Римско-эллинический период
СОДЕРЖАНИЕ: Римско-эллинистический период – период упадка. В новом эллинистическом мире оказались перемешаны масса языков, религиозных верований, культов, обычаев, обрядов, на фоне, который древнегреческие порядки потеряли свою исключительность, и их уже было невозможно трактовать как уникальные, как достижение цивилизации среди окружающего варварства и эту радикально изменившуюся цивилизацию пытались осмыслить представители эллинистической философии.Римско-эллинистический период – период упадка. В новом эллинистическом мире оказались перемешаны масса языков, религиозных верований, культов, обычаев, обрядов, на фоне, который древнегреческие порядки потеряли свою исключительность, и их уже было невозможно трактовать как уникальные, как достижение цивилизации среди окружающего варварства и эту радикально изменившуюся цивилизацию пытались осмыслить представители эллинистической философии.
Её главной проблемой стала защита человеческой индивидуальности, перед лицом спонтанно – возникших могучих военно-политических структур. В эпоху эллинизма, осмысливая невеликие возможности индивида, на эти структуры, философия выдвинула на первый план такие понятия как – рок, судьба, фатум. Все эти понятия встречались и на первых двух этапах развития античной философии, но только в эпоху эллинизма они становятся преобладающими.
В эпоху эллинизма наиболее заметны следующие основные школы и направления:
1. Эпикуреизм (представители – Эпикур и Лукреций Кар)
2. Стоицизм (представители – Зенон Стоик , Сенека , Марк Аврелий)
3. Скептицизм (представители – Пирон , Кимон и Секст Импирик )
4. Неоплатонизм (представитель – Платин ).
Эпикуреизм.
Эпикуреизм, как философское направление онтологии разделяется с некоторыми поправками идее античного атомизма. Вся бесконечная реальность состоит из атомов и пустоты, которые вечны. Но к традиционным характеристикам атомов Демокрита (форма, порядок, позиция), Эпикур добавляет ещё одну характеристику, а именно вес, или тяжесть. От того – то атомы и движутся в пространстве, падают в низ, под воздействием собственной тяжести. Главное же отличие, от атомистического мышления от концепции Демокрита, заключается в допущении возможности случайного отклонения атомов от равномерного и прямолинейного движения, в результате чего они могут встретиться, сцепиться и формировать сложные тела. Это отклонение, не связано с каким - либо законом, оно произвольно и случайно.
Данное допущение сняло жёсткий детерминизм Демокрита, где всё в жизни предопределено. Идея отклонения важна, так как Эпикур обосновывал ею не только физику, но и этику. Он задавался вопросом – если всё в жизни предопределено, то где же место человеческой свободе? В чём же тогда смысл жизни человека? В атомизме Эпикура важны такие понятия, как бесконечность миров, некоторые из которых, возможно, похожи на наш собственный мир. Миры непременно и непрерывно рождаются и умирают (исчезают), но, однако в целом ничего не меняется, поскольку и атомы образующие мир, и их комбинации, всегда остаются одни и те же, по - причине бесконечности космоса, где любая возможность, уже реализована в действительности. Но главный упор в своей философии Эпикур, как и все представители эллинистического периода, делает на этику. Новизна этических позиций заключается во взгляде на философию, как на практическое учение, обеспечивающая человеку счастливую, безмятежную жизнь, свободную от страданий. Значит одна из главных задач философии – помочь человеку преодолеть страх перед смертью.
По мысли Эпикура – смерть не имеет к нам никакого отношения, поскольку, когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Всё живое стремится избегать страданий и получать наслаждение, и человек не исключение; и глупо было бы осуждать человека за стремление к наслаждению. Однако философ имеет ввиду отнюдь не чувственные наслаждения, а духовные. Наслаждение есть свобода от страданий тела и смятений души. А главной целью в жизни человека философ объявляет – атараксия (т.е. спокойствие, безмятежность духа, свободу индивида от преследующих его страстей, будь то чрезмерная радость или всепоглощающая скорбь, а нормой жизни должно стать разумное ограничение желаний и потребностей, в чём и заключается мудрость философа).
Стоицизм.
Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Кития, существовало в то же историческое время, что и эпикуреизм. Зенон проводил свои философские занятия в одной из Афинских портиков (по-гречески портик – стоя, откуда и пошло название школы). Основная идея стоиков – освобождение человека от влияния внешнего мира, а средствами достижения этого они считали знания, упражнения в добродетели, подъём над суетой окружающей среды. Центральное понятие философов стоиков – это апатия (отречение от всего), патос – означает страсть, а бесстрастие – полное искоренение страстей и эффектов. Более конкретные принципы стоицизма можно сформулировать так:
1. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе.
2. Истинное благо для человека – добродетель, а истинное зло – порок.
3. Добродетель означает – жизнь в согласии с разумом, но основных добродетелей 4-ре: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество; а им противостоят 4-ре порока: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость; а между теми и другими нет переходных состояний, а различие между ними – абсолютно.
4. Всё остальное стоики классифицировали как безразличные морально - индифферентные вещи, т.е. богатство и бедность, здоровье и болезнь, слава и бесславие, жизнь и смерть (они не зависят от человека), а морально – индифферентны они потому, что не зависят от человека, а добродетели и пороки выбираются человеком добровольно и свободно.
5. В мире безразличных вещей единственная возможность свободы открывается не в практическом их преобразовании, а в изменении эмоционального отношения к ним. ??? Вещи и события сами по себе нейтральны, а всё зависит от нашего отношения к ним, т.е. в смерти нет ничего страшного, а страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшной.
6. В мире всё подчинено строжайшей закономерности, которая выражается в понятиях – рок, судьба, фатум. Даже Бог подчинён этой необходимости, значит, человек не может изменить строя вещей, поэтому пусть человек считает, что всё случившееся так и должно было случиться и мужественно переносит удары судьбы. Конечной целью учения стоиков – это так же апатия (безучастное терпение и покой, философ стоик – воплощение сдержанности и терпимости, бесстрастности и бесстрашия, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья). В целом этика стоиков отличается от этики эпикурейцев. Исчезла идея наслаждения, как смысла и цели жизни, на первый план выдвинулась идея необходимости и подчинения, усилились мотивы аскетизма и смирения. Равенство в подчинении судьбе логично привело стоиков к идее равенства всех людей, независимо от социального положения и этической принадлежности. Философия стоиков представляет собой систему аргументов, призванную дать человеку психологическую защиту от превратности, не слишком стабильного и справедливого античного мира в эллинистический период. По замыслу стоиков, человек может обрести надёжную опору только в своём внутреннем мире, т.к. благо или зло не приходят к человеку из вне, а коренятся в наших отношениях к внешним вещам??? Поэтому призрение к опасности, к страданию и к смерти, вещь вполне достижимая для человека, следующая постулатам стоиков.
Скептицизм.
Скептицизм – довольно обычная черта всей античной философии. Как самостоятельное направление скептицизм является так же современником эпикуреизму и стоицизму. Его основателем считается Пиррон из Элиды. Учение скептиков было радикальным сомнением достоверности знанию. Их аргументы следующие
(примеры каждому аргументу надо привести – это Д/З):
1. Люди физиологически и психологически отличаются друг от друга, значит, и воспринимать мир они должны по-разному.
2. Одни и те же вещи вызывают различные ощущения в разных органах чувственности человека. 3. Познание мира искажает различные состояния познающего субъекта.
4. На восприятие вещей влияет расстояние.
5. Воздействие разного количества вещества может быть неодинаковым.
6. Определение взаимоотношений между вещами всегда относительно
(общие выводы : 1. Мир изменчив и текуч, в нём нет чётких однозначных смыслов и определённости. 2. Познавший многое не может придерживаться одного и того же, суть философа заключается в том, чтобы он сумел достойно занять позицию молчания или воздержания от суждений, так как познавший многое не может придерживаться одной позиции)
Неоплатонизм
Весьма мощное и позднее учение. Оно как - бы вернуло философа к исходной и наиболее важной проблеме греческой философии – проблема бытия. Основателем этого направления стал Платин. С Платинном связано учение неоплатонизм не путать с Платонизмом, при этом высшей ступенью бытия является не идеи, как у Платона, а некое единое, оно же благо, которое может быть определено только как самодостаточное первоначало, лишённое любых свойств. Если мы признаём в этом мире существование разумных и неразумных явлений, то выше них есть некий предел того и другого, который не является ни одним ни другим, а разница исчезает, когда их рассматриваем как единое. Оно не познаваемо рационально, и достижимо лишь в сверх - разумном экстазе. Единое как бы переполнено собой, и формирует Нус, он же Ум, включающий в себя уже нечто определённое, числа, идеи, понятия, а ум есть прообраз всех вещей. Эманация ума приводит к появлению мировой души, она олицетворяет всё одушевлённое, создаёт живой, движущийся космос, а материя оказывается низшей формой бытия, она сама по - себе безжизненна и неактивна.
Задача человека – осознать своё место в структурной иерархии бытия и попробовать подняться как можно выше по лестнице:
Душа - ум - единое
Чувства - разум - экстаз