Роль бюджетных санкций в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение ….3 Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях.5 1.1 Государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере...5

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях.5

1.1 Государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере...5

1.2 Сущность бюджетных санкций……………………………………………….8

1.3 Классификация санкций за бюджетные правонарушения………………….10

Глава 2 Роль бюджетных санкций в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ…………………………………………………………………..15

2.1 Анализ количества ревизий и проверок проведенных в 2007-2008 гг……..15

2.2 Анализ выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг……………………………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список используемой литературы………………………………………………...32

Введение

Существенные преобразования бюджетной системы нашего государства в конце прошлого столетия потребовали формирования комплекса средств воздействия на нарушителей бюджетного законодательства - института ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

За непродолжительный период правовое регулирование института ответственности за нарушения бюджетного законодательства претерпело существенные преобразования. Однако, несмотря на его развитие, происходившее в 1994 - 1998 гг., произвольное финансирование отдельных видов расходов, не предусмотренных законами о бюджете, отсутствие многих, особенно процедурных, норм, регламентирующих применение ответственности, сомнительная легитимность имеющихся правил ввиду установления их подзаконными актами, хроническое неисполнение законов о бюджете и другие проблемы свидетельствовали в правовом отношении о слабости законодательного регулирования и механизмов ответственности, а в социально-экономическом отношении порождали самые негативные последствия.

Исследуемая тема весьма актуальна, поскольку в финансовых отношениях принимает участие широкий круг лиц. Знание финансовых санкций дает в свою очередь защиты от произвольного применения мер ответственности в отношении заинтересованных субъектов.

В результате вышесказанного определена актуальность выбранной темы курсовой работы: «Бюджетные санкции, их роль в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ».

Целью написания работы является рассмотрение и анализ нарушений в области финансово-бюджетной сферы РФ.

Исходя из поставленной цели, выявлены следующие задачи:

- определить сущность бюджетных санкций;

- изучить классификацию санкций в области бюджетных нарушений;

- проанализировать количество ревизий и проверок, проведенных в 2007-2008 гг. Росфиннадзором РФ;

- провести анализ выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг.

Теоретической основой явились учебники по предмету «Финансы и кредит», в частности труды Сенчагова В.К. и Поляка Г.Б.

Практической основой явились статистические данные Росфиннадзора РФ, опубликованные на сайте http://www.rosfinnadzor.ru.

Глава 1 Теоретические основы бюджетных санкций в современных условиях

1.1 Государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере

Финансовый контроль раскрывает новые явления в экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет их закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. На всех стадиях общественного воспроизводства, охватывающего производство, распределение, обмен и потребление продукта, финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения с целью выявления противоречий и их регулирования со стороны общества.
Контролируя производственные отношения и производительные силы в сфере производства, финансовый контроль определяет эффективность использования общественного труда как целесообразной деятельности человека, включающего собственно труд, предметы и средства труда, соответствие его действующему законодательству, нормативным правовым актам. В частности, проверяются финансовые отношения на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. На уровне предприятий и организаций проверяется эффективность затрат живого и овеществленного труда, использование основных фондов и оборотных средств. Таким образом, в предмет финансового контроля включаются все составные части процесса воспроизводства, а также законодательная и нормативная база, обеспечивающие функционирование экономики[1] .

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т. е. объект финансового контроля - денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.

Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специальных учреждений за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.

Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие. Финансовый контроль включает контроль за: соблюдением требований экономических законов; распределением и перераспределением стоимости ВВП и НД; оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; налоговыми взаимоотношениями; другие.

Задачи контроля[2] :

- своевременность и полнота выполнения обязательств перед бюджетом;

· выявление внутренних резервов увеличения финансовых ресурсов;

· определение потребности в финансовых ресурсах и размеров денежных фондов;

· правильность ведения финансовой отчетности и другие.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь разработка, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

Финансовый контроль включает проверку[3] :

· соблюдения требований экономических законов (оптимальности пропорций распределения и перераспределения национального дохода);

· составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

· эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

· налоговых взаимоотношений.

· Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

· содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового.

Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

1.2 Сущность бюджетных санкций

Бюджетные санкции - (англ. budget sanctions) - меры воздействия, применяемые в случае нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства урегулирована частью четвертой Бюджетного кодекса РФ . В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе[4] :

  • неисполнение закона (решения) о бюджете;
  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
  • иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения указанных санкций обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Руководители органов Федерального казначейства и их заместители имеют право:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части кодекса;
  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

1.3 Классификация санкций за бюджетные правонарушения

Классификация мер принуждения, применяемых за бюджетные правонарушения, неоднозначна. Так, Другова Ю.В. предлагает следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся[5] :

1) блокировка расходов (ст. 231 БК РФ);

2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст. 290 БК РФ);

4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ).

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:

а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303 БК РФ);

2) пеня (ст. 290, 291, 304, 305 БК РФ, ст. 33 Федерального закона О приватизации государственного и муниципального имущества);

3) выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Думается, что юридическую природу мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, объективно отражает следующая классификация бюджетно-правовых санкций:

1) пресекательные меры (блокировка расходов (ст. 231 БК РФ), приостановление операций по счетам в кредитных организациях (ст. 290 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст. 300 БК РФ));

2) предупредительные меры (сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета - ст. 290 БК РФ);

3) правовосстановительные меры (изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств:

а) используемых не по целевому назначению;

б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст. 289 - 291, 296 - 299, 302 - 303 БК РФ);

выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст. 293 БК РФ));

4) меры бюджетной ответственности (предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, пеня и др.).

Таким образом, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ дает нам право выделять три вида ответственности за нарушения бюджетного законодательства - уголовную, административную и финансовую. Получается, что за правонарушения, предусмотренные ст. 292, 294 - 302, 306 Бюджетного кодекса РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная в виде штрафа и финансовая в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Следовательно, такие правонарушения являются сложными - административно-финансовыми

Помимо названных мер, видимо, к санкциям следовало бы отнести[6] :

1) передачу федеральным органом государственной власти исполнения бюджета субъекта РФ под контроль федерального казначейства за превышение субъектом РФ норматива расходов на обслуживание государственного долга и неспособность самостоятельно осуществлять погашение и обслуживание долговых обязательств (ст. 112 БК РФ).

Как известно, первоначально ряду субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург и т.д.), а в настоящее время и остальным ее субъектам разрешено не только выпускать свои ценные бумаги, но и выходить с ними на внешний рынок. Практически все субъекты РФ активизируют взятие займов у коммерческих банков. Расплатой за рискованную долговую политику может послужить применение ст. 112 БК. Как следствие, возможна смена руководства исполнительной власти субъекта РФ, руководства финансового органа, сокращение его аппарата.

2) запрещение главному распорядителю бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы главного распорядителя бюджетных средств;

3) запрещение главному распорядителю бюджетных средств осуществлять отдельные расходы - п. 2, 4 ст. 166 БК РФ;

4) лишение федерального государственного органа, бюджетного учреждения прав главного распорядителя бюджетных средств вследствие назначения в этот орган (учреждение) уполномоченного по федеральному бюджету, к которому переходят все полномочия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, - п. 3 ст. 166;

5) возмещение на основании судебного акта (нормой является иммунитет бюджетов) в размере недофинансирования; возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, - ст. 238 БК РФ;

6) право законодательного (представительного) органа субъектов РФ, органа местного самоуправления (в случае отклонения отчета об исполнении бюджета по мотивам несоответствия исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете) возбудить процедуру недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц - ст. 273 БК РФ.

Глава 2 Роль бюджетных санкций в усилении финансово-бюджетной дисциплины в РФ

2.1 Анализ количества ревизий и проверок проведенных в 2007-2008 г.

В 2008 году деятельность Росфиннадзора в части осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере была направлена на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

В рамках ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, Росфиннадзором проверялись также вопросы соблюдения валютного законодательства.

Контрольные и надзорные мероприятия в 2008 году осуществлялись в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2008 год, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Л.Кудриным.

Согласно отчетным данным в 2008 году количество контрольных и надзорных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, проведенных Росфиннадзором в 2008 году, сократилось по сравнению с 2007 годом на 5% и составило 20 224 ревизии и проверки (таблица 1).

Данное незначительное снижение обусловлено, в первую очередь, ростом объемов проверяемого финансирования и связанным с этим увеличением трудовых и временных затрат на проведение контрольных и надзорных мероприятий.

Таблица 1. Количество ревизий и проверок, проведенных Росфиннадзором в 2007-2008 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

Динамика, (+/-)

единиц

%

единиц

%

Количество ревизий и проверок

21 367

100

20 224

100

-1143

в том числе:

по Плану деятельности Росфиннадзора на 2007 год (централизованным заданиям Росфиннадзора)

8016

37,5

10318

51,1

+2302

по планам территориальных управлений Росфиннадзора

11132

52,1

8582

42,3

- 2550

по обращениям органов прокуратуры и иных правоохранительных органов

1288

6,0

807

4,0

- 481

по прочим обращениям (в т.ч. Контрольного управления Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, по обращениям Счетной палаты Российской Федерации)

931

4,4

517

2,6

- 414

Рассмотрим в таблице 2 количество ревизий и проверок, проведенное в организациях – получателях средств федерального бюджета в 2007-2008 г.

Таблица 2. Количество ревизий и проверок в организациях – получателях средств федерального бюджета в 2007-2008 г.

Ревизии и проверки проведены

2007 г.

2008 г.

Дина-мика, %

- в организациях – получателях средств федерального бюджета и наделенных правом использования федеральной собственности

16 144

13 972

-13%

- в федеральных государственных внебюджетных фондах РФ

375

650

73%

- в организациях – получателях средств бюджета субъекта РФ и наделенных правом использования собственности субъектов РФ

1 900

2 061

8%

- в территориальных государственных внебюджетных фондах

101

304

201%

- в организациях – получателях средств муниципального бюджета и наделенных правом использования муниципальной собственности

3 945

4 232

7%

- в прочих организациях

1 516

1 016

-33%

Из 20 224 проведенных ревизий и проверок в ходе 10 983 контрольных мероприятий выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, что составляет более 54 % от общего количества ревизий и проверок.

Общий объем средств федерального бюджета, использование которых проверено в 2008 году, составил 2 317 693 млн. рублей, что превышает объем проверенных средств в 2007 году на 71 % (таблица 3).

Таблица 3. Общий объем средств федерального бюджета, использование которых проверено в 2008 году, млн. руб[7] .

Показатели

2007 г.

2008 г.

Динамика, %

Объем средств федерального бюджета, использование которых проверено,

млн. рублей

1 354 155

2 317 693

71%

Процент проверенных средств федерального бюджета от суммы расходов федерального бюджета (без учета обслуживания государственного долга)

34

40

Объем средств федерального бюджета, использование которых проверено,

в расчете на 1 контрольное мероприятие, млн. рублей

63,38

114,65

81%

В 2008 году Росфиннадзором выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства при расходовании более 514 414,05 млн. рублей, в том числе при расходовании средств федерального бюджета более 393 022,4 млн. рублей или 17% от суммы проверенных средств федерального бюджета.

По сравнению с 2007 годом сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, увеличилась на 126,94 % (таблица 4).

Таблица 4. Объем средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг., млн. руб.

Показатели

2007

год

2008

год

Динами-ка, %

Объем средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, млн. рублей, в т.ч.:

218394

514414

135,54

средств федерального бюджета, млн. рублей

173180

393022

126,94

Процент суммы средств федерального бюджета, использованных с нарушениями, от общей суммы средств, использованных с нарушениями, %

79,3

76,4

-2,9

Объем средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере в расчете на 1 контрольное мероприятие, млн. рублей

10,22

25,45

149,0

Рассмотрим структуру средств, в использовании которых выявлены нарушения в 2008 г. на примере рисунка 1.

Как видно из рисунка 1, основную долю в структуре занимают нарушения в использовании средств федерального бюджета – 393022,40 млн. руб. Затем следуют нарушения в использовании средств федеральных государственных внебюджетных фондов – 50523,33 млн. руб. На третьем месте – нарушения в использовании федерального имущества – 31566,92 млн. руб.


Рисунок 1. Структура средств, в использовании которых выявлены нарушения в 2008 г[8] .

Далее рассмотрим динамику выявленных нарушений на примере рисунка 2.


Рисунок 2. Динамика выявленных нарушений в 2007-2008 гг.

Как следует из рисунка 2, доля выявленных средств нарушений в использовании средств федерального бюджета в общей сумме выявленных нарушений составляет 76,4% в 2008 г., и 79,3% в 2007 г. То есть доля выявленных нарушений за изучаемый период снизилась на 2,9%.

Далее рассмотрим динамику выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета РФ за 2007-2008 гг. на примере рисунка 3.


Рисунок 3. Динамика выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета РФ за 2007-2008 гг[9] .

Как следует из рисунка 3, нецелевое использование средств федерального бюджета в 2008 г. увеличилось на 435 млн. руб. или на 33,8%, по сравнению с 2007 г.

В следующей главе рассмотрим нарушения законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере по их видам.

2.2 Анализ выявленных нарушений в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг.

Контрольными и надзорными мероприятиями, проведенными Росфиннадзором в 2008 году, выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере (таблица 5).

Таблица 5. Виды нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2008 г., млн. руб[10] .

Вид нарушения законодательства

в финансово-бюджетной сфере

Выявлено нарушений в использовании средств, млн. рублей

всего

доля в общем объеме нарушений,

%

в т.ч.

в использо-вании средств федераль-ного бюджета

доля в общем объеме наруше-ний, %

неправомерное использование денежных средств и материальных ресурсов, в т.ч.:

36014,69

7,0

22146,72

4,3

нецелевое использование бюджетных средств

2170,22

0,4

1720,40

0,3

неэффективное использование денежных средств и материальных ресурсов

19110,31

3,7

15663,60

3,0

недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней

7072,33

1,4

1960,73

0,4

недопоступление платежей в государственные внебюджетные фонды

967,91

0,2

-

-

расхождение фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета

13833,7

2,7

13712,01

2,7

другие нарушения

437415,11

85

339539,34

66,0

ВСЕГО:

514414,05

100

393022,4

76,4

Динамика структуры выявленных Росфиннадзором нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере за 2007 и 2008 годы представлена в таблице 6.

По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета территориальными управлениями Росфиннадзора в 2008 году направлено в центральный аппарат Росфиннадзора 4029 уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в объеме 884,66 млн. рублей (51,4 % от общей суммы нецелевого использования средств федерального бюджета)[11] .

Таблица 6. Виды нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг., млн. руб.

Вид нарушения законодательства

в финансово-бюджетной сфере

2007 год

2008 год

Динамика, %

всего

в т.ч. в использовании средств федерального бюджета

всего

в т.ч. в использовании средств федерального бюджета

всего

в т.ч. в использовании средств федерального бюджета

неправомерное использование денежных средств и материальных ресурсов, в т.ч.:

27176,19

17998,25

36014,69

22146,72

32,5

23

нецелевое использование бюджетных средств

2469,01

1284,65

2170,22

1720,40

-12,1

33,9

неэффективное использование денежных средств и материальных ресурсов

8616,78

7332,35

19110,31

15663,60

121,78

113,62

недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней

3546,79

353,73

7072,33

1960,73

99,4

454,3

недопоступление платежей в государственные внебюджетные фонды

734,13

-

967,91

-

233,78

-

расхождение фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета

4552,81

4344,91

13833,7

13712,01

203,85

215,59

другие нарушения

173767,69

143151,19

437415,11

339539,34

151,72

137,19

ВСЕГО:

218394,39

173180,43

514414,05

393022,4

135,54

126,94

В правоохранительные органы в 2008 году передано 6507 материалов ревизий и проверок на сумму выявленных нарушений 305 294,3 млн. рублей, что на 146 % больше, чем в 2007 году.

По переданным материалам правоохранительными органами возбуждено 271 уголовное дело по фактам использования 1 498,56 млн. рублей с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере (0,5 % от суммы нарушений по материалам, направленным в правоохранительные органы), в том числе по средствам федерального бюджета – на сумму 1 028,44 млн. рублей.

В результате 3408 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, из них 109 освобождено от занимаемой должности, на 3299 должностных лиц наложены иные дисциплинарные взыскания. К материальной ответственности привлечено 1108 человек.

В 2008 году за нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере по результатам ревизий и проверок, проведенных Росфиннадзором, осуждено 74 человека.

В 2008 году сотрудниками Росфиннадзора по фактам выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 257,9 млн. рублей составлено 3077 протоколов об административных правонарушениях в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[12] .

По сравнению с 2007 годом количество составленных протоколов увеличилось более чем в 1,5 раза.

Всего в 2008 году Росфиннадзором возбуждено 4125 дел об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 397,1 млн. рублей, в том числе по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти.

Общее количество поступивших в 2008 году в Росфиннадзор от органов прокуратуры и иных уполномоченных органов постановлений о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, выразившихся в нецелевом использовании средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, составляет 1040 постановлений на сумму нарушений финансово-бюджетного законодательства при расходовании средств в размере 151,6 млн. рублей.

Из них 433 постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 84,2 млн. рублей органами прокуратуры и иными уполномоченными органами вынесены по материалам ревизий и проверок, проведенных Росфиннадзором.

По результатам рассмотрения Росфиннадзором 993 дел об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 94,3 млн. рублей вынесены постановления о прекращении производства.

По результатам рассмотрения 46 дел об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 450 тыс. рублей вынесены предупреждения. Аналогичные показатели 2007 года составляли 6 дел и 265 тыс. рублей

По результатам рассмотрения 3033 дела об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в размере 266,8 млн. рублей вынесены постановления о наложении административных штрафов на сумму 22,2 млн. рублей.

Общая сумма взысканных штрафных санкций по административным правонарушениям, выразившимся в нецелевом использовании средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов составила 11,9 млн. рублей, из них по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти, взыскано 2,8 млн. рублей.

Показатели динамики объемов средств, использованных с нарушениями законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере, приведены в таблице 7.

Таблица 7. Динамика объемов средств, использованных с нарушениями законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере в 2007-2008 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

Динамика, %

Объем средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, млн. рублей, в т.ч.:

218 394

514 414

135,54

средств федерального бюджета, млн. рублей

173180

393022

126,94

Общая сумма возмещенных средств, использованных с нарушениями законодательства финансово-бюджетной сфере, дополнительно поступивших платежей в бюджет, а также взысканных штрафных санкций, млн. рублей, в т.ч.:

80 674

143974

78,46

средств федерального бюджета, млн. рублей

72891

135553

85,97

Процент общей суммы устраненных нарушений от суммы выявленных нарушений

36,94

27,99

-8,95

Процент суммы устраненных нарушений в использовании средств федерального бюджета от суммы выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета

42,09

34,49

-7,6

В результате реализации Росфиннадзором полномочий по применению мер принуждения за нарушения законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере в 2008 году возмещено средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, дополнительно поступило платежей в бюджет, а также взыскано штрафных санкций в размере 143 974 млн. рублей, что на 78 % больше аналогичного показателя 2007 года.

Рассмотрим сведения о возмещении средств, использованных с нарушением за период 2007-2008 гг. на примере рисунка 4.

Как следует из рисунка 4, доля возмещенных средств, использованных с нарушением в общей сумме выявленных нарушений составляет в 2008 году 27,9%, а в 2007 году – 36,9%.


Рисунок 4. Сведения о возмещении средств, использованных с нарушением за период 2007-2008 гг[13] .

То есть сумма возмещенных средств, использованных с нарушением в общей сумме выявленных нарушений в 2008 г. снизилась по сравнению с 2007 г. на 9%.

Заключение

При анализе бюджетных нарушений в качестве финансово-бюджетной дисциплины в РФ за 2007-2008 гг. были сделаны следующие выводы:

- Из 20 224 проведенных ревизий и проверок в ходе 10 983 контрольных мероприятий выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, что составляет более 54 % от общего количества ревизий и проверок.

- Общий объем средств федерального бюджета, использование которых проверено в 2008 году, составил 2 317 693 млн. рублей, что превышает объем проверенных средств в 2007 году на 71 %.

- В 2008 году Росфиннадзором выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства при расходовании более 514 414,05 млн. рублей, в том числе при расходовании средств федерального бюджета более 393 022,4 млн. рублей или 17% от суммы проверенных средств федерального бюджета.

- По сравнению с 2007 годом сумма средств федерального бюджета, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, увеличилась на 126,94 %.

- По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета территориальными управлениями Росфиннадзора в 2008 году направлено в центральный аппарат Росфиннадзора 4029 уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в объеме 884,66 млн. рублей (51,4 % от общей суммы нецелевого использования средств федерального бюджета).

- В правоохранительные органы в 2008 году передано 6507 материалов ревизий и проверок на сумму выявленных нарушений 305 294,3 млн. рублей, что на 146 % больше, чем в 2007 году.

- В результате реализации Росфиннадзором полномочий по применению мер принуждения за нарушения законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере в 2008 году возмещено средств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетной сфере, дополнительно поступило платежей в бюджет, а также взыскано штрафных санкций в размере 143 974 млн. рублей, что на 78 % больше аналогичного показателя 2007 года.

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

2. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит, банки. – М.: Финстатинформ, 2006. – 203 с.

3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 289 с.

4. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М.: Инфра-М, 2006. – 272 с.

5. Грязнова А.Г. Финансы. – М.: Инфра-М, 2008. – 504 с.

6. Информация о результатах проверок, проведенных Росфиннадзором в 2008 году. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1476.

7. Климович В. П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 256 с.

8. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Велби, 2008. – 416 с.

9. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Инфра-М, - 544 с.

10. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.- СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. – 360 с.

11. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: Учебник. – М.: Экономистъ, 2007. – 687 с.

12. О результатах деятельности Росфиннадзора в 2005-2008 гг. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1536.

13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов и др.; под ред.В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 720 с.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2007. - 512 с.

15. Финансы, деньги, кредит. Учебник. / Под ред. Соколовой О.В.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 285 с.


[1] Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М.: Инфра-М, 2006. – 272 с.

[2] Грязнова А.Г. Финансы. – М.: Инфра-М, 2008. – 504 с.

[3] Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит, банки. – М.: Финстатинформ, 2006. – 203 с.

[4] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

[5] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

[6] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

[7] Информация о результатах проверок, проведенных Росфиннадзором в 2008 году. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1476.

[8] О результатах деятельности Росфиннадзора в 2005-2008 гг. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1536.

[9] О результатах деятельности Росфиннадзора в 2005-2008 гг. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1536.

[10] Информация о результатах проверок, проведенных Росфиннадзором в 2008 году. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1476.

[11] Информация о результатах проверок, проведенных Росфиннадзором в 2008 году. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1476.

[12] Информация о результатах проверок, проведенных Росфиннадзором в 2008 году. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1476.

[13] О результатах деятельности Росфиннадзора в 2005-2008 гг. - http://www.rosfinnadzor.ru/catalog.aspx?Id=1536.

Скачать архив с текстом документа