Развитие физической культуры в Средневековье

СОДЕРЖАНИЕ: Институты античной физической культуры. Атлетические соревнования, соревнования на колесницах. Пестрое многообразие форм физической культуры. Развитие феодальных форм физической культуры. Развитие физической культуры в средневековой Европе и Азии.

Министерство образования и науки Украины

Гуманитарный университет

Запорожский институт государственного и муниципального управления

Реферат

Развитие физической культуры в Средневековье

Запорожье 2006

Введение

Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю.

В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов.

Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии.

Рассмотрим более подробно вопрос развития физической культуры в Средневековье, как в Европе, так и в Азии.

1 Развитие физической культуры в средневековой Европе

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Одновременно с распадом Западной Римской империи нарушилось довольно развитое общественное разделение труда в античном мире, были уничтожены отношения, связанные с производством товаров и их обменом.

Основой новых государственных образований, включивших в себя вторгшихся варваров и коренное население, стало натуральное хозяйство. Прежние классические области культуры постепенно отмирали, а традиции варваров в видоизмененной форме оказались приспособленными к новым общественным отношениям.

Идеалом человека в античном полисе был многосторонне развитый человек. Значительное место среди черт гармонично развитой, активной личности отводилось физическим данным. Нормы оценки физической закалки, зрелищность и эмоциональные потребности играли такую важную роль в обществе, что ее не могла игнорировать и политика.

Однако идеал средневекового человека, складывавшийся одновременно с формированием феодальных отношений, был бесконечно далек от античного идеала. Если говорить вообще об идеале человека в физическом смысле, относящемся к средневековому периоду христианства, то в этом случае следует исходить из идеала тела распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человеческого рода. Это был не символ физической силы, силы гармонично развитого человека, перед которым преклонялись, а гротескные мощи потустороннего существа.

Таким образом, идеалом человека средневекового мира стал святой образ аскетического монаха, несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души.

Тем не менее, весь период Средних веков целиком не представлял, да и не мог представлять собою застоя в развитии физической культуры людей. Несомненно, были такие области — способы гребли, школьное физическое воспитание, система регулярных соревнований, где результаты древних веков превзойти не удалось.

Выходя за рамки европейского эгоцентризма и характерного для него ограниченного подхода, можно констатировать, что в целом физическая культура в этот период означала определенный шаг вперед даже по сравнению с физической культурой рабовладельческих полисов.

История физической культуры эпохи средних веков имела две наиболее заметные характерные черты. Одна из них заключалась в том, что наряду с господствующими классами народ продолжал развивать свою систему гимнастических упражнений и обычаи.

Другая характерная черта заключалась в том, что, несмотря на относительно ограниченные рамки физической культуры, элементы движения приобрели такие своеобразные стилизованные формы, которые, освободившись от элементов ритуального характера, составили основу развития современного европейского спорта.

Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими турнирами. Возвращавшиеся из крестовых походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию.

Во время второго расцвета рыцарства в XV веке, наряду с чинными хороводами, все большую популярность завоевывал заимствованный у народа парный танец с притопами и прыжками, который получил окончательное закрепление в практике трубадуров. Противоположные пары двух форм движений, медленное-быстрое, парное-раздельное, шагом с прыжками, послужили также образцом для основ европейского парного танца.

Во второй половине средних веков были созданы также условия для возрождения школьного физического воспитания.

Большой и разнообразный опыт был накоплен относительно использования системы движений в области физической культуры. Большинство гимнастических упражнений освободилось от той первичной роли, которую они играли в военной подготовке.

Например, фехтование существовало не только как средство обезвреживания противника, но и как зрелище, во время которого демонстрировались приемы, олицетворявшие победу над противником. Не случайно из учебников фехтования постепенно исчезало изображение пронзенного тела и стекающей крови.

Города все более приспосабливали состязания по борьбе, метанию, соревнования наездников и игры в мяч к своему облику и подчиняли их правилам. Они открывали простор для развития личности и тем самым для зарождения в спорте нового течения, базирующегося на достижении высоких результатов.

Однако физическая культура в своем развитии должна была пройти очень длинный, полный неожиданных спадов и трудностей путь от развлекательного времяпрепровождения в эпоху Ренессанса до организованного и сознательного участия в соревнованиях, от простейших подвижных игр до целенаправленных командных состязаний и институированного физического воспитания.

Таким образом, главные течения эпохи Реформации отчасти способствовали дальнейшей гуманизации физической культуры, однако они не были созвучны генеральному направлению ее развития. Наиболее видные представители реформизма признавали роль физической культуры, которую она играла в борьбе против инертности, в области военной подготовки, ее оздоровительную роль.

Однако у большинства из них физкультура ассоциировалась с лишенной всякого смысла, сопровождавшейся распутством охотой, бассейнами, часто выполнявшими роль публичных домов, маниакальным стремлением к дуэлям, с толпой, гоняющейся за мячом и вытаптывающей посевы, и потому они выступали против нее.

Как занятия, побуждающие к разврату, были запрещены футбол, плавание и даже ванные, располагавшие к истоме. С развитием физической культуры в более длительной перспективе они были связаны постольку, поскольку в значительной мере способствовали ликвидации монашеских заведений, исповедовавших идею об истязании тела, а с другой стороны, способствовали созданию системы физического воспитания в школах и обоснованию теории физического воспитания в буржуазном понимании этого слова.

2 Развитие физической культуры в средневековой Азии

У наиболее развитых народов средневековой Азии — Индия, Китай, элементы феодального общества возникли раньше, чем в Европе, и отличались от европейских, но развивались медленнее и с гораздо меньшими потрясенями. Здесь не отбросили, а преобразовали институты, систему движений и идеалы физической культуры древности.

Сила традиций обеспечила постепенный и плавный характер изменений. В отличие от христианства религии, завоевавшие здесь господство, не стали противниками физической культуры. Они активно влияли на ее практические системы.

По иному шло развитие физической культуры этого периода в странах Азии. Историографы спорта или преуменьшают, или мистифицируют физическую культуру азиатских народов. Они не признают того, что среди различных форм развития физической культуры, отличающихся от европейской, ее рациональная сущность выполняла роль общественного саморегулирования.

В Азии эпохи средних веков действительно не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова. То, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества.

Если оставить в стороне мистифицированные течения, господствовавшие в Индии, рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Державшаяся в секрете система физической подготовки, обеспечивавшая власть самураев, имела точно такую же общественную ценность, как и упражнения, применявшиеся в персидских цитаделях, или же игры с преследованием у степных народов, имитировавшие похищения женщины или животного.

В стрельбе из лука на полном скаку они состязались для того, чтобы в аналогичной боевой обстановке — спереди, сбоку и развернувшись назад, уметь точно поразить цель. А в ходе состязаний с арканом или поясной борьбы учились тому, чтобы не только уметь заарканить животное, но и в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника.

Неизменной принадлежностью празднеств народов Центральной Азии по случаю победы, торжества или сезонных праздников считались конные игры. Предания и путевые записки повествуют о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирах по преследованию и вооруженных поединках.

Игры конного поло цхен-бурти и човган, устраиваемые при дворах владык, были отображены в эпосах таких известных поэтов, как грузинский Шота Руставели, вторая половина XII века, и узбекский Алишер Навои 1441-1501.

Многочисленные эпиграфические памятники XI-XIV веков в Узбекистане и Таджикистане упоминают конные салки киз-куу — догони девушку, которые происходят из племенных традиций похищения невесты. Наиболее выразительную форму соревнований, символизирующих похищение животных, сохранила игра афганских пастухов вуз-кешхи — перетягивание козы или теленка. Общераспространенная охота с облавой считалась испытанием на ловкость и выдержку при военной подготовке. В кругах знати большой популярностью пользовалась также соколиная охота.

Тот факт, что в развитии физической культуры средневековой Азии не могли сформироваться основы современного с точки зрения европейского понимания этого слова спорта, связанного со стремлением к достижениям и рекордам, это объяснялось не особенностями психического склада арабов, индийцев и китайцев, как это утверждают спортивные историографы, а социально-экономическими условиями, которые уже упоминались ранее. Потребовался чрезвычайно длительный период времени для того, чтобы простое натуральное крестьянское хозяйство стало производить товарную продукцию.

В результате подавляющее большинство населения здесь в период между XVI и XIX столетиями и вследствие усиливающейся эксплуатации и ростовщичества обнищало значительно скорее, чем на западе в эпоху первоначального накопления капитала. Все новые и новые набеги кочевников, роскошь господствующих классов, а в более поздний период грабительская политика колонизаторов отбросили назад не только развитие экономической жизни, но и нормальный процесс развития физической культуры, который соответствовал бы более высокой ступени цивилизации.

Выводы

Итак, мы можем сделать выводы, что развитие физический культуры не остановилось вместе с уходом с исторической арены античности, с ее культом красоты и гармонично развитого физического тела. И хотя последующие столетья Средневековья были пропитаны христианскими ценностями, малопитательными для физического тела, тем не менее, развитие физической культуры не остановилось. Оно приобрело новые акценты и было вызвано новыми условиями, прежде всего — изменившимися условиями ведения войны.

Именно ратный труд и принял на себя эстафету поддержания и развития физической культуры. Тяжелые доспехи, усложнившееся вооружение — все это требовало силы мышц и крепости костей. Физическая культура на время потеряла компонент красоты, ловкости и гармоничности, но приобрела больше силы и мощи.

Развитие физической культуры в странах Азии не поверглось такому резкому изменению, как в Европе. В Азии эпохи средних веков не существовало культа достижений в нынешнем понимании этого слова, но то, что в современном спорте происходит в рамках одного чемпионата, в ту пору выливалось в продолжительные ритуальные торжества.

Рациональная сущность азиатской физической культуры легко поддается конкретному анализу. Она была вызвана практическими условиями жизни; ритуальные игры с элементами физической культуры и спорта, были призваны развивать вполне определенные движения и навыки — конской ли езды, стрельбы ли из лука или боевого единоборства.

Литература

1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. — М., «Радуга»1982.

2. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник. — М., Просвещение, 1989.

3. Толовин В.А. Физическое воспитание. — М., 1988.

4. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. — М., Изд-во АСВ, 2000.

5. Шияна Б.М. Теория и методика физического воспитания. — М., Просвещение, 1988.

Скачать архив с текстом документа