Развитие точных наук в 20-м веке и христианская апологетика

СОДЕРЖАНИЕ: В данном кратком обзоре приводятся факты и соображения, которые могут оказаться полезными при выработке православными своего отношения к достижениям математики и естественных наук - физики, космологии, геологии, биологии.

Калябин Г. А.

Первые годы каждого нового столетия всегда становились периодом осмысления итогов века прошедшего. В настоящее время уже появились глубокие и серьезные анализы военно-политической и социально-экономической истории, развития науки и техники, различных направлений философии, литературы, искусства, архитектуры и других областей человеческой деятельности. В данном кратком обзоре приводятся факты и соображения, которые могут оказаться полезными при выработке православными своего отношения к достижениям математики и естественных наук - физики, космологии, геологии, биологии.

Бодрый оптимизм

Пророческие слова Александра Сергеевича Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг

в значительной степени исполнились уже в 19-м столетии, и к его концу многим казалось даже, что большая часть знаний в естественных науках уже получена. В 1900 Максу Планку его более опытные коллеги советовали не начинать занятия физикой, потому что наука эта неперспективная, 95% ее проблем решены, кроме разве нескольких небольших деталей, касающихся излучения черного тела, отрицательного результата опыта Майкельсона-Морли, новых довольно странных явлений Столетовского фотоэффекта и Беккерелевской радиоактивности, да выбора более подходящей модели атома, тогда, как все остальное уже известно, с замечательной точностью. Сейчас мы знаем, что каждая из этих деталей дала начало обширным отраслям новой физики, таким как теория относительности, квантовая механика (ее основоположником стал именно Макс Планк!) и теория элементарных частиц.

Благодаря гораздо более качественным и мощным телескопам и вновь созданным усовершенствованным приборам, астрономия также совершила значительный прорыв. Было обнаружено величественное и огромное по масштабам явление расширения Вселенной, проявляющееся в красном смещении света, приходящего от далеких галактик. Тем самым космология стала, наконец, областью науки, а не полем философских спекуляций и религиозных интуиций.

Наука № 1, как часто именуют математику, также достигла огромного прогресса: многие (хотя и не все) известные старые проблемы были успешно решены - самым знаменитым результатом явилось доказательство в 1995 так называемой Великой теоремы Ферма, поставленной в середине 17-го века, появились совершенно новые отрасли математического знания, среди них теория алгоритмов, образующая (совместно с радиотехническими технологиями и физикой твердого тела) базис компьютерных наук. Огромны успехи и во многих других науках -химии, биологии, исследовании космоса. Все это способствовало прогрессу в развитии техники и технологий, чрезвычайно изменивших промышленность, сельское хозяйство, медицину, образование и облегчивших повседневную жизнь людей.

Трезвый пессимизм

Очевидно, с другой стороны, что развитие новых технологий как-то неотвратимо приводит к множеству вредных последствий, например, открытие цепной реакции деления урана привело не только к новому неисчерпаемому источнику энергии (мирный атом), но - и что более существенно - к созданию ядерного оружия, уже примененного во Второй мировой войне и обладающего ужасающей разрушительной способностью, что было предсказано в Новом Завете: стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят (2 Пет 3, 10). Радиоактивное заражение - еще один результат открытия ядерных реакций, - представляют собой по сути трансмутации элементов, о которой мечтали средневековые алхимики. Поразительно, но факт: слово полынь, которым в Апокалипсисе (8, 11) названа звезда, спавшая с неба, в украинском языке совпадает с названием города Чернобыль, где в 1986 произошла крупнейшая в истории ядерная катастрофа. Загрязнение почвы, воды, воздуха и даже космоса обычными отходами человеческой деятельности стало серьезной проблемой для многих стран. Биологические эксперименты в качестве побочного продукта дали новые заболевания (СПИД, атипичная пневмония), а опыты с плохо предсказуемыми результатами по клонированию человека заостряют многие нравственнно-этические вопросы. Компьютеры, чрезвычайно полезные в науке, технике и других областях, часто вызывают тяжелые психологические и умственные расстройства у молодых людей, увлекающихся компьютерными играми и Интернетом. И все, конечно, знают, что среди изобретений 20-го века значатся военные самолеты (гражданские тоже могут быть использованы для массовидных убийств!), вертолеты, танки, химические и кассетные бомбы, лазерные прицелы, разнообразные ракеты (высокоточные межконтинентальные, средней дальности и крылатые) с различными типами боеголовок и масса других видов новейших ужасающих вооружений.

Изъяны современного естествознания

Список самых интересных и важных проблем в физике и астрофизике на 21-й век был составлен академиком В.Л. Гинзбургом, самым яростным из современных российских атеистов и лауреатом Нобелевской премии за 2003 г. Под № 21 там значится экспериментальная проверка общей теории относительности, поскольку мы часто экстраполируем ее до расстояний, на которых она никогда не проверялась - от атомных размеров до миллиардов световых лет. № 23 - это космологическая проблема (инфляция-раздувание, квинтэссенция и т.п.), и тем самым предлагавшиеся ранее решения объявляются недостоверными. Острейший вопрос (№ 27) - о природе скрытой массы связан с тем фактом, что полное наблюдаемое количество всех известных видов материи в 20-50 РАЗ (НЕ на 20-50 %!) меньше, чем то, которое необходимо для гравитационной устойчивости звездных систем и всей Вселенной. В.Л.Гинзбург, комментируя вопрос № 28 (происхождение космических лучей сверхвысоких энергий), отмечает, что для этой проблемы ранее уже давались убедительные объяснения, но потом оказалось, что все они были несостоятельны и принимались только в силу многократного повторения. Это глубокое замечание В.Л. Гинзбурга может быть с полным правом отнесено и ко многим другим концепциям современной физики и космологии.

Что касается полноты современной научной картины мiра, то ситуация подобна той, которая была 100 лет назад и, может быть, еще хуже: в космологии обнаружилось, что 95-99% общей массы галактик составляет так называемая темная материя, чьи свойства неизвестны, поскольку она никак (исключая гравитационное притяжение) не взаимодействует ни с одним типом наблюдаемых объектов. В геологии сейчас принимается, что 95% земных слоев были сформированы в течение коротких периодов катастрофических изменений, а не в процессах медленного осаждения. В биологии только 3% расшифрованной информации генома отнесено к определенным функциям организмов. Логично поэтому предположить, что и современное неведение (т.е. отсутствие знаний об отсутствии знаний) остается огромным. Слишком оптимистичными и несерьезными выглядят попытки полагаться на выводы наук, которые через 10-20 лет могут резко измениться.

Новейшие измышления материалистов

В середине 20-го века выяснилось, что в рамках принятых космологических моделей требуется невероятно высокая степень взаимной согласованности большого числа физических параметров, для того, чтобы объяснить саму возможность возникновения и поддержания жизни. Ничтожные отклонения, сравнимые с добавлением или с удалением из огромного океана одной-единственной капли, привели бы к тому, что вся вселенная превратилась бы в однородное разреженное газовое облако - без звезд и галактик, либо в массивный железный шар; и в том и в другом случае говорить о планетах, живых существах, а тем более о разумных наблюдателях, изучающих вселенную, было бы просто немыслимо. Этот ныне хорошо проверенный научный факт о непостижимой благоприятности всех законов и параметров природы для возникновения в ней разума, высказанный в 1958 молодым алма-атинским астрономом Г.М. Идлисом и позднее переоткрытый западными учеными Дикке и Картером (1974), именуется в настоящее время антропным принципом. С точки зрения христианской антропный принцип является яркой научной иллюстрацией Божественной премудрости. Например, вице-президент Российской Академии Наук Владимир Евгеньевич Фортов в 1998 году так высказался относительно антропного принципа: мiр един и познаваем человеческим интеллектом потому и только потому, что существует Единый Бог, создавший Единым Промыслом и мiр, и человека, и именно поэтому существует единый объект исследования.

Однако, по словам норвежского драматурга Генрика Ибсена волк хитромудрия воет, лает на солнце ученья Христа; поэтому атеисты конца 20-го века -Я.Б.Зельдович, А.Д.Сахаров, А.Д.Линде и др., ввели гипотезу о якобы множественности мiров, преподносимую ныне как полностью доказанную, причем объявляется, что этих принципиально ненаблюдаемых вселенных имеется как минимум секстиллион секстиллионов или даже вообще бесконечное число, и чистой случайностью является факт нашего существования именно в таком мiре. Типичный приверженец этих взглядов профессор Ю.Н. Ефремов уверен, кроме того, даже в том, что жизнь была импортирована в нашу вселенную сверхцивилизацией других мiров и предсказывает, что довольно скоро, как только будут решены мелкие земные проблемы - войны, терроризм, болезни, недоедание, социальная несправедливость, ученые смогут производить новые вселенные в установках по исследованию элементарных частиц высоких энергий. Тем самым люди станут, как боги … Видимо, Ю.Н. Ефремов никогда не читал книгу Бытия (3, 5), иначе он знал бы, чьи предложения повторяет. Отметим, что сама эта идея множественности мiров кажется новой только современным атеистам, в действительности же еще в 3-м веке именно такие концепции выдвигал еретик Ориген, анафематствованный Церковью на 6-м Вселенском Соборе.

Ю.Н. почему-то не замечает, что его собственное мiровоззрение, так возвышающее науку и ученых, больше похоже на фантастические романы, и мало согласуется с реальной историей науки и мнением величайших ее представителей - Галилея, Паскаля, Ньютона, Ломоносова, Фарадея, Пастера, Павлова, Планка, Бора, Гейзенберга и многих-многих других не менее известных ученых, которые единодушно утверждали, что вера в Библейского Бога-Творца не только не противоречит научным исследованиям, но, напротив, вдохновляет и направляет их в творческом поиске истины, поскольку Сам Спаситель и Господь наш Иисус Христос сказал: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32).

Научный креационизм

Так называют научное направление, представители которого рассматривают Библейское учение о творении как существенный и исключительно важный источник сведений о природе и ее происхождении. Креационистами найдены и верифицированы многие научные подтверждения молодого возраста земли и всей вселенной, разнообразные свидетельства всемiрного потопа, вопиющие всей толщей геологических пластов, изучены биологические объекты, показываюшие необыкновенную сложность и слаженность всех своих частей, и тем самым делающие абсурдными всякие спекуляции о постепенном развитии живых организмов от простых к более сложным. Никому ведь не приходит в голову рассуждать об эволюции, например, часов, автомобилей или самолетов. К тому же принимаемый сейчас смысл слова эволюция был введен только в конце 18-го века Эразмом Дарвином, дедом своего всемiрно известного внука Чарльза, хотя первоначально в латинском языке эволюция означала раскрытие, разворачивание качеств и свойств, в скрытой форме присущих изучаемому объекту, а в математике эволюцией называлась операция извлечения квадратного корня.

Разумеется, такой подход к исследованию природы вызывает резкое неприятие у философов и ученых, впитавших в ранней юности материалистическую идеологию, и именно они сейчас занимают командные позиции в российской и мiровой науке, причем это манипулирование почти всегда остается скрытым за ширмой непредвзятости и свободы научного поиска. В нашей стране действует официальный комитет по борьбе с лженаукой, возглавляемый академиком Э. Кругляковым, и в нем научный креационизм трактуется как новый, еще более грозный враг, встающий на горизонте науки, наряду с действительно ложными учениями: астрологией, оккультизмом, НЛО, инопланетянами, паранормальными феноменами, торсионными полями Шипова-Акимова, новой хронологией Фоменко-Носовского и т.п. При этом имеет место категорический отказ рассматривать по существу доводы креационистов и их предложения по дальнейшему изучению недостаточно исследованных вопросов, например, как будут развиваться растения и животные при повышенном атмосферном давлении (2-3 атм), которое могло существовать на земле до потопа и быть причиной гигантизма и большой продолжительности жизни, о чем ясно говорится в Священном Писании. Не проводится анализ наводнений и реальных процессов седиментации (осаждения) переносимых водой пород - очень выразительным подтверждением Библейского повествования о потопе было извержение в 1980 вулкана Св. Елены в США и последовавшее за ним наводнение. Глухое молчание хранится и относительно тех космологических моделей (Р.Хамфриз и др.), в которых околоземная область космоса считается выделенной, находящейся в центре вселенной. Считается почему-то более естественным и скромным рассматривать землю как ничтожную и заурядную пылинку в необъятных просторах, ничем не примечательную, хотя 40-летние, потребовавшие больших усилий и затрат, поиски космических сигналов от братьев по разуму дали полностью отрицательный результат, и сейчас признается (В.И. Шкловский), что мы во вселенной совершенно одиноки. Возможно, что именно непринятие Христианской точки зрения стало сейчас тормозом на пути конструктивного решения научных проблем, накопившихся к началу 21-го века.

Диалог религии и науки

Относительно доминирующих в настоящее время в стандартной космологии концепций Большого Взрыва и эволюции Вселенной отметим, что хотя эти идеи лишь в малой степени соответствуют Библейскому учению о творении из ничего, они уже давно были богословски разработаны всемiрно известным философом-иезуитом Тейяром де Шарденом и приняты Римо-Католической Церковью (официальное заявление об этом было сделано папой Пием XII в 1951 г.). Следует отметить, что ни один из последующих римских понтификов не выразил прямого отношения к новым физическим теориям, что юридически означает дезавуирование заявления их предшественника. За этим стоит, разумеется, открытое и скрытое неприятие модернизма большинством католиков мiра.

В либеральных протестантских конфессиях царит радостная эйфория по поводу того, что наконец-то достигнута гармонизация науки и религии. При этом без всяких оснований постулируется, что Бог творил и совершенствовал мiр посредством эволюции, заложив в Природу телеологический принцип, т.е. свойство саморазвития, чего конкретные науки отнюдь не обнаруживают. Кроме того, объявляется, что поскольку Библейское учение является якобы чисто этическим, то утверждения научного характера в тексте Священного Писания следует понимать не буквально, а в символическо-аллегорическом смысле. Противоречия между науками и Христианством, по их мнению, снимаются тем, что у этих двух сфер разные, непересекающиеся, области применимости.

С другой стороны, многие протестанты-фундаменталисты резко возражают против этого либерального взгляда, настаивая на буквальном истолковании Шести Дней Творения и других утверждений Писания, касающихся научных вопросов. Именно эти протестанты организовали первые научно-исследовательские общества креационистов, хотя по своей богословской сути, креационный подход восходит к Святоотеческому учению, что убедительно показано в трудах иеоромонаха Серафима Роуза, перешедшего из протестантизма в Православие.

В Русской Православной Церкви единой позиции по данному вопросу сейчас нет: большинство верующих убеждено в том, что Библия должна истолковываться так, как было установлено Свв. Отцами: Василием Великим, Иоанном Златоустом, Феофилактом Болгарским; самой активной из этих групп является Общество Шестоднев, возглавляемое священниками Константином Буфеевым и Даниилом Сысоевым. Однако Комитет религиозного образования и катехизации РПЦ (который возглавляет архимандрит Иоанн Экономцев) официально поддерживает и идею Большого Взрыва, и концепцию направляемой Создателем эволюции не только в космологии, но и в науках о земле и в биологии. Со стороны высшего руководства РПЦ раздаются призывы о необходимости разумной осторожности, поскольку амбиции современных наук явно завышены, особенно в таких сложных областях, как структура Вселенной и материи, возникновение небесных тел и жизни на земле, а также в исследовании Православных чудес, которые именно в 20-м столетии стали вновь обильно изливаться.

Научные открытия 20-го века, действительно огромные, еще и еще раз доказывают то, что было три тысячи лет назад написано в Псалмах пророка Давида: Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь; славлю Тебя, Господи, ибо я дивно устроен; дивны делаТвои, Господи, и душа моя вполне сознает это.

Как жаль, что лишь совсем немногие из ныне живущих узнают, какими станут точные науки в конце 21-го века!

Скачать архив с текстом документа