Разработка миссии и целей организации на примере колхоза Вишневский
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические аспекты формирования миссии и целей организации Глава 2. Характеристика колхоза «Вишневский» 2.1 Общая характеристика организацииСОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования миссии и целей организации
Глава 2. Характеристика колхоза «Вишневский»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Установленные цели и миссия колхоза «Вишневский»
Глава 3. Предложения по разработке миссии и целей колхоза «Вишневский», для его успешного функционирования
Заключение
Литература
Введение
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что значение развития стратегии, миссии и целей организации , позволяющей ей выживать в условиях рыночной экономики, в условиях конкурентной борьбы, нестабильной экономической ситуации, резко возросло в последние десятилетия
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные личные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации присуща определенная целевая ориентация. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией поставленных перед ней целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.
Исходя из выше изложенного можно определить цель и задачи данной исследовательской работы.
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс формирования миссии и системы целей предприятия
Задачи:
- раскрыть сущность понятий миссия и цель;
-рассмотреть наиболее распространенные направления, по которым в организациях устанавливаются цели;
- рассмотреть процесс выработки целей;
-рассмотреть миссию и цели, установленные в колхозе «Вишневский»;
- предложить рекомендации по формулировке миссии организации.
Объектом исследования выступает колхоз «Вишневский», который специализируется на выращивание зерновых культур и овощей открытого грунта.
Предметом исследования является процесс формирования и развития миссии и системы целей предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования миссии и целей организации
Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при разработке стратегии организации. Миссия определяется в процессе стратегического планирования, она и является основной стратегией предприятия, в соответствии с которой строится вся остальная деятельность. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров, т.к. ее принятие позволяет четко определить назначение деятельности данного предприятия и не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма, т.е. цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.
При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы “внутренних” по отношению к организации людей интересам “внешних” людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.
В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.
В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно определенная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
· собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
· сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта, и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
· покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
· деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих услуг или же аналогичные услуги со стороны организации;
· местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической сред обитания организации;
· общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация из себя представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.
Любая организация должна искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и устойчивое функционирование в будущем.В большинстве случаев организации ставят перед собой самую значимую для себя главную цель - получение прибыли, это является ошибочным ориентиром для предприятия, так как это может выступить губительным фактором, потому что прибыль - это сугубо внутренняя проблема, и при установлении данной миссии не были учтены интересы группы потребителей.
Сегодня и в ближайшей перспективе действующая миссия организации должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
На каждом уровне управления миссию компании нужно преобразовать в конкретные стратегические цели. Каждый менеджер должен знать свои задачи и отвечать за их выполнение. Цель, состоящая в повышении производительности сельского хозяйства, обусловливает профессиональную цель компании – внедрение нового оборудования, разработку новых удобрений, обеспечивающих повышение урожайности. Но исследования дороги и требуют увеличения прибыли для реинвестирования в исследовательские программы. Для достижению любой из поставленных целей организации, требуются значительные средства, и для того чтобы избежать нежелательных затрат ресурсов цели должны быть максимально конкретны и реальны. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации можно подразделить на несколько групп:
Общие цели отражают концепцию развития организации и разрабатываются на длительную перспективу. Существует типичная схема ранжирования общих целей, выражаемых путем формулирования общих направлений деятельности предприятия:
· Обеспечение максимальной рентабельности, при имеющемся наборе видов деятельности, определяемой следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции и т.д.
· Обеспечение устойчивости положения организации по следующим направлениям: техническая политика (расходы на исследование и разработку новой продукции), потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, проектирование новых рынков), инвестиционная политика (размеры капиталовложений и их направления), кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их подготовка и оплата и т.д.), решение социальных вопросов.
· Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает: разработку структурной политики, включая диверсификацию производства, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния, развитие информационных систем.
Цели специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным направлениям деятельности в каждом подразделении фирмы. Важнейшими среди них являются:
· Определение уровня рентабельности по каждому отдельному подразделению
· Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей, достижение которых является важным шагом на пути осуществления компанией своей миссии. Обычно они устанавливаются путем определения направлений развития в соответствующих функциональных областях.
Для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента. Основой стратегии любой фирмы должно являться стремление достигнуть устойчивых лидирующих позиций, добиться технологической, социальной и маркетинговой конкурентоспособности за счет постоянного развития.
Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными — цели, достигаемые через три - пять лет.
Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:
1. доходы организации:
· прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;
· положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
· производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;
· финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;
· мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;
· разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта и т.п.
2. работа с клиентами:
· работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.
3. потребности и благосостояние сотрудников:
· изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т.п.;
· человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.
4. социальная ответственность:
· • оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.
Как видно, эти четыре сферы касаются интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось выше.
Для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента. Основой стратегии любой фирмы должно являться стремление достигнуть устойчивых лидирующих позиций, добиться технологической, социальной и маркетинговой конкурентоспособности за счет постоянного развития.
В современных условиях бизнеса особое требование предъявляется к стилю предпринимательства – постоянное стремление к лидерству. Менеджеры, участники предпринимательства, должны думать и действовать так, как будто это их собственная компания. Процесс принятия решений должен быть быстрым благодаря координации деятельности всех подразделений. Сильной стороной компании должна стать системная интеграция, ориентированная на поддержание конкурентоспособности продукции при принятии любых решений.
Только учитывая эти положения, компания сможет успешно достичь поставленных целей и, следовательно, эффективно развивать основное направление своей деятельности в условиях меняющейся макросреды.
Глава 2. Характеристика колхоза «Вишневский»
2.1 Общая характеристика организации
Совхоз «Беловский» Беловского района Кемеровсктй области организован в феврале 1918 года на основании приказа № 16 от 16 января 1981 года Областного производственного управления сельского хозяйства в связи с разукрупнением откормсовхоза «Беловский». В 1993 году предприятие реорганизовано в ТОО «Вишневское» и с 1999 года преобразовано в колхоз «Вишневский».
Финансово – экономическое состояние хозяйства постоянно улучшается, предприятие работает с прибылью, не имеет задолженностей по заработной плате перед работниками, не имеет задолженностей по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Основные показатели производственно-финансовой деятельности колхоза «Вишневский»
№ | Наименование показателей | Единица измерения | 2005 г | 2006 г | 2007 г | 2008 г | 2009 г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Наличие сельхозугодий | Га | 2406 | 3129,6 | 3129,6 | 3129,6 | 3129,6 |
2. | В т.ч. пашня | Га | 1732 | 2351 | 2351 | 2351 | 2351 |
3. | Среднегодовая численнлсть работников | Чел. | 120 | 109 | 112 | 117 | 121 |
4. | Фонд заработной платы - всего | т.руб. | 12320 | 16077 | 18890 | 22142 | 23059 |
5. | Среднемесечная з/плата 1 работника, занятого в с/х производстве | т.руб | 8556 | 12291 | 14055 | 15771 | 15881 |
6. | Выручка от реализации продукции | т.руб | 28998 | 47530 | 54539 | 63439 | 65457 |
7. | Себестоимость реализованной продукции и услуг – всего. | т.руб | 23525 | 37120 | 42951 | 39790 | 50000 |
8. | Финансовый результат: прибыль | т.руб | +5473 | +10410 | +11588 | +23649 | +15457 |
9. | Рентабельность | % | 23 | 28 | 27 | 59 | 31 |
Площади | |||||||
10. | В т.ч. зерновых | Га | 1200 | 1350 | 1500 | 1500 | 1500 |
11. | картофеля | Га | 50 | 50 | 50 | 60 | 100 |
12. | овощей | Га | 157 | 157 | 180 | 182 | 182 |
Урожайность | |||||||
13. | Зерновых | ц/га | 13,8 | 12,9 | 21,1 | 22,2 | 28,2 |
14. | Картофеля | ц/га | 216 | 220 | 228 | 221 | 298 |
15. | Овощей открытого грунта | ц/га | 377 | 405 | 409 | 378 | 398 |
Зерно | |||||||
16. | Валовое производство | тонн | 1661 | 1748 | 3164 | 3337 | 4232 |
Картофель | |||||||
17. | Валовое производство | тонн | 1082 | 1100 | 1138 | 1325 | 2981 |
Овощи открытого грунта | |||||||
18. | Валовое производство | тонн | 5928 | 6377 | 7370 | 6880 | 7244 |
Из приведенных в таблице видно, что колхоз специализируется на производстве овощей открытого грунта, картофеля, товарного зерна. Культуры эти достаточно трудоемкие, требуют внимания, тщательного ухода, но при умелой работе с ними даю высокую отдачу. Наличие сельхозугодий в 2005 году составляло 2406 га, а уже с 2006 – 2009 года этот показатель остается на неизменном уровне и составляет 3129,6 га. Средняя численность работников в совокупности за пять лет составляет 116 человек. Фонд заработной платы так же как и среднемесячная заработная плата 1 работника имеет тенденцию к увеличению. Фонд заработной платы в 2005 году составлял 12320 т.руб., а в 2009 году – 23059 т.руб.. Среднемесячная заработная плата 1 работника в 2005 году равнялась 8556 т.руб., а в 2009 году – 15881 т.руб.. Самая низкая выручка от реализации продукции составила 28998 т.руб. в 2005 году, самый высокое значение этого показателя составило 65457 т.руб., в 2009 году. Так же самая низкая себестоимость реализованной продукции была в 2005 году – 23525 т.руб., а самая высокая в 2009 году – 50000 т.руб. В таблице так же видно, что по сравнению с каждым предыдущим годом урожайность имеет тенденцию к росту и снижению, а валовое производство имеют только тенденцию к росту.
В настоящее время колхоз «Вишневский» - высокорентабельное хозяйство с крепкой материально – технической базой, и сплоченным коллективом. И он является одним из ведущих предприятий области по производству овощей открытого грунта и картофеля.
Но переход к рыночным отношениям все же требует глубоких сдвигов в экономики – решающей сфере человеческой деятельности. И перед директором колхоза «Вишневский» Никитюком М.С. стояла не легкая задача, необходимо было осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать свое предприятие на полное или первоочередное использование качественных факторов экономического роста. Должен быть обеспечен переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производственными отношениями, хорошо отлаженным хозяйственным механизмом.
Никитюк М.С. понял, что все-таки для колхоза «Вишневский» важнейшим фактором повышения эффективности основного производства, был и остается научно – технический прогресс. До последнего времени научно – технический прогресс проистекал эволюционно. Как и во всех организациях в колхозе «Вишневский» преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрению мероприятий по новой технике. В современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым технологиям, к техники последующих поколений.
Колхоз «Вишневский» первый в Кемеровской области приобрел технологию финской фирмы «ЛЯННЕН ТЕХТААТ» по выращиванию посадочного материала овощных культур кассетным способом, что рационализировало процесс выращивания рассады капусты – самую дорогую стадию возделывания сельскохозяйственных культур.
Ежегодно хозяйство испытывает огромное количество новых сортов овощных культур, что позволяет выращивать до двадцати сортов капусты, осваивать новые технологии возделывания многочисленных сортов лука.
Уровень рентабельности производства за последние 5 лет составляет 35-40%. Произведено валовой продукции растениеводства на одного работника по итогам 2008 года 195,7 тыс. руб.
В настоящее время Никитюк М.С. сделал опору не только на современные технологии и полное перевооружение колхоза, на сотрудничество с европейскими фирмами производителями высококлассной сельскохозяйственной техники и современного материала, но так же на формирование и развитие нового видения и постановке новых конкретных целей для своей организации, что играет важную роль в дальнейшем развитии и совершенствовании колхоза «Вишневский».
2.2 Установленные цели и миссия колхоза «Вишневский»
На сегодняшний день колхоз «Вишневский» входит в группу предприятий Сибирского федерального округа, для которых важной жизненно необходимой целью является обеспечение полноценного питания человека. Ведь в настоящее время рассчитывать на то, что население само сможет обеспечить достаточным количеством овощной продукции, было бы совершенно не верным. Вследствие увеличения транспортных и других издержек у садоводов стало крайне невыгодным заниматься овощеводством на небольших участках без средств механизации. Приходит новое поколение, которое предпочитает приобретать высококачественные овощи в супермаркетах, специализированных точках и ярмарках.
Сегодня колхоз «Вишневский» принимает участие в стратегии развития овощеводства Сибирского федерального округа.
Целью данной стратегии развития овощеводства в Сибирском федеральном округе является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) устойчивого и динамичного развития овощеводства округа и страны в целом, решения продовольственной проблемы обеспечения российских граждан овощной продукцией, и укрепления позиций России и Сибирского федерального округа на мировом продовольственном рынке путем сокращения импорта овощной продукции. Так как до сих пор имеет место завоз импортной продукции из стран СНГ низкого качества, а также овощей, выращенных на территории Сибири иностранными гражданами.
Сегодня стратегическими приоритетами колхоза «Вишневский» в производстве овощей открытого грунта является: обеспечение основными видами овощей населения, проживающего на территории округа.
В соответствии со стратегией развития овощеводства в Сибирском федеральном округе, колхоз «Вишневский» поставил перед собой следующую мисси: производство экологически безопасных и высококачественных овощей, и достижение и поддержание физической и экономической доступности для населения потребляющих данную продукцию.
Для достижения данной миссии организация сформулировала перед собой следующие цели:
1. увеличение производства овощной продукции с 7244 т.(2009 г.) до 15212 т (2020 г.), то есть в объеме достаточным для обеспечения продовольственной независимости региона
2009г. (факт) | Первый этап | Второй этап | |||
2010г. начало решения | 2012г. промежуточное решение | 2014г. продолжение решения | 2020г. окончательное решение | ||
Увеличение производства овощей до размеров, удовлетворяющих потребности населения, т | 7244 |
8372 |
9282 |
10374 |
15212 |
2. Внедрение адаптивных энергоресурсосберегающих технологий
возделывания овощных культур с приобретением современной сельскохозяйственной техники (для посева, ухода и уборки).
Ожидаемые результаты: повышение урожайности в 2,0 - 2,5 раза, снижение себестоимости продукции в 1,5- 2,3 раза, экологическая безопасность и высокое качество.
3. Развитие оросительных систем с компьютерным обеспечением и современным нормированным капельным поливом.
При этом планируется получение урожайности на уровне 460-680 ц/га.
4. Выращивание овощных культур в ангарных пленочных теплицах: томат, перец, баклажан, лук, огурец. Что приведет к получение ранней продукции, и снижение себестоимости в 1,3 - 1,8 раза.
5. Строительство современных хранилищ с компьютерным обеспечением режимов хранения овощной продукции (обеспечение высокой сохранности и круглогодичное обеспечение населения продукцией высокого качества).
6. Создание системы послеуборочной доработки, мойки и переработки продукции
Структура целей | долгосрочные | среднесрочные | краткосрочные | экономические | неэкономические | общие | специфические |
Цели колхоза «Вишневский» | |||||||
1 | Х | Х | Х | ||||
2 | Х | Х | Х | ||||
3 | Х | Х | Х | ||||
4 | Х | Х | Х | ||||
5 | Х | Х | Х | ||||
6 | Х | Х | Х |
Для выполнения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
· усовершенствование способов контроля безопасности и качества овощной продукции;
· развитие научного и инновационного потенциала овощеводства Сибири;
· усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, от руководителей овощеводческих предприятий, специалистов до механизаторов, фермеров и садоводов-любителей;
· совершенствование технологий переработки и хранения овощей;
· создание дополнительных рабочих мест
Реализация данных целей и задач будет проводиться по следующим этапам:
- модернизация материально-технической базы отрасли, предусматриваю- щей обновление специальной сельскохозяйственной техники для возделывания овощных культур. Строительство новых и реконструкция действующих овощехранилищ и тепличных комбинатов;
- совершенствование форм и механизмов сбыта овощной продукции;
- увеличение объема производства овощей на основе широкого использования современных ресурсосберегающих технологий, совершенствования семеноводства, перевода отрасли на инновационный путь развития.
Таким образом можно сказать, что основным достижением реализации данной миссии, является увеличение производства экологически безопасной продукции в специализированном овощном хозяйстве колхоз «Вишневский».
Экономические последствия реализации поставленных целей и задач будут проявляться, увеличением площадей защищенного и открытого грунта, урожайности, качества и сохранности овощных культур, доработкой и переработкой и их продукции, увеличение прибыли предприятия, повышение доходов части населения работающих в организации.
Социальные последствия будут проявляться в улучшения условий труда работников, увеличения занятости населения в производственном процессе.
При реализации поставленных целей намеченные объемы производства позволят полностью удовлетворить потребности населения в высококачественных свежих овощах и продуктах их переработки, освоить новые рынки сбыта.
Глава 3. Предложения по разработке миссии и целей колхоза «Вишневский», для его успешного функционирования
Сегодня в любой организации в процессе создания миссии обязательно возникнет сложный вопрос о том, чьи интересы важнее: акционеров или потребителей. Например, Г. Форд определил миссию компании Форд как предоставление людям дешевого транспорта. Он считал, что миссия компании должна быть нацелена на потребителя и решать, прежде всего, проблемы потребителя, а не внутренние проблемы организации, такие как обеспечение прибыли, расширение рынка, рост объема продаж и др. Несомненно, в долгосрочном плане первичны интересы клиентов и в более широком смысле потребности общества, но в суровой реальности среднестатистический менеджер работает по принципу сначала прибыль, а потом удовлетворение потребностей клиента. Я предполагаю, что для начала при разработке миссии нужно попытаться сбалансировать в ней интересы обеих сторон. Эта проблема напрямую связана с ценностями организации, которые устанавливаются руководителями высшего звена на основе их собственных убеждений. Но кроме этих двух названных заинтересованных групп, можно выделить и другие со своими ожиданиями и интересами :
Заинтересованная группа | Ожидания заинтересованной группы |
Акционеры |
Дивиденды, рост капитала, надежность инвестиций |
Менеджмент фирмы |
Денежное вознаграждение, престиж, власть |
Потребители | Качество продукции, обслуживание, ценность |
Сотрудники | Гарантия занятости, денежное вознаграждение, удовлетворение в работе |
Кредиторы | Проценты, гарантии выплаты, суммы кредита |
В установленной миссии колхоза «Вишневский» на первый взгляд явно выражены лишь интересы потребителей, но все, же тут так же можно увидеть скрыто выраженные интересы и других заинтересованных групп, таких как сотрудники и менеджмент фирмы, а так же кредиторов.
Интересы этих групп проявляются в экономических и социальных последствиях реализации поставленных целей и задач.
На мой взгляд, миссия колхоза не очень полно определяет курс который должна взять организация. Ведь каждая организация должна при формировании своей миссии ответить на вопрос «Кто мы, что мы делаем и куда направляемся?».
Я предполагаю, что миссия колхозы «Вишневский» должна звучать следующим образом: «Добиться лидирующих позиций среди сельскохозяйственных предприятий Сибирского федерального округа в производстве экологически безопасных и высококачественных овощей».
Я думаю, что для колхоза данная миссия будит более приемлема, чем та которая сформирована у них на данный момент, так как при установлении этой миссии будут не только учтены интересы общества, но и так же будет полно отражена направленность предприятия.
Заключение
Задача «увеличить нашу долю на рынке» не столь конкретна, как задача «увеличить нашу долю на рынке на 15% к концу второго года». Таким образом, можно сделать вывод: миссия компании определяет философию предприятия и основное направление деятельности, а стратегические цели – это реально измеряемые задачи, стоящие перед компанией.
Литература
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Гардарика, 1998.
Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардарика, 1998.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998.
Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 1998.
Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие, 2-е издание. М: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 1998.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1998.
Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985.
Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ./ М: Экономика, 1989.
Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М: Международные отношения, 1993.
Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996.
Карпов В.Н. Стратегический маркетинг в условиях отечественного рынка. М: «Маркетинг», 1992, №3.
Квинн Д.Б. Управление, Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996.
Оуэн А. Как осуществлять стратегию — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996.
Пью Д. Понимание организационных изменений и управление ими. - Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996.
Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании: Пер. с англ./Под ред. Рысина В.Т.. М: «Прогресс», 1998.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Изд-во «Питер», 1999.
Стратегическое планирование и управление. Под ред. Петрова А.Н. СПб: Изд-во СПБГУЭиФ, 1998.
Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998. - в 2-х т.
Тренев В.Н и др. Реформирование и реструктуризация предприятия: методика и опыт. М.: Изд-во «Приор», 1998.