Развития малого бизнеса в Республике Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ: ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 1.1. Теоретические аспекты развития предпринимательства и малого бизнеса Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.ГЛАВА 1
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1. Теоретические аспекты развития предпринимательства и малого бизнеса
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды [12, с. 27].
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством.
С принятием в 1991г. Закона РБ “О предпринимательстве в Республике Беларусь”, в котором определено, что предпринимательство представляет собой самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица, каждый мыслящий инициативный человек имеет неограниченные возможности для самоутверждения личности, раскрытия своих способностей и потенциала.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь “О предпринимательстве” предпринимательство определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [12, с. 43].
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство [17, с. 227].
Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран. Анализ проблем сектора малого или среднего предпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии.
Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с духом ненасильственного приобретательства.
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии информации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные преимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к собственной выгоде [32, с. 237].
Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.
Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.
Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать [32, с. 179]:
- выявление источников риска и последствий деятельности в условиях риска;
- адаптивные мероприятия по преодолению возможных негативных последствий.
Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации.
Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:
а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей;
б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода;
в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ.
Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе принципа замещения становится определяющим фактором извлечения дохода, а дух рационализма пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.
В то же время было бы непростительным упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире принципа замещения, а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов [12, с. 75].
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.
Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя [35, с. 79].
Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.
Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.
По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника [32, с. 231].
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.
По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматах христианства печать морально-этической неполноценности предпринимательской деятельности как греховной и недостойной, довлела над ней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное использование ресурсов и новаторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на его приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную работу [31, с. 76].
Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:
- производственную;
- коммерческую;
- финансовую;
Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.
В сознании многих советских людей сложился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой и противозаконной деятельности, прозванной в народе спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.
В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли реализуют по повышенным ценам товары, которые должны продаваться по государственным ценам. В этом случае предприниматель получает дополнительную плату за реализацию данной продукции, а по существу взятку за продажу дефицитного товара.
Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяет провести чёткую грань между законной и противозаконной коммерцией.
Коммерческое предпринимательство включает:
- найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведение рекламной работы, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
- приобретение, закупку товара для последующей продажи;
- найм помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров;
- привлечение денежных средств в кредит для финансирования и последующий возврат кредита с процентами;
- получение или приобретение необходимой информации для успешного планирования, оформления, регулирования сделки;
- реализацию товаров и получение прибыли;
- реализацию сделки, выплату налогов и платежей республиканским и местным финансовым органам.
Финансовое предпринимательство относится к особым видам предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги.
Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схему коммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценные бумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпуск собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового товара, в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности [12, с. 59].
Подобная форма предпринимательства пригодна в основном предпринимателей предприятий, а не для отдельных граждан, хотя в будущем она может получить широкое распространение в стране.
Предпринимательство может осуществляться:
- без образования юридического лица;
- с образованием юридического лица;
- без использования наёмного труда;
- с использованием наёмного труда.
Право распоряжаться государственной формой собственности соответствующим министерствам и ведомствам и ведомствам республики. Но государство и его органы не несут ответственности по обязательствам государственного предприятия. Предприятие, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Однако предприятие любой формы собственности равно как любой предприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.
В республике гарантируется:
- право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
- защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
- научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (без специальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными и равносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:
- их производственная и техническая привязка к крупным предприятиям-производителям, которым они доставляют узлы, детали, или оказывают услуги;
- зависимость от кредитных банков, которые, не имея солидных гарантий от предпринимателей, могут ущемлять их в выделении финансовых ресурсов;
- неустойчивость получаемых доходов вследствие небольших объёмов производства и ориентации на изменчивую рыночную конъюнктуру и т.п.
Учитывая эти и другие обстоятельства, в Республике Беларусь разработана Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. Программа включает:
- создание целостной системы правовых, экономических, финансовых, информационных, технологических и других условий для развития предпринимательства;
- организацию методического и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности;
- меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики.
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
- отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;
- средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;
- ассигнований из республиканского бюджета;
- банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;
- иных поступлений и доходов.
Фонд осуществляет:
- финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;
- финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;
- установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.
Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственный суд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственных и иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [32, с. 73].
Убытки, причинённые предпринимателю в результате выполнения указаний государственных или иных органов, возмещаются этими же органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с его компетенцией.
Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси? Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы: сбыт, технологии, конкуренция, налоги, контролёры или бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы – независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик?
Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.
Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли и посреднических услуг является следствием невостребованности малых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленных структур.
Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:
- создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
- содействие решению основных проблем малых предприятий;
- ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование предпринимательства:
- преимущественная ориентация предпринимательских структур на деятельность в сфере торговли и общественного питания – примерно 50% от общего количества предприятий;
- недолговечность большинства предпринимательских структур, обусловленная нестабильностью общей экономической ситуации, отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям;
- вытеснение большинства негосударственных предприятий на периферию научно-технического прогресса, их неспособность переломить негативные последствия за счёт прорыва на экспортные рынки;
- «размывание» специфики функций поддержки малых предприятий, их «растворение» в общем процессе удовлетворения предпринимательских нужд, что, в частности, резко повышает требования к размеру государственных затрат;
- отсутствие оперативного контроля показателей деятельности субъектов малого предпринимательства.
Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики.
Развивать предпринимательство оказалось очень трудно. Мешает несогласованность союзного и республиканского законодательства. Мешает былое огосударствление не только материальной жизни, но и духовной культуры, самой личности – винтика, которая разучилась мыслить категорией «Я» и непрерывно срывается на идеологию «МЫ». Мешает иждивенческий распределительный принцип, формировавшийся у нескольких поколений людей и ставший у нас бесспорной идеологией. Практически это религиозная вера в возможность социальных гарантий «сверху» без каких-либо усилий со стороны каждого человека.
На первых этапах негосударственный сектор был представлен преимущественно кооперативами, арендными и совместными предприятиями, а также лицами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели. Перспективы развития предпринимательства определяется прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.
Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются [12, с. 27]:
- применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;
- сокращение числа лицензированных видов деятельности;
- гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;
- гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;
- расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;
- активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;
- создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;
- повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса.
В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров.
Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными, деловая активность малого предпринимательства снижается, следовательно, поиск действенных и эффективных организационных экономических инструментов государственной политики поддержки малого бизнеса по-прежнему актуален.
1.2. Современные направления развития организационно-правовых форм функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь Очередной проект Указа по переходу индивидуальных предпринимателей (ИП) в коммерческие организации подготовило Министерство экономики. По подсчетам экспертов, он стал как минимум третьим вариантом за последние несколько месяцев. Причем изначально документ фигурировал как проект декрета. Нынешний вариант указа состоит всего из трех пунктов и утверждает объемное Положение о порядке создания предпринимателем частного унитарного предприятия (ЧУП) в случае, если он не имеет возможности перейти в семейный бизнес, как того требует п. 1.1 Указа № 760.Как и прежде, разработчики документа предлагают освободить ЧУПы от необходимости платить за госрегистрацию. Для осуществления этого процесса предлагается не позднее 1 ноября 2007 г. обратиться в свой регистрирующий орган и представить ряд документов: заявление (с указанием, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям законодательства и сведения в них достоверны); справку о согласовании наименования, анкету установленного образца на учредителя — физическое лицо; устав с указанием видов деятельности и две нотариально заверенные копии; копию свидетельства о госрегистрации в качестве ИП без нотариального заверения; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение ЧУП по месту нахождения; а также эскизы печатей в двух экземплярах. От уплаты госпошлины проект указа предлагает освобождать индивидуалов за свидетельствование подлинности подписи на уставах, а унитарные предприятия — за свидетельствование верности копии свидетельства о госрегистрации УП, карточки для представления их в банк, выдачу удостоверения руководителя коммерческой организации, выдачу дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия счетов в банке. При этом банкам предписывается не брать плату за закрытие счетов ИП и открытие счетов создаваемых ими ЧУПов. Если предприниматель открывает счет унитарного предприятия в том же банке, ему предлагается разрешить в течение двух месяцев со дня госрегистрации ЧУП использовать банковскую карточку, оформленную на ИП.Как и в предыдущих вариантах, проект указа позволяет зарегистрировать ЧУП в жилом помещении предпринимателя (кроме помещений государственного жилого фонда), указанном в свидетельстве о его госрегистрации. При этом госорганы и организации по мере обращения к ним ИП должны предоставлять неиспользуемые помещения в административных, переоборудованных производственных зданиях и сооружениях для размещения создаваемых унитарных предприятий. К слову, один из первых проектов обещал разрешить регистрировать ЧУП на базе юридических лиц, имеющих статус центров поддержки предпринимательства или инкубаторов малого бизнеса.Лицензии, выданные индивидуальному предпринимателю, остаются в силе и для ЧУП при условии, что наименование указанных там видов деятельности и составляющих работ, услуг не изменилось.Минимальный размер уставного фонда ЧУП формируется в течение одного года с даты госрегистрации, предусмотрено в документе. При внесении ИП неденежного вклада, включая основные и оборотные средства, в уставный фонд предприятия обязательную экспертизу достоверности оценки имущества, вносимого в уставный фонд, предлагается не проводить и не рассматривать его как безвозмездную помощь.В проекте предусматривается установить жесткие сроки для госорганов, «осуществляющих санитарные, эпидемиологические, пожарные и другие виды контроля» при выдаче документов ЧУП (не позднее десяти календарных дней со дня обращения).Согласно проекту трудовые договоры с работниками ИП могут быть прекращены с выплатой пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом предприниматель за две недели до увольнения работников обязан письменно предупредить их о предстоящем увольнении. Заложенные в проекте льготные условия перехода предпринимателей в унитарные предприятия прогрессивны и вполне заслуживают того, чтобы распространить их на весь регистрационный процесс, считает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Потупа. Однако в число льготников попадают лишь те ИП, кто успеет подать документы на регистрацию до 1 ноября. По его мнению, из проекта сложно понять, почему выделена единственная форма преобразования предпринимателей — ЧУП. Почему группа ИП, занимающихся однородной работой, не может в основном на тех же льготных условиях образовать ООО или даже ЗАО. Нельзя оценить также, какое количество регистраций ЧУП планируют авторы за менее чем полугодовой период.В документе необходимо также четко прописать источник средств на компенсацию наемным работникам в связи с увольнением, считает глава Белорусского союза предпринимателей. Поскольку увольнение наемных работников у ИП фактически инициировано Указом № 760, эти компенсации должны вестись за счет государства.Вопрос упрощенного и безболезненного преобразования индивидуальных предпринимателей в малые формы бизнеса становится актуальнее чуть ли не с каждым часом. Будут ли они переходить в ЧУП, индивидуальные предприниматели должны определиться до 10 ноября текущего года. Пока, по данным Минэкономики, в качестве ЧУП в республике зарегистрировано около 200 бывших ИП. Но процесс обещает активизироваться – каждый день все больше предпринимателей подтверждают свое намерение перейти в формат частного унитарного предприятия.
С момента выхода указа №302, определившего порядок перехода индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия, прошло больше двух месяцев. По состоянию на 5 сентября текущего года первый шаг на пути перехода из ИП в ЧУП сделали 3 167 предпринимателей, пройдя в Минюсте процедуру согласования наименования будущего унитарного предприятия. Об этом БЕЛТА сообщила начальник управления единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Нина Дубовик.
Количество ИП, официально подтвердивших таким образом свое намерение создать ЧУП, пока выглядит достаточно скромно и составляет лишь 1,6% от их общего количества в республике.
Одна из причин такой неторопливости - элементарная боязнь приступить к работе в новом качестве юридического лица и связанная с ней необходимость вести бухучет по другим правилам. Многие медлят, потому что надеются на продление регистрации частных унитарных предприятий чуть ли не на год, а кто-то просто откладывает переход на последний момент.
Несмотря на все но, в последнее время среди индивидуальных предпринимателей все же наблюдается оживление. По словам Нины Дубовик, с каждым днем все больше ИП обращаются в Минюст с целью согласования наименования будущего ЧУП. Если в конце августа предприниматели согласовывали в министерстве около 100 наименований в день, то, например, 5 сентября ими было согласовано 179 наименований унитарных предприятий.
В целом, в Минюсте положительно оценивают ситуацию. Здесь отмечают, что предприниматели, которые обращаются для согласования наименования организации, спокойно относятся к процессу перехода в ЧУП и готовятся к регистрации.
То, что процесс активизировался, подчеркивают и в Минэкономики. Индивидуальные предприниматели однозначно будут создавать частные унитарные предприятия, - считает заместитель директора департамента по предпринимательству Минэкономики Евгений Семенов. - Другое дело, что многие из них до сих пор находятся в раздумьях, в каком формате им существовать дальше. В любом случае указ №302 никого не обязывает переходить в частное унитарное предприятие. Он лишь предоставляет такое право, причем в льготном (упрощенном) порядке.
Тем ИП, которые в итоге так и не решатся стать юридическими лицами, придется либо работать только с привлечением членов семьи и близких родственников, либо прекратить свою деятельность. В предпринимательских кругах сейчас продумывают и другие варианты, но, в целом, их выгодность для самих ИП пока вызывает сомнения.
Для тех ИП, чей бизнес получил действительно хорошее развитие, оптимальным вариантом эксперты все же считают переход в ЧУП в рамках указа №302 от 28 июня 2007 года, которым утверждено Положение о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности. Как заявлял ранее начальник управления регистрации и лицензирования комитета экономики Мингорисполкома Александр Тутыкин, ожидается, что в Минске в упрощенном порядке в ЧУП перейдут около 20 тыс. индивидуальных предпринимателей. В столице, отметим, сконцентрирована значительная часть ИП - около 37% их общего количества в Беларуси.
Упрощенный порядок перехода значительно облегчит предпринимателям этот процесс и позволит снизить связанные с ним временные, организационные и финансовые затраты. Согласно указу №302 при осуществлении регистрационных процедур применяется заявительный принцип государственной регистрации, а также принцип одного окна. Сокращен перечень документов, представляемых для государственной регистрации унитарных предприятий.
Существует и возможность формирования минимального размера уставного фонда создаваемого унитарного предприятия в течение одного года с даты регистрации. Указ освобождает от уплаты регистрационного сбора за госрегистрацию, а также от уплаты госпошлины за свидетельствование подлинности подписи на уставах. Банки не будут взимать плату за закрытие счетов индивидуальных предпринимателей и открытие счетов создаваемых ими унитарных предприятий. Кроме того, ИП освобождены от обязательной экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в качестве неденежного вклада в уставный фонд. Указом предусмотрен и ряд других норм, направленных на сокращение финансовых затрат и упрощение порядка создания унитарного предприятия.
Кроме того, ИП, перерегистрировавшиеся в ЧУП, смогут перейти на упрощенную систему налогообложения. Она станет доступной для субъектов малого бизнеса с нового года согласно указу №119 от 9 марта текущего года Об упрощенной системе налогообложения. Будет отменена система установления и уплаты патента, а также механизм авансовой уплаты самого налога по упрощенной системе налогообложения. Вместо этого указом предусмотрено ежемесячное внесение налога в бюджет, исходя из фактического размера выручки, полученной за месяц. При этом сохранен ранее применявшийся размер ставки налога при упрощенной системе налогообложения - 10% (без уплаты НДС). Субъектам, применяющим упрощенную систему налогообложения, будет предоставлено право уплачивать НДС в общем порядке с одновременным снижением в этом случае ставки налога по упрощенной системе до 8%.
Организациям с численностью работающих до 15 человек, применяющим упрощенку в налогообложении, предоставляется право ведения государственной статистической отчетности по упрощенной форме, а отдельным плательщикам - применения упрощенного порядка бухгалтерского учета.
В результате многим ИП будет значительно выгоднее создать ЧУП и перейти на новые принципы работы, нежели работать семейным подрядом либо вовсе закрыть свой бизнес.
Считается, что из всех ИП в наиболее сложном положении сейчас находятся предприниматели, занятые в сфере торговли (около 80% всех ИП). В результате перехода в ЧУП для них, в частности, значительно возрастет налоговая нагрузка, а переход на упрощенную систему налогообложения будет менее выгодным, чем уплата налогов на общих основаниях.
В настоящее время прорабатываются различные варианты, которые могли бы создать дополнительные возможности для ИП, занятых в сфере торговли, для трансформации своего бизнеса в ЧУП без существенного увеличения налоговой нагрузки. В частности, рабочая группа по упрощению налоговой системы при Совете Министров под руководством вице-премьера Андрея Кобякова вносила предложение установить для микропредприятий, занятых в сфере торговли и общепита, с численностью работников до 5 человек налог в размере 20% объема валового дохода. По словам первого заместителя председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, налоговая нагрузка для них в таком случае будет значительно ниже, чем если бы они платили налог по упрощенной системе, исходя из размеров фактической выручки.
Сегодня рассматриваются и другие предложения, которые могли бы еще больше облегчить переход ИП в ЧУП. По информации Минэкономики, в настоящее время заинтересованные министерства и ведомства прорабатывают дополнительные меры по созданию льготных условий перехода индивидуальных предпринимателей в юридические лица. Но при этом рассматривается только вариант ЧУП, переход ИП в любые другие формы будет осуществляться на общих основаниях.
Также в настоящее время изучается возможность установления адаптационного периода для ЧУП, создаваемых в соответствии с указом №302, путем распространения на них ряда требований, предъявляемых к ИП. В их числе - требования по гигиенической регламентации и регистрации, осуществлению кассовых операций, инкассации денежных средств, регистрации цен и тарифов и некоторые другие.
Пока же в исполкомах проводятся встречи с предпринимателями, анкетные опросы, горячие линии. Сами ИП обсуждают вопросы перехода, создают программные документы, но конкретных действий пока не так уж и много, что отмечают и в предпринимательских союзах. Так, по данным вице-председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Лилии Коваль, из более чем 60 ИП, являющихся членами этого союза, пока ни один не начал процесс перехода в ЧУП. Это, однако, не означает, что они и не собираются этого делать. Предприниматели очень часто обращаются к нам за консультациями по вопросу перехода. Мы знаем, что многие из них, особенно занятые в сфере услуг, намерены создать унитарное предприятие, - отметила Лилия Коваль. - Тем не менее, все ждут до последнего момента. Очевидно, срабатывают менталитет и привычка решать все вопросы в авральных условиях, когда сроки уже поджимают.
На сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано более 201,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере индивидуального предпринимательства 29 декабря 2006 года был подписан указ №760, предусматривающий внесение ряда дополнений и изменений в указ №285 от 18 июня 2005 года. В частности, с 1 января 2008 года вводится запрет на привлечение индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности физических лиц, кроме членов семьи и близких родственников, в количестве не более трех человек. В иных случаях индивидуальные предприниматели должны будут получить статус юридического лица.
Белорусское государство заинтересовано в том, чтобы индивидуальные предприниматели развивались, становились мощнее и конкурентоспособнее. Как отметил заместитель Министра экономики Республики Беларусь Андрей Тур на пресс-конференции в Национальном пресс-центре Республики Беларусь, этому будет способствовать переход индивидуальных предпринимателей в юридические лица. «Предприниматели должны развиваться и, по объективным законам экономики, становиться крупнее. Это общецивилизационный процесс», – подчеркнул Андрей Тур. По его словам, для упрощения системы перерегистрации и введения определенного льготного режима для желающих преобразоваться в юридические лица был принят Указ Президента №302. «И сроки реализации Указа №302, точно так же, как и Указа №760, принятого в рамках реализации государственной политики развития малого и среднего бизнеса, сдвигаться не будут, – заявил заместитель Министра. Если индивидуальный предприниматель не успеет перерегистрироваться в юридическое лицо до 10 ноября этого года, то с 1 января 2008 года ему придется регистрироваться не по упрощенной, а по действующей в нашем законодательстве процедуре».Как отметил представитель Министерства экономики, продуктивность деятельности одного индивидуального предпринимателя, включая наемных рабочих, в среднем составляет Br17,8 млн., в то время как продуктивность одного юридического лица - Br102,9 млн. «Однако это не означает, что мы вытесняем индивидуальных предпринимателей», – констатировал выступающий. Только за три последних месяца их число увеличилось почти на 11 тыс. человек. Дальнейшее развитие индивидуальных предпринимателей в форме юридических лиц, по мнению Андрея Тура, будет способствовать более эффективному экономическому сотрудничеству с Россией и устранению «серых» схем реализации продукции.Профильная комиссия Палаты представителей посчитала излишним обращаться в Конституционный суд по поводу соответствия Конституции Указа № 760.В течение последних месяцев в Палату представителей было направлено несколько десятков писем от индивидуальных предпринимателей, в которых утверждается, что п. 1.1 Указа № 760, фактически запрещающий ИП использование наемного труда, не соответствует Конституции и должен быть отменен. Аналогичную резолюцию приняли участники митинга предпринимателей, состоявшегося 12 марта в Минске, а также ряда митингов, прошедших в регионах Беларуси. Авторы писем и резолюций просили депутатов инициировать соответствующее обращение в Конституционный суд РБ.Но депутаты позицию предпринимателей в отношении Указа № 760 не поддержали, о чем сообщается в письме на имя одного из инициаторов кампании Валерия Левоневского, подписанного заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. 1.3. Практика развития малого бизнеса в Республике БеларусьРеспублика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 14% от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится 6,2% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 8%.
По состоянию на 01.07.2006 г. функционировало 32,2 тыс. малых предприятий и около 184 тыс. индивидуальных предпринимателей [33, с. 72].
На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.
Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании – 40,8%, промышленности – 23,5%, строительстве - 12,4%, на транспорте – 5,5%.
Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства является неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 года разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена и реализовывается Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 г., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.
К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей. Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 ”О неотложных мерах по поддержке предпринимательства“ и от 18 июня 2005 г. № 285 ”О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности“.
В республике ежегодно проводится республиканский конкурс ”Лучший предприниматель года“, который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.
Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2006 г., а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям:
· минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
· создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
· развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
· развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями;
· совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности;
· повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в т. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации);
· дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.
История развития малого предпринимательства суверенной Беларуси насчитывает уже почти 20 лет. За этот период в данном секторе экономики произошло немало преобразований. Изменилась сама законодательно-правовая основа предпринимательства, а в последнее время со стороны государства принято немало мер по поддержке частной инициативы.Историю развития малого бизнеса в Беларуси можно разделить на несколько этапов. Первый — до 1995 года. Это период первоначального накопления капитала, знаний, опыта. Уровень деловой активности населения был тогда чрезвычайно высок. Во многом это объяснялось тем, что после распада СССР, свертывания сотрудничества между предприятиями в прошлом единой страны, стагнации государственного производства создание частного бизнеса стало для многих единственной формой заработка. Тогда массово учреждались малые предприятия. К примеру, на 1 января 1992 года было зарегистрировано 13 546 предприятий малого бизнеса, а уже через год – 27 282! В основном они занимались торговлей и перепродажами. К слову, именно в ту пору в обществе сформировался негативный имидж отечественного бизнеса. Частников тогда нередко величали спекулянтами, хапугами. Следующий этап – с 1996-го по 2005 год. В это время наблюдался постепенный переход нашего бизнеса на цивилизованный путь развития. В 1996 году принимается Указ Президента Беларуси «О поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», определивший не только статус малых предприятий, но и меры экономической политики в отношении данного сектора. Создается Министерство предпринимательства и инвестиций, начинается процесс создания инфраструктуры, которая сегодня включает более 50 центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и бизнес-инкубаторов (БИ). К концу 2005 года количество занятых в секторе достигло 15 процентов от занятых в экономике, а доля малого предпринимательства в общем объеме ВВП составила более 8 процентов. Уверенному, разветвленному становлению предпринимательства во многом способствовала стабильная макроэкономическая ситуация в стране. Современный этап характеризуется тем, что на уровне государства и общества активизация частной инициативы рассматривается как один из существенных источников стабильного экономического роста. Беларусь сейчас на этапе подъема. Приоритет – инновационное развитие. Частная инициатива с ее нестандартными идеями, мобильным реагированием на происходящее как нельзя лучше вписывается в современную экономическую реальность. Неудивительно, что Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006 — 2010 годы поставлена задача довести к 2010 году долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов.Наряду с этим поставлена еще одна непростая задача – развивать предпринимательство в малых городах и сельской местности. Есть ли сегодня для этого необходимые условия?Следует признать, что территориальная структура этого сектора не вполне отвечает приоритетам развития страны. К началу 2006 года более 40 процентов малых предприятий и до 80 процентов ИП были сконцентрированы в крупных населенных пунктах страны и сосредоточены в сфере оптовой и розничной торговли. К тому же основа торговли – импортный товар. Для развития производственного предпринимательства, повышения вклада частного бизнеса в наращивание экспортного потенциала страны необходимо реализовать комплекс мер. К примеру, инвестировать в частные компании, занимающиеся инновационными проектами. Создавать благоприятные условия для тех, кто готов развивать свое дело на периферии. Эти вопросы сейчас прорабатываются.Традиционно характерная черта экономики Беларуси – ориентация на развитие перерабатывающих отраслей. Перерабатывающая отрасль – один из гарантов эффективной внешней торговли. Ведь эффективность экспорта во многом определяется сбалансированностью импорта, необходимого для обеспечения производства сырья, материалов, оборудования. Чтобы укрепить этот сектор, необходимо выработать гибкую таможенную политику. Что это означает? Сократить временные и финансовые затраты организаций на осуществление таможенных процедур, снизить размеры санкций за незначительные таможенные правонарушения, расширить возможности получения статуса «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», позволяющего существенно упростить прохождение таможенных процедур, и т.д.Одна из актуальных проблем производственного бизнеса сегодня – сложная система налогообложения. Все это в конечном итоге приводит к увеличению себестоимости продукции, снижению конкурентоспособности наших производителей. Основными направлениями совершенствования налоговой системы нашей страны должны стать сокращение количества видов налогов и сборов, упрощение в результате этого процедур налогового администрирования, бухгалтерского учета и отчетности, постепенная отмена оборотных платежей, снижение общей налоговой нагрузки.Предприниматели отмечают, что по-прежнему создание и функционирование бизнеса сопряжено со многими административными препятствиями. К сожалению, это пока справедливо. По данным Международной финансовой корпорации, только для открытия объекта торговли и общественного питания необходимо представить 83 документа, а сама процедура включает 48 ступеней! Не менее сложна и процедура закрытия бизнеса. Налицо чрезмерное вмешательство государства в хозяйственную деятельность субъектов. Это в результате негативно влияет на инвестиционные и экспортные возможности. Примером тому может служить слишком трудоемкая ситуация с прохождением процедур стандартизации и сертификации. Пришло время существенно сократить барьеры на пути частной инициативы. Государство должно предпринять шаги для формирования благоприятной предпринимательской среды. Необходима либерализация условий создания и функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, а также усовершенствование механизмов поддержки и стимулирования деловой активности населения, снижение административных барьеров. Ведущую роль в этом должен сыграть учрежденный правительством комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года. Необходимо отметить, что политика нашего государства по развитию частного бизнеса имеет вполне последовательный и конструктивный характер.Деятельность Совета по развитию предпринимательства отвечает чаяниям частного сектора экономики. Совет создан в 1999 году по указу Президента для обеспечения координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу, оценке эффективности реализуемых в этой области мер. Заседания совета проходят ежеквартально. В случае необходимости собираются внеочередные заседания. Всего их уже состоялось 43. Сотрудники Совета постоянно ищут и совершенствуют формы работы. Активно практикуют выездные заседания в регионах. К участию в них приглашаются представители органов государственного управления, бизнес-сообществ, руководители субъектов хозяйствования. По результатам таких встреч в адрес Президента или правительства направляются аналитические записки, содержащие исследование проблем и предложения по их решению. Совет стал активным участником различных форм диалога государства и бизнеса. Его представители входят в состав межведомственной комиссии по поддержке и развитию малого предпринимательства, рабочих групп по подготовке предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь. Огромным достижением является и то, что с советом должны согласовываться все проекты постановлений правительства по вопросам предпринимательской деятельности. Более чем за 7 лет работы у совета сложилась четкая система взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти, механизмы сотрудничества с предпринимательскими союзами и ассоциациями, приобретен значительный опыт в вопросах выработки и продвижения инициатив, направленных на органичное интегрирование предпринимательства в экономическую структуру общества.Малый бизнес в Беларуси должен развиваться, прежде всего, в промышленности, сельском хозяйстве и системе бытового обслуживания населения, считает Президент страны Александр Лукашенко. Как сообщили в пресс-службе главы государства, соответствующие указания были даны белорусским лидером правительству.В системе мер по улучшению экономического положения Беларуси вопрос развития малого предпринимательства является одним из ключевых, поскольку именно малые субъекты хозяйствования существенно влияют на увеличение занятости населения, способствуют вовлечению приватизированной собственности в производство. В этой связи в последнее время руководством страны был принят ряд мер, направленных на стимулирование развития данного сектора экономики. По информации Министерства статистики и анализа, в минувшем году на территории республики действовало 29 тысяч малых предприятий, и на их долю приходилось 7,2% производства валового внутреннего продукта. В течение 2002 года наблюдалась тенденция увеличения количества малых предприятий, при этом пик роста пришелся на Минскую область, которая наряду со столицей проявляет наибольшую деловую активность. Этому, безусловно, во многом способствует тот факт, что здесь расположена развитая производственная и социальная инфраструктура, сконцентрированы большие производственные мощности и квалифицированные кадры.Сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, однако наибольшее количество их все же приходится на торговлю и общественное питание (44,4% от общего числа), промышленность (20,8 %) и строительство (11,7%).По данным экспертов, на 1 января 2003 года в Беларуси действовало свыше шести тысяч малых предприятий, у которых основным видом деятельности является промышленность (это на 3,1% больше, чем в январе 2002 года). В минувшем году промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 1 641 миллиард рублей или 7,7% от общего объема производства промышленной продукции. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями по сравнению с 2001 годом увеличился на 13,7%, в то время как на крупных и средних - всего на 4,2%. Самые высокие темпы роста производства наблюдались в машиностроении, металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, пищевой, химической и нефтехимической отраслях.Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг малых предприятий составила 12 631 миллиард рублей и возросла в текущих ценах по сравнению с 2001 годом на 66,7%.По итогам работы в минувшем году малые предприятия получили прибыль в размере 405 миллиардов рублей. Наилучшие финансовые результаты - в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительства, транспорта и связи. Уровень рентабельности в среднем в 2002 году составил 9,8% и сохранился практически на прежней позиции. Вместе с тем Минску удалось превысить республиканский уровень рентабельности малого предпринимательства и увеличить этот показатель до 11,6%.В ближайшее время меры по стимулированию деятельности малого бизнеса будут рассмотрены на заседании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. В малых и средних городских поселениях Гомельской области за последние два года создано 115 малых предприятий и новых производств. Это предусмотрено Государственной комплексной программой развития регионов, малых и средних городских поселений, сообщил сегодня журналистам на пресс-конференции заместитель председателя Гомельского облисполкома Болеслав Пирштук. За счет их создания трудоустроены около 600 жителей региона.Например, в Петрикове открылось коммунальное архитектурно-планировочное унитарное предприятие Петриковпроект. В Ельске налажено производство брикетов из древесных опилок. На реализацию этого проекта было направлено около 650 млн. Br, создано 20 рабочих мест.В 2007 году в малых и средних городских поселениях Гомельской области реализуется около 300 инвестиционных проектов и мероприятий. На эти цели за девять месяцев текущего года из местных бюджетов направлено более 28,2 млрд. Br, или 61,7% общего объема предусмотренных средств.