Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ: Лекция для аспирантов 1 Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем 1Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем
[1] . Средневековый архитектор , как правило, занимается не только проектом, но и организацией всей работы, неся перед заказчиком полную ответственность за готовый объект. Другого рода крупный предпринимательский подряд был связан с откупом налоговых сборов . Среди фигур помельче находим разного рода сомнительный люд – полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей и авантюристов, первых биржевых спекулянтов[2] , увлекаемых с XVII века волнами грюндерских лихорадок. Грюндерство - характерное для начального периода становления рыночной экономики массовое учредительство акционерных обществ, банков и страховых компаний. Сколь-либо крупные купцы специализируются на поставке предметов роскоши высшим общественным классам. А сколотив состояние, многие из них оставляют хозяйственное поприще[3] . И если кто и проявляет устойчивую предпринимательскую наклонность, так это крупнейший распорядитель ресурсов – государство. Предприниматель — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта.
2. Эволюция взглядов на предпринимательство
2.1. Ричард Кантильон
Родоначальник теории предпринимательства ирландский банкир Ричард Кантильон , например, вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры с современной точки зрения трудно отнести к чистому предпринимательскому типу. По определению Контильона предприниматель – это человек с нефиксированными доходами (в отличии от фиксированных доходов класса земельных собственников – рента – и класса наемных работников (домашняя прислуга, государственные служащие) – жалованье), действующий в условиях риска (торговцы, фермеры, ремесленники и прочие, которые покупают товары по определенной цене, а по какой будут продавать — на тот момент неизвестно)[4] .
Долгое время в литературе предпринимательство рассматривалось преимущественно в сфере обмена (торговли). В сфере производства это понятие использовалось лишь в связи с торговлей (реализация произведенного продукта). Со временем отношение государства и общества к предпринимательству менялось по мере того, как предпринимательство завоевывало свое место в многообразных сферах человеческой деятельности.
Силуэт современного предпринимателя вырисовывается в Новое время с появлением новых экономических субъектов, для которых древняя жажда богатства соединяется с предприятием, принимает форму непреодолимого стремления к прибыли на вкладываемый капитал как универсальной хозяйственной стратегии. В противоположность традиционным добуржуазным субъектам они обладают не только личной независимостью, но также законодательно подкрепленными возможностями капитализации собственности.
Вместе с достижением институциональной стабильности и юридической защищенности предпринимательство все более специализируется и одновременно обретает цивилизованное обличие. Дух риска и авантюризма, который ранее требовался даже для обычного торгового дела, теснится духом устойчивого развития и рационального использования возможностей рынка. Средневековый торговец – вечный странник, путешественник, погруженный в мир случайного[5] . Новое время приносит ему развитую систему коммуникаций, позволяя перейти к оседлой жизни, вести дела из дома или из конторы. А вместе с оседлостью появляется и забота о репутации. Бродячий торговец сегодня здесь, а завтра там, он не стеснен местными нормами и зачастую избегает расплаты за невыполненные обязательства. Оседлому предпринимателю приходится сторониться явно неприглядных сделок; опасаясь последующего раскрытия обмана, он вынужден становиться более консервативным. Вместе с тем рисковые (а то и авантюрные) формы предпринимательства тоже сохраняются, но переносятся больше в сферу финансовых манипуляций и фиктивного капитала (фигуры таких предпринимателей предстают в рельефных образах Ф. Каупервуда у Т. Драйзера или Саккара у Э. Золя).
2.2. Адам Смит
Основатель классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) считал предпринимателем собственника капитала, который руководствуясь какой-либо коммерческой идеей, идет на экономический риск с целью получения прибыли (дохода) .
Смит полагал, что предприниматель большей частью является частным собственником . В своей деятельности он руководствуется личной выгодой, что не всегда совпадает с интересами всего общества. «… интересы предпринимателей в той или иной отрасли торговли или промышленности всегда в некоторых отношениях расходятся с интересами общества и даже противоположны им »[6] . Однако в обществе существует некий ограничитель личного интереса предпринимателя и это – конкуренция . Конкуренция частных предпринимателей заставляет их осуществлять свою деятельность, учитывая интересы общества. Чтобы частное предпринимательство было полезно обществу необходимы два условия:
- у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия;
- конкуренция должна удерживать его в определенных рамках.
2.3. Жан-Батист Сэй
Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767-1832). В своей теории Сэй опирался на фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов».
В своем «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй уделил большое внимание предпринимателю, как главному субъекту экономической деятельности. «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности ».
Теория трех факторов производства : земля (рента), труд (заработная плата), капитал (прибыль).
Доход на капитал с точки зрения Сэя отличается от предпринимательского дохода. Помимо процента на принадлежащий ему капитал предприниматель получает предпринимательский доход и премию за риск.
Предприниматель Сэя ближе к менеджеру и четко отличается от капиталиста.
2.4. Джон Бэйтс Кларк
Джон Бэйтс Кларк (1847-1938) развивал идеи Сэя. Выделил предпринимательскую деятельность в отдельный фактор производства, приносящий особый доход – предпринимательскую прибыль, разграничив доход от капитала и предпринимательский доход. «… чисто координирующую работу мы назовем функцией предпринимателя, и вознаграждение за нее назовем прибылью. Функция эта сама по себе не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит … в установлении и поддержании производительных отношений между этими факторами производства»[7] .
Прибыль в условиях жесткой конкурентной борьбы получают лишь те предприниматели, которые используют достижения технического прогресса . Доход остальных становится равным заработной плате квалифицированных работников.
Прибыль служит «приманкой», которая «должна быть достаточно велика, чтобы заставить людей преодолевать препятствия и рисковать»[8] .
2.5. Альфред Маршалл
Альфред Маршалл (1842-1924, английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики) и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем[9] .
Предприниматель с точки зрения А.Маршалла выполняет две различные функции и, следовательно, должен обладать двоякой способностью:
1. как промышленник он должен разбираться в отрасли своей деятельности, выступать в роли торговца и организатора производства, инженера;
2. как работодатель он должен быть руководителем, правильно подбирать персонал, контролировать работу подчиненных.
«Способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими»[10] .
Маршал поддерживал идею о том, что предпринимательство есть особая деятельность, от которой зависит прибыльность и которая вследствие этого имеет собственные формы вознаграждения.
2.6. Йозефф Алоиз Шумпетер
Йозефф Алоиз Шумпетер (1883-1950). Маржиналист. Его концепция стала особенно популярной среди экономистов и социологов. Шумпетеровский предприниматель как идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он оставляет свое детище и начинать разворачивать новые проекты. Привязанность к конкретному предприятию даже вредна для реализации предпринимательской функции. Предприниматель должен быть свободен, и в этом смысле он является полной противоположностью менеджеру современной корпорации. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, потребные для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.
Какие мотивы движут предпринимателем на этом тернистом пути? Мотив прибыли, как мы уже говорили, обязателен. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект. Сам же предприниматель, по Шумпетеру, стремится, в конечном счете, к свободе и самореализации[11] .
Предпринимательство с точки зрения Шумпетера отличает активный инновационный характер. Предпринимательская функция состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации («новых комбинаций факторов производства») в целях извлечения прибыли.
Предприниматели по Шумпетеру не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами.
Шумпетер разработал и ввел в научный оборот понятие предпринимательской прибыли, основу которой составляет прибыль от нововведений. Чистой прибылью предпринимателя является разница между стоимостью продукта, полученного в результате применения инноваций, и стоимостью этого же продукта, произведенного стандартным способом. Предпринимательская прибыль существует до тех пор пока существует преимущество новатора перед конкурентами, ведь инновация рано или поздно становится всеобщим достоянием. «Предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем»[12] .
Таким образом Шумпетер отделяет предпринимателя от коммерсанта (бизнесмена) и менеджера, чьим уделом является рутинная деятельность, от собственника капитала.
Предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо риска (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего ему деньги). В то же время своим новаторским характером он отличается от рутинных функций менеджера.
2.7. Фридрих фон Хайек
Австрийский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) считал, что предприниматель характеризуется особым поведением – стремлением найти новые, никем не использовавшиеся способы получения прибыли. Это его стремление объясняется тем, что он действует в условиях высокой рыночной конкуренции, где выживает сильнейший.
Предпринимательский доход с точки зрения Хайека зависит от двух факторов:
1. конфиденциального и
2. специализированного личностного знания.
Любой агент рыночного процесса, рассчитывающий получить прибыль, стремится по мнению Хайека найти необходимую информацию, на основании которой он принимает решения. Эта информация тщательно оберегается им от конкурентов. Именно эта конфиденциальная информация и позволяет экономическим субъектам судить о своих шансах и своих конкурентных преимуществах по отношению к другим.
Другой важнейший фактор, обеспечивающий предпринимательский доход, – специализированное личностное знание или предчувствие предпринимателя . Это уникальное качество, свойство личности предпринимателя является его собственным достоянием (ресурсом), которое он использует как фактор достижения предпринимательского успеха. Если конфиденциальное знание можно приобрести или утратить, то личностное знание не может быть передано кому-либо другому, даже в случае большого желания его обладателя.
2.8. Фрэнк Хайнеман Найт
Оригинальную концепцию предпринимательства создал американский ученый Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972). Она включает в себя как обоснование сущности предпринимательской функции и специфики предпринимательского дохода, так и раскрытия причин иррациональности предпринимательского дара.
Данная концепция основывается на разведение понятий риска и неопределенности. Практическое различие между ними состоит в том, что в условиях риска можно путем вычислений, изучения статистических данных прошлых лет получить вероятности того или иного события, а в случае неопределенности нельзя.
Поведение предпринимателя по мнению Найта описывает именно категория неопределенности, т.к. он действует в уникальных, подчас единичных ситуациях, исход которых нельзя ни рассчитать математически, ни предсказать или предвидеть.
Действуя в условиях неопределенности предприниматель может опираться только на свою интуицию и субъективную уверенность в успехе, поэтому его действия не могут быть застрахованы. Способность интуитивно принимать правильные решения есть главное дарование предпринимателя. Логика же и психология предвидения будущих событий не ясна и составляет часть недоступной науке тайны человеческого разума[13] .
2.9. Людвиг фон Мизес
О неопределенности как ключевом условии предпринимательской деятельности писал лидер австрийской школы Людвиг Мизес (1881-1973). Как и Шумпетер он считал, что говоря о предпринимательстве, следует иметь ввиду не людей, а определенную экономическую функцию. Понятие «предприниматель … означает активно действующего человека в условиях неопределенности, присущей всякому действию»[14] . Следовательно, предпринимательская функция осуществляется не только всеми участниками рынка, но и вообще любым человеком. Для наиболее инициативных, предприимчивых и зорких, чем средний уровень толпы, Мизес предложил использовать другой термин – promoter (делец), близкий по смыслу к шумпетеровскому предпринимателю.
Предпринимательская прибыль или убыток с точки зрения Мизеса есть продукт не его капитала, а его идеи, воплощенной в капитале: неверная идея приведет к убытку, несмтря на затраты капитала[15] .
2.10. Израэл Кирцнер
Идеи Мизеса получили развитие в работах его ученика Израэла Кирцнера (1930 по н. вр.). По мнению Мизеса, рынок состоит из взаимодействующих решений потребителей, предпринимателей-производителей и собственников ресурсов. Совокупность изменений во взаимосвязанных решениях участников рынка в течение определенного периода времени формирует рыночный процесс. Причем в движение он приводится в результате первоначальной рыночной неосведомленности его участников. Будучи конкурентным (в том смысле, что он состоит из последовательных попыток стремящихся к прибыли предпринимателей опередить друг друга, предлагая рынку привлекательные возможности купить и продать), рыночный процесс, по мнению Кирцнера, является также предпринимательским по своей сути.
Специфическое качество кирцнеровского предпринимателя заключается в его способностях воспринимать и осваивать возможности получения прибыли. Благодаря способности понимать обстановку на местах, но главным образом своей бдительности ему удается создать такое сочетание видов деятельности и обмена, которое было бы невозможно без его посредничества. Вслед за Л. Мизесом Кирцнер показывает, что предпринимательство не является свойством, присущим только коммерсантам или спекулянтам, которые занимаются исключительно рискованными операциями. Любая целенаправленная деятельность людей содержит в себе предпринимательский аспект, связанный с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств. Суть активного предпринимательства Кирцнер видит прежде всего в бдительности по отношению к прежде не замечавшимся возможностям, что, несомненно, является вкладом в экономическую теорию.
Рынок, как постоянно подчеркивал Мизес, стремится отстранить от предпринимательской роли всех, кроме тех, кто способен лучше, чем другие, прогнозировать будущий спрос потребителей[16] . Кирцнеровское понимание сходно с пониманием Мизеса в частности в подходах к прибыли как арбитражной теории прибыли. Прибыльные возможности возникают, когда цены на продукты на товарном рынке не согласованы с ценами услуг ресурсов на рынке ресурсов. Другими словами, в результате несовершенства коммуникации между рынками нечто продается по разным ценам на двух рынках. Действительно, на двух рынках это нечто продается в разных физических формах: на рынке факторов оно предстает как набор потребляемых факторов производства, а на рынке конечной продукции оно предстает как потребительский товар. Но экономически мы все равно имеем одну и ту же вещь, продаваемую по разным ценам, потому что набор факторов включает в себя все, что технологически необходимо (и не более, чем необходимо), чтобы произвести продукт. Предприниматель замечает эту разницу цен до того, как это делают другие. Что отличает эту ситуацию от обычного случая арбитража, так это то, что покупка ресурсов предшествует продаже конечной продукции; во время принятия решения о производстве цены на конечный продукт существовали только в прогнозах. Предприниматель догадывается, что будущие цены на продукты не будут в точности соответствовать сегодняшним ценам на ресурсы. Прибыль появляется в результате того, что предприниматель, оценивающий будущие цены на продукты более правильно, чем другие, покупает некоторые или все факторы производства по ценам, которые с точки зрения будущего состояния рынка, также представляются слишком низкими.
2.11. Питер Друкер.
Значительный вклад в теорию предпринимательства внес Питер Фердинанд Друкер (1909-2005). В своих трудах он опирался на идеи Ж.Б. Сэя о том, что комбинирование факторов производства является важнейшей функцией предпринимательства, а также идеи Й. Шумпетера о предпринимателе как новаторе. Нововведения, по его мнению, являются особым инструментом предпринимательства, нормальным и естественным явлением. Функцией предпринимательства являются нововведения во всех сферах деятельности, в т.ч. и в управлении. И именно управление, выступающее как новая технология делает американскую экономику предпринимательской. Таким образом, на первый план выходит менеджер, и возникает понятие «менеджер-предприниматель» . Руководитель, овладевший искусством инноваций, становится менеджером-предпринимателем, способным совершить революцию в управлении, т.е. качественные, прорывные изменения в бизнесе, но осуществленные без издержек, свойственных обычным, историческим революциям.
Руководители должны превратить инновационность и предпринимательство в нормальную, непрерывную, каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации.
Друкер выделяет три сферы предпринимательства :
- мелкий бизнес,
- внутрифирменное предпринимательство (технологическое, организационное),
- предпринимательство в социальной сфере (новые подходы к мотивации труда).
Друкер первым распространяет инновации за пределы чисто технических преобразований, включая в это понятие внутрифирменное и социальное предпринимательство. Он считал, например, что экономический успех Японии основывался именно на социальных инновациях, а именно на развитии таких институтов, как высшее и среднее образование, трудовые соглашения.
Однако он предостерегал от излишнего пафоса в отношении инноваций. По его мнению, большинство успешных инноваций основаны не на уникальных изобретениях и неизвестных фактах, а на изменениях уже произошедших и, возможно, даже широко известных, как, например, изменение возрастной структуры населения, структуры индустрии, рынка.
Долг каждой организации посвятить себя созданию чего-то нового.
Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса .
Три элемента , из которых состоит теория бизнеса.
Первый элемент – представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология.
Второй элемент – представление о специфической (особой) миссии организации.
Третий элемент – представление о ключевых возможностях компании или стержневая компетенция – совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации.
Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработку четкой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы интенсивной работы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха организация должна работать на износ и развиваться по своему собственному пути. Чтобы теория бизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента :
1. Представления об окружающей среде, миссии организации и стержневой компетенции должны соответствовать действительности . То есть необходимо учитывать изменения, происходящие в обществе, его структуре, а соответственно в потребностях и возможностях потребителей, и уже, исходя из этого, каким-то образом развивать и изменять свой бизнес.
2. Представления об этих трех элементах должны соответствовать друг другу . Возможно, это было самой сильной стороной «Дженерал Моторс», определяющей доминирующее положении компании в течение десятилетий.
3. Все сотрудники организации должны знать и понимать ее теорию бизнеса.
Это просто осуществить на начальном этапе деятельности организации. Однако с постепенным ее становлением и приходом к успеху все больше и больше проявляется тенденция считать теорию бизнеса чем-то само собой разумеющимся. Затем в работе организации появляется некая небрежность, она начинает «срезать углы». Компания начинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь не то, что является правильным. Она перестает задумываться, задаваться вопросами. Она помнит ответы, но забывает задавать вопросы. Теория бизнеса становится культурой. Однако культура не является заменой дисциплины, а теория бизнеса – это прежде всего дисциплина.
4. Теория бизнеса должна постоянно проверяться . Она не выгравирована на камне. Она состоит из предположений о вещах, находящихся в постоянной динамике, движении – общество, рынки, потребители, технологии. Таким образом, сама теория бизнеса должна предполагать возможность ее изменения .
Таким образом можно условно объединить подходы к определению понятия предпринимательство в четыре основные группы:
I. Предпринимательство как несение бремени риска и неопределенности (Ричард Кантильон, Френк Найт, Людвиг Мизес )
II. Предпринимательство как комбинирование факторов производства (Ж.-Б. Сэй, Джон Бэйтс Кларк, Альфред Маршалл )
III. Предпринимательство как новаторство (Йозеф Шумпетер, Питер Друкер )
IV. Предпринимательство как арбитражные сделки (спекуляции) (Израэл Кирцнер )
[1] Hoselitz В. F. The Early History of Entrepreneurial / Theory. — Chicago, 1960.
[2] Биржа возникла в ХIII-ХV веках в Северной Италии, но широкое применение в деловом мире получила в ХVI веке в Антверпене, Лионе и Тулузе, затем в Лондоне и Гамбурге. С ХVII века биржи уже действовали во многих торговых городах европейских государств.
Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и заключения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых состояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников.
[3] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия. 1992. С. 236-237.
[4] Carsud A., Olm К., Eddy G. Entrepreneurship: Restarch in guest of paradigm. — The Art and Science of Entrepreneurship. Cambrige, M. A., BallingerPublishingCo., 1986.
[5] См.: Февр Л. Торговец XVII столетия / Февр Л. Бои за историю. М.: Наука. 1991. С. 217-220.
[6] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:
[7] Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ. 2000. С. 10.
[8] Там же. С. 339.
[9] Маршалл А. Принцип политической экономии. –М.: Прогресс. 1989
[10] Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс. 1993. С. 382.
[11] Шумпетер Й. Теории экономического развития. – М.: Прогресс. 1982. С. 169-170.
[12] Шумпетер Й.А. Теория экономического развтия. – М.: Прогресс. 1983. С. 153.
[13] Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 26.
[14] Мизес Л. Индивид, рынок и правовое государство. – СПб., 1999. С. 73.
[15] Mises L. von. Human Action: A Treatise on Economics. – New Heaven. 1949. P. 252-254.
[16] Мизес Л. Человеческая деятельность. С. 274