Региональная экономика Калининградской области
СОДЕРЖАНИЕ: Контрольная работа по дисциплине: Региональная экономика на тему: Калининградская область Содержание Введение .3 1. Характеристика экономического и географического положения Калининградской области ….. ...5Контрольная работа
по дисциплине: Региональная экономика
на тему: Калининградская область
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Характеристика экономического и географического положения Калининградской области………………………………………..……...5
2. Природно-ресурсный потенциал Калининградской области…………8
3. Демографический потенциал Калининградской области……………10
4. Хозяйственный комплекс Калининградской области………..………12
5. Финансовая банковская система……………………………………….15
6. Межбюджетные отношения……………………………………………16
7. Межрегиональные экономические связи……………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Введение
Российская Федерация – крупнейшее суверенное государство. По своей площади (17,1 млн. км.) Россия сравнима только с материками. По численности населения, национальному составу, по количеству и разнообразию природных богатств Российскому государству нет равных. Однако, на всем ее протяжении (около 9 тыс. км с запада на восток и 4 тыс. км с севера на юг) распределение населения, природных ресурсов и хозяйства (отраслей экономики) неравномерно. Под воздействием различных сочетаний природных, социальных и экономических условий в Российской Федерации были сформированы экономические районы. На территории страны выделены 11 таких районов:
· Северный
· Северо-Западный
· Центральный
· Центрально-Черноземный
· Волго-Вятский
· Поволжский
· Северо-Кавказский
· Уральский
· Западно-Сибирский
· Восточно-Сибирский
· Дальневосточный
Указом В.В.Путина была изменена система учета социально-экономических показателей по субъектам Российской Федерации. Были созданы Федеральные округа со своими представителями:
· Северо-Западный
· Центральный
· Южный
· Приволжский
· Уральский
· Сибирский
· Дальневосточный
В состав Северо-Западного Федерального округа и одноименного экономического района входит анклавная территория – Калининградская область.
1. Характеристика экономического и географического положения Калининградской области
Калининградская область – российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. На западе расположено 140-километровое морское побережье.
Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов. Но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства.
Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км, включая 1,8 тыс. км акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.
Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17.
Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.
Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение. С целью сохранения уникальной растительности дюнных ландшафтов и их животного мира создан национальный парк «Куршская коса».
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.
Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Эта идея была развита под руководством профессора Ю.С. Маточкина в 1990 г. в виде концепции зоны свободного предпринимательства. Концепция стала реализовываться после объявления Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. области (наряду с пятью другими российскими регионами) такой зоной. 3 июля 1991 г. было издано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», а 25 сентября 1991 г. – Постановление Совета Министров РСФСР № 497 об утверждении Положения о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Сейчас функционирование зоны регулируется федеральным законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В его подготовке, наряду с администрацией области, активно участвовали депутаты Калининградской областной Думы и депутат Государственной Думы Российской Федерации кандидат экономических наук В.П. Никитин.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.
Другие важные привилегии ОЭЗ законом только декларированы и требуют принятия дополнительных решений государственными органами власти. Прежде всего, это относится к льготному режиму инвестиций и предпринимательской деятельности, о которых говорится в законе. Так, предполагается налоговые льготы российским и иностранным предпринимателям и инвесторам. Но условия предоставления льгот не перечислены, размеры льгот не установлены. Они должны определятся дополнительно в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется областными органами власти. Функции администрации ОЭЗ выполняется администрация Калининградской области. Это означает некоторое усиление самостоятельности области в принятии экономических решений. Области предоставлено право устанавливать ограничение режима свободной таможенной зоны (вводить квоты на импорт) для защиты местных товаропроизводителей. Однако такие меры должны согласовываться с правительством. Как показала практика, процедура согласования достаточна длительна.
Несмотря на некоторую непоследовательность и неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской области все же играет важную стимулирующую роль для регионального развития.
2. Природно–ресурсный потенциал Калининградской области
Природные условия и ресурсы самого западного региона Российской Федерации весьма разнообразны, хотя и не столь масштабны из – за небольших размеров территории. Практически вся территория Калининградской области представляет собой низменную равнину, отдельные участки которой находятся ниже уровня моря. Лишь некоторые холмы Виштынецкой возвышенности на крайнем юго–востоке имеют высоту более 200 м (до 242 м) над уровнем моря. Вблизи заливов расположены польдерные земли. Избыточное увлажнение имеют 79% всех земель. Следствием этого и плоского ландшафта является существование большого количества озер и рек, многие из которых имеют искусственное происхождение. Только рек и мелиоративных каналов в Калининградской области насчитывается около 4600 , чуть меньше прудов и озер – 4000. Самые большие реки - Неман и Преголя – соединены каналами в единую водную систему. Но крупнейшими внутренними водоемами являются заливы.
Растительный и животный миры Калининградской области сильно изменены человеком. Это происходит вследствие высокой освоенности территории. Так, на естественные формы растительности – смешанные и широколиственные леса, луга и болота – приходится менее четверти территории. При этом 40% лесов - искусственного происхождения. Средний процент лесистости невелик (18, а без учета площади заливов – 20%). Из 500 видов деревьев и кустарников только более ста местные (дуб, ель, сосна, липа, береза), соответствующие этой подзоне, остальные - из других природных зон. В лесах области встречаются: лось и косуля, кабан и волк, лиса и заяц, белка и куница, хорек и енотовидная собака. Прижились олени – пятнистые и благородные. Значительными рыбными запасами обладают крупные внутренние водоемы. Наибольшее промысловое значение имеют лещ, судак, салака, угорь и ряпушка (озеро Виштынецкое). На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что природные ресурсы хоть и разнообразны, но невелики и их необходимо охранять, С этой целью были созданы заказники и национальный парк «Куршская коса».
Калининградская область располагает полезными ископаемыми, которые по степени и перспективам их использования можно классифицировать: хорошо освоенные, с налаженной добычей – янтарь, нефть, торф, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи; разведанные, подготовленные к использованию – бурый уголь, каменная соль, фосфориты и глаукониты; прогнозные – калийная соль, серосодержащее и карбонатное сырье.
Оценивая в целом природные ресурсы области, можно говорить о том, что они создают благоприятные предпосылки для развития многих отраслей промышленности и рекреационного комплекса.
3. Демографический потенциал Калининградской области
Численность населения на территории Калининградской области на 1 января 2009 года составила 937386 человек и только 23% - сельское население. Плотность населения составляет 62,5 чел/км.
Национальный состав области многочисленный и в течение длительного времени остается достаточно стабильным: доля русского населения около 78%, белорусов около 8%, украинцев – более 7%. Среди остальных 7% наиболее многочисленны литовцы (2%), на представителей каждой из остальных национальностей приходится менее 1% (армяне, немцы, поляки, татары и др.). Население региона сформировалось за счет организованного, исторически сложившегося переселения, начавшегося в 1945 году. К середине 1950-х годов прибыло почти полмиллиона переселенцев, а затем до начала 1990-х годов увеличение шло за счет естественного прироста.
Область включает в себя 13 административных районов, 3 городских округа и 3 города на уровне отдельных образований. Городами и районами с высокой плотностью населения являются город Калининград (1916,8 чел/км.), город Пионерский (1537,5 чел /км.) и город Советск (1077,5 чел./км.). В остальных районах плотность населения варьируется от 16 до 58 человек на км. Наиболее крупные города: Калининград (425,6 тыс. чел.), Советск (44,0 тыс. чел.), Черняховск (43 тыс. чел.), Балтийск (31,2 тыс.чел.) и Гусев (28,1 тыс. чел.). Названия большинства городов и улиц даны в честь воинов, героически сражавшихся на территории Пруссии во время Великой Отечественной Войны.
В Калининградской области доля городского населения всегда была выше доли сельского. Но в 1990-х годах благодаря возросшему количеству мигрантов – беженцев и вынужденных переселенцев, многие из которых стали селиться в сельской местности, - численность сельского населения стала возрастать, причем более высокими темпами по сравнению с городским. В соответствии с общемировыми и российскими тенденциями естественный прирост населения сокращается. Удельный вес детей в общей численности населения сократился с 23,4 до 20,2%.
Для структуры населения области характерна более высокая доля женщин по сравнению с мужчинами. Мужчины составляют 48% населения, женщины – 52%. Продолжительность жизни у мужчин 60 лет и 72 года у женщин. Наблюдается неблагополучная возрастная структура населения. Так, средний возраст у женщин составил 38 лет, у мужчин – 36,6 лет.
Доля лиц трудоспособного возраста осталась неизменной - 60,2%. А по доле пенсионеров - 19,6% область вплотную приблизилась к среднеевропейскому показателю, хотя раньше значительно уступала ему. Численность экономически активного населения области в последние годы увеличивается, достигнув 460 тыс. человек. Но количество занятых в различных секторах экономики сократилось с 435 тыс. до 386 тыс. человек. В условиях сокращения занятости растет численность безработных. Основная их часть – женщины (80%) от общего числа безработных. Особенно страдает от безработицы молодежь. Каждый третий безработный имеет возраст 16 – 29 лет.
Таким образом, демографическая ситуация в Калининградской области остается чрезвычайно острой. Продолжает сокращаться естественный прирост, вследствие снижения рождаемости и увеличения смертности населения ухудшается возрастная структура населения, диспропорциональна половая структура. Общее положение усугубляется отсутствием целенаправленной государственной демографической политики и политики в области занятости и трудовых ресурсов.
4. Хозяйственный комплекс Калининградской области
Промышленный комплекс.
В промышленности области в Статрегистре учтено 5880 крупных и средних предприятий и 1900 малых предприятия, в том числе:
· в секторе добычи полезных ископаемых - 113 крупных и средних предприятий и 32 малых предприятий;
· в секторе обрабатывающих производств - 5592 крупных и средних предприятий и 1824 малых предприятий;
· в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и вода - 175 крупных и средних предприятий и 44 малых предприятия.
Конкурентоспособная продукция: морские суда, легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, крановое оборудование, железнодорожные грузовые вагоны, авто- и электропогрузчики, холодильное оборудование коммерческого назначения, приборы, средства автоматизации и энергетическое оборудование для газовой промышленности и предприятий нефтехимического комплекса, плазменные электрореактивные двигатели малой тяги для спутниковых систем, металлическая тара для пищевой промышленности, телевизионная и другая электронная бытовая техника, оборудование для распиловки леса и деревообработки, металлоконструкции и оборудование для нефтедобывающей промышленности, целлюлоза и бумажная продукция, мебель, окна, двери, продукция глубокой деревопереработки (клееный щит, клееный брус, погонаж), масложировая продукция, мясо - колбасные изделия, мясные консервы, рыба и продукция рыбопереработки, полуфабрикаты, готовые блюда и консервы из мяса птицы, ликероводочные изделия, молочная продукция, пиво, минеральные воды, питьевая негазированная вода, ковры и ковровые покрытия, верхняя одежда и головные уборы из меха, мужские и женские пальто, плащи, куртки, детский трикотаж, янтарь-сырец, полуфабрикаты из янтаря и ювелирные изделия, в том числе, с драгоценными металлами.
Агропромышленный комплекс
Площадь сельскохозяйственных угодий Калининградской области составляет 723,4 тыс. га. В том числе: пашня - 369,1 тыс. га, сенокосы и пастбища - 346,3 тыс. га, многолетние насаждения - 8 тыс. га. Имеется около 98 тыс. га польдерных земель (70% польдерных земель Российской Федерации), обладающих высоким потенциалом урожайности. Эти земли защищены дамбами, общая протяженность которых составляет 722 км. Функционирование польдерных земель обеспечивается 117-тью насосными станциями. Природно-климатические условия области определяют высокий потенциал производства сельскохозяйственной продукции.
В регионе находится высокоразвитое производство пушнины. 6 предприятий производят 30% российской пушнины клеточного содержания. Одно из направлений развития сельского хозяйства - спортивное коневодство. В области насчитывается более 3 тыс. голов лошадей разного хозяйственного назначения.
Перерабатывающая промышленность Калининградской области представлена более 200 мясоперерабатывающими предприятиями и цехами, 14 молокозаводами, 6 комбикормовыми заводами, 4 крупными мукомольными заводами и рядом мелких мельниц, 4 кондитерскими фабриками, 16 средними и крупными хлебопекарными предприятиями.
Рыбохозяйственный комплекс по-прежнему остается ведущим в пищевой промышленности области: 7 крупных рыбоконсервных комбинатов и более 20 предприятий малого бизнеса. Работу рыбопромышленного комплекса обеспечивают: 2 судоремонтных предприятия; 2 предприятия по производству технологического оборудования; 2 предприятия по производству промыслового вооружения. Обслуживает промысловые суда, пришедшие с промысла и уходящие на промысел, ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», имеющий более 3 км причалов и холодильники ёмкостью на 20 тысяч тонн.
В отрасли работает более 20 тысяч человек.
Лесохозяйственный комплекс. Ежегодный расчетный объем заготовки древесины составляет около 600 тыс. м. куб.
5. Финансово банковская система Калининградской области
Банковская система Калининградской области представлена 12 кредитными организациями, 26 филиалами иногородних банков (у 15 из них головные организации находятся в Москве), 5 отделениями Сберегательного банка. Кроме того, на территории области функционируют 27 дополнительных офиса (20 из которых принадлежат отделениям Сбербанка) и 79 операционных касс. Страховую деятельность на территории Калининградской области осуществляет порядка 90 страховых компаний, как региональные, так и филиалы российских страховых компаний. В регионе также оказывают финансовые услуги 9 инвестиционных компаний и несколько лизинговых компаний.
6. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения Калининградской области регулируются Законом Калининградской области от 10 октября 2007 г. N 174 О межбюджетных отношениях
Принятый Закон является уже третьей за три года редакцией документа, регулирующего межбюджетные правоотношения. В Законе по-новому прописан весь механизм перераспределения денежных потоков, направляемых в виде межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий и субвенций) в местные бюджеты. Скорректированы нормативы, в том числе переданные местным бюджетам, вводится возможность уточнения общего объема дотаций. Четко прописан механизм софинансирования местных бюджетов, с градацией муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности. Так, если муниципальное образование обеспечивает необходимые бюджетные расходы менее чем на 80%, то доля софинансирования из областного бюджета может составить от 60 до 80%.
Сам подход к выделению дотаций на сбалансированность бюджетов изменился. Теперь для всех муниципалитетов задаются примерно равные стартовые финансовые условия. Дополнительными средствами будут поощряться только лучшие из них. Для укрепления финансовых основ поселений дотации частично заменяются поступлениями от налогов на доходы физических лиц и доходов от применения упрощенной системы налогообложения. Подушевой трансферт также определяется иначе - теперь выделяется всем муниципалитетам, за исключением высоко обеспеченных территорий.
7. Межрегиональные экономические связи
Несмотря на ряд разногласий в 90-е годы наиболее динамично осуществлялось сотрудничество области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши. Так, на Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 3,5 - экспорта и 18,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве. ЕС является главным внешнеторговым партнером области. На долю стран-членов ЕС приходится 40% внешнеторгового оборота Калининградской области (данные 2001 года), а если включить страны, недавно вступившие в ЕС, то данный показатель увеличивается до 72%.
Для реализации имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.
Динамично развиваются внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции, Дании. Хотя, по мнению немецких экспертов, Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения. Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием.
Устойчивые связи поддерживаются и в области рыбного хозяйства. Через Калининградский порт осуществляется паромное сообщение с Данией. Следует отметить давнее и плодотворное сотрудничество наших учебных заведений, научных центров и общественных организаций.
Почетное Консульство Королевств Дании и Швеции открыто в Калининграде для оформления деловых и частных виз, поиска партнеров и установления контактов в различных видах деятельности: производстве, торговле, обучении и туризме.
Что же касается многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона «Балтика» и ряда проектов ЕС. Калининградская область стала первым субъектом РФ, вышедшим на уровень еврорегионального сотрудничества с зарубежными партнерами.
Вместе с тем, возможности этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе пока используются недостаточно. Реализация соответствующих согласованных проектов в отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.
Заключение
После распада СССР регион в географическом смысле ничего нового не приобрел, но геополитическое и геоэкономическое положение радикально изменилось. Открылись интересные возможности, но в тоже время появились скрытые угрозы. Так, область расположена в центре южной части Балтийского региона, обладающей большим потенциалом экономического роста. Эта зона – наиболее заселенная, урбанизированная, обладающая крупными индустриальными центрами. Близость к странам с переходными экономиками (Польша и страны Прибалтики), где есть похожие проблемы и сходное экономико-географическое положение, помогает и облегчает использование их опыта трансформации.
В числе слабых сторон - пространственная удаленность региона от России. Во всех отраслях наблюдается спад производства. На примере транспортного комплекса рассмотрим влияние оторванности от основной территории России на экономику области. Транспорт является одним из приоритетов регионального развития, особенно морской транспорт, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности Калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако, они загружены только на треть. Основная часть грузопотока «ушла» из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и крупными специализированными портами, где обработка грузов обходится дешевле (литовцы, например, благодаря правительственным субсидиям могут предложить клиентам 75%-ные скидки по прохождении по железной дороге).
Конкурентоспособность же портов в области снижают установленные в Москве высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей сообщения РФ, эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей грузов из России в Калининград оформлять множество документов, необходимых для пересечения границы. Так, например, в отраслях машиностроительного комплекса, предприятия области не связаны между собой, а их поставщики, смежники и потребители находятся за пределами региона.
Ключевой проблемой для Калининградской области является обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы (а также Белоруссии) и облегчение оформления необходимых формальностей. Эта проблема должна решаться на федеральном уровне, однако Калининградским властям необходимо инициировать принятие таких документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». / Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.;
2. Федеральный закон О межбюджетных отношениях от 10 октября 2007 г. N 174;
3. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 1999.;
4. Гохберг М.Я. Калининградская область.- «ЭКО» журнал Всерос. Экон.-№2, 2000 г.;
5. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский Лицей, 2001 г.;
6. Смородинская Н. –Калининград в условиях объединения Европы: вызов и ответ. – Вопросы экономики, №11, 2001.;