Развитие социологии Украины в годы независимости

СОДЕРЖАНИЕ: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДонГТУ Кафедра социально-гуманитарных дисциплин РЕФЕРАТ По курсу: «Социология» На тему: «Развитие социологии Украины в годы независимости»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДонГТУ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

По курсу: «Социология»

На тему:

«Развитие социологии Украины в годы независимости»

Выполнил: ст.гр. ПГС-08-2

Чудакова Е.Г.

Проверил: доц.

Кайнара А.М.

Алчевск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Научно - социологические институты

2. Степень проблемы изучения развития социального образования

3. Социально-демографический кризис

4. Совершенствует ли украинское общество украинская социология?

5. Развитие социологии и ее зависимость от политики

6. Социологические дисциплины

7. Общественный престиж социологии

Вывод

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня отечественная социология находится в состоянии определения. По словам специалистов, она еще не выяснила для себя, какой она является, какой она хочет стать и какой она может стать. Сегодняшнее состояние украинской социологии определяется, в первую очередь, общей ситуацией в стране.

Основное внимание в целом сосредоточено на изучении изменений, которые происходят в нашем обществе, в Украине, генезисы этих изменений и их последствия.

Классическая социология выходила из идеи построения всеобъемлющей картины социального мира. Основатели социологии пытались создать универсальную картину общества. В начале прошлого столетия многие социальные теории превратились в социальную инженерию и вылились в такие социальные эксперименты, как коммунизм, фашизм, апартеид. Во второй половине ХХ столетие стало понятно, что эти эксперименты принесли человечеству трагедии и разочарования. Была потеряна вера в большие, всеобъемлющие объяснительные модели общества. Социологи сосредоточились на фрагментарном описании разных типов обществ, построении маленьких картин.

Социология в разных частях света имеет разные традиции. Американская социология преимущественно эмпирическая, сосредоточенная главным образом на конкретных социальных проблемах. Европейская социология - более теоретическая, более философская, более историческая. Однако в последние годы европейские социологи все более внимания уделяют сравнительным международным проектам, таким как Исследование европейских ценностей, Европейское социальное исследование, в которых участвует и Украину. И благодаря этим исследованиям открывается новая перспектива создания больших картин общественного строя, основанных на синтезе современного теоретического знания и результатов мониторинговых социологических исследований.

1. НАУЧНО - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Развитие социологической науки и образования невозможно без сохранения научных школ. В 70-80-х годах, по мнению специалистов, в Украине сформировалось несколько так называемых социологических школ: школа киевских социологов, Харьковская и Одесская. Именно в этих городах (Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск) в основной массе и до сих пор выходят коллективные и индивидуальные труды социологов, научные записки, сборники трудов. Но это лишь более-менее благополучные островки. Научная работа на большинстве вузовских кафедр требует дальнейшей активизации.

И сегодня остается одним из острейших вопрос научного общения. Организовать конференцию, провести семинар, круглый стол и тому подобное очень трудно по основной причине: слабой институализации социологии, научно-коммуникативной системы. Хотя за годы независимости Украины появились новые периодические издания: Генезис (г. Львов), Константы (г. Херсон), Современное общество (г. Харьков), Развитие государства, Политический портрет Украины, журнал Политическая мысль (г. Киев), все-таки, за нехваткой средств, они едва поддерживают жизнь социологической науки. Важнейшим достижением в этой отрасли стало основание первого в Украине профессионального издания Социология: теория, методы, маркетинг.

В 1990 г. в Украине был сформированный институт социологии НАН Украины, в результате реструктуризации Института философии НАН Украины. Этого же года была создана Социологическая ассоциация Украины (САУ) - организация, которая объединяет научных работников, специалистов и научно-исследовательских коллективов, которые работают в отрасли социологии. С 1993 г. она является коллективным членом Международной социологической ассоциации. Главной целью САУ является содействие повышению профессионального уровня и практических ценностей социологических исследований в Украине, защита законных интересов социологов и распространения социологических знаний. Приоритетными заданиями САУ определенно: развитие отечественной социологии, выявления проблем социального развития Украины, содействия профессиональному социологическому образованию в Украине, развитие научных связей и много других.

Относительно социологического образования в Украине, то это сравнительно новая отрасль высшего профессионального образования как социального института государства. Ее целью является создание, обновление и распространение социологических знаний и подготовка квалифицированных специалистов. Длительное время социологическое образование в Украине было отсутствующим по идеологическим причинам, и только в 80-х годах образуются первые кафедры социологии. В настоящее время социологическое образование в Украине имеет определенную сеть учебных и научно-исследовательских учреждений. Социологов готовят несколько государственных университетов и другие высшие учебные заведения, которые имеют социологические факультеты или отделения на других факультетах: Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Днепропетровский, Волынский университеты, Киево-Могилянская академия и др. В целом в этих заведениях учатся и добывают квалификацию несколько сотен студентов и около сотни аспирантов.

К социологии сегодня в обществе господствует большой интерес, и это обеспечивает высокий престиж соответствующих вузов, отделений, факультетов. Полностью логично, что рынок реагирует на этот спрос, и, как грибы после дождю, появляются социологические факультеты, отделения, специализация в вузах. На первый взгляд, такого рода активизацию можно приветствовать, однако в связи с этим возникают и существенные негативные тенденции.

В первую очередь - появление социологических отделений в тех вузах, специализация которых никак не вяжется с социологией. А отсюда - другая особенность: отсутствие соответствующих условий для подготовки социологов на многих новообразованных факультетах и отделениях, что оказывается, прежде всего, в том, которое бракует квалифицированных преподавателей, способных обеспечить качественную подготовку, недостаточно укомплектованные социологической литературой библиотечные фонды, отсутствующая надлежащая техническая база, базы приобретения практического опыта.

Не беспроблемной остается и система последипломной подготовки социологов, где имеют место аналогичные явления.

Сегодня на социологию спрос. Причиной этого является то, что социологические исследования начали проводиться на коммерческой основе, наблюдается стремление со стороны правящей власти и тех, кто платит, закупить социологию. В Украине, как и в России, создано большое количество социологических центров, институтов, групп отдельных личностей, которые проводят опрос общественного мнения, мониторинги, маркетинговые исследования, и, к сожалению, не всегда на профессиональном уровне. Следовательно, перед институтом науки появляется ряд заданий относительно усовершенствования социологического образования, формирования в обществе социологического мышления, массовой подготовки специалистов-социологов.

Актуальным является создание учебных и методических пособий из социологии, которые выступали бы и в качестве функции экспертной оценки теоретических и эмпирических результатов науки. Заслуживает внимания и формирования крепкой академической социологии, которая должна стать в авангарде развития этой науки.

Следовательно, социология в Украине, как в системе науки, так и в системе образования, переживает свое становление, находится в состоянии поиска своей идентичности. И прежде всего, нуждается в большем внимании со стороны государства и общества.

2. СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социология образования - один из крупных разделов современной социологии. Она и смежные с нею отрасли социальных исследований образования получают с середины XX века активное развитие во многих странах мира.

Интерес к социальным вопросам образования в СССР обусловился тем, что образование в советском обществе было одним из средств социальной политики государства и одновременно важным фактором социального расслоения. Социологические аспекты в 20-30-е гг. носили характер редких методических и теоретических вкраплений в исследованиях образования и экспериментах, проводимых с позиции социальной педагогики и педагогической психологии.

Более самостоятельное развитие социологии образования в СССР и Украине связано с возрождением социологической науки в 60-е годы. Оно началось с крупномасштабных эмпирических исследований, которые, однако, сосредоточивались на отдельных аспектах. В этот период она недостаточно выделялась из ряда других отраслей социологии. Региональные эмпирические исследования охватывали в 60-70-е гг. вопросы профессиональных ориентации, трудоустройства, жизненных путей групп молодежи, престижа разных видов труда, профессиональной и территориальной мобильности, эффективности производственного обучения (В. Н. Шубкин, В. И. Артемов, Н. Р. Москаленко, Н. В. Бузукова, В. А. Калмык, М. X. Титма, Э. А. Саар, А. А. Терентьев, В. В. Туранский, В. Ф. Черноволенко, В. А. Оссовский, В. И. Паниотто и др.)2.

Ряд работ был посвящен более общим проблемам: истории и теории социологии образования и роли образования в обществе (Ф.Р. Филиппов), общественным потребностям в образовании (Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич), социологии личности (И. С. Кон, Л. П. Буева и др.), комплексному анализу.

В развитии отрасли первенствуют США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Индия, Австралия, Канада, страны Скандинавии.

В 70-х годах появляются работы, стремящиеся к более обобщенному положению теоретических вопросов социологии образования, которые получили развитие и в 90-х (В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, Г. Е. Зборовский, В. С. Собкин, С. Писарский и др.).

Глубже стали рассматриваться вопросы институциализации и сущности образования (В. Я. Нечаев), социальная природа и динамика , Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974; Иконникова С. Н. Молодежь.

Анализ отечественных источников позволяет сделать ряд принципиальных выводов о состоянии социологии образования в Украине:

1. Существует недостаток работ теоретического и обобщающего характера

2. Обращения к социальным вопросам образования чаще встречаются в сборниках статей, журнальных публикациях и монографиях, посвященных пограничным с социологией образования вопросам - социологическим проблемам молодежи, труда, семьи, культуры, миграции, политики, науки и т. п., что свидетельствует о недостаточной интеграции научной отрасли. Вместе с тем в силу социальной востребовательнности в социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).

3. Для советского периода характерна политизация социальных исследований образования. Многие работы, изданные в 70-80-е годы и в начале 1990-х годов, опираются не на теоретические или эмпирические исследования, а на правительственно-партийные документы.

4. В отечественной социологии образования не достигнута достаточная определенность в вопросах, касающихся ее предмета, приоритетов проблематики, категорий, в том числе понятий образование и воспитание, что свидетельствует об остаточной теоретической зависимости социальных исследований образования от академической педагогики.

5. Современное развитие социологии образования в Украине характеризуется немногочисленными исследованиями на периферии ее проблемного поля и в пограничных проблемах, в то время как методологические и концептуальные вопросы пока не получают достаточного

6. Социально-практическая направленность и отдача социологии образования обусловлена рядом внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются в наиболее общем смысле теоретическим потенциалом отрасли. Внешние - восприимчивостью самой системы образования к инновациям, что подразумевает ее социально-организационную гибкость и позитивную программу развития.

9. Разработки в украинской социологии образования уступают зарубежным по спектру поднимаемых, вопросов и уровню достигнутого теоретического обобщения результатов.

3. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Последние 10 лет в демографической истории Украины были декадой борьбы населения за выживание. За этот период в демографическом развитии страны наблюдалось больше деструктивных моментов, чем конструктивных а его характер можно определить быстрее как дефицитный и расходный, чем обновительный, что сближает его с основными тенденциями социально-экономического продвижения страны, полным внутренних противоречий и непоследовательностей.

Получив государственную независимость в августе в 1991 г., Украина имела на то время одну из наибольших в Европе (почти 52 млн. лиц) численность населения. Победа демократических принципов в политике привела к построению основ гражданского общества в стране (соблюдение прав человека, закрепления верховенства права, проведения рыночных реформ). В то же время, слишком быстрая трансформация политической, экономической и социальной областей жизни повлекли глубокий социально-экономический кризис, который поразил все слои населения.

Неготовность и неприспособленность основной массы населения к новым условиям, с одной стороны, и резкое падение уровня жизни, из второго, повлекли ухудшение основных показателей воссоздания населения, состояния его здоровья и в результате привели к снижению уровня демографического, трудового и социального потенциала страны. Сегодня можно констатировать, что кроме экономической, Украина переживает еще и глубокий социально - демографический кризис, который угрожает стране непредсказуемыми последствиями в будущем.

Трансформация украинского общества, которая началась с 90-х годов, характеризуется прежде всего формированием самых разнообразных форм собственности: частной, акционерной, кооперативной, концессионной, смешанной и тому подобное. И за каждой формой собственности стоит человек и определена социальная общность, которые по-своему воспринимают социальную реальность, по-своему строят и осуществляют взаимодействия, самоорганизовываются, самоуправляются, оставаясь в системе государственной регуляции и управления.

4. СОВЕРШЕНСТВУЕТ ЛИ УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО УКРАИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ?

Сегодня можно говорить о том, что в основном завершился процесс реформирования украинской социологии, завершился процесс ее вестернизации. Социология превратилась в такую интеллектуальную практику, которая осуществляется по западным канонам, в рамках западного теоретического и научного дискурса. Что очень важно, украинская социология постепенно проникает в западную социологию и персонально, и через публикации. Но мы еще не предприняли несколько очень важных шагов, не вошли к европейскому социологическому содружеству институционно. Думаю, что это дело ближайшего будущего.

Понятно, говорить, что современная украинская социология не имеет проблем - абсолютно неправильно. Совершенствует ли украинское общество украинская социология? Сразу отвечу - нет. Украинская социология способна производить знания, которые были бы полезны для оптимизации тех или других социальных процессов, выработки той или другой социальной политики, для принятия умных законов, для решения очень болезненных социальных проблем, таких как социальные деформации, коррупция, бедность и много чего другого. Такое знание мы производим, но оно, к сожалению, остается абсолютно неспрошенным. К сожалению, власть и социология сегодня не взаимодействуют или почти не взаимодействуют. Более того, они говорят абсолютно разными языками. Мне кажется, что власть разделяет очень упрощенное представление о социологии, которое часто сводится к сакраментальному, : Социология дает этому блоку столько-то процентов. Властные структуры разных уровней, как правило, не прибегают к социологическому знанию для решения тех или других социальных проблем. В этом ответственность и социологов также, социологи должны активно и настойчиво предлагать власти результаты своих исследований и вынуждать власть прислушиваться к своему мнению.

5. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ СУЩЕСТВЕННО ТОРМОЗИТ ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПОЛИТИКИ

С начала 1990-х годов Украина оказалась в ситуации, во-первых, прерванных исторических научных традиций, во-вторых, прерванных научных коммуникаций в рамках прошлой советской социологии и, в конечном итоге, несоответствия новому, формально не периферийному статусу науки, которого она приобрела после образования независимого государства. Эти проблемы и сегодня являются тормозом в развитию отечественной социологической науки. Знания современной социологии у нас фрагментарны, нередко с акцентуацией на отдельных идеях, которые или безнадежно устарели, или находятся на периферии современного социологического познания. Также существует проблема отсутствия адекватной современной научной коммуникации как внутри содружества, так и за его национальными рамками. Мы часто не идем на коммуникацию в результате языковой некомпетентности. Для развития украинской социологии проблемой также является мелкотемье. Мы почему-то боимся выходить на изучение системных проблем социума и прогнозирования перспективы развития общества в контексте мирового развития.

Чрезвычайно важным является взнос социологии в понимание того, каким образом выглядит наше общество в контексте глобальных процессов развития, как мы можем вписываться в эти процессы, что мы можем (или не можем) предлагать другим. Существенно тормозит развитие социологии ее зависимость от политики. Я вижу проблему и в процессах вестернизации отечественной социологии. Мы очень легко заимствуем чужие концепции и очень легко отказываемся от своего собственного социологического наследства. Я думаю, что мы еще должны завладеть искусством познания других социальных миров, не теряя того, что мы сами смогли познать в нашей уникальной социальной действительности.

6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Начиная с 90-х годов ХХ-го столетия в системе образования состоялись определенные сдвиги. Они связаны с гумманитаризацией образования, когда появлялись новые направления подготовки будущих специалистов, среди которых почетное место заняла социология. Были внесены существенные изменения в учебные планы высшей школы. С 2001 г. социология является обязательной дисциплиной в заведениях II - IV уровней аккредитации. Однако одновременно возникли и проблемы в развитии социологического образования, которые не решены и доныне.

Проблемы социологического образования заключаются в том, что, во-первых, учебные социологические дисциплины отстают от реалий современной жизни. Их содержание не направлено на раскрытие и объяснение трансформаций, которые происходят. Во-вторых, в обществе все еще не сформирован необходимый уровень потребности в социологии как науке и учебной дисциплине. В-третьих, недооцениваются социализирующие, мировоззренческо-воспитательные свойства социологии. В-четвертых, в будничном сознании социология еще ассоциируется исключительно с опросами общественного мнения.

Наталия Викторовна Панина была очевидцем и участником становления украинской социологии. Эта наука возрождалась в 1960-х-1970-х годах поколением, которому посчастливилось усвоить революционные и до сих пор не превзойденные достижения мировой социологической мысли. Именно тогда сформировался узкий социальный круг, представители которого были осведомлены о деятельности друг друга независимо от географической локализации. Неформальные механизмы социального контроля, которые основывались на ценностях морали, порядочности, бескорыстия и профессионализма, вынуждали этих людей подходить к проблемам получения социологической информации с осторожностью и взвешенностью.

Именно объективный образ социальной действительности сложил научную наработку Наталии Викторовны, в круг научных интересов которой попали чуть ли не все срезы отношений в нашем обществе. Кроме сугубо научных работ, она, опираясь на достижение социальной психологии, в научно-публицистических произведениях раскрывала сложные механизмы человеческого общения, пути и средства преодоления недоразумений во взаимоотношениях с окружающими. Одним из наибольших взносов можно назвать очень важный проект: Украинское общество: мониторинг социальных изменений. Этот проект стал основой десятков кандидатских и докторских диссертаций. Этот проект дает возможность выявлять социологические законы общества в период общественных превращений.

7. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРЕСТИЖ СОЦИОЛОГИИ

Социология по своей сущности должна быть публичной наукой. Она и является публичной наукой. Мы должны иметь в виду, что социологическая истина находится всегда на пересечении научных размышлений и социальной реальности, наших осмыслений этой реальности и общественной практики. Хотелось бы конкретизировать проблему публичности, имея в виду разные ее аспекты. Первый аспект - это взаимодействие социологии с обществом, и широкой аудиторией. Это проблема популяризации. Ч.Р. Миллс говорил о том, что социологи должны научиться популяризировать свои идеи и делать это понятным языком. Второй аспект - взаимодействие социологии с властью. Социологам необходимое сотрудничество с властью. И третий аспект - о взаимодействии профессионализма и гражданственности. Я глубоко уверена, что именно гражданская ответственность обусловливает необходимость высокого профессионализма. Сейчас, по моему мнению, социология во многом потеряла общественный престиж.

Состояние современной украинской социологии я оцениваю, прежде всего, исходя из того, что это ужасно интересная наука, поскольку она помогает, с одной стороны, роскалдовывать мир и объяснять рядовому человеку, которым именно является то общество, в котором он живет не только с точки зрения повседневного знания, в котором каждый человек существует, но и с точки зрения научного познания той более широкой комплексной картины мира, которую в целом, по моему мнению, и призванная создавать современная социология.

ВЫВОД

Социология, прежде всего, нужна, чтобы выявить противоречия, которые складываются в жизнедеятельности общества, трудности и риски развития социума. ХХI столетия - это столетие рисков. Как бы мы не были уверены, что мы люди свободны, с каждым десятилетием, с каждым столетием мы все более и более зависимые люди. Алармистское движение как раз и показывает, что чем больше в технической сфере приобретает человечество, тем более оно зависимо от этих достижений. И потому ХХI столетия будет столетием преодоления рисков, понимания рисков и не только естественных и техногенных, но рисков, которые человек несет сам себе.

Социология может быть определена как наука о рисках, которые создает человек другим людям, но сам же находит средства преодолевать эти риски.

Социологическое познание проблем образования может быть двояким. Первый подход - использование социологических методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит вторичный, подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии, и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, первичный, является основополагающим для социологии образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соціологія. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. / За редакцією В.Г.Породяненка. – К.: Видавничий центр „Академія”, 1999. – 384 с

2. Соціологія : Підручник / За ред. В.Г. Городяненка. – К., 2002.

3. Соціологія. Підручник / За ред. проф.Печі – К., 2001.

4. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2002.

5. Білоус В.С. Соціологія у визначеннях, поясненнях, схемах, таблицях: Навч. посібник. - К.: КНЕУ, 2002. - 140 с.

Скачать архив с текстом документа