Теория рационального питания

СОДЕРЖАНИЕ: ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ОГАПТ Кафедра биохимии Реферат на тему: « Теория рационального питания» Выполнил студент Гр. ИЭ-17 Шаронов А.В Одесса 2000

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ОГАПТ

Кафедра биохимии

Реферат на тему:

« Теория рационального питания»

Выполнил студент

Гр. ИЭ-17

Шаронов А.В

Одесса 2000

Научные теории и концепции рационального питания

Питание является необходимым и первым условием жизни. Неуди­вительно поэтому, что все универсальные естественнонаучные концеп­ции включали в себя как важную и необходимую часть теорию питания. История науки знает две теории питания. Первая возникла во времена античности, вторая — классическая теория сбалансированного пита­ния—окончательно сформировалась в конце XIX — первой поло­вине XX в.

Античная теория питания связана с именами Аристотеля и Галена и является частью их представлений о живом. Согласно этой теории питание всех структур организма происходит за счет крови, которая непрерывно образуется в пищеварительной системе из пищевых веществ в результате сложного процесса неизвестной природы, в некотором от­ношении сходного с брожением. В печени происходит очистка этой крови, после чего она используется для питания всех органов и тканей. На основе этих представлений были построены многочисленные лечеб­ные диеты, которые должны были обеспечить более легкое превращение пищи в кровь и лучшие свойства последней.

С классической теорией сбалансированного питания тесно связаны широко распространенные представления об идеальной пище и опти­мальном сбалансированном питании. Эта теория опирается на балансный подход к оценке и режиму питания, что сохраняет свое значение и в настоящее время. В упрощенном виде этот подход сводится к тому, что в организм должны поступать вещества такого молекулярного со­става, который компенсирует их расход и потери, обусловленные ос­новным обменом, работой, а для молодых организмов—также и ростом.

Классическая теория сбалансированного питания базируется на следующих фундаментальных положениях: 1) приток веществ должен точно соответствовать их расходу; 2) приток пищевых веществ обеспе­чивается за счет разрушения пищевых структур и всасывания полез­ных веществ — нутриентов, необходимых для метаболизма и построе­ния структур тела; 3)утилизация пищи осуществляется самим организ­мом; 4) пища состоит из нескольких компонентов, различных по физио­логическому значению: пищевых, балластных и токсичных веществ;

5) метаболизм определяется уровнем аминокислот, моносахаридов, жир­ных кислот, витаминов и некоторых солей, следовательно, можно создать так называемые элементные (мономерные) диеты.

Классическая теория позволила научно обосновать потребность в энергетических и пластических компонентах (табл. 140), преодолеть многие нутритивные дефекты и болезни, связанные с недостатком не­заменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов и других пище­вых веществ. На основе теории сбалансированного питания созданы пищевые рационы для многих возрастных и профессиональных групп населения г учетом их физических нагрузок, климатических и других условий жизни, обнаружены неизвестные ранее незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы и т. д. Эта теория способствовала развитию технологии пищевой промышленности, на ней базируются все промышленные, агротехнические и медицинские мероприятия.

Классическая теория сбалансированного питания стимулировала развитие важных теоретических и практических положений, в том числе положений об идеальной пище и парентеральном питании (минуя пище­варительный канал). Однако балансный подход и вытекающая из него идея рафинированной, без балластной пищи принесли и существенный вред. Так. Использование очищенных злаковых культур, рафинированных продуктов явилось фактором, способствующим развитию многих заболеваний системы пищеварения, в том числе печени, желчных

путей, распространению ожирения, других нарушений обмена веществ.

Рациональное питание следует рассматривать как одну из глав­ных составных частей здорового образа жизни, как один из факторов продления активного периода жизнедеятельности.

В связи с научно-техническим прогрессом неуклонно увеличи­вается количество людей, занимающихся умственным трудом, потребности, в энергии которых минимальны (не более 10.25 МДж (2450 ккал) для мужчин и 8,4 МДж (2000 ккал) для женщин). При минимуме энер­гии обычно потребляется мало минорных компонентов пищи (витами­нов, микроэлементов). В этих случаям, несмотря на, казалось бы, адекватную энергообеспеченность организма, могут возникать призна­ки гиповитаминозных и гипомикроэлементозных состояний. Рафи­нированные продукты—еще одна причина недостаточного потреб­ления питательных веществ, прежде всего у работников умственного тру­да. Несмотря на то что в ходе эволюции человек научился адапти­роваться к окружающей среде, более естественной для него пищей являются нерафинированные продукты, так как именно с их помощью достигается оптимальное поступление витаминов и минеральных веществ. Следует заметить, что принципы построения рационального питания при интенсивной нервно-эмоциональной нагрузке несколько другие, чем при обычной умственной работе. Здесь важно обеспечить организм оптимальным количеством белка, аскорбиновой кислоты, ретинола, витаминов группы В. Если же работа сменная, то меняется я режим питания.

Потребности в энергии и пищевых веществах дифференцируются в зависимости от интенсивности физической активности. Интенсивный физический труд требует поступления дополнительного количества энергии. Так, суточный расход энергии мужчин при тяжелой физиче­ской деятельности увеличивается более чем на 40 %, возрастает также потребность в белке (на 30 %), в жирах (на 63,5 %), многих других пищевых ингредиентах. Потребности в пище женщин несколько ниже, чем у мужчин, что обусловлено меньшей интенсивностью обменных процессов в их организме. Экстремальные условия жизнедеятельности (регионы Крайнего Севера, высокогорье и др.) существенным образом изменяют потребность людей в энергии и пищевых веществах, что также требует внесения значительных коррективов в их питание.

В питании растущего организма прежде всего необходим оптимум Полноценного белка для построения формирующихся структур тела ре­бенка. При недостатке белка возникает торможение роста детей. Известно, насколько важна обеспеченность организма детей витами­нами. С возрастом потребность ребенка в энергии и пищевых веще­ствах увеличивается. Подростковый возраст относится к критическому периоду в жизни ребенка, что обусловлено наибольшей интенсивностью роста, гормональной перестройкой организма. В этот период потребности детей в пище максимальны.

Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соот­ветствии с ними сформулирован первый принцип рациональ­ного питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энер­гоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энерге­тические затраты. С увеличением возраста происходят накопление из­быточной массы тела и развитие ожирения» ускоряющие появление многих хронических дегенеративных заболеваний.

Соответствие химического состава пищевых веществ физиологиче­ским потребностям организма — второй принцип рациональ­ного питания. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необхо­димыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми вещества­ми возможно только при разнообразном питании. Максимальное разно­образие питания определяет третий принцип рационального питания.

Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумеваются регулярность, кратность и чередование при­емов пища. Режим питания, так же, как и потребность в пищевых ве­ществах я энергии, варьирует в зависимости от возраста, особенностей производства. Соблюдение указанных основных принципов рациональ­ного питания делает его полноценным.

Общественное питание — специфическая общественно организо­ванная форма удовлетворения потребностей населения в рациональном питании. Оно должно быть организовано на научных принципах с уче­том профессионально-возрастного состава населения в соответствия с потребностями организма в пищевых веществах и энергии. Ежегодно его услугами в нашей стране пользуются более 120 млн человек. Обще­ственное питание имеет особое значение в организации питания детей в школьных и дошкольных учреждениях, в средних специальных и выс­ших учебных заведениях, на предприятиях различных отраслей про­мышленности и агропромышленного комплекса. При правильной ор­ганизации оно становится действенным фактором алиментарной про­филактики заболеваний, повышения работоспособности. С целью улуч­шений работы предприятий общественного питания в ряде регионов страны созданы крупные специализированные городские и районные комбинаты общественного питания. В последние годы увеличилась сеть предприятий общественного питания на промышленных предприятиях, в учреждениях. Требуют совершенствования вопросы обеспеченности и организации сети общественного питания в вечерние и ночные смены. Особое внимание должно быть уделено внедрению прогрессивных форм обслуживания (реализация комплексных завтраков, обедов и ужина, доставка пищи к рабочим местам и др.). Предварительно составленное меню позволяет максимально разнообразить питание. В нем необхо­димо предусмотреть ассортимент блюд, из каких продуктов и в каком количестве они будут приготовлены в течение недели. Меню комплек­сных завтраков, обедов и ужинов должны разрабатываться с учетом основных требований рационального питания. Большое значение имеет внедрение сложных гарниров из нескольких компонентов.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышения устойчивости организма к различным вредным агентам окружающей среды и снижения ряда неинфекционных хронических заболеваний среди населения.

Организация рационального питания студентов

Учащаяся молодежь должна рассматриваться как профессионально-производственная группа населения определенной возрастной ка­тегория, объединенная специфическими особенностями груда и усло­виями жизни. Учитывая эти факторы, целесообразно выделить студен­тов в особую группу.

При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляет­ся несбалансированность питания по ряду основных компонентов — низкое содержание белков животного происхождения, жиров расти­тельного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и тиамина. У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25— 47 % не завтракают, 17—30 % питаются два раза в день, около 10 не обедают или обедают нерегулярно, около 22 % не ужинают. Отмечено редкое употребление горячих блюд, в том числе первого блюда, поздний по времени приема ужин.

В соответствии с физиологическими рекомендациями энергетиче­ская потребность студентов-мужчин оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток —10.2 МДж (2434,5 ккал). На белки приходится около 12% суточной энергетической ценности рациона, причем доля бел­ков животного происхождения должна составлять не менее 60 % общею количества их в рационе. Выполнение этого требования гарантирую не только обеспечение достаточным содержанием незаменимых аминокислот, но и их оптимальную сбалансированность в рационе. Жиры должны составлять около 30 % общей энергетической ценности рациона студенток. При этом на долю жиров растительного происхождения должно приходиться около 30 % их общего количества. Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должна обеспечить поступлением в организм кальция в количестве 800 мг. фосфора — 1600 мг, магния —500 мг, калия —2500—5000 мг, железа— 10 мг. В целях практического осуществления принципов сбалансированного питания студентов следует стремиться к более полному соответствию между энергетической ценностью и качественным составом фактических рационов питания и потребностями в энергии и пищевых веществах.

Среднесуточный набор продуктов для студентов

Продукты Количество, г Продукты Количество,
Хлеб Жиры животные 35
ржаной 250 Масло растительное 22
пшеничный 150 Мясо, субпродукты 240
Сухари Мука пшеничная 5 20 Рыба Яйцо 64 36
Макаронные изделия 15 Молоко и кисломо­ 400
Крупы, бобовые 60 лочные продукты
Сахар,конд.изделия 95 Творог 24
Картофель 320 Сметана 20
Овощи 340 Сыр 15
Фрукты свежие, соки 50 Чай 2
Сухофрукты 16

В особую группу необходимо отнести студентов, приехавших для обучения из различных стран. Это связано в первую очередь с тем, что они попадают в новые, непривычные условия, к которым не­обходимо адаптироваться. Наибольшие трудности сопряжены с измене­нием климата, отрывом от родины и семьи, а также с изменением ха­рактера питания (значительные изменения продуктового набора, тех­нологии приготовления пищи, режима питания). Наблюдения показа­ли, что до приезда в Украину 8—32 % студентов употребляли в пищу ис­ключительно продукты растительного происхождения, у 55 % пища была преимущественно растительного происхождения, 80 % ежеднев­но потребляли фрукты, овощи и цитрусовые. С изменением питания у 49,6 % студентов были связаны нарушения со стороны системы пище-

варения (боли, тошнота, изжога, запоры и др.). Обследования студен­тов из различных регионов мира— стран Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки — показали, что энергозатраты студентов из Латинской Америки в среднем составляют 10,2 МДж (2430 ккал). Среднего и Ближнего Востока — 10,2 МДж (2430 ккал), Африки —9,4 МДж (2239 ккал), Азии — 9,2 МДж (2205 ккал). Различия в энергозатратах практически отсутствовали при пересчете расхода энергии на стандартную массу (70 кг) человека независимо от расовых, этнических различий, а также региона проис­хождения. В период экзаменационной сессии энергозатраты составляют 5,91 кДж (1,4 ккал/мин, фактически не отличаясь от энергозатрат во время обычного учебного процесса. Более 90 % иностранных студентов пользуются предприятиями общественного питания.

Значение тепловой кулинарной обработки продуктов в рациональном питании

Около 80 % пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости . Кроме того, температурная обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов, в первую очередь животного происхождения ч корнеплодов. Тепловая обработка повышает стойкость продуктов и микробам и тем самым продлевает сроки их хранения. При тепловой обработке разрушается ряд токсических веществ, например ингибиторы пищеварительных ферментов. Важно также, что тепловая обработка позволяет разнообразить вкус многих продуктов.

Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке разрушаются витамины и некоторые пищевые ингредиенты (бел­ки, жиры, минеральные вещества) и могут образовываться вредные вещества (продукты полимеризации жиров, меланоидины и др.), что необходимо учитывать при организации рационального питания. Степень потерь пищевых веществ зависит от вида обработки. Первичная обработка предусматривает освобождение пищевого сырья от несъедобных частей и загряз нений, выделение из продуктов частей, имеющих пониженную пищевую ценность, а также дефростацию замо­роженных продуктов. Освобождение пищевого сырья от несъедобных частей, хотя и приводит к потерям пищевых веществ, но повышает биологическую ценность продуктов.

Особое влияние на биологическую ценность продуктов и сырья оказывает тепловая кулинарная обработка. Различают несколько спо­собов тепловой обработки продуктов: варка в воде и на пару, бланшировка (кратковременное (5—7 мин) нагревание продукта в воде или на пару), стерилизация и жарка. При нагревании растворимые белки денатурируют и превращаются в золи или гели. Так, белки яйца при постижении внутри яйца температуры 80 °С коагулируют, образуя гели. В результате свертывания белковый гель внутри мышечных во­локон уплотняется с выпрессовыванием значительной части содержа­щейся в нем воды вместе с растворенными в ней веществами.

Литература:

В.И. Смоляр « Рациональное питание» ,Киев ,1991 г.

А.Василаки, З.Килиенко «Краткий справочник по диетическому питанию» Кишинев 1980г.

П.Даскалов, Р.Асланян «Плодовые и овощные соки», Москва 1969г.

Скачать архив с текстом документа