Развитие меценатства и благотворительности в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические аспекты характеристик благотворительности и меценатства как социокультурных феноменов. Появление меценатства и благотворительности в России и Казахстане. Технологии благотворительной деятельности фонда Кус Жолы: формирование и добрые дела.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты характеристик благотворительности и меценатства как социокультурных феноменов

1.1 Появление меценатства и благотворительности в России

1.2 История благотворительности и меценатства в Казахстане

2. Технологии благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»

2.1 История появления фонда «Кус Жолы»

2.2 Дюжина добрых дел фонда «Кус жолы»

Заключение

Список литературы

Введение

Трудно найти человека, который хоть раз, в своей жизни не помог бы своему ближнему, товарищу или просто не знакомому человеку. Благотворительность и меценатство, а проще говоря, безвозмездная помощь ближнему, в той или иной форме существует при любом политическом строе и в любых социальнокультурных сообществах. Как известно, уровень развития благотворительности зависит от степени общего социальноэкономического развития страны. Чем выше уровень благосостояния населения, чем сильнее и устойчивее бизнессектор, тем больше условий для становления и развития благотворительной деятельности.

Сегодня мы не можем назвать точную дату возникновения такого явления, как помощь. Очевидно, нравственная потребность оказывать помощь, формировалась в течении многих тысячелетий.

Актуальность темы исследования .Развитие нашего общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально экономической и культурных сферах. К ним, в частности можно отнести появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования и культуры. Все это приводит к развитию негосударственных форм поддержки социальной сферы. В силу этого, требует особого осмысления таких феноменов, как благотворительность и меценатство.

С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В России и в Казахстане вообще, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.

Возрождение в современном обществе благотворительности и меценатства, вызывает потребность в научном осмыслении этого феномена его основных форм, технологий и перспектив развития. Все это обуславливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Целью данного исследования является изучение благотворительности и меценатства как масштабного явления в социокультурном мире.

Для достижения цели поставлены следующие задачи : определить систему представлений общества о благотворительности; выявить проблемы и перспективы формирования культуры благотворительности; изучить основные направления данных феноменов; охарактеризовать технологии благотворительного фонда «Кус Жолы»; проанализировать основные подходы к анализу благотворительности фонда «Кус Жолы».

Объект исследования: благотворительность и меценатство как социокультурное явление в современном обществе.

Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности и меценатства.

Методы исследования: анализ научной литературы и Интернет источников; вторичный анализ социологических данных.

Гипотезы исследования: Наиболее адекватный анализ благотворительности и меценатства осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны основных характеристик благотворительности, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Благотворительность и меценатство являются социокультурными явлениями, включающие как характеристики, соответствующие прежним общественно историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным общественным состоянием.

Литература, рекомендованная к данному исследованию, разнопланова. Безусловно, это исследование не исключает, а, наоборот, требует от нас проведения исследований, усиленного внимания к теоретическим проблемам, ибо успешное развитие прикладных исследований немыслимо без опережающего развития теории.

1. Теоретические аспекты характеристик благотворительности и меценатства как социокультурных феноменов

1.1 Появление меценатства и благотворительности в России

Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного здоровья. Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается[1] . Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.

Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.

Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (16611682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни[2] . В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.

Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить храм.

Петр I был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину.

Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете Петровне и Екатерине II.

Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию Ведомство учреждений императрицы Марии, просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I императрица Елизавета Алексеевна создала общества: Императорское человеколюбие и Женское Патриотическое, последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущим. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна жена последнего царя Николая II[3] .

Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни. С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.

Меценатство на Западе это явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ начале XX вв., с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.

Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство - это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура[4] .

Для передовой части промышленного мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу людей дела и людей мыли в создании программы экономического роста. В 19081913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые экономические беседы. Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.

У благотворительности и меценатства, как и других социальных явлений, были определенные истоки и побудительные причины, среди которых можно выделить высокую религиозность людей, жертвовавших свои деньги на благое дело. Их действия во многом определялись библейской формулой: Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил (Евангелие от Матфея 25:3446)[5] .

Большая часть меценатов были старообрядцами. Какого-то определенного бизнес-сообщества старообрядцев никто не создавал специально. Просто купцы-староверы, приезжая в соседнюю губернию на ярмарку, очень быстро находили себе подобных людей, которые не пили в трактирах ничего, кроме чая. Моментально завязывались деловые и дружеские отношения. Принадлежность участников договоров и соглашений к общей гонимой вере выступала определенным гарантом того, что сделка будет честной и справедливой.

В 70х годах XIX в. в Москву в надежде изменить свою жизнь стали стекаться старообрядцы со всей России. Среди тех, кто заселял окрестности Рогожского и Преображенского кладбищ, было очень много бывших крепостных, отпущенных помещиками на вольные заработки.

Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатель одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы.

1.2 История благотворительности и меценатства в Казахстане

В бывшем Советском Союзе благотворительные организации создавались исключительно под эгидой государства. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, предназначались для решения различных общегосударственных задач в отдельных областях науки, культуры, общественной жизни[6] . Некоторые советские фонды имели политическую направленность – в частности, памятный многим из нас Фонд мира. Эти организации помогали коммунистическим движениям, угнетенным трудящимся разных стан. В помощи и сострадании нуждались кто угодно – повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика, бездомные Америки, но только не наш человек. Еще к 1923 году Ленин полностью запретил в стране светскую благотворительность, назвав ее буржуазным явлением, а к 1928 году та же участь постигла даже церковные пожертвования. В трудное время советский народ мог рассчитывать только на государство. Правда, история знает, как оно поступало со своими гражданами в годы лишений и бедствий. Это был верх холодного цинизма.Вспомним унесший миллионы жизней голод 1933 – 34 годов в Казахстане, когда люди варили суп из лебеды, ели кошек и лягушек. В 20е годы, когда голод охватил огромные регионы Поволжья и сотни тысяч людей умирали, правительство запретило М. Горькому обращаться к западным писателям, с тем чтобы организовать помощь погибающим детям и женщинам[7] . Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью. Политические цели были для него превыше социальных. На самом деле у советского государства никогда не хватало денег на социальные нужды.

Сегодня государство не в состоянии помогать всем нуждающимся; впрочем, оно и не ставит перед собой такой задачи. Оно никому не гарантирует работу, почти не предоставляет бесплатного жилья. И именно благотворительность могла бы както восполнить эти потери – ведь сегодня в Казахстане достаточно как весьма состоятельных людей, так и очень богатых компаний. Однако пока, к сожалению, благотворительность у нас не в особом почете. Видимо, потому, что в обществе нет привычки, нет устоявшихся традиций благотворительности. В Казахстане попрежнему много нищеты, хотя нашу страну, с учетом ее экономического развития в последние годы, никак нельзя назвать бедной. Благотворительность – одна из фундаментальных исторических традиций, свойственных Казахстану. Благотворительность стала еще глубже после присоединения Казахстана к Российской империи, где относились к благотворительности с не меньшим почтением. Очень странно, но до сих пор не была серьезно исследована история благотворительности в Казахстане. В течение всего колониального периода в Казахстане не было открыто ни одного вуза. Одаренная казахская молодежь получала образование за пределами края. Например: в университетах Петербурга учились А. Букейханов, М. Тынышбаев и др. Именно из этой среды впоследствии вышли первые казахские меценаты и люди, которые стояли у истоков развития благотворительности как вида общественной деятельности[8] .

Создание целых отраслей производства на пустом месте требовало больших средств. Но дух благотворительности уже овладел умами. По мере того как предприятия начинали работать и их хозяева рассчитывались с кредиторами, они начинали активно поддерживать образование, науку, просвещение, искусство. Вообще, благотворительная деятельность в Казахстане – уникальное по своей сути явление. Во второй половине XIX и начале ХХ века здесь произошло своего рода смешение исконных патриархальных традиций взаимопомощи, которые были священными для степняка, и новой культуры, привнесенной русскими переселенцами, также с богатыми традициями жертвования и помощи. По мере втягивания Казахстана в капиталистическую систему хозяйствования на первое место среди благотворителей и меценатов выходят представители торгово-промышленных кругов. Среди них – не только купцы, банкиры и промышленники, но и ученые, исследователи, а также энтузиасты, которые и жили, и трудились ради помощи ближним. В начале ХХ века благотворительность в Казахстане и России впервые выходит на международный уровень. Сегодня, оценивая возможности современного Казахстана в благотворительной деятельности, особенно важно проанализировать все эти факты. Зная, что истоки благотворительности в Казахстане имеют глубокие исторические корни, сегодня нужно заботиться о развитии этих традиций в обществе. Мы вполне могли бы помогать себе сами, не надеясь на гуманитарную помощь от более развитых стран. Так что современным подвижникам-благотворителям и людям, желающим заняться меценатством, есть у кого учиться и что продолжать. Но казахстанская благотворительность еще сама находится на зачаточном уровне и нуждается в государственном патронаже. Сегодня, увы, можно говорить пока лишь об отдельных, эпизодических ее проявлениях.

В Казахстане есть отдельные компании, общественные организации и частные благотворители, которые много времени и средств отдают помощи ближним. Самой известной благотворительной организацией в республике можно назвать детский фонд Бобек, возглавляемый первой леди страны С.А. Назарбаевой. В марте 2010 года ему исполнилось 18 лет. В конце 2000 года Президент Н. А. Назарбаев подписал первый в Казахстане закон по защите прав детей-сирот – О семейных детских деревнях и домах юношества. Помощь и поддержку детям-сиротам оказывают и крупнейшие казахстанские компании. Например, летом 2002 года национальная компания

КазМунайГаз спонсировала отдых таких детей: 50 воспитанников атырауского детского дома Акбота в дни летних каникул поправили свое здоровье в детском лагере Геолог Казахстана, что неподалеку от знаменитого российского курорта Пятигорск. КазМунайГаз выделил на отдых детей около 30 тысяч долларов[9] . Еще 130 ребятишек из того же детдома провели каникулы в оздоровительном центре Сункар близ поселка Зеренды курорта Боровое.

Достаточно широкую известность получила в Казахстане благотворительная деятельность работающих здесь крупных иностранных компаний: Шеврон, Эксон Мобил, КокаКола и многих других.

2. Технологии благотворительной деятельности фонда «Кус Жолы»

2.1 История появления фонда «Кус Жолы»

У государства никогда не хватает средств на социальные нужды. Деньги идут на военные расходы, административный аппарат. Грандиозные проекты и памятники и так будет всегда. Люди же, не накопившие собственности и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни, стихийных бедствиях, попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. Благотворительность как общественное явление получает в Казахстане всё более широкое распространение и признание.

До создания фонда, Казкоммерц банк ежегодно выделял на благотворительные цели около миллиона долларов, но потом понял, что простая раздача денег не эффективна[10] . И теперь задачи фонда – помогать людям достигать каких-то целей, а не просто пассивно получать энную сумму денег.

Международный День защиты детей - самый светлый, самый летний праздник! Все дети ждут его, особенно дети, у которых нет ни родителей, ни близких. Обычно, в этот период проявление благотворительности к таким детям выражается в дарении одежды, сладостей и школьных принадлежностей, поездки и посещение достопримечательностей города и прочее. Фонд «Кус Жолы» совместно с Фондом «Институт Развития Общественной Политики» представляет новый уровень заботы и поддержки детей, оставшихся без попечения родителей – проект «Планирование жизни и карьеры», специально приуроченный ко «Дню защиты детей». С этой целью в июне 2010 года прошла серия образовательных и практических тренингов. Тренинги предназначены для подростков в возрасте 1421 лет, проживающих в интернатных учреждениях и домах юношества.

Цель фонда: Развитие сфер духовной жизнедеятельности подростка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной, в процессе формирования и развития навыков учебной и трудовой деятельности, ведения повседневной жизни, ухода за собой, общения, проведения свободного времени и умения анализировать различные варианты решений жизненных ситуаций.

Основная задача тренингов: научить принимать решение и планировать свое будущее; научить планировать свой бюджет; научить отстаивать свои права; научить общаться, сохраняя хорошие отношения с окружающими людьми,

Проект будет реализован в виде: игровых занятий, направленных на формирование навыков, необходимых в самостоятельной жизни; занятий информационного и обучающего характера, направленных на преодоление информационного вакуума, в котором находится большинство детей и подростков в сиротских учреждениях; психопрофилактической работы в форме индивидуальных, групповых игровых занятий.

Ожидаемые результаты от тренингов: улучшение эмоционального состояния у подростков, особенно подвергшихся насилию или живущих в условиях психологической напряженности; снижение тревоги, ослабление агрессивности в поведении, повышение интереса к учебе.

«Дать ребёнку возможность на рисунке увидеть свой внутренний мир и донести свои переживания до других – это одна из важных задач арттерапии», считает тренер программы «Арттерапия» В. В. Зубкова. «Остаться наедине с листком бумаги или кусочком глины и воплотить в них свои мечты, обиды, страхи, рассказать им свою историю этого мира, потому, что по-другому сказать не получается, стать «звездой» для своих друзей и близких людей стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда «Кус Жолы» отмечает директор центра «Кенес» М. Сулеева[11] .

2.2 Дюжина добрых дел «Кус Жолы»

Фонд Кус Жолы поддерживает проекты, направленные на продвижение инновационных моделей социальнобытовой, социальнотрудовой адаптации, и разнообразных методик в организациях, занимающихся комплексной реабилитацией детей и взрослых с особенными потребностями. К этой программной категории относятся проекты по созданию творческих и ремесленных мастерских, тренингов по проведению арттерапии и эрготерапии, моделей интеграции взрослых и детейинвалидов, а также других эффективных механизмов решения проблемы социальной адаптации и реабилитации.

Доброй традицией благотворительного Фонда «Кус Жолы» стало ежегодное поздравление ветеранов участников Великой Отечественной Войны – вкладчиков Казкома и участников акции.

Фонд «Кус Жолы» стремится реализовать эффективные социальные проекты и продолжает принимать участие в акции «Подари детям жизнь» в 2010 г.

На протяжении 3х лет «Кус Жолы» один из самых активных участников акции «Подари детям жизнь», в рамках которой собираются средства на лечение и проведении операций за границей.

Цель акции: помочь больным детям, лечение которых невозможно в Республике Казахстан. Родители этих детей не имеют возможности самостоятельно решить проблему нехватки средств на дорогостоящие операции и лекарства. Дети, которым уже помогли в 20072010 гг.

Благотворительный Фонд Кус Жолы 14 сентября 2004 г. завершил сбор средств в помощь пострадавшим от теракта в Беслане. В осетинском городе Беслане 1 сентября закончилось бедой дети, их родители и учителя оказались жертвами международных террористов и более 150 детей уже никогда не вернутся из школы.

Откликаясь на многочисленные обращения, в том числе клиентов и сотрудников Казкоммерцбанка, в Фонде «Кус Жолы» с 7 по 14 сентября 2005г. был открыт и работал Специальный счет «Вместе с Бесланом» в помощь пострадавшим от теракта в Северной Осетии[12] .

Фонд “Кус Жолы” и редакция газеты “Акмолинская правда” проводили областной проект “Посмотри на звезды…” для людей с ограниченными возможностями, стремящимися к полноценной жизни.

В благотворительности для детейсирот все более актуальной становится их адаптация к сегодняшним будням, чем просто подарки, считают общественность и педагоги. ИнтерфаксКазахстан Казахстанские общественные фонды Кус Жолы, Институт развития общественной политики, а также специалисты департамента образования Алматы и педагоги предлагают компаниям и организациям, оказывающим благотворительную помощь детским домам и интернатам, изменить ее содержание и направлять средства на адаптацию таких детей в обществе.

В течении этого года фонд «Кус Жолы»:

· провел благотворительные акции: «Подари детям жизнь» и «Благодарим за право жить в мире!», «Первый шахматный детскоюношеский опентурнир в г. Алматы», «Знай наших!»;

· реализовал ряд крупных проектов: «Посмотри на звезды…», «Программа Проездных Грантов», «Стипендия КАЗКОМа», «Путь Абая»;

· оснастил инновационным оборудованием операционное отделение хирургии новорожденных в НЦ педиатрии и детской хирургии МЗ РК;

· провел ряд благотворительных мероприятий.

Заключение

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному необходимо сделать следующие выводы.

Социологический подход позволяет проследить динамику форм, факторов, влияющих на благотворительность и меценатство, показать специфическое содержание, все внутренние механизмы, которые воздействуют на сохранение отдельных благотворительных форм.

Однако независимо от функционально-ролевых смещений, степени полноты статистических и аналитических данных очевидно следующее: доминирующей формой социальной поддержки для современного общества была и остается семейно-родственная. Проходят века, но семья и родственники остаются основным источником социальной поддержки, помощи.

Ограничивая или не поощряя благотворительность (не предоставляя налоговых льгот), государство укрепляет свои позиции и действует в «своих интересах».

У него есть два пути: первый дать возможность гражданам обобществлять и распределять по своему усмотрению часть подлежащих обобществлению средств, второй поставить экономического субъекта в такое положение, когда он вынужден осуществлять благотворительность среди принудительных (налоговых) форм обобществления.

Сегодня в России и в Казахстане используется несколько модернизированный второй путь: государство рассматривает некоторую часть благотворительных пожертвований в качестве доходов благополучателя и облагает этот «доход» налогами.

В современных условиях благотворительность и меценатство как знак «социального статуса» входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность и меценатство» выступает в качестве морально-статусной нормы.

Основной тенденцией развития благотворительности и меценатства в современных условиях является общий отход государства от решения социальных проблем и развитие, по преимуществу негосударственных форм и технологий благотворительной деятельности.

Развитие благотворительности фонда «Кус Жолы» подчиняется, в общем, основным тенденциям развития этого феномена в Казахстане. Тем не менее, мы можем констатировать наличие определенных особенностей развития этой деятельности в нашем стране. Одной из них является то, что государство, в лице муниципальных образований, активно участвует в процессе благотворительной деятельности.

Главной отличительной чертой развития благотворительности органов местного самоуправления является социальная ответственность территориальных органов местного самоуправления.

Однако также характерно развитие и негосударственных форм благотворительной деятельности, развивается также благотворительная деятельность коммерческих организаций.

В наше время появляются новые меценаты и покровители, оказывающие помощь в различных областях нашей жизни, общественные организации и фонды. Большую помощь, особенно по линии образования и экологии, предоставляют зарубежные благотворительные фонды.

Список литературы

1. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь справочник от А до Я/ Авторы – составители: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 256 с.

2. Вопросы СОЦиального обеспечения: общественно – информационный журнал М.: Издательство «Взаимопомощь», 2008.– 49 с.

3. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность/ А. Векслер, Г. Тольчинский – М.: Вершина, 2006. – 336 с.

4. История предпринимательства и меценатства в России/ Хорькова Е.П. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 496 с.

5. История социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов/ п.я. Циткилов – Ростовн. / Д: Феникс, 2006. – 448 с./ (Высшее образование).

6. История социальной работы за рубежом и в России/ с древности до начала 20го века. / Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 408 с.

7. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К0 », 2005. – 340 с.

8. http://foundtion.kkb.kz/site/index.php

9. http://foundtion.kkb.rus/site/index.php.


[1] Хорькова Е.П. Благотворительность и меценатство в истории России/ История предпринимательства в России: учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 449.

[2] http://foundtion.kkb.rus/site/index.php.

[3] Кононова Т.Б. Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны/ Очерки истории благотворительности: учебное пособие – М., “Дашков и К0 ” 2005. С. 65.

[4] Хорькова Е.П. Благотворительность и меценатство в истории России/ История предпринимательства в России: учебное пособие для вузов. М., 1998. С. 93.

[5] http://foundtion.kkb.rus/site/index.php.

[6] http://foundation.kkb.kz/site/index.php

[7] Благотворительность в РК/ Вопросы СОЦиального обеспечения: общественно информационный журнал. М., 2008.С.27.

[8] http://foundation.kkb.kz/site/index.php

[9] Вопросы СОЦиального обеспечения: общественно – информационный журнал М.: Издательство «Взаимопомощь», 2008.– 36 с.

[10] http://foundation.kkb.kz/site/index.php.

[11] http://foundation.kkb.kz/site/index.php.

[12] http://foundation.kkb.kz/site/index.php.

Скачать архив с текстом документа