9%

23,1%

6,9%

7,2%

Итого

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

Оценивая сложившуюся структуру малого и среднего и среднего предпринимательства по видам деятельности, необходимо обратить внимание на то, что лидирующими направлениями являются производственная сфера и торговля, но при этом доля инновационной сферы сокращается по всем ключевым показателям.

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве, включая совместителей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей составляет порядка 800 тысяч человек, то есть около трети экономически активного населения Волгограда.

За последние 4 года оборот малого и среднего предпринимательства значительно возрос (почти в 6 раз).

На протяжении последних трех лет сохраняется активная положительная динамика роста прибыли малого и среднего предпринимательства. Однако рентабельность продукции субъектов малого и среднего предпринимательства по-прежнему отстает от аналогичного показателя крупного предпринимательства более чем в 4 раза.

Доля малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта Волгограда оценивается в 25%. Наибольший вклад в валовую добавленную стоимость всех малых предприятий внесли следующие виды деятельности:

- оптовая и розничная торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - 39%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг- 25%;

- обрабатывающие производства – 14%;

- транспорт и связь – 3%.

На долю малых предприятий, относящихся к другим видам деятельности, приходится около 9% от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых поступлениях – 23-27%. Темпы роста налоговых поступлений от малых предприятий, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика.

Статистическая информационная база, характеризующая состояние малого и среднего предпринимательства в Волгограде, требует существенного уточнения в связи принятием закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изменяющего критерии отнесении хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству.

В октябре 2005 была утверждена концепция областной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2005 - 2008 годы». На тот период на территории области действовали 3474 малых предприятия (более половины от общего количества предприятий) и 42500 индивидуальных предпринимателей. Сектор малого бизнеса имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, снижения уровня безработицы и социальной напряженности. Малые предприятия успешно работают в 22 отраслях экономики региона. Наибольшее их число занимается строительством (20,3%), производством товаров (работ, услуг) (19,8%), а также торговлей и общественным питанием (18,8%). Вместе с тем, в настоящее время это самый уязвимый хозяйственный сектор, нуждающийся в особом внимании и поддержке со стороны государства.

Согласно программе, принятой в 2005 году планировалось сформировать нормативную базу, отработать формы господдержки, выстроить соответствующую инфраструктуру.

На этой основе были выстроены программы на 2006 - 2008 год. На данный момент программа реализована на 90%, но ее реализация позволила создать благоприятные условия для дальнейшей работы малого предпринимательства, в частности, для организации выставочного комплекса, информационно-консультационных, маркетинговых и учебных центров, конференц-залов, интернет-центров, подразделений, оказывающих различные услуги предпринимателям.

Оказана государственная поддержка 19 инвестиционным проектам в форме предоставления целевой бюджетной субсидии и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Сумма выделенной государственной поддержки в 2007 году составила 3646,8 тыс. руб., в том числе предоставлены субсидии по 9 проектам на сумму 1142,3 тыс. руб. и субсидированы процентные ставки по кредитам по 11 текущим проектам в сумме 2504,5 тыс. руб. Объем инвестиций субъектов малого предпринимательства по поддержанным в 2007 году проектам составил – 69,7 млн. руб. В рамках реализации проектов планируется создание 145 рабочих мест в городе и в сельских районах области.

Таким образом, на один рубль выделенной государственной поддержки в 2006 году привлечено в сферу малого предпринимательства 19 рублей инвестиций. Объем налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды от реализации проектов за 2007 год при выделенной сумме государственной поддержки в сумме 3646,8 тыс. рублей составил 6439,9 тыс. рублей. Данный показатель свидетельствует о высокой бюджетной эффективности оказываемой государственной поддержки, так как сумма платежей в бюджет от деятельности малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов превышает сумму господдержки, выделенной за аналогичный период времени. Бюджетная эффективность выделенной в 2006 году государственной поддержки составила 2 рубля налоговых поступлений на 1 рубль оказанной государственной поддержки.

В 2007 году 17 субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, оказана финансовая поддержка в форме бюджетной субсидии в сумме 2 724,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 642,8 тыс. рублей и средств областного бюджета в сумме 2081,8 тыс. рублей.

Основной проблемой развития субъектов малого предпринимательства в настоящее время является недостаток офисных и производственных помещений, нестабильное внешнее финансирование, дефицит квалифицированных управленческих кадров.

В связи с чем, Правительство Астраханской области, по инициативе министерства экономического развития с 2005 года приступило к реализации ряда мероприятий, направленных на развитие инфраструктурной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В период с 2006 года по октябрь 2007 года в целях реализации субъектами малого предпринимательства инвестиционных проектов на территории Астраханской области оказана финансовая поддержка 39-ти инвестиционным проектам в сумме 14 988 тыс. рублей, в рамках «Программы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2006-2008 г.г.».

В целях повышения качества управления и функционирования субъектов малого предпринимательства при софинансировании средств федерального бюджета на территории Астраханской области построены два бизнес-инкубатора в г. Камызяк (1500 м.кв.) и г. Астрахань (3660 м. кв.). Оснащение бизнес-инкубаторов оргтехникой, компьютерами, мебелью, средствами связи проведено полностью. В бизнес-инкубаторе в г. Камызяк уже работают представители приоритетных отраслей региона. В 2007 году выиграны конкурсы на получение средств федерального бюджета на софинансирование данных проектов (г. Харабали - 2,8 млн. руб., г. Ахтубинск – 11,8 млн. руб., п. Оля – 12,9 млн. руб.). Разработана проектно-сметная документация. В 2008 году 27,6 млн. руб. средств областного бюджета будут направлены на строительство, реконструкцию и материально-техническое оснащение бизнес-инкубаторов. В результате, 4 тыс. кв. м. офисных помещений будет предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства.


III. Оценка состояния уровня развития предпринимательства в России

3.1. Сценарии стратегического развития малого и среднего предпринимательства

Обоснованный выбор метода анализа, оценки и прогнозирования развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде является эффективной гарантией правильности будущих управленческих решений. В интересах целенаправленного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде в качестве такого инструмента используется межотраслевая эконометрическая модель анализа и прогнозирования малого и среднего предпринимательства в Волгограде .

Модель учитывает две важнейшие интеграционные составляющие: межотраслевые и внутриотраслевые связи между хозяйствующими субъектами в рамках малого и среднего предпринимательства, а также взаимосвязи малого и среднего предпринимательства с остальной частью целостной экономики города. Модель учитывает следующие три группы факторов:

- особенность развития субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от численности занятых;

- параметры, определяемые органами власти Волгограда;

- прогнозы социально-экономического и отраслевого развития Волгограда.

Настоящая стратегия предполагает отход от инерционного подхода, традиционно применявшегося к планированию развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Волгограде, и переход к селективному подходу.

С учетом приоритетных направлений развития экономики города, определенных федеральными и региональными программами социально-экономического развития, были выявлены и проанализированы с использование вышеописанной эконометрической модели три приоритетных сценария стратегического развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде.

Сценарий 1 – «промышленно-инновационный».

Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий.

Сценарий 2 – «социально-инновационный». Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей (химической промышленности, металлургии, отрасли строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), в сфере науки и информационных технологий.

Сценарий 3 – «транзитный». Сценарий предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции.

Отмеченные выше сценарии определяют базовые стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства, в максимальной мере отвечающие целям и задачам эффективного долгосрочного развития Волгограда.

3.3. Основные направления стратегии развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающие оптимальное использование ресурсов, выделяемых городом на цели развития малого и среднего предпринимательства

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде состоит из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».

Стратегия переходного периода предусматривает, что в течение 2008 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде является оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.

Переход к сценарному развитию основывается на нормативных актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие Волгограда в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу, вступающих в действие до конца 2008 года.

Стратегический подход к регулированию малого и среднего предпринимательства в первый период направлен на решение следующих ключевых проблем:

- эффективное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства трудовыми ресурсами, в первую. Очередь, кадрами высокой квалификации, способными работать с современными передовыми технологиями и обеспечить значительный рост оборота малого и среднего предпринимательства на базе существенного увеличения производительности труда;

- эффективное стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малого и среднего предпринимательства путем расширения доступности для предпринимателей и работников, занятых в малом предпринимательстве, программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

- преодоление ограничений сбыта продукции (работ, услуг), присущих внутрирегиональному рынку, в том числе путем стимулирования и поддержки выхода субъектов малого и среднего предпринимательства на новые рынки, в рамках межрегионального обмена и экспорта;

- повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда, прежде всего за счет обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям;

- структурирование и формирование в Волгограде независимых саморегулируемых некоммерческих организаций субъектов малого и среднего предпринимательства, способных эффективно представлять их интересы.

Это позволит к началу второго этапа реализации концепции, обеспечить уровень развития малого и среднего предпринимательства, который будет соответствовать требованиям перехода к современному сценарному развитию предпринимательства региона.

3.4. Ключевые направления политики органов государственной власти Волгограда, обеспечивающих эффективную реализацию стратегий

Поскольку политическое обеспечение эффективной реализации стратегических направлений решающим образом определяет результат развития малого и среднего предпринимательства, органы государственной власти Волгограда должны сосредоточить свои усилия на решении следующих задач:

- полное и оперативное информирование не только субъектов малого и среднего предпринимательства, но также городской и федеральной общественности о перспективных планах и программах, о практических мерах и шагах, предпринимаемых администрацией Волгограда в данной сфере;

- обеспечение открытости органов государственной власти Волгограда для активного обсуждения готовящихся проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и возможных последствий их применения с представителями малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, средств массовой информации и т.д.;

- обеспечение активного и эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого и среднего предпринимательства в интересах развития Волгограда;

- обеспечение защиты законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства в деловой, правовой, социальной и информационной сферах;

- активное привлечение средств федерального бюджета для развития субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда.

Основные направления развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связанны с необходимостью повышения их конкурентоспособности и состоят в кадровом обеспечении, расширении сбытовых возможностей, увеличении возможностей по финансированию инвестиционной деятельности, ориентацией на технологические и управленческие инновации.

В рамках направлений разрабатываются конкретные меры, мероприятия и инструменты развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые включаются в планы мероприятий на определенные периоды.

В направлении развития кадрового потенциала развития малого и среднего предпринимательства:

повышение доступности программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере малого и среднего предпринимательства.

расширение спектра учебных программ. Внедрение учебных программ по основам предпринимательства в программы обучения школьников старших классов и студентов технических вузов. Поддержка студенческого и женского предпринимательства.

стимулирование и поддержка внедрения субъектами малого и среднего предпринимательства технологических и управленческих инноваций.

реализация мероприятий по информированию и привлечению трудовых ресурсов высокой квалификации из регионов Российской Федерации и стран СНГ.

стимулирование привлечения квалифицированных управленческих кадров из крупного и среднего в малый бизнес.

В направлении усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда:

стимулирование и поддержка реализации продукции (работ, услуг), производимой петербургскими субъектами малого и среднего предпринимательства, в регионах России и странах ближнего зарубежья. Поддержка организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства Волгограда для расширения присутствия петербургского малого и среднего предпринимательства на рынках регионов Российской Федерации и внешних рынках;

развитие системы электронной коммерции в сфере малого и среднего предпринимательства;

инициирование, стимулирование и поддержка деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями;

поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства по охране авторских прав и интеллектуальной собственности;

инициирование, стимулирование и поддержка научных исследований и опытно-конструкторских разработок, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства Волгограда;

совершенствование системы государственного заказа Волгограда с целью облегчения субъекта малого и среднего предпринимательства условий участия в его реализации ;

информационная и коммуникативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Проведение информационных, информирующих, просветительских и экспертных мероприятий, формирование информационного поля с широким привлечением СМИ или созданием новых СМИ, отвечающих потребностям развития малого и среднего предпринимательства.

В направлении развития управленческого аутсорсинга в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда:

Расширение доступности правового, бухгалтерского, консультационного, инжинирингового и других видов обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда в формате аутсорсинга. Разработка стандартов аутсорсинга на базе требований нормативно-правовых актов Российской Федерации.

В направлении расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам:

Облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства на финансовые рынки с целью привлечения кредитных ресурсов.

Снижение финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по обслуживанию финансовых средств, привлекаемых на возвратной основе.

Поддержка инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда путем прямых инвестиций, венчурного финансирования, привлечения «бизнес-ангелов» и иных форм.

В направлении имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в части их обеспечения производственными, складскими, офисными и иными нежилыми помещениями на условиях минимальной доступной рыночной стоимости аренды.

Развитие сети бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных и технологических зон и т.п., в том числе с использованием частно-государственного партнерства.

Облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам технической инфраструктуры (электро- и теплоснабжение, водоснабжение, телекоммуникации и т.п.).

3.5. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и развитие предпринимательского сообщества Волгограда

Совершенствование нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства в Волгограде.

Стимулирование развития независимых саморегулируемых некоммерческих организаций предпринимателей Волгограда.

Совершенствование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включающее, создание городского агентства, подведомственного Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, в форме государственного учреждения Волгограда, имеющего подразделения во всех районах Волгограда, отраслевых и межотраслевых центров по развитию предпринимательства, фондов содействия и поддержки предпринимательства и иных форм.

Создание и развитие системы правовой защиты и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка мероприятий по развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуются независимыми объединениями предпринимателей Волгограда.

Повышение общественной значимости и престижа малого и среднего предпринимательства в Волгограде.

Развитие организационно-методического обеспечения органов государственной власти Волгограда, координирующих развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в части:

- совершенствования методического обеспечения, анализа и прогнозирования состояния системы малого и среднего предпринимательства в Волгограде;

- научно-методическое обеспечения поддержки малого и среднего предпринимательства;

- развития практики по обмену передовым опытом поддержки малого и среднего предпринимательства с другими регионами Российской Федерации, а также зарубежными странами.

Совершенствование системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти Волгограда о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства Волгограда, включая совершенствование методической базы, информационно-методического и статистического обеспечения.

Развитие механизмов информационно-аналитического обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Волгограде может осуществляться и в других направлениях, с использованием иных мер и инструментов, не указанных выше, если они не противоречат базовым принципам, указанным в настоящей концепции, а также способствуют реализации основных стратегических направлений развития малого и среднего предпринимательства в Волгограде.


Заключение

Раскрыв сущность и роль малого среднего предпринимательства в экономике России нами выявлено, что благодаря совместным усилиям государственных структур и предпринимательских объединений удалось в определенной мере преодолеть застой в развитии малого предпринимательства.

В то же время практика показывает, что потенциал малого и среднего предпринимательства в решении социально-экономических проблем России задействован далеко не полностью.

Очевидно, что без развития малого предпринимательства нельзя говорить о формировании среднего класса, социальной стабильности, обеспечении занятости населения, а значит и об устойчивом развитии государства.

Для развития малого предпринимательства, повышения его роли в решении социально-экономических задач России необходимы значительно более активные и скоординированные действия законодательной и исполнительной власти всех уровней, объединений предпринимателей, научных организаций

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами установились партнерские отношения, необходима четкая схема их сотрудничества. На наш взгляд, она должна базироваться на принятии закона О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти.

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в новую экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к цивилизованному лоббированию через благоприятное для него изменение нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять свои функции в новых условиях, тем характернее для него стремление лоббировать по-советски -посредством прямого выколачивания средств для его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия. Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи мелких предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо отметить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством политических действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле, финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены усилия большинства деловых людей новой волны, что вполне закономерно, учитывая особо высокую оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либерализации экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого и среднего предпринимательства с властными структурами всех уровней сегодня хорошо описываются известной в биологии моделью хищник - жертва. Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность прав и обязанностей предпринимателей и государства, то теперь около 80% предпринимателей не получают никакой помощи ни от центральных, ни от местных органов власти. На вопрос к предпринимателям: Согласны ли вы с тем, что сейчас невозможно решить большинство хозяйственных проблем без взяток чиновникам? - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого и среднего предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная системная методология развития малого и среднего предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.

Рассмотрев возможные стратегии развития для среднего и малого предпринимательства г. Волгограда нами выявлено, что возможны несколько сценариев развития малого и среднего предпринимательства: промышленно-инновационный, социально-инновационный, транзитный, которые состоят из двух взаимоувязанных составляющих, которые условно могут быть определены как «стратегия переходного периода» и «стратегия сценарного развития».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза о том, что стратегии развития малого и среднего и среднего предпринимательства актуально для города Волгограда подтвердилась полностью.


Список литературы

1.Закон Российской Федерации от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего и среднего предпринимательства Российской Федерации»

2.Закон Астраханской области от 13.03.2000 № 13/2000 -03 (ред. От 20.03.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Астраханской области» (принят ОПС 24.02.2000)

3.Постановление губернатора Астраханской области 13.03.2006 № 98 «О создании совета по предпринимательству при Губернаторе Астраханской области»

4.Постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2005 № 378-П « Об отраслевой целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы» ( в ред. От 28.09.2007 №414-П)

5.Постановление Правительства Астраханской области от 20.03.2007 № 87-П «Об утверждении положения об оказании Государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в форме бюджетной субсидии»

6.Отраслевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы»(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 05.09.2007,№39-П)

1.Агурбаш Н. Г. Малое предпринимательство в России и промышленно развитых странах.

2.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2005.

3.Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 2000.

4.Буcыгин А.В Предпринимательство. Основной курс.

5.Виленский А., Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // «Вопросы экономики», 2006, №6.

6.Долгопятова Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение, М.: «Дело», 2005

7.Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого и среднего предпринимательства в России Российский экономический журнал № 2 –2006 г., с 60

8.Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: Курс лекций. «МГТУ» М. 1999.

9.Курс экономики: Учебник. (2-е издание дополненное) /Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

10.Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М. Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселёвой.

11.Орлов А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России Вопросы экономики, 7-202 с. 119

12.Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? № 10 –2001 с. 70

13.Рутгайзер В., Приватизация в России: движение на ощупь // Вопросы экономики, 1993, №10, 11, 12

14.Рябова, Т.В. Работа малого предпринимательства на территории Астраханской области/Т.В. Рябова // Астрахан. отд. ВЭО России. – Астрахань, 2006. – 22 с., ил., рус., рукопись деп. в ВИНИТИ №648-В2006.- 0,95 печ. л.

15.Тарасов П.С. Информационные центры в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства/ Проблемы развития менеджмента, логистики и коммерции в условиях новой экономики: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21-22 апр.2006./ Астрахан.гос.техн. ун-т., отв.ред. Е.П. Карлина. – Астрахань: ЦНТЭП, 2006. – 288с..: ил. – С. 113-114 – 0,2печ.л.

16.Тихомирова А. Инвестиционный климат в России региональные рейтинги и риски М. ФФПМП, 1997, с 30-41.

17.Черник Д Г Индивидуальное предпринимательство - важная составная малого и среднего предпринимательства. Индивидуальный предприниматель. Библиотека российской газеты №18 –2002 г.

18.Что мешает развитию бизнеса в России. Степанова Е.В. (кафедра экономики, МГТУ).

19.Шестоперов О. Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России 4-2007 с. 65

20.Шулус А. Становление системы поддержки малого и среднего предпринимательства в России/ Российский экономический журнал –2006 - №5,6,7

21.Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.


[1] газета Коммерсантъ № 3-2008 г.

[2] Духон А Доклад О развитии малого и среднего предпринимательства в России региональный разрез М. Московский государственный статистический университет, 2007

[3] О своей полной готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляю около 15-20% крупных российских предприятий и только 3-5% МСП Российская сторона на переговорах с ВТО оговорила наличие переходного периода в 7 лет начале которого средняя ставка таможенных пошлин может быть установлена 1 уровне 16-17К, а затем будет постепенно снижена до 10%

Скачать архив с текстом документа