Роль государства и общественных организаций в решении проблем студенческой молодёжи
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ Введение с. 3 Глава 1. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы …с. 6-19 1.1.Социальные проблемы студенческой молодёжи …..с. 6СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………с. 3
Глава 1. Научно-теоретические основы исследуемой проблемы………с. 6-19
1.1.Социальные проблемы студенческой молодёжи……………..с. 6
1.2. Основные положения государственной молодёжной
политики………………………………………………………….…с. 13
Выводы по первой главе…………………………………………………с. 19
Глава 2. Практика решения проблем студенческой молодёжи………..с. 20-32
2.1. Обобщение опыта социальной работы со студенческой
молодёжью …………………………………………………….…….....с. 20
2.2. Ход и результаты собственного исследования………………….с. 24
Выводы по второй главе……………………………………………………...с. 32
Заключение…………………………………………………………………….с. 33
Список литературы……………………………………………………………с. 35
Приложение…………………………………………………………………....с. 38
ВВЕДЕНИЕ
Очевидна актуальность изучения решения проблем студенческой молодежи: выявление комплекса ценностей и социальных ролей в современных условиях; наиболее распространенных путей воздействия на студенчество; роли отдельных общественных институтов в этом процессе.
Российское общество в условиях всесторонней структурной ломки, изменения содержания социальных институтов и общностей характеризуется утратой традиционных рычагов воздействия на молодежь (в том числе и на студенческую молодёжь). Меняется ее положение в обществе, происходит кардинальная смена ценностных приоритетов и ориентиров.
Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы.
Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.Именно студенчество представляет собой наиболее чувствительную к переменам социальную группу, быстро реагирующую на общественные изменения. Все изменения, происходящие в российском обществе, так или иначе, влияют на социальный портрет студенчества. В условиях трансформирующегося российского общества актуализируются социальные проблемы студенческой молодёжи.
На этом фоне важную роль в решении проблем студенчества играет государство, которое создаёт систему социальной защиты, направленную на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.
В настоящее время студенческая молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов.
Изучением социальных проблем студенческой молодежи в различные периоды занимались многие ученые и практики, такие как: Алещенок С.В., Бабочкина П.И., Бунич В.А., Быкова С.Н., Васильева Е.Ю., Гурвич Г., Дубинина Э.В., Журавлев Г.Т., Зубок Ю.А., Здравомыслов А.Г., Иванов В.Н-.Ксенофонтов В.Н., Колесников Ю.С., Коптева Н.Т., Ковалёва Т.В., Куприянова З.В., Кухтевич Т.Н., Лисовский В.Т., Родионов В., Руткевич М.Н., Ручкин Б.А., Сорокин П.А., Ужегова З.А., Чупров В.И., Шаламова Л.Ф. и др.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил выявить противоречие, которое выражается в том, что студенческая молодёжь должна полноценно развиваться и получать новые знания, но этому мешают различные социальные проблемы, которые должны разрешаться государством.
Указанное противоречие и анализ научной литературы определили выбор темы: «Роль государства и общественных организаций в решении проблем студенческой молодёжи».
Объектом исследования является студенческая молодежь высших учебных заведений.
Предмет исследования — деятельность государственных органов и общественных организаций в решении проблем студенчества.
Цель исследования: проанализировать роль государства и общественных организаций в решении проблем студенческой молодёжи.
В задачи исследования входит:
1) анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) рассмотреть основные социальные проблемы студенческой молодёжи;
3) изучить основные положения государственной молодёжной политики;
4) обобщить опыт социальной работы со студенческой молодёжью;
5) проанализировать результаты собственного исследования;
В ходе научной работы были использованы такие методы исследования как: анализ научной литературы, анкетирование, изучение правовых документов, федеральных законов, обобщение опыта работы, метод математического исследования данных.
База исследования : ГОУ ВПО «Магнитогорский Государственный университет».
Практическая значимость : результаты исследования могут быть использованы специалистами социальной работы при организации деятельности со студенческой молодёжью.
Структура исследования : курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Социальные проблемы студенческой молодёжи
Обращение внимания к социальным проблемам студенческой молодёжи обуславливается рядом факторов, связанных с противоречивостью влияния модернизационных процессов в России, на политико-правовое сознание молодежи, политическую активность молодого поколения, крайне низкую неконструктивную степень её участия в общественно-политической жизни, формирование и строительство гражданского общества, эффективность концептуальных основ государственной молодёжной политики.
Для того чтобы определить научно-теоретические основы исследуемой проблемы нужно определиться, что здесь будет рассматриваться не только студенческая молодёжь, но и студенчество и молодёжь в целом.
В документах о государственной молодёжной политике сказано, что «молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет» (15; c. 64). Однако молодость -- не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения студенческой молодёжи.В разработках О.В. Лармина «студенческая молодежь — это специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, объединенная выполнением специальных учебных и социально-подготовленных функций, готовящихся к выполнению в обществе социальных функций, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни» (8; с. 15). А в работах В.Т. Лисовскогодается определение студенческой молодёжи как «социальной группы в социальной структуре общества, которая по общественному положению относится к интеллигенции, является ее резервом, предназначенной для занятий высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, культуры и др.» (9; с. 154)
Следующая точка зрения принадлежит А.С. Власенко: «Студенческая молодёжь – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» (4, с. 197). Мы не разделяем точку зрения А.С. Власенко, т.к. по нашему мнению современная студенческая молодёжь должна не только приобретать знания, но и осуществлять практическую деятельность.
Современные социологи определяют специфические характеристики студенческой молодежи. О.В. Рудакова выделяет следующие:
1. студенчество самая значительная по численности и по роли в системе общественного воспроизводства социальная группа;
2. главная функция студенчества пополнение рядов квалифицированных слоев общества специалистов и интеллигенции;
3. студенческая молодежь является особенной переходной социальной группой, в рамках которой осуществляется личностное и социальное становление;
4. отличительная особенность студенчества стремление ко всему новому, в силу отсутствия опыта склонность к максимализму, преувеличению собственного мнения;
5. состав студенческой группы формируется из представителей различных слоев и классов населения примерно одинакового возраста с определенным уровнем образования;
6. студенческая молодежь наиболее чувствительна к общественным трансформациям и открыта для восприятия любых инноваций (18; с. 36).
Также следует рассмотреть такое определение как студенчество. «Студенчество — особая социальная группа молодежи, основным занятием которой является подготовка к высококвалифицированному труду в учреждениях высшего профессионального образования. Существует несколько подходов к анализу студенчества. Ученые определяют студенчество как социально-демографическую, социально-профессиональную и общественную группу» (33; с. 56).
Такой автор как Л.Я. Рубина определяет студенчество как «мобильную социальную группу, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве» (17; с. 37).
С точки зрения А.Н. Семашко студенчество определяется как отдельная социальная группа. Он утверждает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе» (19; с. 63).
А в свою очередь Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество– особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения» (23; с. 75). Мы соглашаемся с мнением Т.В. Ищенко потому, что студенчеству действительно соответствует классовая разнородность.
И.В. Милицина определяет студенчество как «идентификационную группу, объединенную возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле» (10; с. 49).
Студенчество представляет собой значительную группу молодежи, отличительной чертой которой является численность. Как отмечает О.В. Рудакова, «студенчество, как и молодежь в целом, не является социальным элементом, существующим наряду с классами; это, прежде всего, неотъемлемая составная часть социальной структуры общества, в которой специфически проявляются сущностные свойства и черты классов и слоев. Студенческая молодежь, состоящая из представителей различных классов и социальных общностей, обладает сходными чертами и общими интересами» (18; с. 42).
На наш взгляд, наиболее полное и точное определение студенчества дает О.В. Рудакова. «Современное студенчество как социальная группа, являясь составной частью молодежи, состоит из представителей различных классов и социальных общностей» (21; с. 35).
Студентов традиционно отличает более заметная ориентация на политическую или научную карьеру. По данным Фонда общественного мнения, опрос, проводимый в августе 2008 года, показал, студенты более амбициозны, их должностные притязания значительно выше, чем у молодежи в целом. Больше половины третьекурсников (57 %) заявили о желании в будущем занять две наиболее высокие позиции в должностной иерархии – руководитель предприятия и руководитель более высоких звеньев управления. Среди молодежи в целом такие притязания высказали только 32 % (28).
Как социальная группа студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.
«Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества» (11; с.133).
Как уже отмечалось выше, студенчество — это переходная социальная группа, в рамках которой осуществляется личностное и социальное становление, идет процесс социализации — усвоения социальных ценностей и норм, формирование мировоззрения.
Студенческий период имеет особое значение как время самого активного развития нравственных и эстетических характеристик, становления и стабилизации характера, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые.
Обобщая вышесказанное, студенчество — это социальная группа, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, социально-психологическими особенностями, основным занятием которой является получение высшего профессионального образования. Интересы студенческой молодежи состоят не только в получении соответствующего образования, но и освоении культурных и духовно-нравственных ценностей, стремлении быть востребованными на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности.
Настоящее социально-экономическое положение в стране не обеспечивает достаточных условий для реализации молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие.
Студенческая молодёжь не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.
В свою очередь, студенчество стратифицировано по типу и уровню получаемого образования. Для нас наибольший интерес представляет студенческая молодежь, обучающаяся в высших учебных заведениях.
Важно отметить, что студенчество — значимая часть молодежи. Следовательно, социальные проблемы здесь будут проявляться одинаковые.
К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению особо важных, по мнения молодежи, сторон жизни, налаживание обратной связи (33).
Опираясь на труды Дубинина Э.В можно выделить, что существуют проблемы, касающиеся всех страт молодежи, в том числе студенческой, и находят они свое конкретное выражение в более частных противоречиях:
1. между объективной потребностью общества в развитии социальной активности студенческой молодежи и слабой включенностью студентов в разрешение своих собственных проблем;
2. между наличием негативных тенденций в молодежной, и в частности студенческой, среде и слабой массовой активностью молодых людей в их преодолении;
3. между настоятельной необходимостью актуализации социального творчества учащихся вузов и ссузов и реально малочисленным составом студенческих общественных объединений и профсоюзных организаций или отсутствием первичных общественных организаций молодежи в учебных заведениях подобного типа;
4. между широким спектром проблем, трудностей, с которыми объективно сталкиваются студенты, обучаясь в высших и средних специальных учебных заведениях, и слабой представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления, существующих в образовательных учреждениях направлений работы, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами соответствующего учебного заведения;
5. между наличием традиционных органов студенческого самоуправления и невысокой степенью их влияния на студенческую молодежь;
6. между сложностью организации жизни и деятельности студентов и слабой координацией взаимодействия в решении студенческих проблем между органами студенческого самоуправления, администрациями учебных заведений иных социальных структур, органами государственной власти, местного самоуправления;
7. между необходимостью оптимизации деятельности органов студенческого самоуправления в высших учебных заведениях (вузах) и средних специальных учебных заведениях (ссузах) и недостаточной разработанностью социальных технологий по актуализации субъектного потенциала студентов для реализации собственных, государственных, общественных интересов.
Острыми проблемами студенчества являются проблемы трудоустройства, проблема сохранения здоровья, досуг. Часть студентов обращают внимание и на проблемы бедности, быта, общественной деятельности. Можно выделить и множество других проблем, например как: особо студенты обращают внимание на ухудшение экологической обстановки, проблемы профессионального и социального самоопределения, жилищные проблемы, проблемы психологического характера (17).
После определения такого обширного ряда социальных проблем, невольно встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходима целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться.
Таким образом, систему социальной защиты будет обеспечивать государство, в виде реализации государственной молодежной политики.
1.2 Основные положения государственной молодежной политики
В предыдущем параграфе мы рассмотрели социальные проблемы студенческой молодёжи и определили, что в разрешении этих проблем первоочередную задачу играет государственная молодежная политика.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д.
Государственная молодежная политика (ГМП) является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности (9).
Государственная молодежная политика проводится в отношении:
1) граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;
2) иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
3) молодых семей – семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
4) молодежных объединений (22).
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
1. создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
2. воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
3. реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
4. содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
5. недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
6. создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
7. расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
8. реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Принципы деятельности органов исполнительной власти государства по реализации ГМП основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:
1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.
2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.
3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.
4. Принцип участия - молодежь — не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения – активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации (24).
Государственная молодежная политика призвана обеспечить:
1. стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
3. формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
4. разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
5. формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
6. становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
- освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Социальная политика, включающая в себя социальное развитие, социальную поддержку и социальную помощь, семейную и демографическую политику, основывается на партнерстве государства и личности, создание условий для социального становления и развития, обеспечение равных стартовых возможностей, социальную поддержку в получении общего и профессионального образования, в занятиях художественном, научном и техническом творчестве, адресную социальную помощь тем, у кого ограничены собственные возможности, и тем, кто попал в трудные жизненные обстоятельства (7).
Применительно к государственной молодежной политике это означает:
· соблюдение и недопущение нарушений прав и свобод молодого человека – гражданина;
· социальная поддержка молодых людей, у которых затруднен доступ к образованию и реализации и развитию своих способностей; работа с одаренными детьми и творческой молодежью;
· адресную социальную помощь;
· социальную поддержку молодой семье.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
Выводы по главе I:
Таким образом, проведя анализ научной литературы, мы выяснили, что:
1. настоящее социально-экономическое положение в стране не обеспечивает достаточных условий для реализации молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие;
2. студенческая молодежь особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества, она быстро реагирует на общественные изменения, которые порождают социальные проблемы, связанные с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям;
3. проблемы студентов связаны с профессиональным и социальным самоопределением, недостаточным материальным обеспечением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д., что говорит о необходимости системы социальной защиты, направленной на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.
4. устранение социальных проблем студенческой молодёжи зависит от взаимодействия государственных структур, от того, как реализуется государственная молодежная политика.
ГЛАВА II. ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
2.1. Обобщение опыта социальной работы со студенческой молодёжью
Социальная работа для студенческой молодежи является принципиально новым видом деятельности в Российской Федерации. В силу этого проблема является недостаточно разработанной в нормативном плане. Проект Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации определил социальные службы для молодежи как организации, которые независимо от организационно-правовых форм и форм собственности осуществляют мероприятия по социальной поддержке молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, содействию в социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию молодежи без образования юридического лица. Чтобы наиболее полно обобщить опыт социальной работы со студенческой молодёжью в Росси, мы обратились к американскому опыту социальной работы со студентами. Это обусловлено тем, что США является родиной социальной работы, где она появилась как профессиональная деятельность в конце XIX века, и высокий уровень профессионализма, достигнутый этой страной в социальной работе, признается во всем мире. Более того, в большинстве стран используются сегодня именно американские модели организации социальной работы как наиболее универсальные и отвечающие ожиданиям общества и возможностям профессии(16).
Программы социальной работы с учащимися профессиональных учебных заведений в США строятся на основе следующих ведущих принципов: периодическая обновляемость содержания программы социальной работы, гибкость, универсальность, критичность в оценке содержания программ, вычленение обязательного и вариативного компонентов в программах и социальных проектах, скоординированность действий всех субъектов социальной работы, обязательная включенность учащихся в различные виды социальной практики, внедрение идеи партисипативности, которая характеризуется интерактивным общением всех заинтересованных лиц по вопросу определения целей, содержания, форм и средств организации социальной работы и использует неформальные пути привлечения учащихся и их родителей в процессы принятия решений.
Департамент образования, здравоохранения и социального благосостояния правительства США сгруппировал все виды помощи, оказываемые студентам, в две большие группы: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях (22).
Первый вид помощи обеспечивает адекватные стандарты существования, здоровья и благосостояния студента и может быть оказан в том случае, если у него недостаточный доход, или же он вообще не в состоянии учиться. Помощь для поддержания жизненного уровня оказывается разово или в течение длительного времени, в зависимости от продолжительности тяжелого положения нуждающегося, а ее объем определяется в соответствии с конкретным случаем. Данная помощь может быть выражена в форме долговременной помощи или единовременного пособия. Это может быть выплата для приобретения одежды, обуви, мебели, постельного белья, одежды для беременных и новорожденных, а в определенных условиях - для ремонта, переезда, на рождество.
Второй вид помощи - помощь в особых жизненных ситуациях - предусмотрен для молодых людей, которым необходима поддержка в особых ситуациях, как, например, болезнь, увечье, содействие в профессиональном образовании или удары судьбы. Помощь в особых жизненных ситуациях оказывается независимо от того, виноват ли в этом случае сам нуждающийся или нет. Тот факт, что нуждающийся не имеет возможности помочь себе сам или получить помощь от других, оказывает решающее значение. Оба вида помощи реализуются через социальные службы местных общин или учебных заведений. Существует также ряд выездных социальных бригад, в которых работают добровольцы из благотворительных организаций. В отдельных случаях оплату этих услуг берет на себя социальная служба университета.
Особая роль отводится студентам - волонтёрам социальных служб. По подсчётам экспертов, сегодня более 75 % молодых американцев входят, по крайней мере, в одну добровольческую группу. Иначе говоря, американский третий сектор включает в настоящее время свыше 1 млн. организаций, несущих основной груз социальной защиты и поддержки населения (12).
В Соединенных Штатах в социальной работе акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он(а) нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недостаточно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяснения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.
Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями.
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.
На наш взгляд, поиск собственных, российских моделей социальной работы с молодежью должен вестись на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.
Исследование американского опыта важно для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения все еще существенно различных и во многом искусственно разобщенных социальных систем, поиска работоспособных механизмов стимулирования интеграционных процессов.
Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития (24).
Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная.
Следующий уровень проблем адаптации - это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.
Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.
Таким образом, адаптация американского опыта социальных служб вузов возможна на основе творческого использования практики США с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.
Социальная работа со студенческой молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.
Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:
1. повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;
2. получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;
3. участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;
4. создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.
Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.
Теперь рассмотрим, как осуществляется работа с молодежью различными общественными организациями. Политические организации могут действовать в пространстве социальной работы с молодежью в ряде аспектов. Во-первых, политическая деятельность – это, в существенной степени, борьба за власть, и ею определяются решения властных структур. Прямое влияние этой деятельности на выработку непосредственно молодежной политики не очевидно. Однако, молодежная политика представляет собой неотъемлемую часть политической жизни вообще, в которой все взаимосвязано. Поэтому нельзя утверждать, будто рост влияния той или иной партии и ее молодежной организации не имеет к социальной защите молодежи никакого отношения. Во-вторых, политические движения и партии участвуют в реализации социальной защиты населения, в том числе, молодежи, в качестве организаций, осуществляя различного рода благотворительность. Разумеется, делается это ради имиджа, завоевания электората; но осуществляются при этом довольно масштабные программы, с привлечением негосударственных средств.
В то же время, включение в законные формы политической активности может канализировать инициативу молодежи, предохраняя ее от антиобщественных действий. Поэтому с точки зрения интересов социальной работы с молодежью палитра политических движений и партий, борющихся за ее поддержку, далеко не безразлична.
Разумеется, социальные работники не могут своими силами обеспечить доминирование позитивно влияющих на молодежь сил. Однако, знать политическую ситуацию, предпочтения и симпатии молодежи, влиять на них, сотрудничать с руководством политических партий и движений они могут и обязаны.
Получается, что сегодня источниками развития молодежного общественного движения являются: интерес молодежи к общению со сверстниками, потребность взаимодействия в группе; заинтересованность педагогов во взаимодействии с молодежным коллективом с целью воспитательного влияния на его членов; общественный заказ на гармоничную социализацию подрастающего поколения, которая проходит более успешно с помощью развитой системы «общественной практики» молодежи в общественных организациях.
2.2. Ход и результаты собственного исследования
Для изучения проблем студенческой молодёжи было проведено анкетирование среди учащихся высшего учебного заведения, а именно студентов Магнитогорского государственного университета. Количество респондентов составило 50 человек. Целью анкетирования являлось выявление основных проблем, которые остро влияют на студенческую молодёжь, анализ того, кто должен решать возникающие проблемы.
Таблица 1.
Мнение респондентов на вопрос «Кто в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
Семья | - |
Органы власти | 24 |
Комитеты по молодежной политике | 16 |
Молодежные организации, движения | - |
Каждый индивидуально | 56 |
Образовательные учреждения | - |
Затрудняюсь ответить | 4 |
Мы видим, что большинство участников готовы сами нести ответственность за решение проблемы, но не мало тех, кто готов взвалить эти проблемы на плечи органов власти. Конечно это плохой показатель, потому что каждый человек должен индивидуально решать свои проблемы. Органы власти должны только помогать ему в этом. (смотри табл. 1)
Таблица 2.
Ответы респондентов на вопрос «Знаете ли Вы о молодежных программах реализуемых в нашей стране?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
Да знаю | 42 |
Нет, не знаю | 18 |
Затрудняюсь ответить | 40 |
Мы видим, что почти половина респондентов знает о наличии молодежных программ 42% . Это свидетельствует о том, что молодежь интересуется молодежными программами, хотя и в недостаточной мере. Значит, по этому показателю можно судить о средней степени активности молодежи. (смотри табл. 2)
Таблица 3.
Ответы респондентов на вопрос, «Из каких источников Вы узнаете об интересующих Вас событиях и проблемах?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
От друзей, знакомых | 34 |
Через средства массовых информаций | 50 |
Из других источников | 16 |
Большинство получает сведенья о событиях через средства массовых информаций и это не удивительно, потому что на сегодняшний день существует масса различных газет, телевизионных каналов и т.д. Из этого следует, что средства массовых информаций играют важную роль в информировании молодежи. (смотри табл. 3)
Таблица 4
Ответы на вопрос, «Какие из направлений работы с молодежью самые важные?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
Развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства | 22 |
Профессиональная подготовка и переподготовка | 18 |
Юридическая служба занятости | - |
Профилактика подростковой преступности | 20 |
Подготовка молодежи к браку, семейной жизни | 10 |
Свой вариант | 30 |
На этот вопрос респонденты ответили неоднозначно. Свой вариант предложили 30%. 20% посчитали, что главным направлением должна быть политика государства в отношении молодежи, а именно создание государством эффективной законодательной базы для благоприятного развития, становления молодежи в различных сферах общества. Также не остались без внимания семейная жизнь, профессиональная подготовка. По этим данным можно судить о том, что не малая часть респондентов считает важными другие направления и приводят их примеры, а это в свою очередь говорит о том, что эта часть молодежи не согласна с существующими направлениями. (смотри табл. 4)
Таблица 5.
Ответы на вопрос, «Какие из указанных проблем волнуют Вас больше всего?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
Наркомания | 10 |
Безработица, проблемы трудоустройства | 36 |
Экономические, финансовые проблемы | 22 |
Жилищные проблемы | 20 |
СПИД | 8 |
Преступность | |
Трудности получения качественного образования | 4 |
Свой вариант | - |
На первый план выходят проблемы трудоустройства и безработицы, финансовые проблемы, а также жилищные. Из этого можно судить о том, что проблемы трудоустройства не остаются без внимания молодежи и беспокоят их не меньше чем финансовые и жилищные. (смотри табл. 5)
Таблица 6.
Ответ респондентов на вопрос «Играет ли молодежь заметную роль в общественной жизни, ощущается ли ее влияние на происходящее в стране?»
Варианты ответов | Количество ответов в % |
Да влияет | 34 |
Да, но влияние не велико | 52 |
Нет, не влияет | 14 |
По данным этой таблицы видно, что 52% опрошенных считают, что да молодежь влияет на происходящее в стране, но это влияние не велико, а это в свою очередь говорит о недостаточном уровне активности молодых людей. (смотри табл. 6)
Таблица 7.
Ответ респондентов на вопрос «Способна ли молодежь сама решать свои проблемы?»
Варианты ответов | Количество ответов в % |
Да считаю | 26 |
Нет, не считаю | 74 |
Мы видим, что показатели неутешительные только 26% считают, что могут самостоятельно справиться со своими проблемами. Это говорит о том, что молодежь не в состоянии решать свои проблемы самостоятельно.
(смотри табл. 7)
Таблица 8.
Ответ респондентов на вопрос, «Из каких источников можно получить информацию о правах человека?»
Варианты ответов | Количество ответов, в % |
Конституция | 25 |
Телевиденье | 25 |
Юрист | 15 |
Интернет | 35 |
Свой вариант | - |
На этот вопрос респонденты ответили достаточно ровно и затронули все перечисленные источники. Хотя процент тех, кто получает информацию о правах человека через Интернет и телевиденье несколько выше. Это уже во второй раз подтверждает то, что СМИ занимает лидирующее место в информирование молодых людей. (смотри табл. 8)
Таблица 9.
Ответ респондентов на вопрос, «В какой степени Вы информированы о системе образования в нашей стране?»
Варианты ответов | Количество ответов в % |
Имею достаточно информации | 56 |
Имею не достаточно информации | 44 |
Совсем не имею информации | - |
По этим данным видно, что больше половины респондентов имеют достаточно информации о системе образования в нашей стране, но не мал и процент тех, кто имеет недостаточно информации 44%. Это говорит о недостаточном информирование молодежи о системе образования в нашей стране. (смотри табл. 9)
В целом по результатам исследования мы выявили, что прошедшая анкетирование молодежь недостаточно активна в решении своих же проблем. Самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может. Для того чтобы справиться со всеми проблемами, молодежи нужна поддержка со стороны государства. Государство считают респонденты должно больше внимания уделять молодежи создать такую молодежную программу, которая была бы понятной для молодежи, создать программу, которая затрагивала и учитывала бы все интересы молодых людей. Не мало важным является и гуманное отношение всего остального общества. В свою очередь половина молодежи не собирается виснуть на плечах государства и общества. На вопрос кто, по вашему мнению, в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи 56% молодежи, ответили, что мы несем эту ответственность, но нести эту ответственность должна вся молодежь, потому что без ее активного участия государство справиться с проблемами просто не в состоянии.
Выводы по главе II:
Таким образом, во второй главе мы выявили, что
1) собственные, российские модели социальной работы со студенческой молодежью должны вестись на основе творческого использования американского опыта с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций;
2) общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, что ведёт к повышению общественной активности молодого поколения, развитию толерантности в молодежной среде;
3) работа с молодежью осуществляется различными общественными организациями, из-за этого она включается в законные формы политической активности;
4) прошедшая анкетирование молодежь является не достаточно активной в решении своих проблем, что самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы не вызывает сомнений вследствие того, что рассматриваемая проблема приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Студенческая молодёжь представляет собой наиболее чувствительную к переменам социальную группу, быстро реагирующую на общественные изменения, которые вызывают трудности адаптации к современным социально-экономическим условиям. В связи с этим у студентов возникают проблемы с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, материальным обеспечением, жилищными условиями и т.д., вследствие чего встает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение социальных, правовых и экономических гарантий для каждого студента.
В настоящее время проблемы студентов необходимо решать в специализированных социальных службах по месту учебы. Должны предоставляться социальные услуги студентам, оказываться социальная помощь согласно определенным критериям в каждом конкретном случае исходя из сложившейся ситуации.
Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у студентов социальных, экономических, психологических, юридических, медицинских проблем, а также выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи. Мы считаем необходимым отметить, что устранение социальных проблем студенческой молодёжи зависит от взаимодействия государственных структур, от того, как реализуется государственная молодежная политика.
Изучением социальных проблем студенческой молодежи в различные периоды занимались многие ученые и практики, такие как: Коптева Н.Т., Ковалёва Т.В., Куприянова З.В., Лисовский В.Т., Родионов В., Сорокин П.А., Ужегова З.А., Чупров В.И., Шаламова Л.Ф. и др.
В ходе научной работы мы определили, что студенческая молодёжь является переходной социальной группой, состав которой формируется из представителей различных слоев и классов населения примерно одинакового возраста, главной функцией которой является получение высшего профессионального образования.
В результате предпринятого исследования нами был изучен американский опыт социальной работы со студентами. Социальные службы США оказывают студентам два вида помощи: социальная помощь для поддержания минимального жизненного уровня и помощь в особых жизненных ситуациях.
Изучение отечественного опыта работы социальных служб со студенческой молодёжью показало, что социальные службы в России осуществляют такие направления деятельности, как социальная поддержка студентов, психологическая помощь, содействие в трудоустройстве, профилактика здорового образа жизни и т.д.
По результатам анкетирования мы сделали вывод, что прошедшая анкетирование молодежь является не достаточно активной в решении своих проблем, что самостоятельно справиться со всеми проблемами на данный момент она не может. Таким образом, систему социальной защиты должно обеспечивать государство, в виде реализации государственной молодежной политики, которая должна быть направлена на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека.
Таким образом, цель научной работы достигнута, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007
2. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 704 с.
3. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.
4. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества / А.С. Ваторопин // Социологические исследования. — 2000. — №6. — С. 39-43.
5. Власенко А.С. некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе. М., 1997. 284 с.
6. Высшее образование в России: правила и реальность/Авт. коллектив: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) — М.: Независимый институт социальной политики, 2004.
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» Москва 2001г.
8. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов / Ю.Н. Дорожкин // СОЦИС. 2007. №3. С. 23-25.
9. Зети П. Политическая активность молодёжи // Вестник молодёжной политики. – 2005. - №11. – С. 21.
10. Ищенко Л.Я. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1998. 243 с.
11. Лармин О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи. М., 1978. 196 с.
12. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. 188 с.
13. Молодежь РФ: положение, выбор пути. Государственный доклад. - М., 2000. - С. 112.
14. Милицина И.В. Культурная самоидентификация студенчества: Дис. канд. социол. наук. Челябинск, 2007. 102 с.
15. Мотрич Е.Л., Ли Е.Л., Серипник Е.О. Студенчество хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения / Е. Л. Мотрич // СОЦИС. 2006. №5. С. 37-42.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
17. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000. 305 с.
18. Проблемы доступности высшего образования.Препринт WP3/2003/01/ Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. — М.: «СИГНАЛЪ», 2003. — 173 с.
19. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М., 2006. 214 с.
20. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968. 256 с.
21. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.
22. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1991. 127 с.
23. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: Дис. канд. социол. наук. М., 2008. 264 с.
24. Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. М.: Знание, 1999. 194 с.
25. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // СОЦИС. 2007. №4. С. 7-13.
26. Собрания Законодательства Российской Федерации // Юридическая литература Москва.
27. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ // Социальные технологии, иссле дования. – 2007. – №1. – С.40-50.
28. Словарь по социальной педагогике. Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
29. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов // СОЦИС. 2003. № 1. С. 115-123
30. Социальная дифференциация высшего образования. Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. — М., 2005. — 384 с.
31. Трегубова Татьяна Моисеевна / Социальная работа со студентами в ХХI веке - новые обязательства, поликультурный анализ .Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №195_ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
32. Ховрин А.Ю. Государственная молодёжная политика: синтез патернализма и социального партнёрства // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №5. – С.123.
33. Шаламова Л.Ф., Хофрин А.Ю. Студенческая молодёжь и государственная молодёжная политика // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №4. – С. 114.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://
34. http://www.glossary.ru
35. http://www.ed.gov.ru
36. http://www.sinobr.ru
37. http://wikipedia.ru
38. http://www.consultant.ru
Приложение
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в анкетирование. Целью анкетирования является изучение того, каким образом государство и общественные организации участвуют в разрешении проблем студенческой молодёжи. Ваше мнение окажет неоценимую помощь в анализе данной проблемы.
Ответить на вопросы просто: нужно обвести номера подходящих ответов или вписать его самим.
Исследование является анонимным, его результаты будут использованы в обобщенном виде в научных целях. Заранее благодарим Вас за участие и помощь в проведении исследования!
1) Кто, по Вашему мнению, в первую очередь несет ответственность за решение проблем молодежи?
1) Семья
2) Органы власти
3) Комитеты по молодежной политике
4) Молодежные организации, движения
5) Каждый индивидуально
6) Образовательные учреждения
7) Затрудняюсь ответить
2) Знаете ли Вы о каких-либо молодежных программах, которые реализуются в Вашем городе (районе) округе?
1) Да, знаю
2) Нет, не знаю
3) Затрудняюсь ответить
3) Если знаете, то назовите эти программы?
_______________________________________________________
4) Из каких источников Вы получаете информацию об интересующих вас событиях и проблемах?
1) От друзей, знакомых
2) Через средства массовых информаций
3) Из других источников_________________________
5) Какие из направлений работы с молодыми людьми, по Вашему мнению, самые важные?
1) Развитие молодежных бирж труда и служб трудоустройства
2) Профессиональная подготовка и переподготовка
3) Юридическая служба занятости
4) Профилактика подростковой преступности
5) Подготовка молодежи к браку, семейной жизни
6) Из каких источников, по Вашему мнению, можно получить информацию о правах человека?
1) Конституция
2) Телевиденье
3) Юрист
4) Интернет
5) Свой вариант____________________________
7) В какой степени Вы информированы о системе образования в нашей стране?
1) Имею достаточно информации
2) Имею не совсем достаточно информации
3) Совсем не имею информации
8) Какие из указанных проблем волнуют Вас больше всего?
1) Наркомания
2) Безработица, проблемы трудоустройства
3) Экономические, финансовые проблемы
4) Жилищные проблемы
5) Преступность
6) Трудности получения качественного образования
7) Свой вариант______________________________
9) Играет ли молодежь, на Ваш взгляд, заметную роль в общественной жизни, ощущается ли ее влияние на происходящие в стране?
1) Да влияет
2) Да, но влияние не велико
3) Нет, не влияет
10) Считаете ли Вы, что молодежь способна сама решать свои проблемы?
1) Да считаю
2) Нет, не считаю.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!