Развитие средней школы на современном этапе
СОДЕРЖАНИЕ: Уровень развития школы в Республике Беларусь на современном этапе. Установление направлений государственной политики в сфере общего образования. Современное состояния системы образования. Проблемы в развитии средней школы и выработка путей их решения.Развитие средней школы на современном этапе
Содержание:
Введение
1. Политика Республики Беларусь в сфере образования
2. Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе
3. Анализ образования Беларуси
4. Проблемы развития средней школы и пути их решения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследователи, анализирующие современное образование в Беларуси, используют определенные дискурсивные средства для его описания. Эти средства, с одной стороны, основываются на ряде неявных посылок, диктующих выбор объектов, стиля и субъективной позиции при создании высказываний, а с другой, производят особым образом структурированную реальность, во многом не зависящую от интенций непосредственных авторов текстов.
Ключевым аспектом, находящимся в центре как различных попыток легитимации тех или иных проектов реформирования, в нашем рассмотрении, системы общего среднего образования, так и самих способов описания сегодняшней ситуации, является социальная функция среднего образования или, более широко, связь общественных институтов и учреждений системы общего среднего образования. Разумеется, эта тематика всегда была в центре внимания исследователей, однако в современных белорусских аналитиках мы можем обнаружить особые дискурсивные практики, позволяющие различным исследователям создавать особое пространство обсуждения среднего образования, в рамках которого функционируют свои объекты, концепты и субъективности. В какой форме это обсуждение ведется и как взаимосвязаны между собой различного роды аналитические суждения о современном уровне развития системы общего среднего образования — эти вопросы и будут составлять предмет нашего внимания.
В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение уровня развития современной школы в Республике Беларусь на современном этапе, установление направлений государственной политики в сфере общего образования, анализ современного состояния системы образования в республики Беларусь, определение круга проблем в развитии средней школы и выработка путей их решения.
При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по педагогике, нормативно-правовой базы, научных трудов в области образования современных авторов, всесторонне рассматривает проблемы развития средней школы в республике Беларусь на современном этапе, рассматривает и анализирует ее состояние, определяет круг проблем в сложившейся ситуации и предлагает некоторые пути их решения.
1. Политика Республики Беларусь в сфере образования
Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.
Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового (девятилетнего) образования.
Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.
Система образования является одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов государственной политики Беларуси. Она включает: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольные формы образования и воспитания; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самообразование взрослых.
В настоящее время нормативно-правовую базу реализации программы образования населения и осуществления деятельности национальной системы образования составляет Конституция Республики Беларусь, которая в ст. 49 закрепила право каждого на образование. Согласно этому положению в республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Кроме Конституции, общественные отношения в сфере образования призваны регулировать ряд нормативно-правовых актов государственных органов власти. Среди них можно выделить: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании», Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы» и ряд других нормативно-правовых актов.
В настоящее время в законодательном органе рассматривается проект Кодекса об образовании.[1] Кодекс об образовании - это кодифицированный нормативно-правовой акт, призванный обеспечить полностью системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и др. При этом разработчики учитывали законотворческий опыт и нормы международного права, требования унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов в Беларуси и России.
Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Документ закрепляет такую модель образовательных отношений, которая позволяет успешно решать две объективные и необходимые в современных условиях задачи: обеспечение надлежащего качества образования и его доступность.
Структурно Кодекс подразделяется на общую и особенную части. Первая призвана закрепить основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Во вторую включены все вопросы, касающиеся уже конкретно каждого типа образования, т.е. дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, специального, внешкольного и образования взрослых.
Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер.
2.Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапеРазвитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества.
Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
В государственной политике страны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры.
Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики.
Целевые, содержательные и процессуальные характеристики современного общего среднего образования Республики Беларусь разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическим подходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.
В ходе реализации концептуально-программных положений и мероприятий по реформированию общего среднего образования были созданы условия для поэтапного перехода к обязательному 10-летнему общему базовому и 12-летнему общему среднему образованию, что, однако, не получило однозначной оценки со стороны специалистов, и в настоящее время ставится вопрос о целесообразности такого нововведения.
Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процента общего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыха первоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольных учреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формами подготовки к школе.[2]
Осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся, расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В целях обеспечения объективности оценки учебных достижений учащихся, стимулирования их учебно-познавательной самостоятельности, учета индивидуальных особенностей и возможностей введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности.
Важным направлением повышения качества образования стало создание дифференцированной образовательной среды. Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей, образовательных запросов и профессиональных намерений открыты 165 гимназий, 36 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж).
Различными формами и видами дифференцированного обучения в настоящее время охвачено 40,9 процента учащихся I-IX классов, 77,7 процента учащихся X-XI классов. Функционируют 1600 общеобразовательных учреждений, в которых открыты классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, 91 общеобразовательное учреждение с углубленным изучением иностранного языка. 2414 общеобразовательных учреждений имеют классы с профильным обучением, 644 - классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности.
С нынешнего учебного года на третьей ступени общего среднего образования вводится профильное обучение, что несомненно будет способствовать повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся, формированию их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, выбору пути продолжения образования, трудовой деятельности.
Проделана определенная работа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования. Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, позволяющие на научной основе определять эффективность функционирования общеобразовательных учреждений, выявлять проблемы, требующие оперативного решения. С 2003 года системно осуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования.
Внедрены личностно ориентированные модели организации образовательного процесса. В образовательной практике используются современные педагогические технологии, в том числе информационные.
Обозначилась тенденция функционирования общеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальной деятельности. На республиканских экспериментальных и инновационных площадках осуществляются апробация и внедрение новой нормативной правовой документации, учебно-методических комплексов, моделей организации образовательного процесса, технологий обучения и воспитания учащихся.
В целях обеспечения доступности, придания практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности, усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры обновлено содержание общего среднего образования.
Созданы концепции учебных предметов, разработан образовательный стандарт общего среднего образования. Содержание образования дифференцировано на инвариантный и вариативный компоненты, установлены базовый, повышенный и углубленный уровни изучения учебных предметов.
Общеобразовательные учреждения обеспечены национальными учебниками, а по отдельным учебным предметам - учебно-методическими комплексами. В образовательный процесс внедряются оригинальные разноуровневые учебники и учебные пособия.
Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.
По мнению Президента страны А.Г. Лукашенко, самым важным в социально-нравственном состоянии общества является формирование национальной идеи, поисками которой занято государство и общество. «Но, видимо, состояние общества таково, что сегодня на нее выйти очень сложно. Это большой философский и масштабный вопрос»». [3]
Большая и важная роль в процессе поиска такой идеи, способной объединить и консолидировать общество, принадлежит всей системе образования, и прежде всего — в теории и практике патриотического воспитания, которые традиционно касаются стандартов социально-гуманитарных дисциплин. Но неразработанность современной теоретико-методологической базы патриотического воспитания приводит либо к отсутствию патриотической составляющей в социально-гуманитарных циклах учебных курсов, либо к формально-иллюстративной ее представленности.[4]
Подобное состояние воспитательной работы Президент связывает с промахами в идеологии: «Нет двух главных составляющих в идеологической работе: первое — системы, второе — инициативы. Нет идеи».[5]
Реализуются государственные программы поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи.
Успешно решается задача интеграции общего среднего и специального образования. В общеобразовательных учреждениях обучается более 50 процентов детей (от их общего количества) с особенностями психофизического развития.
В условиях демографического спада произошли существенные изменения в сети общеобразовательных учреждений. За последние 10 лет построено и введено в эксплуатацию 136 школ, количество начальных школ сократилось на 448, базовых - на 314, организовано 607 учебно-педагогических комплексов.
Совершенствуется нормативная правовая база общего среднего образования. В связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238) приведены в соответствие акты законодательства. Ведется работа по обеспечению оптимизированного взаимодействия норм законодательства по вопросам общего среднего образования с нормами законодательства других отраслей права Республики Беларусь, сокращению количества нормативных правовых актов, действующих в сфере общего среднего образования.
3. Анализ образования Беларуси
Дошкольное образование и воспитание.
В Беларуси функционируют около 4.5 тыс. детских дошкольных учреждения, в которых воспитываются и обучаются свыше 400 тыс. детей, что составляет две трети от общего количество детей дошкольного возраста, проживающих в республике.
В этих учреждениях обеспечивается воспитание детей через приобщение их к родному языку, культуре, народным традициям, культуре других национальностей, проживающих на территории республики. С учетом потребностей семьи и общества созданы детские ясли, сады, ясли-сады и группы с гибким графиком работы, детские учреждения семейного типа, различной направленности в работе (углубленным эстетическим и физическим развитием, санаторного типа, для детей с особенностями в физическом и психическом развитии) и др.
В республике взят курс на разработку вариативных программ, методик и пособий, которые могут выбирать воспитатели, организуя воспитательно-образовательную работу с детьми через разные виды детской деятельности. В этих же целях разработана новая модель дошкольного учреждения - открытый детский сад, где родители являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в качестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. 97% педагогов, занятых в сфере дошкольного воспитания и образования, имеют высшее и среднее специальное образование. Оплата родителей за пребывание детей в дошкольных учреждениях составляет в среднем 12% от общих затрат на содержание ребенка. Остальные финансовые средства на содержание детей в этих учреждениях дотируются из государственного бюджета.
Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования.
Система общего среднего образования включает следующие ступени: начальную (4 года обучения), школу 2-й ступени (5-9-й классы) и школу 3-й ступени (10-11-й классы), которые могут существовать как отдельно, так и в составе базовой (9-лет-ней) или средней (11-летней) школы.
Обучение начинается с 6 лет.
В начальной школе главными задачами являются: развитие физических и интеллектуальных способностей учащихся, нравственных и духовных качеств личности; формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма, чтения, счета; овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Школа 2-й ступени является базовой, обязательной для всех детей и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.
Школа 3-й ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе такого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формировании полноправного и ответственного гражданина, способного к самообразованию, самовоспитанию и гармоничным отношениям с окружающей природной средой.
Обучение в школах 2-й и 3-й ступеней завершается выпускными экзаменами, по результатам которых выпускники базовых школ получают свидетельство, а средних - аттестат.
В республике работает 4619 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых обучается более 1,5 млн. учащихся. Начальные школы составляют 15,8%, базовые - 22,6%, средние - 59,5% общеобразовательных школ страны. Финансирование их осуществляется из средств бюджетов местных органов власти, в ведении которых они находятся. [6]
В общеобразовательных учреждениях работают свыше 142 тыс. педагогических работников. Изменился качественный состав педагогических кадров общеобразовательных учреждений: 86,3 процента педагогов имеют высшее педагогическое образование, введены штатные единицы педагогов-психологов, педагогов социальных. Эффективно функционирует система повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования. Ежегодно более 50 тыс. специалистов образования повышают свою квалификацию. Состав педагогических кадров ежегодно обновляется более чем на 3 тыс. молодых специалистов.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом О языках в Республике Беларусь обучение и воспитание осуществляется на двух государственных языках - белорусском и русском. Для учащихся других национальностей, проживающих на территории республики, по желанию их родителей организовано изучение родного языка, истории, культуры; открыты классы, в которых весь процесс обучения и воспитания осуществляется на родном языке.
С целью создания необходимых условий для развития способностей учащихся Министерство образования разработало учебный план, состоящий из двух компонентов - обязательного базового и школьного, включающего в себя изучение предметов по выбору. Соотношение их меняется в зависимости от возраста ученика. Так, в начальной школе на изучение предметов по выбору отводится 14% учебного времени, в школе 3-й ступени (10-11-й классы) до 24,4%.
Базовый компонент учебного плана предусматривает обязательное изучение предметов общественно-гуманитарного цикла (белорусский и русский языки и литература, иностранный язык, история Беларуси и всемирная история, человек и общество), естественно-научного (математика, информатика, география, биология, физика, химия) и эстетического (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) цикла, занятия физической культурой и трудовое обучение.
Каждая школа на основе предложенного учебного плана создает свой, исходя из имеющихся возможностей, запросов и интересов учащихся и их родителей. Введение школьного компонента учебного плана позволило сделать обучение в старших классах общеобразовательных школ, гимназиях, лицеях, колледжах профильным, ориентированным на дальнейшую учебу в соответствующих учебных заведениях или на определенную сферу трудовой деятельности; дало возможность школам работать по разноуровневым программам. Практически каждый третий школьник охвачен разными видами дифференцированного обучения.
Социально-экономическое развитие республики и процессы, связанные со становлением ее как независимого государства потребовали пересмотра структуры содержания образования в средней школе. В январе 1996г. с принятием распоряжения Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко О подготовке и проведении в Республике Беларусь реформы общеобразовательной школы начался новый этап в обновлении школьного образования.
В ходе реформы школы предполагается осуществить переход на новое содержание образования; осуществить профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; разработать и внедрить новую систему оценки знаний учащихся, перейти на 5-дневную учебную неделю.
С целью обеспечения учащихся общеобразовательной и специальной школы учебниками, отвечающими современным требованиям, создан Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. За последние годы для общеобразовательных школ издано 860 наименований учебников. В создании национальных учебников и учебных пособий используется научный потенциал преподавателей высших учебных заведений, опыт лучших учителей и методистов республики.
Высшее образование
В республике функционирует 42 государственных и 12 негосударственных высших учебных заведений - университеты, академии, институты и другие учебные заведения, в которых обучается свыше 260 тыс. студентов по 230 специальностям. В расчете на 10 тыс. населения в Беларуси приходится 240 студентов.
Старейшими высшими учебными заведениями страны являются Белорусская сельскохозяйственная академия, Белорусский, Могилевский и Витебский государственные университеты, Белорусская политехническая академия, Витебская академия ветеринарной медицины.
Подготовка специалистов ведется на базе достижений современной науки и техники, в условиях тесной интеграции учебного процесса с научной, практической и творческой деятельностью студентов и преподавателей. В высших учебных заведениях или при них созданы научно-исследовательские институты, лаборатории, учебно-производственные и исследовательские предприятия, проектные конструкторские и технологические бюро, мастерские, другие предприятия и организации по профилю подготовки специалистов.
Обучение продолжается, как правило, 5-6 лет и заканчивается сдачей государственного экзамена и защитой дипломного проекта. Лицам, успешно завершившим учебу, выдается диплом, по итогам аттестации может присваиваться степень бакалавра или магистра.
Студенты государственных вузов получают стипендию, иногородние студенты обеспечиваются общежитием.
В 1994г. начато реформирование национальной системы высшего образования, основанное на принципах государственной политики в области образования и международной классификации, принятой ЮНЕСКО. Учебные планы и программы учитывают особенности национальной системы высшего образования и необходимость интеграции ее в мировое образовательное пространство.
Структура учебного плана включает изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профиля - 25-35%, общенаучного и обще-профессионального - 35-45%, специальных дисциплин - 25-35%, дисциплин специализаций - 10-15%.
Проводится работа по пересмотру структуры высшего образования, приведения его содержания в соответствие с потребностями экономического и духовного развития общества.
4. Проблемы развития средней школы и пути их решенияДальнейшее эффективное функционирование и развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередных проблем.
Необходимо целенаправленное развитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, что связано с повышением эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований и внедрением полученных результатов в образовательную практику.
По приоритетным направлениям развития общего среднего образования предусматривается разработка действенных механизмов внедрения полученных результатов в образовательную практику.
Разработанные варианты организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования требуют конкретизации и доработки с учетом обеспечения взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
До 2010 года в Беларуси планируется закрыть 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов. Заместитель министра образования К. Фарино объяснил это сложной демографической ситуацией — к названному сроку учеников на селе станет меньше на 257 тысяч. Демографический спад усиливается системной диспропорцией в отношениях вуз-экономика. По словам заместителя начальника управления непроизводственных отраслей Министерства экономики Е. Лугового, «Специалистов с высшим образованием в 2005 году будет необходимо 19.200, а в 2015-м понадобится 18.052, то есть практически столько же. А приняли в государственные вузы, например, в 2003 году 64.885 человек. То есть в 3 раза больше».[7]
При создании учебно-методического обеспечения, разработке новых режимов организации учебных занятий, использовании образовательных технологий и методик обучения основополагающим должен стать здоровьесберегающий фактор.
Статистика показывает, что в последние годы состояние здоровья учащихся ухудшилось. У школьников наблюдаются рост заболеваемости гастритом, язвой желудка, увеличение щитовидной железы. Более 60 процентов учащихся имеют функциональные отклонения. Увеличилось количество детей, страдающих заболеваниями, получившими у медиков название «школьных», - это нарушения осанки и зрения.
В результате принимаемых мер должно быть обеспечено снижение учебной нагрузки, уменьшение времени на выполнение домашних заданий, более активное включение учащихся в физкультурно-оздоровительную работу.
Требует дальнейшего решения проблема обеспечения преемственности в содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания на уровне общего среднего образования с другими уровнями национальной системы образования. Принципиально значимым при этом является усиление воспитательной функции в содержании образования, создание и применение технологий обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у учащихся идейно-нравственных, гражданских, патриотических ценностей и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства.
Достижения научно-технического прогресса, активное развитие наукоемких производств и информационных ресурсов обусловливают реализацию новых подходов к формированию образовательной среды, повышению ее технологичности.[8]
Необходимо более широкое использование информационных технологий, ресурсов глобальной компьютерной сети, дистанционного обучения.
В кардинальном улучшении нуждается учебно-материальная база общеобразовательных учреждений. В настоящее время эти учреждения недостаточно обеспечены лабораторным и демонстрационным оборудованием, наглядными пособиями, спортивным инвентарем. По многим видам оборудования уровень обеспеченности не превышает 50 процентов. Значительная часть оборудования и средств обучения не соответствует требованиям современного образовательного процесса и нуждается в обновлении.
Проводимые социокультурные преобразования, складывающаяся демографическая ситуация вызывают необходимость проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Прогнозируемое к 2010 году снижение численности выпускников базовых школ на 32 тысячи и средних школ на 30,3 тысячи человек, а также наметившаяся с 2004 года тенденция к увеличению приема детей в первые классы требуют реализации мероприятий по оптимизации и рационализации сети общеобразовательных учреждений.
Придание общеобразовательным учреждениям статуса юридического лица обусловливают необходимость разработки и внедрения новых моделей управления их функционирования и развития.
Подготовку педагогических кадров необходимо осуществлять дифференцированно, с учетом потребностей разноуровневого обучения, перехода на профильное обучение. Необходимо создать эффективную систему переподготовки, позволяющую минимизировать негативные процессы, связанные с высвобождением педагогических кадров вследствие реорганизации, закрытия неперспективных общеобразовательных учреждений.
Остается актуальной проблема обеспечения готовности педагогов к работе в инновационном режиме. Для решения данной проблемы необходимо разрешение нескольких проблем в их совокупности. Сюда можно отнести и техническое перевооружение общеобразовательных учреждений, переподготовку и переквалификацию педагогических работников с целью совершенствования их знаний и навыков в области использования новейших ресурсов и технологий.
Заключение
В Беларуси достаточно активно осуществляются процессы постепенного реформирования образования, цели и мотивы которых в целом соответствуют основным тенденциям развития образования в регионе Европы и СНГ.
Как и в других странах региона, основной декларируемой целью происходящих изменений является приведение системы образования в соответствие с изменившимися общественно-экономическими условиями, в результате чего она сможет более эффективно осуществлять подготовку и воспитание граждан, способных эффективно функционировать в этих условиях.
Реформирование образования должно привести к его демократизации, понимаемой как переход к более полному учету индивидуальных интересов и потребностей обучаемых и отход от авторитарной модели взаимоотношений между преподавателем и обучаемым. Предполагается также обеспечение большей степени диверсификации образования: расширение возможностей выбора изучаемых предметов, увеличение спектра используемых методик, подходов и учебных материалов.
В рамках реализации принципа «связи образования с жизнью» провозглашается смещение акцентов в целях обучения с приобретения знаний в сторону выработки умений и навыков («компетенций») их самостоятельного приобретения и творческого применения. Кроме того, предусматривается расширить сферу применения рыночных механизмов в финансировании и управлении образованием за счет диверсификации источников его финансирования и усиления автономии учреждений образования. При этом особенно подчеркивается необходимость сохранения равных возможностей доступа к образованию всех слоев населения и говорится об усилении роли образования как фактора социальной мобильности в современном обществе.
Наконец, в русле интенсивно разворачивающихся процессов интернационализации образования в качестве одной из целей реформирования провозглашается достижение открытости и международной совместимости программ образования всех уровней («интеграция белорусского образования в Европейское и общемировое образовательное пространство») при их национальной и культурной самобытности.
Вместе с тем следует отметить, что реформирование образования происходит в условиях достаточно сильной неопределенности. Представляется, что ее основным источником служит не столько отсутствие согласия по поводу указанных целей реформ, сколько широкий разброс мнений по поводу их трактовок и способов реализации.
Объективной основой для подобных разночтений является внутренняя противоречивость многих из целей реформ. Например, как показывает мировой опыт, усиление рыночных механизмов в образовании во многих случаях позволяет привлечь дополнительное финансирование, но также затрудняет доступ к образовательным возможностям для наименее состоятельных слоев населения. Оборотной стороной расширения учебных программ и методик является усложнение задачи контроля качества образования. Нахождению оптимальных компромиссов между подобными противоречивыми целями способствует наличие согласия в обществе по поводу основных черт идеальной модели образования и иерархии ценностей и целей в ее реализации. Однако, выработка подобного консенсуса является крайне сложной задачей, которая остается нерешенной во многих обществах, в том числе и в белорусском. Данный факт во многом объясняет стихийный характер многих из осуществляемых педагогических и управленческих новаций в образовании и их зачастую противоречивые результаты, которые были указаны в части четвертой настоящей работы, а также приведены наиболее эффективные, по мнению автора работы, пути их решения.
Список используемой литературы
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2007.
2. Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь» в редакции Закона от 11.07.2007г. №253-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., № 171, 2/1350)
3. Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании»;
4. Закон Республики Беларусь от 11.07.2007г. № 252-З «О высшем образовании» в редакции Закона от 16.07.2008г. №413-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., № 184, 2/1510);
5. Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании» в редакции Закона от 29.06.2006г. №137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006г., № 107, 2/1235);
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы»;
7. Андреев В.И. Развитие систем образования в ФРГ и Республике Беларусь: сравнительно-педагогический анализ. /М-во образования РБ. Нац. ин-т образования. - Мн., 1999.
8. Вишневский М.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002.
9. Вишневский М.И. Актуальные проблемы современной философии образования: Курс лекций для слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
10. Десятибальная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Инструктивно-методические материалы. // Народная асвета № 8, 2004.
11. Зинькова Н.К. История образования и педагогической мысли в схемах, таблицах, творческих заданиях: Учеб. пособие —Витебск: Изд-во Витебского гос.ун-та им. П.М. Машерова, 2002.
12. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф. Карпиевич, Л.Г. Кирилюк. - 2-е изд., доп. - Мн.: СП Медисонт ООО, 2001.
13. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (третья ступень) // Настаунiцкая газета 20.11.2003.
14. Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/.
15. Русецкий А, Гащенко Л. Кто-то должен их учить, как Отечество любить // Беларуская думка. — 2003. — № 4.
16. Русецкий А, Гащенко Л., Капитонова Е. «...Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой» Патриотические идеалы современного студенчества: состояние и динамика (на примере вузов Витебска) // Беларуская думка. — 2004. — № 1.
17. Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59 (22216), 31.03.2005.
18. Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе — Минск: БГУ, 2004.
[1] - См.: Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/.
[2] - См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы». Гл.2.
[3] - См.: Русецкий А, Гащенко Л. Кто-то должен их учить, как Отечество любить // Беларуская думка. — 2003. — № 4. С.101.
[4] - См.: Там же. С.103-105.
[5] - См.: Русецкий А, Гащенко Л., Капитонова Е. «...Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой» Патриотические идеалы современного студенчества: состояние и динамика (на примере вузов Витебска) // Беларуская думка. — 2004. — № 1. С.115-116.
[6] - См.: Развитие образования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация о развитии образования в Республике Беларусь, - WWW-документ: http://www.president.gov.by/.
[7] - См.: Сколько и каких специалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59 (22216), 31.03.2005.
[8] - См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы». Гл.2.