Развитие потребительской кооперации в конце XX - начале XXI вв.
СОДЕРЖАНИЕ: Укрепление правового положения потребительской кооперации, развитие отраслей ее хозяйственной деятельности. Роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации. Цели Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.Содержание
Введение
Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)
Укрепление правового положения потребительской кооперации
Развитие отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальная направленность
Роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации
Цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Потребительская кооперация за всю свою историю длиной более 175 лет прошла тяжелый путь развития, на котором встречались как подъемы, так и падения. Особой порой в развитии потребительской кооперации является период экономических реформ в конце XX - начале XXI века, период перехода к рыночной экономике. В курсовой работе я рассматриваю историю развития потребительский кооперации в рамках последних десятилетий.
Основной целью работы является раскрытие темы, то есть определение особенностей развития потребительской кооперации в конце XX - начале XXI века.
Задачи, решаемые в ходе работы: рассмотреть развитие потребительской кооперации в период 1991-2000 гг., изучить правовое положение кооперации в данный период, описать развитие отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальную направленность. Также среди задач стоит изучение роли Центросоюза РФ в деятельности потребительской кооперации, и рассмотрение целей и содержания Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Актуальность работы объясняется изучением современного состояния потребительской кооперации страны и перспектив ее развития.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, заключения и следующих рассматриваемых вопросов:
потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1990-2000 гг.);
укрепление правового положения потребительской кооперации;
развитие отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальная направленность;
роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации;
цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 г.
При написании курсовой работы использовались газеты Российская газета, Российская кооперация, журналы Вестник кооперации, Деловой вестник Российской кооперации, учебники и книги по истории и развитию потребительской кооперации различных авторов; основными источниками информации являются книги издательства Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование.
Работа включает ___ листов печатного текста.
Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)
В первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.) при переходе к рыночным отношениям, первые шаги российской кооперации оказались очень трудными. Проводимая правительством России экономическая реформа изменила политическую и экономическую ситуацию в стране, и продвижение в рыночную экономику проходило болезненно, порой противоречиво. Это испытывает на себе и потребительская кооперация.
Реальный переход к рыночным отношениям в Российской Федерации начался в январе 1992 г. с либерализации цен. В первый месяц освобожденные цены на продукты и промышленные товары выросли на 245%, к концу года - в среднем в 26 раз, а по многим продуктам питания - в 100 и более раз. Галопирующая инфляция продолжалась до лета 1996 г., пока её темпы не снизились до 1,5 - 2% в месяц. Последствия гиперинфляции для потребительской кооперации оказались очень тяжелыми. В тысячи раз обесценились оборотные средства. Не на что стало покупать товары, сырьё, горюче-смазочные материалы. Установленный государством предел торговых надбавок даже не покрывал издержек обращения. Торговля отечественными продовольственными товарами оказалась убыточной, а введение предоплаты заказанных товаров заставило многие организации потребительской кооперации распродавать свои предприятия, чтобы добыть оборотные средства. Начали закрываться кооперативные магазины, столовые, кафе, заготовительные предприятия, оптовые базы.
Вследствие обесценивания денежных вкладов в банках резко понизилась покупательная способность сельского населения. Платежеспособный спрос жителей деревень, поселков, районных городов стремительно приближался к нулевой отметке. Одновременно в городах, даже в райцентрах стала бурно развиваться частная торговля. Имея минимальный штат, определенные льготы и пользуясь бесконтрольностью и разными способами уклонения от налогов, она составила, особенно на первых порах, серьёзнейшую конкуренцию кооперативам. Главное же, в отличие от потребительской кооперации, частная торговля не несет никаких социальных обязательств, не отвечает за снабжение населения самыми необходимыми товарами, не дающими, как правило, торгового навара, а торгует лишь тем, что прибыльно.
В результате доля товарооборота потребительской кооперации в общем товарообороте страны снизилась с 18,9% (1992г) до 4,4% в 1997г.
Положение ещё больше осложнил углубившийся диспаритет цен на промышленные товары, сельхозтехнику, бензин, запчасти и продукцию сельского хозяйства - зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты, технические культуры и т.д. Цены на промышленные товары выросли несопоставимо выше, чем на сельхозпродукцию. В результате резко упали доходы колхозов, АО, фермеров и всех сельских жителей - в большинстве своём пайщиков и клиентов потребительской кооперации. Средняя зарплата работников сельского хозяйства в 1995г. оказалась в три раза ниже, чем в промышленности и строительстве, и не обеспечивала даже прожиточного минимума.
Это привело и к серьёзным изменениям в структуре оборота потребительской кооперации, падению доходности. Продукты питания в 1995 г. заняли в обороте 77%, а в некоторых потребсоюзах - 90%, тогда как спрос на промышленные товары сошел почти на нет: выручка от продажи телевизоров, к примеру, уменьшилась в 20 раз. Безденежье сельских жителей оказалось настолько тяжелым, что сельские и районные потребительские общества начали выдавать товарные кредиты своим пайщикам. Долговые тетради, куда записываются эти кредиты на масло, сахар, даже на хлеб, стали привычным явлением в сельских магазинах. В 1992 - 1995 гг. потребительская кооперация отдала в долгосрочный кредит сельскому населению товаров более чем на 1 трлн неденоминированных рублей.
Однако самый тяжелый удар по потребительской кооперации нанесла разорительная учетная ставка банковского процента (до 300%).
Уже в 1994 г. за пользование банковскими кредитами организации потребительской кооперации уплатили 1,5 трлн руб., понеся при этом 700 млрд руб. убытков.
Резко возросли расходы на транспорт, энергоресурсы, содержание магазинов и других хозяйственных объектов. Нарастающие как снежный ком долги, и в особенности неплатежи получателей продукции, закупленной для них потребкооперацией, довершили дело.
Последствия многократно усугубились и из-за неумения, либо неспособности многих руководителей быстро приспособиться к жёстким условиям рынка. Их пассивность в защите интересов пайщиков и населения перед произволом местных властей, которые в целом ряде областей и районов в нарушение всех законов устанавливали низкие предельные надбавки к цене, заведомо обрекли торговлю на разорение.
Вследствие такого нагромождения причин как объективного, так и субъективного порядка две трети потребсоюзов стали убыточными, а в 29 потребсоюзах убытки возросли. Половина убыточных потребсоюзов приходится на Сибирь, Дальний Восток и частично на Уральский регион. Суммарный убыток за 1995г. - 540 млрд руб. - принесла торговая деятельность.
Развернувшаяся в стране в 1991-1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий также повлияла на деятельность многих организаций потребительской кооперации.
Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив статус юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.
Ещё большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Её инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение их организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.
Иногда передача кооперативной собственности в частные руки оформлялась через её продажу на аукционах. Так, например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали паевые грамоты - свидетельства о праве на имущественный пай, затем паевые грамоты были сгруппированы (до тысячи и более) в лоты - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно - групповая (общества с ограниченной ответственностью). Однако нижегородский эксперимент не получил распространения на остальной территории России.
Определенный негативный отпечаток на состояние потребительской кооперации наложила заявленная правительством антимонопольная политика. Некоторые властные структуры, а также средства массовой информации относили потребительскую кооперацию к организациям якобы монопольным. В конечном счете, это выразилось в ограничениях организационно - распорядительных и контрольных функциях Центросоюза в законе О потребительской кооперации в Российской Федерации от 23 июля 1992 г.
Все вышеуказанные и другие проблемы, возникшие в результате проведения радикальных экономических реформ, оказались в центре внимания общего Собрания представителей потребительской кооперации Российской Федерации.
В своём докладе председатель правления Центросоюза Российской Федерации В.Ф. Ермаков охарактеризовал финансовое положение потребительской кооперации как очень или даже страшно тяжелое.
Более 100 тыс. небольших магазинов, столовых, пекарен и 1,5 тыс. хозрасчетных предприятий оказались нерентабельны.
Важным источником пополнения оборотных средств потребобществ были пайщики, но их число стремительно сокращалось.
Также немаловажно отметить, что в первые годы реформ (1991 - 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, социально - экономических и идеологических предпосылок для своего развития.
Однако с 1995 г. условия развития потребительской кооперации изменились. Потребительская кооперация приобрела прочное правовое положение с принятием Закона О потребительской кооперации в Российской Федерации от 23 июля 1992 г. и Закона О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 13 июня 1997. В стране установились более благоприятные экономические условия для развития потребительской кооперации. Изменилась идеология руководителей потребительской кооперации. Они стали больше внимания уделять социальной деятельности, удовлетворению материальных и других потребностей пайщиков потребительских обществ.
Формирование благоприятных предпосылок способствовало адаптации потребительских обществ и потребительских союзов к условиям рыночной экономики и развитию системы потребительской кооперации.
Уже в 1996-1998 гг. с появлением признаков стабилизации в экономике страны замедлились темпы падения показателей по всем видам хозяйственной деятельности и в потребительской кооперации. Положение, правда, ещё оставалось тяжелым, но уже обозначились перемены, потребительская кооперация России начала медленно возрождаться на исконно присущих ей принципах и ценностях.
Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.
Укрепление правового положения потребительской кооперации
Очень важным условием для успешной деятельности потребительской кооперации является её правовое обеспечение. В этом плане Центросоюз проделал большую работу по разработке и принятию трёх основополагающих законов:
О потребительской кооперации в Российской Федерации от 23 июля 1992 г.;
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 13 июня 1997 г.;
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 29 марта 2000 г.
После распада Советского Союза Закон О кооперации в СССР от 1988г. утратил свою силу, и потребительская кооперация в России, как, впрочем, и всё кооперативное движение, оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существованию её вертикальной структуры - районных, краевых (областных) и республиканских союзов потребительских обществ во главе с Центросоюзом.
В 1992 г., когда политика шоковой терапии больно ударила по населению и обрушила многие сферы экономики, стали раздаваться призывы и к ликвидации кооперативных союзов, в особенности - со стороны антимонопольного комитета Верховного Совета РФ, поддерживаемые отдельными средствами массовой информации. Возникла чрезвычайная необходимость в законодательном акте, который бы восстановил легальный статус потребительской кооперации и её союзную вертикаль. Таким актом стал принятый Верховным Советом РФ при непосредственных усилиях Центросоюза Закон О потребительской кооперации в Российской Федерации от 23 июля 1992 г. небольшой по объёму - 4 главы, 9 статей - он, тем не менее, оказал большое влияние на развитие потребительской кооперации в течение 1992-1997 гг. Но самое главное, Закон О потребительской кооперации в Российской Федерации позволил сохранить потребительскую кооперацию от развала и акционирования, помог решить многие спорные вопросы, которые возникли в отношениях между кооперацией и органами государственной власти. И в этом его непреходящее значение.
Однако несовершенства этого правового акта порождали множество проблем. Важным шагом на пути их преодоления явился Указ Президента Российской Федерации О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами №795 от 31 мая 1996 г., провозгласивший государственную поддержку организаций потребительской кооперации и обязавший потребительскую кооперацию восстановить до 1 сентября 1996 г. имущественные права граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг., обеспечить их информирование и широкое участие в деятельности своих обществ. Кроме того, указом предоставлялись налоговые льготы и снижение тарифных ставок на потребляемую электроэнергию для тех организаций, которые полностью восстановили в членских правах бывших пайщиков.
Следующим шагом на пути правового обеспечения потребительской кооперации и возрождения её правовых основ стал вступивший в силу с 11 июля 1997 г. Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.
Он признал организационную структуру потребительских обществ и их союзов как систему потребительской кооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными и контрольными функциями, определил потребительские общества и их союзы субъектами собственности, утвердил новые органы управления - Советы, обозначил распределение функций и ответственность между общими собраниями, советами и правлениями потребительских обществ и их союзов. Восстановление роли пайщиков в управлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительской кооперации, возвращение им хозяйственных прав дает полное основание утверждать: новый закон о потребительской кооперации - это прежде всего и в первую очередь закон о пайщиках.
В соответствии с законом разработаны, были утверждены и вступили в силу новые уставы потребительских обществ и их союзов всех уровней и реформирована организационная структура потребительской кооперации.
Уставы определяют правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительских обществ и их объединений. Они должны в полной мере соответствовать Закону О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации и примерным уставам потребительских обществ и их союзов. Также в уставах должна найти отражение ответственность руководителей за результаты работы потребительской кооперации.
Однако последующая картина хозяйственной и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов показала необходимость совершенствования законодательной базы потребительской кооперации.
В этой связи 29 марта 2000 г. Государственной Думой был принят Федеральный Закон О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации.
Новый закон подробно определял функции, состав и порядок образования советов и правлений потребительских обществ и их союзов, обязательность выполнения решений Центросоюза для потребительских обществ, их районных, областных, краевых и республиканских союзов, процедуры отстранения от должности выборных должностных лиц в случаях нарушения ими прав пайщиков, злоупотреблений и препятствия проведению проверок ревизионными управлениями союзов и другие нормы.
Известно, что центробежные силы в экономике и политике, порожденные развалом Советского Союза, не обошли и кооперативное движение. Отдельные областные и другие потребительские союзы стали нарушать кооперативные законы, уставы, решения общих собраний представителей потребительских обществ и их союзов, в то время как кризисное состояние экономики требовало укрепления единства и сотрудничества кооперативных организаций всех уровней в стране.
Новый федеральный закон способствовал укреплению внутрикооперативной дисциплины, более надежному исполнению отдельными потребсоюзами своих обязательств перед Центросоюзом, другими союзами и потребительскими обществами, дальнейшему развитию кооперативной демократии.
В настоящее время правовые отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми актами. Основу правового регулирования потребительских обществ и их союзов составляют:
Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г);
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1 от 30 ноября 1994 г);
Другие законы и иные, принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве;
Закон О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации;
Законы и другие правовые акты субъектов Российской Федерации;
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
Уставы потребительских обществ и их объединений (союзов, ассоциаций).
Также в рамках функционирования системы потребительской кооперации принимаются различные акты, регулирующие контрольные и распорядительные функции органов управления в организациях потребительской кооперации, повышающие ответственность руководящих работников организаций потребительской кооперации, а также акты по сохранности кооперативной собственности, предотвращению банкротств и укреплению статуса юридической службы потребительской кооперации. Все они согласованы с Законом О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Вышеуказанные нормативно-правовые акты создают правовое поле для деятельности организаций потребительской кооперации, как равноправных субъектов рыночной экономики. Динамичность и сложность действующего законодательства требуют от руководителей постоянного совершенствования и обновления знаний в области права, изучения и активного использования в повседневной работе нормативно - правовых актов.
Развитие отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации и их социальная направленность
Социальная миссия потребительской кооперации реализуется посредством осуществления коммерческой деятельности, включающей различные отрасли и виды деятельности.
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность в интересах пайщиков. Выделяются следующие основные отрасли: розничная торговля и общественное питание, заготовки, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и услуги.
Прибыль от коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации направляется как на развитие хозяйственной деятельности, так и на реализацию социальных целей в интересах своих членов. В этом заключается существенное отличие коммерческой деятельности потребительских обществ и их союзов от других субъектов рынка.
Следует отметить, что потребительская кооперация удовлетворяет экономические и социальные потребности как своих пайщиков, так и некооперированного населения, проживающего на территории деятельности организаций потребительской кооперации.
Все отрасли потребительской кооперации тесно взаимосвязаны.
Каждая отрасль хозяйственной деятельности удовлетворяет вполне конкретные материальные и иные потребности пайщиков.
Розничная торговля и общественное питание непосредственно обеспечивают удовлетворение потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в необходимых товарах и услугах. Розничная торговля представляет пайщикам и обслуживаемому населению возможность купить продукты питания, одежду и другие необходимые товары в магазинах и мелкорозничной сети.
Общественное питание организует производство и потребление продуктов в своих предприятиях (столовых, кафе, ресторанах), обеспечивая горячим питанием пайщиков и обслуживаемого населения на работе, в учебных заведениях, в пути, во время отдыха.
Заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья способствуют обеспечению производственных предприятий потребительской кооперации сырьем, а пайщиков и обслуживаемого населения - продуктами питания, поставляя их в магазины, столовые, рестораны и другие предприятия торговли и общественного питания.
Промышленность производит как продовольственные, так и другие необходимые пайщикам и обслуживаемому населению товары, которые доставляют в магазины для продажи населению.
Сельское хозяйство является источником продовольственных товарных ресурсов как для торговли и общественного питания, так и для промышленности.
Транспорт осуществляет доставку товаров в предприятия торговли, общественного питания и непосредственно пайщикам и обслуживаемому населению.
Строительство, как отрасль хозяйства, создает сооружения и здания для осуществления разных видов деятельности, возводит жилье, детские сады, пансионаты, библиотеки, площадки и павильоны для проведения культурно - массовых мероприятий.
Услуги, предоставляемые населению, приобретают всё большее значение в хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Они способствуют улучшению бытовых условий, организации отдыха, получению образования и удовлетворению других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Социальная миссия реализуется, если менеджеры каждой отрасли хозяйства, в текущей деятельности соблюдают кооперативные принципы.
организации, которые более чем полтора века заботятся об удовлетворении потребностей своих пайщиков и населения во всех регионах страны. Каждое потребительское общество оказывает нуждающимся пайщикам и другим
жителям материальную помощь, заботится о пенсионерах, а также о нетрудоспособных гражданах.
В организациях потребительской кооперации трудятся более 350 тыс. человек. Рост объемов действующих отраслей хозяйства, появление новых видов деятельности буду способствовать привлечению большего количества граждан к общественно полезному труду, сокращению безработицы, особенно в сельской местности.
Потребительская кооперация прошла длинный исторический путь, находилась в разных трудных ситуациях. Из сложного положения она выходила только потому, что осуществляла деятельность для пайщиков и вместе с пайщиками.
В 90-е гг. XX столетия - период формирования в стране рыночной экономики - потребительская кооперация оказалась в кризисном состоянии: резко сократились объемы деятельности, стали убыточными целые организации и отрасли, закрылись многие предприятия (магазины, рестораны, оптовые базы).
В этих сложных условиях потребительская кооперация вновь нашла свой самобытный путь выживания и развития. Это путь усиления социальной направленности отраслей деятельности потребительской кооперации по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков.
Решая социальные задачи, потребительская кооперация укрепляла кооперативное хозяйство, возвращая к жизни новые отрасли и замолчавшие неработающие предприятия.
Кооператоры рассудили так: если покупательная способность пайщиков снизилась и у них нет денег покупать столько товаров, чтобы обеспечить
прибыльную деятельность магазинов, столовых и других кооперативных предприятий, то нужно вместе, сообща начать зарабатывать деньги, чтобы пайщики могли покупать товары и услуги.
Многие райпо в пустующих зданиях (бывших оптовых базах, столовых) организовали производственные цеха (малое производство). Например, в
Чернянском райпо Белгородской области в здании оптовой базы организовали крупорушку и маслобойку. Население стало сдавать на переработку производимую в домашнем хозяйстве продукцию (зерно, семена подсолнечника). Часть продукции райпо сбывает, пайщикам выплачивает деньги. На эти деньги пайщики покупают товары в магазинах потребительской кооперации. Повысились доходы у населения, и заработали отрасли деятельности: торговля, заготовки, промышленность.
Многие кооперативные организации стали заниматься сельским хозяйством, арендуя землю или выкупая обанкротившиеся сельскохозяйственные предприятия. Так, Башкирский потребсоюз выкупил два колхоза. Кооперативные организации стали выращивать зерновые культуры, картофель, овощи, заниматься животноводством. Результаты такой деятельности - экономический и социальный эффект. Во-первых, граждане, занимающиеся сельским хозяйством, сохранили работу. Во-вторых, потребительская кооперация стала производить сельскохозяйственную продукцию, перерабатывать её и получать товары для продажи в магазинах и на других предприятиях торговли по более низким ценам, чем частник. Развитие сельского хозяйства в организациях потребительской кооперации помогло решить ряд социальных задач и укрепить экономическую деятельность потребительской кооперации.
Можно привести много подобных примеров усиления социальной направленности деятельности потребительской кооперации, которые постоянно и подробно освещаются в газете Российская кооперация.
Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.
Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации
Центросоюз Российской Федерации является высшей организацией системы потребительской кооперации, объединяющей и направляющей деятельность всех организаций потребительской кооперации - членов Центросоюза, и функционирует он на протяжении более 100 лет.
Центросоюз объединяет потребительские общества и потребительские союзы в единое социально-экономическое движение страны. Объединение потребительских обществ и потребительских союзов осуществляется на основе уставов и учредительных договоров. Чтобы все потребительские общества и их союзы (включая Центросоюз) работали слаженно, как единая система, нужна постоянная совместная работа: совместное принятие решений по развитию социально - экономической деятельности потребительской кооперации и совместный контроль. Эта объединяющая работа проводится органами управления и аппаратом управления Центросоюза совместно с представителями потребительских обществ и их союзов на основе обсуждения вопросов и принятия решений на общем собрании Центросоюза, на заседаниях Совета, правления, ревизионной комиссии Центросоюза, на совещаниях, семинарах, конференциях.
Центросоюз укрепляет правовое положение потребительских обществ и их союзов, занимаясь законотворческой деятельностью. К примеру, отличительной особенностью деятельности Центросоюза 90-х годов состоит в поиске законодательных основ укрепления потребительской кооперации.
В 1992 г. принят первый Закон РФ О потребительской кооперации.
Несмотря на ряд недостатков, он определил правовые, экономические и социальные основы деятельности кооперации, зафиксировал невмешательство государства в экономическую деятельность.
На основе закона по инициативе Центросоюза в январе 1994 г. принято постановление Правительства РФ №24 Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации, имеющее для системы историческое значение, так как в нем предусматривался принципиально новый тип взаимоотношений Центросоюза с правительством - ежегодные соглашения.
Центросоюз достойно защищает экономические интересы организаций потребительской кооперации.
Также Центросоюзом разработаны примерные уставы потребительских обществ и потребительских союзов. К законотворческой деятельности Центросоюз привлекает все организации потребительской кооперации, всех пайщиков. Они имеют возможность обсуждать положения законов и уставов на собраниях, заседаниях советов, в газете Российская кооперация.
Центросоюз способствует развитию демократии потребительской кооперации и самодеятельности пайщиков. В Законе о потребительской кооперации, кооперативных уставах закреплены демократические принципы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов; пайщики наделены правами, которые позволяют им действовать как совместным владельцам (хозяевам) потребительских обществ, активно участвовать в органах управления и контроля, в экономической деятельности общества, проявлять самодеятельность в организации новых видов работ: надомного труда, народных промыслов и др. с целью развития демократии в управлении и самодеятельности пайщиков Центросоюзом разработан ряд документов: Рекомендации о разграничении функций советов и правлений; Положения О ревизионной комиссии, О кооперативном участке, О стимулировании пайщиков за активное участие в экономической деятельности и участие в органах управления и контроля.
Центросоюз содействует укреплению и развитию социально - экономической деятельности потребительской кооперации, добиваясь от государства более благоприятных условий для деятельности потребительских обществ, их союзов и пайщиков. Центросоюз информирует Правительство России, Администрацию Президента о деятельности потребительской кооперации и её проблемах, вносит предложения при разработке указов, постановлений Правительства, направленных на улучшение социально - экономической деятельности потребительской кооперации. В результате такой работы Центросоюза организациям потребительской кооперации созданы более благоприятные условия: снижены налоги и тарифы на электроэнергию; продлена на 10 лет уплата задолженности коммерческим банкам; разрешено формировать Фонд развития потребительской кооперации. В 1994-1995 гг. Центросоюз оказал существенную помощь системе в решении таких вопросов, как право использования торговой выручки на закупку сельхозпродуктов без ограничения сумм, право при реорганизации не включать в налогооблагаемую базу стоимость имущества, передаваемого с баланса на баланс. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, расположенных на Крайнем Севере, способствовало выравниванию экономики потребительских союзов, обеспечивающих торговое обслуживание населения, проживающих в экстремальных условиях.
Также организациям потребительской кооперации разрешено принимать вклады от населения с выплатой дивидендов. Такое решение Правительства позволило вовлечь деньги, находящиеся у населения, в товарно-денежное отношение. При этом экономическую выгоду получили и государство, и организации потребительской кооперации, и население, в том числе пайщики.
Важное значение для развития потребительской кооперации имеют Соглашения, заключаемые ежегодно между организациями потребительской кооперации и органами федеральной, региональной и местной исполнительной власти. В этих Соглашениях для потребительской кооперации предусматриваются льготы (по налогам, кредитам) и экономическое содействие в строительстве предприятий, в закупке и сбыте сельскохозяйственной продукции и др.
1997 г. стал переломным в деятельности Центросоюза РФ. Создав законодательно - правовую основу для экономической стабилизации и развития, центральный кооперативный штаб - Центросоюз - сосредоточил свою деятельность, и с каждым годом во все в большем масштабе, на социальной миссии потребительской миссии.
Центросоюз анализирует состояние кооперирования населения, активно пропагандирует кооперативные ценности и принципы, возрождает кооперативную демократию, контролирует процесс восстановления численности пайщиков, повышение их роли в управлении и хозяйственной деятельности, провозглашает необходимость социальной защиты не только пайщиков, но и всех социально незащищенных категорий населения.
Центросоюз осуществляет образовательную деятельность и укрепляет связь науки с практикой. Центросоюз имеет высшие учебные заведения (вузы), которые ведут подготовку специалистов высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации кадров организаций потребительской кооперации.
В вузах работают ученые (доктора наук, кандидаты наук). В мае 1997 г. Центросоюзом создан Межвузовский ученый совет, в который входят ученые вузов, руководители Центросоюза и региональных союзов потребительских обществ. Межвузовский ученый совет участвует в разработке рекомендаций по эффективному ведению социально - экономической деятельности, стратегических направлений деятельности потребительской кооперации. Например, Центросоюзом совместно с Межвузовским ученым советом разработаны Программа стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг. и Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. Председателем Межвузовского ученого совета является Теплов Виталий Иванович.
Центросоюз осуществляет информационную и пропагандистскую деятельность, направленную на укрепление правовых, социальных, экономических и организационных основ деятельности потребительской кооперации и кооперативной идеологии.
Центросоюз разрабатывает и рассылает организациям потребительской кооперации инструкции и рекомендации по правовым, экономическим и другим вопросам. Эти документы помогают руководителям и специалистам (экономистам, финансистам, бухгалтерам, товароведам, юристам и др.), а также пайщикам принимать юридически и экономически обоснованные решения.
Центросоюз организует и проводит научно - практические конференции. Например, проведены конференции на следующие темы: Потребительская кооперация - социально ориентированная система (1999 г), Кооперативная самобытность в новом тысячелетии (2000 г), Усиление борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации (2002, 2003 гг.). Конференции имеют важное значение для развития потребительской кооперации. На конференциях рассматриваются:
проблемы социально - экономической деятельности потребительской кооперации и пути их решения;
необходимость усиления социальной направленности в деятельности потребительской кооперации;
возможности организаций потребительской кооперации по оказанию социальной защиты пайщиков, работников и населения;
кооперативные ценности и принципы как основа кооперативной идеологии.
Главная задача конференций - всколыхнуть систему, перестроить мышление, установить приоритеты, объединить здоровые творческие силы на главном - через возрождение социальной природы перейти к устойчивому развитию потребительских обществ и союзов.
Конференции имеют значительный общественный резонанс, так как они:
способствуют повышению авторитета Центросоюза РФ в выработке и пропаганде кооперативной идеологии, консолидации сил в реализации социальных программ, сохранению единства и самобытности системы;
знакомят с деятельностью лучших кооперативных организаций и предприятий, с руководителями и специалистами, которые на деле сохраняют кооперативную самобытность;
укрепляют имидж потребительской кооперации в областях (краях, республиках);
улучшают информацию среди населения о деятельности потребительской кооперации;
обогащают механизм сотрудничества организаций потребительской кооперации с органами местного самоуправления, в первую очередь в реализации социальных программ.
По результатам конференций разрабатываются рекомендации, которые выполняют все организации потребительской кооперации.
С целью усиления информационной и пропагандистской деятельности Центросоюзом с декабря 1997 года издается газета Российская кооперация. Газета распространяется по всей стране - во всех организациях и предприятиях потребительской кооперации и среди пайщиков. Она рассказывает о передовом опыте, аккумулирует коллективный разум. Также в газете публикуется обширная информация по правовым, экономическим и социальным вопросам, о проблемах кооперации и путях их решения, о кооперативном движении России и других стран.
Новый, XXI в. ознаменовался выходом ежемесячного приложения к газете Российская кооперация - журнала Деловой вестник российской кооперации. В нём публикуются нормативные акты, регулирующие деятельность потребительской кооперации, консультации, методические и другие материалы.
Рассматривая роль Центросоюза в деятельности потребительской кооперации, мы можем уверенно сказать, что он выступает лидером кооперативного движения России в целом, инициатором интеграции различных видов кооперативов, то есть роль Центросоюза РФ выходит за рамки потребительской кооперации.
По инициативе Центросоюза РФ создана (9 июня 1998г) Ассоциация кооперативных организаций России (АКОР), куда вошли, кроме Центросоюза, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, общественная организация Союз старателей России, Союз сельских кредитных кооперативов, союз потребительских обществ Лига кредитных союзов, Агропромышленный союз России, некоммерческое партнерство объединений производственных кооперативов, Московский союз жилищных и жилищно-строительных кооперативов и иных некоммерческих самоуправляемых обществ, некоммерческая организация Общенациональная ассоциация организаций финансовой взаимопомощи, Общество российских аудиторов.
Это объединение призвано содействовать представлению и защите интересов организаций потребительской, производственной, сельскохозяйственной, кредитной и т.д. кооперации в правительственных органах, в Международном кооперативном движении; совершенствованию и развитию деятельности кооперативных организаций; широкой пропаганде идей, принципов и ценностей кооперативного движения; оказанию информационных, консультационных и других услуг.
Девиз Центросоюза - В единении сила, его эмблема - рукопожатие символизируют единение пайщиков и работников, потребительских обществ и союзов, содружество кооператоров всех стран и регионов, всех форм и направлений кооперативного движения. Девиз и эмблема, впервые появившись в 1918 г. на обложке Кооперативного сельского календаря, возродились в качестве символики Центросоюза, закономерно ассоциируются с его новой стратегией.
Миссия Центросоюза заключается в содействии развитию, защите прав и интересов потребительских обществ и их членов, представлении их интересов в государственных и иных органах, международных организациях, оказании правовых и информационных услуг.
Центросоюз формирует современную идеологию кооперативного образования и научной деятельности. Он активно влияет на благоприятное общественное мнение, добивается общественного признания важной социальной миссии потребительской кооперации.
Значительна координирующая роль Центросоюза во внешне - экономической деятельности потребительской кооперации.
Центросоюз инициирует появление новых организационных форм сотрудничества путем создания целевых комиссий, советов, рабочих групп, проведения научных исследований, изучения и распространения современных рыночных технологий, оказания инструктивной помощи потребительским союзам и обществам.
Таким образом, Центросоюз России является высшей организацией системы потребительской кооперации. Деятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков. Центросоюз способствует интеграции кооперативов разных видов и направляет свою деятельность на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении.
Цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.
Упорядоченное развитие социально - экономических систем регулируется концепциями и программами, которые разрабатываются на уровне мирового сообщества стран, организаций и их объединений. Потребительская кооперация России является составной частью экономической системы страны. Направления её развития как социально - ориентированной системы должны соответствовать направлениям развития страны.
В России принята Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. , в которой четко систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения, а также как эффективного участника государственной экономики.
В общих положениях Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года определено: Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретение влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально - экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения. Таким образом, можно сказать, что этим определена цель Концепции.
Концепция учитывает:
изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные, современные финансовые инструменты;
необходимость в условиях пропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товаров регионов и национального внутреннего рынка;
возросшую роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении и в экономике России;
возрастание сегмента на сельском потребительском рынке, а следовательно, повышение ответственности за социально - экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности и нравственных основ бытия.
Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение с перечнем целевых программ.
Рассмотрим данную структуру подробнее и кратко определим содержание разделов:
Общие положения.
Общие положения определяют основы Концепции, поэтому рационально описать их подробнее. Они включают в себя:
условия формирования Концепции;
основы развития потребительской кооперации;
препятствия на пути развития потребительской кооперации;
что может потребительская кооперация?
миссия потребительской кооперации в современных условиях;
цели развития потребительской кооперации;
общие предпосылки к реализации Концепции и общие задачи Концепции.
Рассматриваемая Концепция формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация.
Главным условием стабильного и динамичного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп: потребителей товаров и услуг, работников потребительской кооперации, пайщиков.
Препятствиями на пути развития потребительской кооперации являются дезинтеграционные процессы, недостаточно высокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития.
Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.
Основными целями развития потребительской кооперации являются:
сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;
укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;
укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе и крупных;
модернизация и интеграция в инновационную экономику;
интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышение благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.
Раздел 1. Организационное построение, система управления и работа с пайщиками включает в себя следующие подразделы: цели построения системы управления в потребительской кооперации, задачи построения системы управления в потребительской кооперации.
Раздел 2. Торговая деятельность (оптовая и розничная). Внешняя торговля, включает в себя следующие подразделы: цели развития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации, торговая деятельность потребительской кооперации на внутреннем рынке, задачи создания торговых сетей потребительской кооперации, задачи развития иных форм торговой деятельности, внешняя торговля, задачи по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации.
Раздел 3. Заготовительная деятельность включает в себя следующие подразделы: цель заготовительной деятельности в потребительской кооперации, задачи развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.
Раздел 4. Производственная деятельность включает в себя следующие подразделы: цели развития производственной деятельности в потребительской кооперации, задачи создания и развития системы производственных предприятий в потребительской кооперации.
Раздел 5. Общественное питание, оказание услуг населению включает в себя один подраздел: основные задачи развития системы общественного питания и бытового обслуживания.
Раздел 6. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации включает в себя следующие подразделы: цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации, задачи, решение которых является необходимым условием повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.
Раздел 7. Развитие кадрового потенциала и профессионального образования включает в себя следующие подразделы: цели кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, задачи развития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительской кооперации, социального развития.
В описанных выше семи разделах Концепции раскрыто содержание направлений социально - экономического развития потребительской кооперации до 2015 года.
В приложении к Концепции указан перечень целевых программ по реализации Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. Всего программ 14, основными координаторами являются Центросоюз РФ, республиканские, краевые, областные потребсоюзы.
Комплексная программа по усилению работы с пайщиками и обслуживаемым населением;
программа Заинтересованный работник;
региональные программы участия организаций потребительской кооперации в реализации федеральных программ и приоритетных национальных проектах;
программа по созданию и развитию федеральной торговой сети потребительской кооперации;
программа по организации выездной торговли потребкооперации;
программа Единый заготовительно - перерабатывающий комплекс потребительской кооперации;
программа микрофинансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
комплексная программа развития производственной деятельности потребкооперации;
региональные программы развития производственной деятельности;
программа развития сетей общественного питания потребкооперации;
региональные программы развития общественного питания и сферы бытовых услуг, оказываемых населению;
программа развития финансовых услуг в сельской местности;
программа Финансовый менеджмент потребительской кооперации;
комплексная программа Кадровый потенциал.
В Концепции систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения.
Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально - экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.
Заключение
Тема курсовой работы раскрыта, поставленные задачи выполнены. В заключении представлены выводы по исследованным вопросам.
В первые годы реформ, в период перехода к рыночной экономике потребительская кооперация России не имела необходимых социально - экономических, идеологических и юридических предпосылок для своего развития. Продвижение в рыночную экономику для потребительской кооперации проходило болезненно, а порой и противоречиво. Но стоит отметить, что в то же время предпосылки и потенциальные возможности системы позволили организациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественным отношениям. Положение потребительской кооперации значительно улучшилось с принятием Закона О потребительской кооперации в Российской Федерации 1992 г., а затем и с принятием нового Закона О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации в 1997 г. Со временем становились более благоприятными и экономические условия. Изменялась идеология руководителей потребительской кооперации. Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.
Правовое положение потребительской кооперации, помимо вышеуказанных законов, улучшило общее развитие законодательства, регулирующего сферу экономики. Это способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике.
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1), Закон О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, другие правовые акты, качественно разработанные уставы потребительских обществ и их союзов закрепляют правовое положение каждой кооперативной организации как равноправного субъекта рыночной экономики.
Правительство содействует развитию потребительской кооперации и совершенствованию её правового положения. Взаимодействие правительства и организаций потребительской кооперации осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.
Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность: торговлю, общественное питание, заготовки, промышленность, услуги, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Особенно хозяйственная деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села. Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.
Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.
Центросоюз России является высшей организацией системы потребительской кооперации. Центросоюз способствует интеграции кооперативов разных видов и направляет свою деятельность на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении. Центросоюз Российской Федерации - координирующий орган социальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступает выработка кооперативной философии, культуры, идеологии, менталитета, защита демократических основ, принципов и ценностей кооперативного движения, единства потребительских обществ и союзов как системы. Также деятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков.
Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация. Концепция определяет основные направления деятельности для поддержки и развития потребительской кооперации до 2015 года и имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение - 14 программ по развитию потребительской кооперации до 2015 года.
Таким образом, подводя итог курсовой работы, можно сделать следующий вывод: потребительская кооперация Российской Федерации, несмотря на сложности своего развития и существования в период формирования и развития рыночной экономики, оставалась и продолжает оставаться важнейшим сектором экономики нашей страны, который поддерживается государством.
Список использованных источников
1. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2007. - 400с.
2. Вместе ради будущего.170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков, Г.В. Киселева, А.И. Белашов, Л.В. Зайцева, В.С. Гавричкин, В.А. Евграфова, Н.Д. Котелевский, А.П. Макаренко, Л.П. Наговицына, Н.С. Прутцкова, Ю.Н. Рязанов, М.В. Сероштан, Т.Н. Смирнова, В.И. Теплов, Т.Н. Шурупова - : М.: Издательский дом Центросоюза, 2001;
3. Исаенко Е.В., Теплова Л.Е., Каплунова И.В. Концепция устойчивого развития потребительской кооперации: Учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 2003. - 152 с.
4. Кисилева Г.В., Теплов В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран. - Белгород: Кооперативное образование, 2002;
5. Комментарий к закону Российской Федерации О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 1998. -163 с.
6. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. - М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. - 126 с.
7. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998 - 235 с.
8. Сборник материалов 134-го общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации (февраль, 2008 г) - Белгород: Кооперативное образование, 2008. - 210 с.
9. Теплова Л.Е., Исаенко Е.В. Кооперация России в условиях экономической реформы: Учебное пособие. - Ставрополь: Ставкоопснаб, 1994. - 249 с.
10. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие.2-е изд. - М.: Вита - Пресс, 2005. - 160 с.
11. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 2009. - 441 с.
12. Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб. Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб. и доп. - М. Издательство РДЛ, 2004. - 360 с.
13. Теплова Л.Е., Уколова Л.В. Организационная культура потребительской кооперации: Теория и практика управления. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 2005. - 412 с.
14. Теплов В.И. Социально - экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 1999.
15. Уколова Л.В. Кооперативы современной России: Учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 2007. - 184 с.