Римское право
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика личных и имущественных отношений между супругами в римском гражданском праве. Отличительные черты агнатского и когнатского родства. Особенности установления и прекращения отцовской власти, личных и имущественных отношений отца и детей.ОГЛАВЛЕНИЕ
Ведение
1. Личные и имущественные отношения между супругами
2. Агнатское и когнатское родство
3. Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей
4. Установление и прекращение отцовской власти (patria potestas)
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Я считаю, что данная тема актуальна не только для Римского права, но и на всем пути развития человечества. В данной работе я уделила внимание родству, а также рассмотрела «личные и имущественные отношения между супругами», а также раскрыла тему «отцовская власть: содержание, установление, прекращение». В древнейший период истории Рима римскую патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи включались не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные (находившиеся в кабале за долги) и рабы. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава - домовладыка (paterfamilias).
Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. д. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.
Термином familiaобозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом — все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. е. имеющий власть).
Цель нашей работы: исследовать вопросы касающиеся темы «отцовская власть: содержание, установление и прекращение».
Задачи темы: Рассмотреть и охарактеризовать, а также понять сущность данной темы. Рассмотреть, как складывались отношения между супругами и их детьми. Раскрыть тему «отцовская власть» и сделать выводы по данной работе.
1. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
Правовое положение женщины. При заключении брака с мужской властью (cum manu mariti) жена попадала под власть мужа. Вначале власть главы семьи была неограниченной, однако с течением времени она ослабела до известных пределов.
Данная форма брака характеризовалась отсутствием у жены личной правоспособности. Все имущество жены являлось собственностью мужа. Жена не могла самостоятельно заключать сделки и выступать в суде. В случае прекращения брака имущество, переданное ею мужу, получить обратно она не могла. Только лишь известную долю, она могла получить в порядке наследования после смерти мужа.
При заключении брака с ограниченной властью мужа (sine manu) жена оставалась под властью отца и юридически оставалась в составе прежней семьи. Но даже и при данной форме брака жена была во многом зависимой от мужа. Она получала имя и сословное положение мужа; закон устанавливал наказание жены за нарушение верности; муж был вправе требовать выдачи жены от всякого лица, кто удерживал ее против воли мужа.
Имущество при данной форме брака оставалось раздельным. Муж получал право управления имуществом жены лишь в том случае, если последняя передавала это имущество мужу на правах управления. Жена могла заключать сделки. Все, полученное от сделок, поступало в состав ее имущества. Приданое (sos). Обычно брачный договор сопровождался заключением соглашения о передаче части имущества жены или ее родителей мужу. Такое имущество именовалась приданым. Оно было предназначено на расходы по ведению хозяйства.
Вначале приданое присоединялось к имуществу жены и становилось собственностью мужа. Во второй период республики при заключении брачного договора заключался дополнительно устный договор, по которому муж должен был возвращать приданое в случае развода или смерти жены.
В период принципата закон делал мужа собственником приданого, он имел право распоряжаться этим имуществом. Закон запрещал, однако, отчуждение земельных участков, поступающих в качестве приданого без разрешения на то жены. В случае расторжения брака подлежало возврату. Такой договор осуществлялся с помощью двух видов исков: иска о возврате приданого и иска, построенного на принципе добросовестности.
На основании иска о возврате приданого (иска строгого права), возникавшего из соглашения о возврате приданого, муж должен был возвратить в обязательном порядке и в полном размере приданое. Этот иск давался не только жене, но и ее наследникам. Если соглашение о возврате приданого отсутствовало, претор предоставлял иск, построенный на принципе добросовестности. Этот иск давался только жене. Поэтому, если жена умирала, приданое оставалось у мужа.
Позднее, в начале VI в. два названных иска были объединены. В любом случае жена и ее наследники получали иск, в соответствии с которым им возвращалось приданое за вычетом издержек, понесенных мужем. В период империи муж предоставлял жене предбрачный дар, т. е. осуществлял вклад в семейное имущество в пользу жены. Поскольку такое дарение осуществлялось до брака, оно и получило наименование предбрачного дара. При Юстиниане такое дарение осуществлялось во время брака, поэтому стало называться дарением ввиду брака.
Размер предбрачного дара был равен приданому. В период брака это имущество находилось в собственности и управлении мужа. В случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене.
2. Агнатское и когнатское родство
Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.
Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:. Далее: Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты....
Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.
Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.
Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням.
Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.
По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец). Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.
Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).
3. Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей
Римскому праву известна была отцовская власть (patria potestas), до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными (сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи). Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора (nota censona), наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец (патерфамилиас или домовладыка) продавал (cboci) сына трижды, он терял власть над ним.
В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae udicium. Отец (патерфамилиас) не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца (патерфамилиаса) над подвластным.
Согласно старому цивильному праву полная власть отца (патерфамилиаса) распространялась не только на саму личность подвласшою, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец (патерфамилиас) мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, т.е. пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца (домовладыки).
Власть эта - по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливается, тем строже представляется право и власть отца над детьми: по мере того, как смягчается юридическое начало в отношениях супругов, смягчается оно и в отношении к детям обоих родителей.
В строгом браке мать относительно детей своих занимала место немного выше сестры и по смерти мужа могла даже попасть под опеку своего совершеннолетнего сына. В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать (или бабка), овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности (unitas personarum), в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами.
В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения (mundium). Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери. При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами.
Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, - с другой. По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам. Согласие родителей необходимо при вступлении детей в брак. Родители могут после себя назначать опекунов к детям. Между родителями и детьми возникает взаимное право на вспоможение и содержание. Родители могут лишить детей своих наследства; родители могут в иных случаях, и в некоторых имениях, назначить на будущее время
наследников своим детям (substiutio pupilla-ris). Дети ограничиваются вправе искать правосудия на родителей, приносить на них жалобу или против них свидетельствовать. В Институциях Гая указывается, что такой власти над детьми, как у римлян, нет почти ни у каких других народов. Он отмечает это как «особенность (исключительное достояние) римских граждан» (Гай, 1.55).
В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства.
В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей.
Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности.
Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей (остаются случаи крайней нужды и только новорожденных). Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право.
Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием.
Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий.
Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).
4. Установление и прекращение отцовской власти
Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и узаконением. Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода.
В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери. Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти - под власть своего отца. Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора (Гай, 1.98). Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio.
Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: ... они и родных детей не имеют в своей власти.
Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.
Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю. В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних. Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права - persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.
В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres. Подробно процедура adoptio описывается Гаем: Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю... (Гай, 1.134). После третьей манципации усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын - его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом... (Гай, 1.134). Для других лиц независимо от пола достаточно было одной мнимой продажи.
В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления.
Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.
Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Это так называемая legitimatio. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения. Известны три способа узаконения:
а) со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);
б) со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак;
в) со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта Прекращение patria potestas. Эманципация.
Прекращение отцовской власти имело у римлян формальный юридический вид, свойство уступки материального права, так что в некоторых случаях (именно когда эмансипированному сыну доходило наследство от матери), за пользование выгодами эмансипации отец вправе был получать от сына вознаграждение (praemium emancipationis). Отличительное свойство новозаконного отношения детей к родителям состоит в том, что нравственный характер в нем преобладает над юридическим: дети являются членами семьи и живут одной жизнью с родителями.
Естественным путем patria potestas прекращалась со смертью отца. Утрата или умаление правоспособности отца также влекли прекращение patria potestas. Однако в случае утраты свободы paterfamilias в результате военного плена власть над детьми приостанавливается до возврата из плена (Гай, 1.129). Утрата римского гражданства как paterfamilias, так и подвластным лицом влекла прекращение patria potestas.
При адрогации усыновленные отцы теряли отцовскую власть над своими детьми. Дети выходили из-под отцовской власти, если сыновья становились фламинами Юпитера, а дочери были посвящены в весталки, в период поздней империи - сыновья, занявшие высшие государственные и церковные посты. Отец мог также добровольно прекращать свою власть над детьми посредством эманципации.
Достигалось это путем троекратной продажи сына, что закреплено было в Законах XII Таблиц. После первых двух продаж доверенное лицо, которому продавался сын, совершал манумиссию посредством виндикации, и сын снова попадал под власть отца. После третьей продажи сын полностью освобождался от власти. Для других лиц достаточно было одной продажи. При наследовании по агнатическому родству эманципированный утрачивал право наследования.
В постклассическом праве эманципация осуществляется в форме простого заявления в присутствии магистрата, а при отсутствии сторон - по рескрипту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья была основой всего древнеримского строя. Принадлежность к семье, к роду определяла в конечном итоге гражданскую правоспособность лица. Возникнув как строго патриархальная, семья строилась на началах неограниченной власти домовладыки над всеми членами семьи. С усилением значения родства по крови, необходимости экономической самостоятельности подвластных происходит ослабление власти paterfamilias.
Созданием брака sine manu жена была освобождена от власти мужа как в личном, так и в имущественном отношении. Это являлось отличительной особенностью римского права.
Родительская власть, по свойству своему, не может быть пожизненным правом отца: хотя нравственное отношение любви и почтения между родителями и детьми не имеет предела во времени, но юридическое свойство власти продолжается в сем отношении лишь дотоле, пока дети нуждаются в опоре, защите и замене или дополнении своей юридической личности. Как ни просто и естественно это предположение, как ни согласуется оно с новой идеей родительской власти, однако же, нельзя сказать, чтобы оно достаточно выяснилось в законе и в практике.
Причиной тому отчасти само свойство семейного отношения, в котором не всегда удобно отделить юридическую сторону от нравственной посредством одностороннего юридического анализа, а отчасти - продолжающееся доныне действие начал римского права, которым на Западе подчиняются иногда невольно и наука и практика в истолковании и применении учреждений, заимствовавших основной свой образ из римского права.
Спорные вопросы о том, кому из родителей принадлежит право на детей, могут возникать в таком случае, когда родители живут розно или когда брачный союз родителей расторгается. Законодательства скудны определительными постановлениями на эти случаи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. Учебное пособие 2006, 208с.
2. Васильева Т.Г., Пашаева О.М Римское право. Конспект лекций. 2008, 160с
3. Батыра К. Всеобщая история государства и права. Под ред.., М.: Былина, 2000г.
4. Косарев А. И. Римское право. М.: Юрид. лит
5. Новицкий И.Б. Римское право. Учебник 2008, 7-е изд., 245с.
6. Новицкого И.Б., Перетерского И.С. М.: Римское частное право. Юриспруденция, 2005. — 448 с.
7. Омельченко О.А.Римское право. Учебник. 2000, 2-е изд., 208с.
8. Покровский История Римского права. Санкт-Петербург.-2008г., 533с.
9. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные.
10. Чезаре Санфилиппо Учебник. Курс. Римское частное право. М. изд. «Бек». 2000г. 654с.