Республиканский референдум в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ: Термин референдум, его этимология и особенности в разных странах. Формы референдума и процедуры их применения. Республиканский Референдум в Республике Казахстан, его предметы, основополагающие принципы проведения и субъекты инициативы о его назначении.

Республиканский Референдум в Республике Казахстан

Введение

Свой реферат по теме «Республиканский референдум в Республике Казахстан» я бы хотела начать с объяснения общего понятия термина «референдум», его этимологии и особенностей этого понятия в некоторых странах.

Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится референдум, – закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Результаты референдума имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Своеобразной формой референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем референдум. В других странах (США) это синонимы.

Конституционное право современных государств предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения.

Референдумы подразделяются на:

1) Императивные ( принятое народом путем непосредственного волеизъявления решение имеет обязательную юридическую силу);

2) местные;

3) конституционные (принятие всенародным голосованием проекта Конституции или ее изменений и дополнений);

4) законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом вторых может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон).

По правовой значимости различают:

1) Консультативные (именуются также народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснить «волю избирательного корпуса по какому-либо вопросу, решение которого остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании);

2) «Решающие ». Когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. Такой референдум может быть утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу (используется в Швейцарии, Франции);

3) Отвергающие. Если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу (таков, например, референдум по вопросам текущего законодательства в Италии).

Референдумы подразделяются также на:

1) обязательные (референдумы, необходимость которых предусмотрена конституцией или другими конституционно-правовыми актами (например, при изменении конституции);

2) факультативные (проведение референдума по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса).


Республиканский Референдум в Республике Казахстан

Согласно Конституции Республики Казахстан «единственным источником власти является народ», который «осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам» (п. 1, 2 ст. 2 Конституция РК). В п.п. 2, 3 ст. 33 Конституции РК сказано: «граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме». Данное положение распространяется на всех кроме «граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда».

Конституция Республики Казахстан закрепила республиканский референдум как один из основополагающих принципов деятельности республики. В статье 1 Конституции говорится, что наиболее важные вопросы государственной жизни решаются демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме.

Согласно Конституции единственным субъектом , имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума, является Президент . К тому же Президент может по собственной инициативе принимать такое решение. Парламент может лишь проявлять инициативу о назначении республиканского референдума. С такой инициативой Парламент может обращаться к Президенту. Президент вправе поддержать или не поддержать инициативу Парламента о проведении республиканского референдума.

На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом Республики Казахстан издан Указ, имеющий силу Конституционного закона «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. Республиканский референдум определяется как всенародное голосование по проектам Конституции, Конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан.

Предметом республиканского референдума могут быть:

– принятие Конституции, Конституционных законов, законов республики, внесение в них изменений и дополнений;

– решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.

Не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:

– могущие повлечь за собой нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

– изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики;

– административно-территориального устройства и границ республики;

– правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

– бюджетной и налоговой политики;

– амнистии и помилования;

– назначения и избрания па должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики;

– выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.

Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании. Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.

Запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и иной поддержке мероприятий, связанных с референдумом.

Субъектами инициативы о назначении референдума с обращением к Президенту являются:

1. Парламент.

2. Правительство.

3. Не менее чем двести тысяч граждан республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме. При этом граждане, поднимающие вопрос о назначении референдума, в количественном отношении в равной мере должны представлять все области, столицу республики и города республиканского значения.

Рассмотрев инициативу, Президент принимает одно из следующих решений:

1. О назначении референдума;

2. О необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционного закона или иного решения по вопросу, предлагаемому в качестве предмета референдума, без его проведения.

3. Об отклонении инициативы о назначении референдума.

Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В данном случае они выполняют функции комиссий референдума.

ЦИК подводит итоги республиканского референдума. Она устанавливает общее число граждан республики, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, проголосовавших за положительное решение вопроса, за отрицательное решение вопроса, вынесенного на референдум, и т.д.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. Оно не нуждается в подтверждении акта Президента или органа государственной власти республики. Если между конституционными законами, законами, принятыми на референдуме, и существующими законами будут противоречия, то они должны быть приведены в соответствие с решением, принятым на референдуме.

Заключение

Завершая свою работу, я хотела бы сказать, что референдум является важнейшим институтом прямой демократии, представляет собой непосредственное правотворчество народа.

В древнем Риме термин «референдум» соответствовал термину «плебисцит», что означало постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н.э. по куриям, потом по трибам). Сперва плебисцит не утверждался сенатом, и его соблюдение было обязательным только для плебеев. Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н.э.), с законом Публия (339 год до н.э.) или с законом Гортензия (287 год до н.э.).

С III века до н.э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».

То есть постепенно с развитием общества и демократии мы можем наблюдать, что народ получает возможность участвовать в управлении своим государством, принимать решения и быть уверенным в соблюдении его личностных прав и свобод.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан

2. Конституционный закон «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г.

3. Шеретов С.Г. Конституционное право Республики Казахстан. Краткий курс. Учебное пособие. – Алматы, 2002.

4. Ибраева А.С., Жумагулов М. Правовая систему Казахстана: правовое сознание, правовая культура. – Алматы, 2006.

5. Справочная система «Юрист» – www.zakon.kz.

6. Ассамблея Народов Казахстана – www.assembly.kz

7. Свободная Энциклопедия – www.wikipedia.org

Скачать архив с текстом документа