Рецепция римского права в средневековой Европе

СОДЕРЖАНИЕ: Специфика применения римского права во Франции. Использование римского права в Англии. Характеристика римского права в Германии. Возвращение Европы к уважению права, пониманию его значения для обеспечения порядка и прогресса общества.

Контрольная работа

По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

На тему: «Рецепция римского права в средневековой Европе»

2004 г.

О г л а в л е н и е:

1.Специфика применения римского права во Франции_ 4

2.Использование римского права в Англии_ 8

3.Характеристика римского права в Германии_ 9

Выводы_ 11

Список литературы_ 13

1.Специфика применения римского права во Франции

В истории права мы не сможем обнаружить ни одной национальной правовой системы, которая развивалась бы только в соответствии с логикой своего внутреннего развития, которая сохраняла бы свою полную историческую и национальную самобытность, независимость. Становление европейской правовой науки принято рассматривать, главным образом, как формирование научного правосознания в рамках развития философии права, истории правовой мысли.[1]

Представления о восхождении европейской правовой традиции к римскому праву сегодня настолько прочно определяет пространство профессионального самосознания, что специально уже практически не обсуждается. Однако в советской юриспруденции проблема рецепции обстоятельно исследовалась, помимо историков права только цивилистами.[2] При этом базовая методологическая конструкция такого исследования могла находиться только в рамках идеи обусловленности рецепции по основанию соответствия институтов римского частного права складывающимся в Европе экономическим отношениям, базирующимся на частной собственности. Римское право в его первоначальном виде зачастую представлялось более предпочтительным, чем наслоения, которым оно подверглось в результате творчества средневековых юристов. Если идеология эпохи Ренессанса вообще характеризуется значительным увлечением памятниками классической древности, то это тем более понятно для идеологии юристов, усматривавших в классическом римском праве вполне пригодную правовую систему для опосредствования новых экономических отношений.[3]

Взамен неясных и спорных обычаев римское право несло вполне определенное, писанное право - lex scripta. Взамен раздробленных до крайности правовых систем оно предлагало право, единое для всех мест и сословных групп. Оно предлагало формы, способные регулировать самые сложные отношения торгового оборота; проповедовало освобождение личности и свободу собственности, развязывало личную энергию, необходимую для более интенсивной экономической деятельности.

Известно, что римское право в ряде европейских стран (Италия, Франция, Испания), правда, фрагментарно, никогда не исчезало как действующее право. Однако принято считать, что данное обстоятельство не имело заметного значения ни для процесса рецепции, ни, тем более, для возникновения европейской юридической науки: «Римское право никогда не переставало быть действующим правом в Италии, Франции и Испании; но его существование до глоссаторов, во времена глубокого невежества, было жалкое, неполное, применение и знание римского права было даже настолько недостаточно, что впоследствии могло родиться мнение, будто римское право совершенно не действовало в продолжение нескольких веков и было вновь введено глоссаторами», писл Г.Ф. Пухта.[4] Аналогичного мнения придерживается Р. Иеринг.[5]

В качестве события определившего всю историю европейского права и юридической науки, как известно, называют обнаружение в конце Х1 века рукописи, содержащей Дигесты, сборник юридических материалов, составленный при императоре Юстиниане около 524 г. Исторически данное событие состояло даже не в факте обнаружения упомянутой рукописи, а в деятельности болонской школы глоссаторов, приступившей к изучению и преподаванию кодекса Юстиниана уже в конце Х1 века. Среди наиболее известных представителей данной школы обычно называют имена: Якоб, Гуго, Гозна, Булгар - «четыре доктора». Однако ее родоначальником принято считать Ирнерия. Он был уроженцем Болоньи; упоминается в первый раз в судебном протоколе 1113 года в качестве судьи, а в 1118 году император Генрих V взял его с собою в Рим для того, чтобы он убедил народ в недействительности выбора папы Геласия II. Из этого видно, что к этому времени Ирнерий пользуется уже огромной известностью и авторитетом далеко за пределами своего города.

Римское право во Франции имело достаточно глубокие исторические корни. Большой вклад в изучение процесса рецепции внесли труды Ф. Савиньи «Geschichte des romischen Rechts im Mittelalter» (1-te Aufl. 1815-го и следующих годов, 2-te Aufl. 1835-1851 г.). Результаты Савиньи вызвали всеобщее внимание, и целый ряд дальнейших работ пролил более яркий свет на эту дотоле темную эпоху.[6]

Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и в века, последовавшие за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментирующие эти памятники римского права и использующие при этом методы, подобные глоссированию, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс римского права во Франции начинается XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из видных представителей этой школы - Плацетин - организовал в начале XIII в. преподавание римского права (прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Метод, использованный французскими профессорами-глоссаторами, был таким же, который применяли итальянские основатели этой школы. Они комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в их текст комментарии и пояснения (глоссы), которые в свою очередь также изучались, обобщались и глоссировались. Возрожденное таким образом и объясненное глоссаторами римское право выступало во Франции как «право ученых», оставаясь далеким от практики королевских судов. Руководясь идеей jus naturale, комментаторы незаметно приспособляли римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени.

Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изучалось в других университетах королевского домена. В Парижском университете официально преподавание римского права было разрешено только в 1679 году при короле Людовике XIV.

Людовик Святой (XIII в.) постановил, что римское право не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская власть (с 1312 года при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид «писаного обычая». Отсюда Юг Франции первоначально считался страной обычного права, и только с XIV в. за ним окончательно закрепилось название «страны писаного права» (pays de droit crit).

Большое значение в деле сохранения римского права имело, например, то обстоятельство, что церковь ко всем своим отношениям, то есть к спорам между церковными учреждениями (монастырями и т. д.) и отдельными ее служителями (clerici) применяла римское право - ecclesia vivit lege romana. Вследствие этого сфера действия римского права значительно расширялась.

Восприятие римского права осуществилась в разных частях Европы не в одинаковой степени и не одинаковыми путями. Свою специфику рецепция имела в Англии и Германии.

2.Использование римского права в Англии

Влияние римского права в Англии трактуется неоднозначно. Одни полагают, что Англия не знала романизации, и реального доказательства сохранения здесь римских институтов после падения Римской империи не существует; влияние римского права проявилось лишь через право каноническое и в законодательстве английских монархов; элементы римского права принесли нормандцы, воспринявшие франкское право; рецепция римского права носила кратковременный, фрагментарный характер (через Кодекс Юстиниана); по содержанию реципированное римское право в Англии являлось варваризированным, низким (low) правом.

И.А. Покровский писал, что в Англии преподавание римского права возникает в XII столетии, оно было поставлено глоссатором Вакарием (Vacarius). В XIII веке быстро растущее влияние римского права вызвало сильную оппозицию, в особенности со стороны местной знати; тем не менее, преподавание его не прекращалось.[7] Римское право и здесь «оказало мощное влияние на развитие юридических доктрин в критическую эпоху XII и XIII веков, когда закладывалось основание общего права (common law)».[8] Учения римского права отразились на известных юридических трактатах Гленвилля (ок. 1190 г.) и Брактона («De legibus et consuetudinibus Angliae»[9] , ок. 1256 г.), имевших большое значение в судах. Но феодальный строй в Англии был сильнее, чем в других странах; он сходил со сцены медленнее, и это накладывало свой отпечаток на всю историю страны. Вследствие этого влияние римского права в дальнейшем развитии английского права далеко не было так значительно, как на континенте.

3.Характеристика римского права в Германии

Особый характер приобрела рецепция римского права в Германии. Помимо общих причин, вызывавших распространение римского права везде, в Германии рецепции его способствовало еще и то обстоятельство, что так называемая Священная Римская империя считалась продолжением прежней Римской империи, а императоры первой непосредственными преемниками императоров последней. Вследствие этого Юстиниановский Свод склонны были считать как бы отечественным кодексом, а с другой стороны, законы императоров Священной Римской империи прибавляли к юстиниановскому кодексу, как его непосредственное продолжение. Фикция эта значительно облегчала дорогу римскому праву в Германии; если везде королевская власть в своей борьбе с феодализмом старалась опереться на римское право и легистов, то германские императоры оказывали ему особое покровительство: выше было упомянуто о привилегиях, данных Фридрихом I Болонскому университету. В значительной степени в этом тяготении к римскому праву играла роль и идея единого общеимперского права, идея национального объединения Германии, осуществившаяся лишь в XIX столетии.

Германские императоры в высокой степени содействовали распространению юридического преподавания; покровительство Болонье сменилось впоследствии учреждением собственных университетов. Так, начиная с XIV столетия, возникает целый ряд немецких университетов - в Праге (1348), Вене (1368), Гейдельберге (1386), Кёльне (1388), Эрфурте (1392), Вюрцбурге (1402), Лейпциге (1409) и т. д. И в Германии образованные юристы занимают все более и более влиятельные места в администрации и судах. В частности, в судах мало-помалу они вытесняют неученых народных судей – шеффенов.

Большое значение в этом направлении имело учреждение в 1495 году общеимперского суда - Reichskammergericht. При самом его учреждении было установлено, что из общего числа его членов (16) половина должна состоять из ученых юристов, а впоследствии было предписано, чтобы и другая половина избиралась также из лиц, знакомых с римским правом. При решении дел общеимперский суд должен был судить прежде всего «nach des Reichs gemeinen Rechten», то есть на основании римского права, и лишь во второй линии он должен был принимать во внимание «доброе» немецкое право, на которые сошлются стороны («die fr sie bracht werden»). Таким образом, действие римского права было санкционировано прямым законом. Вслед за Reichskammergericht подобным же образом реформируются другие суды.

К концу XVI-XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно. «Corpus Juris Civilis» Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны, которым мотивировали свои решения суды. Римское право было реципировано при этом не в виде тех или иных отдельных его положений, которые были усвоены путем практики, а все целиком - in complexu. Правда, оно реципировано в принципе in subsidium (в помощь) - лишь на случай недостатка соответствующей нормы германского права, но практически римское право играет роль более чем субсидарную: римское право должен знать суд.

Но реципировано было римское право в таком виде, в каком оно преподавалось с кафедры глоссаторами и комментаторами. Вследствие этого все то, что было выброшено ими, не имеет значения и для судов, в частности, нельзя ссылаться на греческие тексты.

В учениях глоссаторов и комментаторов римское право подверглось значительным изменениям; будучи реципировано и став непосредственным законом, оно продолжало модифицироваться далее. Оно приспособляется в практике судов к этой новой жизни. Так создавалось обновленное римское право - то, которое носит название usus modernus Pandectarum или «современное римское право» («heutiges rmisches Recht»).

Это право и действовало в Германии вплоть до самого последнего времени, хотя, начиная с XIII века, территория его формального действия постепенно стала сокращаться. Мало-помалу в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права в целях переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. издается в Баварии «Codex Maximilianeus Bavaricus» (Баварский кодекс Максимилиана), в 1794 г. в Пруссии - Прусское Земское Уложение (Preussisches Landsrecht), в 1811 г. в Австрии - Общее Гражданское Уложение, в 1863 г. - Саксонское Уложение. Все эти национальные кодексы устраняли на территории данных государств формальное применение римского права, но оно оставалось в силе в остальных княжествах.

Выводы

Анализ литературы показывает, что возрождение изучения римского права отнюдь не обязательно имело следствием повсеместное восприятие на практике предлагавшихся университетами решений. Следствием этого возрождения было прежде всего возвращение Европы к «чувству права», к уважению права, пониманию его значения для обеспечения порядка и прогресса общества. Университеты показали ценность права и ту незаменимую роль, которую оно призвано играть в обществе. В этом состоит значение возрождения изучения римского права независимо от рецепции самого права. Была возрождена концепция, видевшая в праве основу гражданского порядка. Кроме того, возрождение изучения римского права означало, что стали применять термины римского права, использовать принятые в нем структуру и понятия. Деление права на публичное и частное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма были восприняты юристами, воспитанными на базе римского права.

Возрождение изучения римского права - главное, что отмечает возникновение романо-германской правовой семьи. Страны, входящие в эту семью, - это исторически те страны, в которых юристы и практики получали правовое образование в университетах, восприняли правовые концепции, взгляды и образ мыслей школы римского права.

По мере того как шло время, наука римского права все более и более становилась просто наукой права; римское право, преподававшееся в университетах, стало восприниматься как «писаный разум» всего христианского мира. Влияние римского права росло по мере того, как появлялись более поздние компиляции. Об этом со всей ясностью свидетельствует преобразование обычного и партикулярного права во Франции и в Германии. Но в средние века, например во Франции, римское право обладало престижем в определенных областях (например, договоры), и здесь следовали его установлениям.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.

2. Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. Москва, 1910.

3. Иеринг Р. Дух римского права. СПб. 1875.

4. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.

5. Коркунов Н.М. История философии права. СПб. 1908.

6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. 1904.

7. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

8. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. М., 1999.

9. Покровский И.А. История римского права. Мн.: Харвест, 2002.

10. Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. М., 1874.

11. Хвостов В.М. История римского права. М., 1910.

12. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб. 1907.


[1] Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб. 1907; Коркунов Н.М. История философии права. СПб. 1908; Его же. Лекции по общей теории права. СПб. 1904; Хвостов В.М. История римского права. М., 1910; Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. М., 1999; Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998; Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

[2] Цикл работ О.С. Иоффе, посвященных развитию юридической мысли от древнего Рима до современности. См.: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.

[3] Иоффе О.С. Указ соч. С. 48.

[4] Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. М., 1874. С. 3 - 4

[5] Иеринг Р. Дух римского права. СПб. 1875. С. 2.

[6] Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. Москва, 1910.

[7] Покровский И.А. История римского права. Мн.: Харвест, 2002, С.271.

[8] Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. С. 61.

[9] «О законах и обычаях Англии».

Скачать архив с текстом документа