Реформы Петра Великого 5
СОДЕРЖАНИЕ: Урок истории по теме «Реформы Петра Великого». 10 класс. Цели урока: Обучающая: Изучить с учащимися основные реформы первого императора, значение данных реформ для последующего развития России.Урок истории по теме
«Реформы Петра Великого».
10 класс.
Цели урока:
Обучающая: Изучить с учащимися основные реформы первого императора, значение данных реформ для последующего развития России.
Развивающая: Развивать память, умение анализировать исторические события, выявлять причинно- следственные связи между историческими событиями.
Воспитательная: Воспитывать добросовестное отношение к учёбе, интерес к предмету, личное отношение к реформистской политике государства.
Тип урока : комбинированный.
Класс : 10.
Понятийный словарь:
Ассамблея (от франц. assemblee — собрание) — собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные в 1718 г. Петром I.
Генерал-губернатор — высшая должность местной администрации России в 1703—1917 гг.; обладал гражданской и военной властью, с 1775 г. возглавлял генерал-губернаторство.
Генерал-прокурор — одна из высших государственных должностей в имперской России. Наблюдал за законностью деятельности государственного аппарата, возглавлял Сенат; с 1802 г. был одновременно и министром юстиции.
Даточные люди — в России XV—XVII вв. лица из тяглого населения, отданные на пожизненную военную службу. С середины XVII в. в составе полков нового строя. Заменены рекрутами.
Коллегия — группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган (например, коллегия министерства, судейская коллегия). Название высшего правительственного учреждения в России XVIII в.
Магистрат — сословный орган городского управления в России с 1720 г. (в 1727—1743 гг. назывался ратушей). Первоначально имел административно-судебные, с 1775 г. преимущественно судебные функции. Упразднен Судебной реформой 1864 г.
Меркантилизм (от итал. mercante — торговец, купец) — экономическая политика эпохи так называемого первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества.
Подушная подать — в России XVIII—ХIХ вв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80—90-х гг. XIX в.
Провинции — административно-территориальные единицы в России в 1719—1775 гг. в составе губернии. Делились на доли и дистрикты (более мелкие административно-территориальные единицы).
Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.
Разряды — правительственные назначения на военную, государственную и придворную службу с учетом местничества в России XV—XVII вв., соответственно записи о назначениях (в разрядных книгах).
Сенат — в России в 1711—1917 гг. — Правительствующий сенат, высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления.
Синод (от греч. synodos — собрание) — собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г.
Табель о рангах — законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.
Основные даты:
1708—1710 гг. — губернская реформа.
1711 г. — учреждение Сената.
1712 г. — указ об учреждении торгово-промышленных компаний.
1714 г. — указ о единонаследии.
1718—1720 гг. — введение коллегий.
1718—1724 гг. — податная реформа.
1721 г. — церковная реформа.
1722 г. — принятие Табели о рангах.
1722 г. — указ об объединении мастеров-ремесленников в цехи.
1724 г. — введение покровительственного таможенного тарифа.
Оборудование: учебник «История России к. XVII- ХIХ век», под редакцией В. И. Буганова, П.Н. Зырянова; Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Изд-во Эксмо, 2005. Схемы: Предпосылки реформ Петра I, Социальные реформы Петра I, Табель о рангах, Экономические реформы, Сущность и особенности петровских преобразований.
План урока:
1. Организационный момент( 2 минуты)
2. Изучение нового материала ( 20 минут)
3. Первичное закрепление изученного материала на уроке и подведение итогов (22 минуты)
4. Постановка домашнего задания ( 1 минута)
Ход урока:
Организационный момент. Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения.
Введение. 28 января 1725 года умер первый русский император – Петр Алексеевич Романов.
«…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.
«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра I, данную Н.М. Карамзиным: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»
Одни восхищаются Петром: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В. Татищев)
А для других: «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)
Сегодня мы продолжаем изучение эпохи правления Петра Первого. Наш разговор пойдет о проведенных им реформах, которые до сих пор вызывают споры у историков.
2.Изучение нового материала :
Экономическое развитие.
Основа основ жизни всякого государства — труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, привлекал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках. Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен факт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII—XIX вв.
Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства. Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тыс. членов.
В Москве и других районах центра России возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.
В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска в Сибири в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге — детище Петра Алексеевича — выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тыс. человек, с 1706 по 1725 г. с ее стапелей сошли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережной Украине. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.
Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это были крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцами мануфактур являлись преимущественно купцы, реже — дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.
Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.
На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах, привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур.
Однако все большее значение получал труд принудительный — крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них.
Изменения в сословиях.
Появление в городах довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти «подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах», или «нерегулярные граждане», не имели права участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» — купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа — «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных дел мастера) — составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее. Купцы — владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям — коллегиям, а не властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили.
Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них в 1721 г. было около 170 тыс. человек (3,1% населения страны) — количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль.
Согласно реформам Петра, посадским населением городов управляли с 1699 г. Ратуша в столице и земские избы, ее органы на местах; с 1720-х гг.— Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т. е. собрания членов всего посада или его составных частей — слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов — представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.).
Шляхетство, как на польский манер стали именовать российское дворянство, было главным объектом забот и пожалований Петра. На рубеже XVII и XVIII вв. в России имелось более 15 тыс. дворян (около 3 тыс. семей). Основа их положения в обществе — владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тыс. крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или
несколько дворов) дворянству.
При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых».
Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну), и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта 1714г. На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская Табель о рангах, обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую, военную и придворную. Все они получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV—IX классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.
Реформы государственного управления.
Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя («конзилия министров»), которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.
С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генарал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь, наконец, с 1722 г.— генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата — не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи. Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Коллегия иностранных дел. Были образованы коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия,Коммерц-колле-гия,Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.
В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегии, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4—5 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.
К коллегиям примыкало несколько учреждений. Синод - центральный орган управления церковными делами и имениями, учреждённый в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи.
Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах — воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708— 1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний; Московскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти — административной, полицейской, судебной, финансовой.
В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц — провинций. Провинции делились на дистрикты.
Проведение реформ, так же как и активная внешняя политика, требовало все возрастающего количества денег, которые получали в основном за счет налогов с населения. Установленное при брате Петра царе Федоре Алексеевиче подворное обложение налогами давало возможность уменьшать число плательщиков, объединяя, например, несколько крестьянских семей в один двор. Поэтому в 1718 г. Петр издал указ о подушной переписи мужского населения. Помещики, на которых была возложена эта перепись, не спешили подавать списки своих крестьян, а если и подавали, то значительно уменьшенные. Тогда в 1722—1724гг. силами офицеров была проведена ревизия результатов переписи. Она установила истинное количество душ мужского пола. С тех пор переписи в России получили название ревизий.
3. Первичное закрепление изученного материала на уроке и подведение итогов. Работа со схемами, документами. Коллективное обсуждение.
Каково значение реформ Петра в истории нашего государства? В начале урока вам было представлено несколько позиций историков о реформах Петра. Какие из них вам кажутся наиболее верными?
4. Постановка домашнего задания: §44. Реформы Петра Великого, написать сочинение-рассуждение на тему «Петр Великий – реформатор или консерватор?»