Реализация конституционного принципа свободы совести в России

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение .. 3 Глава 1. Сущность свободы совести и вероисповедания. 1.1 составляющие понятия: «свобода» и «совесть» … 4

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Сущность свободы совести и вероисповедания.

1.1 составляющие понятия: «свобода» и «совесть»……………………… 4

1.2 понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания»… ……… 4

Глава 2. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания

в России.

2.1 Конституция, как основной источник закрепления права

на свободу совести и вероисповедания в России…………………………. 7

2.2 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных

объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года……………………... 8

2.3 иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реалии-

зации свободы совести и деятельности религиозных объединений……… 9

2.4 Международные нормативно-правовые акты о свободе совести……. 10

Глава 3. Реализация конституционного принципа свободы совести в России… 12

Заключение……………………………………………………………………. 14

Список использованной литературы……………………………………….. 16


Введение

Проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это вполне объяснимо: новой государственности должно соответствовать новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм национального права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - провозглашает статья 2 Конституции РФ. - Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В свете данного конституционного установления изучение всех аспектов реализации свободы совести представляется не только научно актуальной, но и важной социальной, государственно-значимой задачей.

Свобода совести является исторически первым и одновременно одним из важнейших прав человека. По тому, в какой степени она законодательно закреплена и практически реализована в том или ином государстве, можно судить о степени его демократичности.

Целью работы является изучение института свободы совести и вероисповедания в России. Для этого я поставила следующие задачи:

• определить сущность понятий «свободы совести» и «свободы вероисповедания»;

• определить в каком состоянии находится данный институт в настоящее время;

• узнать как [1] .

Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность, прежде всего моральную, а иногда и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла - одна из основных черт человеческой натуры.

Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению. Свобода может рассматриваться в материальном смысле и идеальном. Материальная выражается в свободе действий и ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Идеальная больше предопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

1.2 понятие «свободы совести» и «свободы вероисповедания».

Свобода совести и вероисповедания при всей кажущейся простоте - понятие сложное и многогранное.

Что касается понятия свобода совести, то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия свобода и совесть обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение.

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу совести - гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек - религия - религиозное объединение - государство), очерчивающая юридические рамки индивидуальной свободы личности.

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии. Как указывают М.В. Баглай и В.А. Туманов: «В субъективном смысле, то есть как право человека, понятия свободы вероисповедания и свободы религии равнозначны, но последнее означает также право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать свое вероучение. Однако очень часто все указанные термины употребляются как идентичные» [2]

По мнению С.А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта. Один – это свобода морально-этических воззрений человека. Другой аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование идеала. [3]

Можно констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное [4] . Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека. [5]


Глава 2. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России.

2.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…».

Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких вопросов относятся:

· в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);

· Российская Федерация — светское государство (ст.14);

· никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);

· религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);

· государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);

· каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);

· не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);

· никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);

· гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59). [6]

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и т.д.

Положения Конституции РФ и норм международного права в области свободы совести и вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах.

2.2 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года.

К числу важнейших базовых законов в области свободы совести и вероисповедания относится федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 г. В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание.

В преамбуле Закона следует особо отметить два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории России. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Отсюда и второй фактор: содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.

Представляется существенным положение, записанное в ч.3 ст.2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

Закон устанавливает (ч.2 ст.3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2.3 иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений.

Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.

Первую, самую многочисленную, образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения напрямую не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений, обеспечивают реализацию права на свободу совести и вероисповедания, равенство прав граждан независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, о погребении и похоронном деле, об органах федеральной службы безопасности и другие.

Отдельно можно выделить группу законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан (воинские части, места лишения свободы, больницы и т.д.). Сюда относятся федеральный закон «О статусе военнослужащих», УИК РФ и другие.

Ряд законов и иных нормативных актов регламентируют порядок осуществления отдельных видов деятельности религиозных организаций (образовательной, благотворительной и т.д.).

Большую и весьма важную группу составляют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие.

Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. Это, прежде всего, Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2.4. Международные нормативно-правовые акты о свободе совести.

Ближайшим полем функционирования прав, свобод и обязанностей человека в области свободы совести является система высших прав человека в отношении выбора, придерживания и проявления мировоззрения. Именно в таком контексте свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217а(III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Там написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими…» [7] .

В статье 19 этой декларации к сказанному добавляется свобода убеждений и свобода выражения убеждений. В ней написано: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

В последующих Международных актах (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод – Подписана 4.XI.1950 года представителями государств–первоначальных членов Совета Европы, является основополагающим документом Совета Европы; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинки, 30 июля – 1 августа 1975 года и др.) содержание мировоззренческих прав и свобод было расширено и уточнено в такой формулировке: «Свобода мысли, совести, религии и убеждений». В частности, в «Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» провозглашено:

«VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии… В области прав человека и основных свобод Государства-участники будут действовать в соответствии и целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области».

Во всех последующих Международных правовых актах при обращении к проблемам мировоззренческих свобод неизменно употребляется выражение: “свобода мысли, совести, религии и убеждений”. Именно в указанном контексте и должна рассматриваться вся система прав и свобод в области свободы совести.

Глава 3. Реализация конституционного принципа свободы совести в России.

Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже более пятнадцати лет практически реализуются в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений. На этот период пришлись активные усилия государства по разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих деятельность религиозных объединений, по выстраиванию новых форм взаимоотношения между государством и конфессиями. Все это положительным образом сказалось и на общей ситуации с обеспечением прав человека.

Конституция РФ (1993), провозглашая и закрепляя основополагающие принципы правового государства, в специальной статье (28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Этот общий принцип раскрывается через законодательные акты, которые обеспечивают право человека на свободу совести и регулируют деятельность религиозных объединений. Российская нормативная база в данной сфере, хотя и медленно, но постепенно приближается к общеевропейским стандартам. В частности, это проявилось и в том, что еще в 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации выделил среди субъектов гражданских правоотношений некоммерческие организации (п.1, 3 ст.50 ГК РФ), к которым были отнесены и религиозные организации.

В развитие конституционных положений, обеспечивающих личные права граждан, был разработан и принят Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях (1997). К составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относят: Гражданский кодекс РФ, ФЗ О свободе совести и о религиозных объединениях, а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

Есть все основания утверждать, что в России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести. Религиозные организации играют заметную позитивную роль в общественной жизни. Они активно и плодотворно занимаются социальной, благотворительной, миротворческой, культурно-просветительской, образовательной деятельностью. Эти усилия способствуют защите общечеловеческих норм и ценностей, нравственному оздоровлению общества.

Исходя из общепринятых норм международного права, свобода совести может быть подвергнута определенным ограничениям, которые, прежде всего, должны быть вызваны необходимостью содействовать защите общественной безопасности и порядка, здоровья, нравственности, фундаментальных прав и свобод других лиц. Ограничение должно быть предусмотрено законом и, наконец, фактически оправданным, то есть быть объективно обусловленным.

Очевидно, что нормативное закрепление в государственных актах принципов свободы совести и светского государства само по себе не является гарантией их реального воплощения и соблюдения. От государства требуется ежедневное и ежечасное обеспечение прав и свобод граждан в реальной жизни, более того - это его обязанность, вытекающая из Конституции (ст. ст.2, 18).

В России столетиями сосуществовали различные религии, народы и культуры. Именно из этого многообразия и складывалась российская цивилизация. Важным фактором, как для ее сохранения, так и для поступательного развития гражданского общества с высоким уровнем обеспечения прав человека, является стабильность межнациональных и межрелигиозных отношений, искоренение фактов необоснованных ограничений прав на свободу совести и законных прав религиозных объединений.


Заключение.

В заключение следует отметить, что в целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью права на свободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций.

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

По окончании работы я могу сделать ряд выводов:

• «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное.

• Юридическое содержание свободы совести включает в себя: право на определение своего отношения к вопросам свободы совести - включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения; право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, а также свободно отправлять культы и пр.

• Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

• Основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России – это Конституция РФ. Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести.

• Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА, 2000.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . garant . ru / – Загл. с экрана.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . garant . ru / – Загл. с экрана.

4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . garant . ru / – Загл. с экрана.

Научная и учебная литература:

1. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Моск. ун-та. Серия Право. 1999.

2. Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. – М.: БЕК, 2001.

3. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореф. дис… канд юрид. наук. М., 2000.

4. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

5. Законодательство о религиозных организациях. М., 1997г.

6. Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт// Религия, политика, права человека. – М., 2002.

7. Себенцов А. Е, Ковалев А.А., Калинин В.Н. Свобода религии для человека // Международная жизнь. 1990. № 12.

Размещено


[1] П.Н. Дозорцев. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 2001 г.

[2] М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г.

[3] С.А. Авакьян. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт. М, 1999г.

[4] Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт // Религия, политика, права человека. – М., 2002. С. 252.

[5] И.Н. Вишнякова. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. М., 2000г.

[6] См.: Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА, 2000.

[7] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http :// www . garant . ru / – Загл. с экрана.

Скачать архив с текстом документа