Рекреационный туризм в России

СОДЕРЖАНИЕ: Рекреационный потенциал национальной экономики может успешно существовать и развиваться при наличии не только прекрасных природно-климатических и инфраструктурных условий, но что не менее важно, при достаточных материальных средствах для организации плодотворного использования свободного времени и отдыха населения.

Рекреационный потенциал национальной экономики может успешно существовать и развиваться при наличии не только прекрасных природно-климатических и инфраструктурных условий, но что не менее важно, при достаточных материальных средствах для организации плодотворного использования свободного времени и отдыха населения.

В России курорты всегда были частью национальной культуры.

В бывшем СССР рекреация также была важной составной частью социальной политики государства и осуществлялась прежде всего профсоюзами. В 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное Общество Пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Начиная с 1936 г. непосредственное руководство экскурсионной, туристской и санаторно-курортной работой в стране было возложено на ВЦСПС.

В 60-80 гг. в стране была создана система дешевого, но эффективного массового санаторно-курортного обслуживания.

В течение нескольких поколений россияне пользовались санаторно-курортными услугами, потребность в которых была неотъемлемой частью национальной культуры.

Максимальное развертывание материально-технической базы санаторно-курортного и оздоровительного комплекса России приходится на конец 80-х гг.

В это время было развернуто более полумиллиона коек, что обеспечивало около 6 млн. чел. — месяцев лечения и отдыха. Пропускная способность санаторно-курортного комплекса достигала примерно 3,8 млн. чел./месяцев.

Тем не менее, сопоставления материально-технической базы санаторно-курортного комплекса с минимальной потребностью в ней показывает, что в конце 80-х гг. научно-обоснованная потребность в санаторно-курортном лечении удовлетворялась максимум на 60-63%.

Однако следует подчеркнуть, что в это время услуги рекреации были доступны большинству населения страны.

Необходимо подчеркнуть также и то, что уровень квалификации медперсонала сложился и поддерживался на достаточно высоком уровне. Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях позволяла в 2-6 раз уменьшать число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей.

В условиях перехода к рыночным отношениям, ситуация в рекреационном комплексе России изменилась. Произошло резкое удорожание рекреационных услуг на фоне значительного снижения жизненного уровня основной части населения.

После распада СССР существенно сократился рекреационный туризм, потому что традиционные маршруты, как правило, проходили по центрам нескольких республик, а вне этих маршрутов, отдельные регионы не всегда являются привлекательными для туризма. В результате рекреационный туризм в Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия находился в состоянии глубокого кризиса.

Но это не означает, что потребность населения в рекреационных услугах реально снизилась. По мере возрастания заболеваемости населения, в том числе детей, возрастает и объективная потребность в санаторно-курортном лечении и оздоровлении.

Общая нормативная потребность (ОНП) в санаторно-курортной помощи определяется как:

ОНП = НП : 10.000 * ЧН,

где НП — удельный (на 10 тыс. чел. населения) норматив научно-обоснованных потребностей;

ЧН — численность населения страны.

Тогда для России этот показатель будет равняться: 396,6 * 147,4 = 5,85 млн. чел. мест.

Однако данная нормативная потребность вполне может классифицироваться как заведомо заниженная.

Для корректировки данного показателя целесообразно определить целый ряд факторов:

Если в 1987 г. в России было 4,5 млн. инвалидов, то в настоящее время их число превысило 8,5 млн. человек.

Это объективно означает, что реальные потребности населения в рекреационных услугах достаточно большие.

Исследование, проведенное Восточноевропейским институтом социальных технологий и туризма, посвященное изучению рекреационной активности населения России по направлениям поездок и мотивациям их свершения, также указывает на тот факт, что у отечественных курортов есть определенный шанс по привлечению россиян на отдых ( табл. 11.2).

Таблица 11.2.

Динамика поездок на отдых граждан России

(доля от числа опрошенных)

Рекреационная активность

1996 год

1997 год

1998 год

Отдых на даче,

в деревне

36,3

28,9

23,9

Самодеятельный турпоход

3,7

3,4

2,3

Самостоятельная экскурсионная поездка в другой город

1,6

1,8

1,0

Отдых “дикарем” на курорте

2,6

3,0

3,2

Российский санаторий, пансионат или другое учреждение отдыха

5,7

2,5

1,6

Отдых за рубежом, пользуясь услугами турфирм

1,3

1,3

1,4

Отдых за рубежом, не пользуясь услугами турфирм

1,7

1,3

1,4

Иным образом

1,4

*

0,2

Не выезжали из дома на отдых

52,9

60,1

37,9

Ситуация с рекреационным туризмом принципиально начала меняться после финансово-экономического кризиса 1998 г. Сейчас курорты России переживают второе рождение, вновь появился интерес к традиционно российским курортным местам отдыха. Как не парадоксально звучит, но кризис в России пошел явно на пользу внутреннему сегменту рекреационного туризма.

По оценкам некоторых российских туроператоров, около 40-50% туристов, выезжавших в 1998 г. на отдых за границу, в 1999 г. провели свои отпуска в России.

В качестве причин, вызвавших у россиян рост интереса к отдыху в своей стране, можно выделить следующие:

Однако спрос на туристические услуги в России ограничен не только материальными возможностями населения.

Обладая богатейшими и уникальными по целебной силе природными ресурсами, Россия теряет прибыль оздоровительных учреждений за счет низкого качества сервиса.

По данным санаторно-курортного объединения, каждая 14-я койка в здравницах профсоюзов — без удобств, каждая третья — с удобствами на этаже и лишь 57% — в палатах со всеми удобствами.

Данные о стоимости отдыха в различных регионах России в 1999 г. приведены в табл. 11.3.

Таблица 11.3. Стоимость отдыха в различных регионах России в 1999 г. (руб. в сутки на одного человека)

Место отдыха

Разброс цен: минимум-максимум

Анапа

75-1500

Сочи

150-7500

Дагомыс

350-1645

Подмосковье

200-7000

Самарская область

95-300

Тверская область

250-6500

Калининградская область

150-2400

Выбор мест отдыха все еще ограничен. Это в основном черноморские курорты (Сочи, Анапа), пансионаты и санатории Подмосковья и Калининградской области. Наибольшим спросом пользуются Черноморское побережье и Подмосковье.

На Урале или в Сибири сегодня в основном предлагаются конные или водные туры для туристов, нетребовательных к комфортному проживанию.

Одна из наиболее обойденных категорий туристов — это родители с маленькими детьми. В большинстве российских санаториев не принимают детей до трех лет, естественно и родители, которым не с кем оставить ребенка, в санаторий не едут.

Таким образом, обращение в 1999 г. спроса населения на внутренний рынок рекреационных услуг способствовало переориентации туристических фирм на работу с отечественными организациями и предприятиями.

В настоящее время 487 турфирм в Российской Федерации специализируется на внутреннем туризме, из них 159 находятся в Москве, 134 в Санкт-Петербурге. Примерно половина операторов по внутреннему туризму занимается организацией детского отдыха.

Предложения турфирм по рекреационному туризму в настоящее время достаточно разнообразны, и не ограничиваются лишь предложением отдыха на курорте. Особо весомое место по количеству предложений и продаж занимают экскурсионные туры (в Москву, Петербург, города Золотого кольца, Владимир-Суздаль, Новгород, Киев, Ростов Великий, Псков). В пик сезона спрос на такие поездки у россиян превышает предложение. Традиционно большой поток туристов в Петербург, и в первую очередь из Москвы. Теоретически познавательные — экскурсионные путешествия всесезонны, но на практике зимой спрос на них значительно выше. Массовым спросом зимой пользуются поездки в Москву и вокруг Москвы. 90% путешествующих по России экскурсионных групп составляют школьники. Именно со школьных экскурсионных туров и начиналось возрождение внутреннего рынка рекреационного туризма.

Среди туристских фирм уже определилась некоторая специализация. Соотношение таково: 72% турфирм — продают только отдых и лечение; только экскурсии — 10%, экскурсии и отдых — 18 %.

Что касается предложений по организации зимней охоты и рыбалки практически во всех регионах России, то подобные предложения достаточно дороги и спрос на них, естественно, невелик.

Следует отметить, что в последнее время наметились кое-какие сдвиги в развитии такого сегмента рынка рекреационных услуг, как приключенческий и экологический туризм. Организуются сплавы по алтайским рекам, конные маршруты по берегам Волги, в Алтае, Башкирии, Нижегородской области.

Начал свое развитие экотуризм в Костомукшском заповеднике, где туристы совершают увлекательное путешествие по специально разработанным маршрутам заповедника и сплавляются по реке Каменной.

Достаточно перспективен в этой связи Ольхонский район Иркутской области. Здесь уже создана уникальная база для экотуристов, где они могут насладиться общением с дикой природой. А любители приключений могут совершить уникальный тур на джипах из Иркутска через Бурятию в Монголию.

Уникальность экосистемы Краснодарского края является в настоящее время одним из главных факторов, определяющих высокий спрос на рекреационные услуги в данном регионе.

В Краснодарском крае возможны такие виды рекреации и туризма, как купание в море, отдых на высококачественных пляжах, водный спорт и путешествия по морю, горный туризм и альпинизм, дельтапланеризм, посещение экзотических природных объектов, памятников истории и культуры, бальнеологических мест на курортах.

Для того, чтобы своевременно решать задачи, стоящие в области социальной сферы российской экономики, и обеспечивать успешное развитие рекреационного комплекса национальной экономики, необходимо разработать и внедрить эффективные инструменты управления этой прибыльной сферой, задействовать эффективные рычаги воздействия на данную сферу в целом и отдельные, входящие в ее состав, отрасли и подразделения, предвидеть ближайшие и более отдаленные последствия принимаемых при этом решений.

Все это требует формирования новых подходов к механизму хозяйствования в рекреационном комплексе национальной экономики страны, разработки целостного механизма регулирования, адекватного требованиям сегодняшнего дня.

Первые шаги на пути преобразований этого комплекса показали, что этот процесс может оказаться достаточно длительным, сложным и противоречивым, требующий коренной ломки сложившихся экономических и социальных отношений, так как для современного хозяйственного механизма характерно сочетание как новых рыночных элементов, так и сохранение пережитков и рудиментов старой системы.

Однако следует отметить, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке рекреационных услуг, сформировались в основном в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечивать взаимоувязку всех интересов.

Степень вмешательства государства в рыночное пространство и формы такого вмешательства определяются характером проблем, переживаемых экономикой страны.

В условиях переходной экономики на рынке рекреационных услуг возникает необходимость определения границ применения рыночных механизмов и выработки социальной политики государства. И что особенно важно, все преобразования должны проводиться в целях повышения не только экономической, но и социальной эффективности деятельности рынка рекреационных услуг.

Современное самостоятельное развитие рекреационного комплекса России без государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов активного отдыха населения. В этих условиях социальный туризм как явление практически перестало существовать.

В результате современный рынок рекреационных услуг, к сожалению, не заинтересован в удовлетворении потребностей социально уязвимых слоев населения. Таким образом, игнорируются положительные эффекты от психофизического оздоровления, увеличения культурно-просветительного потенциала, а значит и социальной справедливости в обществе, существенно ограничиваются возможности многих видов рекреации, особенно детской, молодежной, лиц пожилого возраста.

Между тем, мотив рекреации, как основной в удовлетворении потребности на внутреннем сегменте туристского рынка, должен иметь в первую очередь социальное значение, так как из удовлетворения рекреационных потребностей отдельных групп населения складывается благосостояние общества в целом, его социальная стабильность

Поэтому предстоит определить разумную меру регулирующего воздействия государства на рынок рекреационных услуг, разработать механизм реализации политики государства по выравниванию элементов рынка.

В настоящее время осуществление государственного регулирования развития рекреационного комплекса национальной экономики возложено на Министерство физической культуры, спорта и туризма.

Несмотря на все программы национального туризма основная масса населения России в последние десятилетия, не может позволить себе отдых на российском курорте. Рынок исключает из потребления малообеспеченные слои населения. Между тем рекреационный туризм не должен быть отраслью экономики для богатых людей.

Социальный туризм никогда не был, да и не должен быть, по крайней мере, в обозримом будущем, доходной статьей бюджета. Главная его задача — обеспечение малоимущей части населения доступными услугами по организации отдыха внутри страны.

В целях сохранения и развития внутреннего сегмента рекреационного туризма в России необходимо разработать механизм государственного партенализма в обеспечении услуг для активного отдыха и лечения граждан и установить государственные гарантии доступности их для потребления всеми членами общества.

Федеральный закон РФ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 4 октября 1996 г. ввел понятие социальный туризм. Согласно ст. 1 данного Закона социальный туризм — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Однако, как уже отмечалось, бюджетное финансирование развития социального туризма практически не осуществляется. Хотя бюджетный тариф на платежи в фонд социального страхования, из которого на 80-85% финансируется санаторно-курортные комплексы России, сохраняется на уровне 5,4% от фонда заработной платы.

В настоящее время в Государственном комитете по культуре и туризму Государственной Думы РФ рассматривается проект законопроекта О социальном туризме, который определяет принципы государственной политики в области социального туризма, правовые основы деятельности, направленные на формирование, реализацию и потребление социального туристского продукта, регулирует отношения между участниками социального туризма, устанавливает основные источники его финансирования и порядок управления ими.

Разработчики закона считают, что его принятие позволит увеличить объемы внутреннего туризма в 8 раз, возродить свыше 5100 пансионатов, домов отдыха и санаториев, более 1,3 тыс. гостиниц и турбаз, 122 тыс. стационарных пионерлагерей, обеспечит от 1,5 до 5 млн. новых рабочих мест.

Именно через социальный туризм возможно вовлечение в рынок рекреационных услуг все большего числа граждан страны и становление туризма как действительно массового явления новой рыночной экономики.

Для этого также требуется обеспечить льготное налогообложение российских здравниц. По многочисленным оценкам следует, что если бы сократить нагрузку по коммунальным платежам и налогам, то реально удалось бы снизить стоимость путевки на 20-25%, что позволило бы большему количеству россиян реализовать свое право на отдых.

Между тем согласно Федеральному закону Российской Федерации, принятому Государственной Думой О внесении изменений и дополнений в Закон РФ О налоге на добавленную стоимость предусматривается исключение туристских и экскурсионных путевок из перечня товаров и услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время введена 10% ставка НДС на путевки внутреннего туризма (по сравнению с выездным, где эта ставка 15%, данный шаг можно расценивать как протекционистскую меру государства).

Транспортные расходы — это самая болевая точка внутреннего туризма, поэтому весьма важно, чтобы Министерство путей сообщения РФ и Федеральная авиационная служба России разработала систему скидок, предоставляемых при проезде российских граждан к месту отдыха, лечения и туризма по территории Российской Федерации.

Нельзя не отметить и тот факт, что, несмотря на свою социально-гуманную роль, развитие рекреационного комплекса, тем не менее, видоизменяет экологию.

Вызывает серьезные опасения сложившаяся в настоящее время экологическая обстановка на ряде курортов. Существует реальная угроза сохранения ряда природных лечебниц от истощения, загрязнения и в конечном итоге их потери.

Так, например, интенсивное посещение уникальных термальных источников на Камчатке (без соблюдения природоохранных мероприятий) привело не только к изменению их водно-температурного баланса, но и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

Сильнейшему загрязнению подвержен атмосферный воздух курортов за счет все возрастающих потоков автомобильного транспорта. Так, на климатическом курорте Кисловодск в атмосферном воздухе помимо превышения предельно допустимого количества по двуокиси углерода обнаруживаются даже фотооксиданты, что свидетельствует о его сильном загрязнении.

Ядохимикаты и органические удобрения, применяемые при ведении сельскохозяйственных работ обнаружены в лечебных грязях озера Тамбукан (район Кавказских минеральных вод), Витязевского лимана (курорт Анапа), залива Угловой на Дальнем Востоке.

В связи с этим задача государства заключается в разработке и реализации неотложных мер по устойчивому развитию и сохранению природного наследия страны. Следовательно, соответствующие федеральные и региональные исполнительные органы должны выработать конкретные программы развития рекреационного туризма, включающие механизм защиты окружающей природной и культурной среды; определить возможные границы их использования для рекреации; стимулировать разработку туристских продуктов, ненарушающих равновесие окружающей среды.

Таким образом:

1. Анализ функционирования внутреннего сегмента рынка рекреационных услуг позволил сделать вывод, что после многолетнего спада в 1999 году впервые был отмечен некоторый рост интереса к нему. Хотя ситуация, складывающаяся сегодня в рекреационном комплексе страны далеко не простая: спрос на эти услуги в России ограничен материальными возможностями граждан, небольшим количеством баз отдыха, обеспечивающих достаточный уровень комфорта. Несогласованность интересов во взаимоотношениях туроператоров внутреннего рынка и предприятий рекреационного комплекса страны приводит к неудовлетворенности потребностей российских граждан, исключение из потребления малообеспеченных слоев населения.

2. На внутреннем сегменте туристского рынка мотив рекреации т.е. восстановления физических, психологических и интеллектуальных сил человека должен рассматриваться не только как основной, но и быть доступным для всех слоев общества.

3. Рекреационный туризм никогда не был и не должен быть, по крайней мере, в обозримом будущем, доходной статьей бюджета. Поэтому даже в условиях рынка не все должно измеряться прибылью. Здоровье нации — дело государственной важности.

4. Только с реальной помощью государства возможно вовлечение все большего числа граждан страны в процесс становления рекреационного туризма на внутреннем сегменте рынка как действительно массового явления новой рыночной экономки.

5. Настоящего устойчивого развития рекреационного комплекса России не состоится без четко спланированной государственной политики в этой сфере. Перспектива сохранения и развития внутреннего туризма в стране, обусловливает необходимость разработки механизма государственного партенализма, основная стратегическая цель которого — поддержка внутреннего сегмента туризма конкретными государственными протекционистскими мерами. Это, прежде всего, разработка нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную, финансовую и налоговую помощь предприятиям рекреационного комплекса.

Скачать архив с текстом документа