Роль государственных финансов в социально-экономическом развитии Чукотского автономного округа
СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственныйФедеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
Кафедра финансов и банковского дела
Курсовая работа по дисциплине
финансы
на тему «Роль государственных финансов в социально-экономическом развитии Чукотского автономного округа»
Должность: к.э.н. доц.
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:__________________________________________
Санкт-Петербург
2006
Содержание
Глава 1. Общая характеристика социально-экономического положения Чукотского АО
1.1 Состояние экономической сферы
1.2 Состояние социальной сферы
Глава 2. Формы и методы влияния финансов на развитие Чукотского АО
2.1 Особенности формирования доходов бюджета Чукотского АО. Налоговые поступления
2.2 Бюджетное финансирование социально-экономического развития
2.3 Политика в области государственного долга и межбюджетных отношений
Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования и развития Чукотского АО
3.1 Проблемы и перспективы развития Чукотского ОА в экономической сфере
3.2Проблемы и перспективы развития Чукотского ОА в социальной сфере
Список использованной литературы
Введение
По результатам проведенного в 2001 году Правительством Чукотского автономного округа анализа социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Чукотском автономном округе была определена как кризисная. Являясь высокодотационным субъектом, Чукотский автономный округ не обеспечивал собственными доходами исполнение принятых бюджетных обязательств. Обстановка характеризовалась спадом промышленного производства, ростом безработицы, кризисом неплатежей, в том числе хроническими задолженностями по заработной плате в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях.
С целью стабилизации положения в 2001 году Правительством автономного округа был предпринят ряд антикризисных мер. В результате этих мер, к наиболее значимым положительным тенденциям можно отнести: рост валового регионального продукта; рост объема инвестиций, значительный рост объемов строительства в производственной и социальной сфере; развитие ряда отраслей экономики; финансовая стабилизация, основанная на повышении ответственности бюджетополучателей, оптимизации бюджетных расходов, формировании базы для повышения уровня собственных доходов региона; стабилизация социальной обстановки; рост собственных доходов региона, уменьшение доли финансовой помощи из федерального бюджета; снижение уровня безработицы.
В работе будут рассмотрены формы воздействия финансов на социально-экономическое развитие региона, также проанализированы методы, результатом которых является вывод региона из кризисной ситуации. Возможно, опыт Чукотского автономного округа является актуальным и для других регионов страны.
Глава 1. Общая характеристика социально-экономического положения Чукотского АО
Согласно теории зонирования Чукотка по своему географическому положению и природно-климатическим условиям отнесена к «абсолютно дискомфортной зоне». Суровая зима, крайне короткое и холодное лето, сложная транспортная схема, низкая плотность населения, подтверждают характеристику региона как «крайнего».
Окружной центр - г. Анадырь. Основные отрасли промышленности - горнодобывающая (цветная металлургия, угольная промышленность), электроэнергетика, пищевая промышленность. В сельском хозяйстве основными видами деятельности являются оленеводство, рыболовство и морской зверобойный промысел.
В 2001 году Правительство Чукотского автономного округа оценивало социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на территории округа как кризисную. Округ фактически был банкротом.
Являясь высокодотационным субъектом Российской Федерации, Чукотский автономный округ не обеспечивал собственными доходами исполнение принятых бюджетных обязательств. Предшествующий период характеризовался спадом промышленного производства, ростом безработицы, кризисом неплатежей, в том числе хроническими задолженностями по заработной плате в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях. В ряде оленеводческих предприятий стада оленей были утрачены полностью, убытки от деятельности агропромышленного комплекса на начало 2001 года составляли 306 млн. руб. Новое строительство практически не велось, социальная инфраструктура нуждалась в срочном обновлении. Износ основных средств муниципальной энергетики составлял в 2001 году в среднем 75-80 %, 50 % [10] муниципального жилищного фонда требовало капитального ремонта, замены изношенных инженерных сетей.
В области финансов и бюджетного планирования в 2001 году Правительству округа в первую очередь необходимо было решить задачи, исходя из основных проблем – общего недостатка бюджетных средств и низкой обеспеченности бюджета Чукотского автономного округа собственными источниками финансирования.
В результате проводимой инвестиционной политики по привлечению на территорию округа крупных организаций-инвесторов, удалось качественно изменить ситуацию. За 2001 – 2005 годы общая сумма доходов консолидированного бюджета Чукотского автономного округа возросла более чем в 4,8 раза. Доля финансовой помощи из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированного бюджета округа снизилась с 68 % в 2000 году до 15 % по итогам 2005 года [10].
Расходы консолидированного бюджета Чукотского автономного округа первую очередь направлялись на финансирование приоритетных социально значимых отраслей: образование, здравоохранение, жизнеобеспечение, развитие агропромышленного комплекса.
В течение пяти лет расходы на жилищно-коммунальное хозяйство увеличились в 36 раз, на культуру – в 10 раза, на здравоохранение и образование – более чем в 7 раз [10].
Была проведена работа по погашению государственного долга Чукотского автономного округа, который на 1 января 2001 года составлял 6 млрд. рублей. За период 2001-2005 годов размер государственного долга сократился на 1,2 млрд. рублей, составив на 1 января 2006 года 4,8 млрд. рублей [10]. Основную часть государственного долга составляет задолженность перед федеральным бюджетом, которая полностью реструктуризирована.
Теперь рассмотрим ситуацию, сложившуюся на современном этапе в экономической и социальной сферах.
1.1 Состояние экономической сферы
Валовой региональный продукт (ВРП)
Объем валового регионального продукта (ВРП) имеет устойчивую тенденцию роста. Так, объем ВРП в 2004 году по отношению к 2000 году увеличился в 5 раз [10], обеспечен ежегодный рост объема ВРП за счет увеличения физических объемов производства продукции, работ и услуг:
Рост ВРП обеспечен положительной динамикой развития отраслей, занимающих в его структуре наибольший удельный вес: промышленность, строительство, транспорт, торговля и общественное питание, дорожное и коммунальное хозяйство.
Цветная металлургия
Для вывода наиболее перспективной отрасли экономики округа на качественно новый уровень Правительством округа развивается рудное направление, которое с 2007 года позволит увеличить объем добычи золота в 4 – 5 раз [10]. Проведена работа по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в промышленную разработку крупнейших месторождений, находящихся на территории региона.
С 2003 года вовлечены в отработку новые золоторудные месторождения. В результате сделки с крупными иностранными инвесторами закончена подготовка горнорудных предприятий, с которых, по прогнозам, добыча золота в год с 2008 года составит в среднем 21 тонну.
Угольная промышленность
При активной финансовой поддержке Правительства Чукотского автономного округа проведены мероприятия по модернизации и реконструкции угледобывающих предприятий, на финансирование которых было израсходовано с 2001 по 2005 г. 400 млн. рублей [10].
Геологические запасы угля в округе и созданная производственная база позволяют не только удовлетворить собственные нужды округа, но и поставлять продукцию за его пределы. Потенциальными потребителями Чукотских углей являются: Приморский край, Магаданская область и страны Восточной Азии.
Транспорт
Основным элементом транспортного комплекса округа является круглогодично работающий воздушный транспорт. В целях социальной поддержки населения с 2001 года по решению Правительства Чукотского автономного округа введены дотации рейсов местных авиалиний.
На территории региона функционирует 5 морских портов. Успешное проведение навигаций в период с 2001 по 2005 г. позволило своевременно осуществлять в донавигационные периоды необходимые работы, а общий грузооборот портов Чукотки увеличился более чем на 30 % [10].
Развитие агропромышленного комплекса
За прошедшие пять лет в целях вывода сельскохозяйственной отрасли из кризиса был реализован комплекс мер государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, объединенных в рамках региональных целевых программ. На финансирование таких программ в течение пяти лет было выделено из средств окружного бюджета более 1 млрд. рублей [10]. Принимаемые меры позволили добиться высоких производственных показателей. Общий прирост поголовья оленей в России за 2001-2005 годы составил 120 тысяч, из них чукотских – почти 50 %. Чукотка вышла на второе место в России по оленепоголовью [10].
В течение пяти лет объем добычи морских млекопитающих увеличился на 40 % по объему добычи мяса [10]. Намеченные обязательства по обеспечению традиционного питания коренных жителей в 2005 году выполнены в полном объеме.
Пищевое производство
С 2001 года в регионе активно развивается пищевая перерабатывающая промышленность. За прошедший период удалось обеспечить рост физических объемов пищевой продукции в 6,3 раза, опережающими темпами развивалась рыбоперерабатывающая промышленность [10]. Выпуск товарной пищевой рыбной продукции увеличился в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 15раз, основную долю ежегодного прироста объемов производства обеспечил рыбоперерабатывающий завод в г. Анадырь [10].
Жилищно-коммунальное хозяйство
Преодолевая кризисное состояние организаций жилищно-коммунального хозяйства, Правительство Чукотского автономного округа приняло решение о централизации управления в отрасли. Были созданы окружные государственные унитарные предприятия «Чукоткоммунхоз» и «Чукотснаб». Этот шаг позволил укрепить исполнительскую вертикаль в структуре ЖКХ.
Серьезное внимание было уделено обустройству национальных сел. В целом за период с 2001 по 2005 год в селах и городах округа введено в эксплуатацию около 700 индивидуальных и 19 многоквартирных домов общей площадью 92,6 тыс. кв. м. Капитально отремонтировано более 50 000 квадратных метров жилполощади [10].
Внешнеэкономическая деятельность
В течение последнего десятилетия в регионе сложилась система внешнеэкономических связей, обусловленных территориальным положением и общими тенденциями социально-экономического развития региона. До 2001 года основную часть внешнеторгового оборота территории составляли импортные поставки товаров из США, Канады, Японии, Республики Корея, отмечалось значительное снижение общего объема оборота.
С 2001 года число стран-участниц увеличилось, в 2004 году зарегистрированы внешнеторговые операции более чем с 40 странами [10]. Это связано с восстановлением экономической активности в регионе и привлечением иностранных подрядчиков в строительстве.
Малый бизнес
Стабилизация социально-экономической ситуации в округе, меры налогового стимулирования, информационной и финансовой поддержки, объединенные в рамках региональной целевой программы поддержки малого предпринимательства, способствовали его развитию. В течение последних трех лет отмечается рост количества малых предприятий во всех отраслях экономики и увеличение объемов выпускаемой ими продукции.В прошедшем году количество предприятий, занимающихся малым бизнесом, составило 261 единиц, а их оборот 2 млрд. рублей [10].
1.2 Состояние социальной сферы
Образование
За последние 5 лет в округе были разработаны и внедрены программные методы поддержки развития системы образования, проведена оптимизация и структурная перестройка сети образовательных учреждений.
За прошедший период улучшилась кадровая ситуация в отрасли.
За пять лет капитально отремонтировано, реконструировано и заново построено 46 образовательных учреждений округа, что составляет более половины всех образовательных учреждений. Уровень информатизации в настоящее время выше общероссийских показателей.
На территории округа организовано обеспечение бесплатным горячим питанием всех учащихся школ, детских домов, детских садов и учреждений профессионального образования. Охват организованным оздоровлением и отдыхом составляет почти 100% детей [10].
Существенно укреплена материально – техническая база учреждений образования. В 2005 году округ принял в свое ведение содержание профессиональных училищ, которые прежде находились в федеральном подчинении, упрочена их материальная база, улучшены условия обучения.
Здравоохранение
Основу организации медицинского обеспечения в округе и объемы его финансирования определяет Программа государственных гарантий оказания населению Чукотского автономного округа бесплатной медицинской помощи. Финансирование здравоохранения осуществляется за счет федерального и окружного бюджетов, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, средств от платных медицинских услуг и внебюджетных источников.
В течение пяти лет кардинально улучшена материально-техническая база в области здравоохранения. В 2005 году в г. Анадыре завершена реконструкция и капитальный ремонт Чукотской окружной больницы и Окружного противотуберкулезного диспансера. Завершено строительство нового здания Окружного кожно-венерологического диспансера и инфекционного отделения. Завершено строительство Чукотской районной больницы в с. Лаврентия.
Произведено переоснащение медицинских учреждений лучшими образцами медицинского оборудования отечественного и импортного производства в рамках единого комплекса программных мер по полной замене морально и физически устаревших образцов. Значительно улучшилось техническое оснащение окружной и районных больниц.
Гражданам Чукотского автономного округа оказываются высокотехнологичные дорогостоящие виды медицинской помощи в учреждениях здравоохранения федерального подчинения с оплатой проезда до места лечения.
Целевые региональные программы включают ежегодную витаминизацию детей, беременных и кормящих матерей; внедрение современных форм обследования детей при проведении профилактических осмотров, в том числе в труднодоступных районах.
В результате стабилизировались показатели рождаемости и смертности населения. Уровень рождаемости в расчете на 1000 населения увеличился в 1,5 раза, смертности – снизился на 23% [10]. В сравнении с 2002 годом в 2005 году в 1,8 раза снизился показатель младенческой смертности. Увеличился показатель средней продолжительности жизни населения – с 49,8 до 53,2 лет [10].
Уровень общей заболеваемости в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизился на 10%. Показатели заболеваемости населения туберкулезом ниже общероссийских в 1,8 раза.
Социальная поддержка населения
Создана единая структура органов социальной защиты населения Чукотского автономного округа, включающая в себя органы управления и подразделения социальной поддержки населения в каждом муниципальном образовании. В 35 селах действуют отделения Чукотского окружного комплексного Центра социального обслуживания населения.
Размер помощи в среднем на одного получателя возрос в 2,3 раза [10]. За этот период была создана эффективная система, ориентированная на многопрофильную целевую социальную поддержку граждан, которая обеспечивает защиту от рисков утраты или ограничения социального благополучия человека.
Количество граждан, пользующихся на территории Чукотского автономного округа мерами социальной поддержки в соответствии с региональным и федеральным законодательством, составляет более 13 тысяч человек [10]. Повышение уровня доходов граждан привело к сокращению численности получателей пособия на детей.
Для обеспечения социальных гарантий в округе созданы федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, проведена разъяснительная работа среди населения по вопросам монетизации льгот, установлены ежемесячные денежные выплаты.
Уровень жизни населения за последние 5 лет характеризуется ростом среднемесячной заработной платы и денежных доходов населения: средняя заработная плата увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 4 раза, среднедушевые доходы населения – в 3,3 раза. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц в 2005 году составила более 7000 рублей [10]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2005 году составила 30 % [10].
Глава 2. Формы и методы влияния финансов на развитие Чукотского АО
Важнейшим звеном финансовой системы Чукотского АО является региональный бюджет. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования, т.е. региональный бюджет - главный инструмент государства в проведении экономической и социальной политики.
Основными факторами, влияющими на социально-экономическое развитие региона можно назвать: налоговую политику, проводимую на региональном уровне, осуществление целевых программ направленных на социальную сферу, в том числе дотации от федерального бюджета, а также кредитную политику Чукотского АО. Исходя из этого, рассмотрим особенности воздействия каждого из этих факторов на развитие региона.
2.1 Особенности формирования доходов бюджета Чукотского АО.
Налоговые поступления
Формирование доходной базы окружного бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Чукотского автономного округа, основных направлений налоговой и бюджетной политики и оценки поступлений доходов в окружной бюджет в предыдущем году.
Показатели финансового баланса представляют собой средства предприятий (сальдированная прибыль по всем предприятиям округа и амортизационные отчисления), бюджетные средства (налоговые, неналоговые и прочие доходы), средства единого социального налога, поступающего в доходы внебюджетных фондов. В доходную часть также включается сальдо финансовых потоков, отражающих взаимоотношения округа с федеральным уровнем власти. Данные финансового баланса показаны в Приложении 1.
Структура доходов бюджета Чукотского АО и её динамика представлены в таблице 1.
Таблица 1 [5]
Структура доходов консолидированного бюджета Чукотского АО (%)
Показатели | План 2005 г. | Проект 2006 г. | Отклонение |
Налог на прибыль организаций | 51,6 | 58,4 | 6,8 |
Налог на доходы физических лиц | 9,7 | 13,5 | 3,8 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 0,7 |
1,0 |
0,3 |
Налоги на совокупный доход | 0,4 | 0,4 | |
Налоги на имущество | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1,8 |
1,7 |
-0,1 |
Государственная пошлина | 0,1 | 0,1 | |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 1,1 |
0,1 |
-1,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 0,4 |
0,4 |
|
Платежи при пользовании природными ресурсами | 0,1 | 0,1 | |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 0,002 |
0,001 |
-0,001 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 0,05 |
0,1 |
0,05 |
Административные платежи и сборы | 0,01 | - | -0,01 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 0,4 | 0,3 | -0,1 |
Прочие неналоговые доходы | 0,03 | 0,08 | 0,05 |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 0,5 |
- |
-0,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов | 16,6 |
19,3 |
2,7 |
Прочие безвозмездные поступления | 14,9 | 1,0 | -13,9 |
Всего доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
По итогам 2004 года наибольший удельный вес в доходных поступлениях составила прибыль рентабельных предприятий – 94,1% [5]. Размер прибыли в 54,4 млрд. руб. превысил аналогичный показатель 2003 года в 2 раза, что связано с привлечением на территорию округа крупных, стабильно работающих, прибыльных предприятий [5]. В 2005 году прибыль по отношению к уровню 2004 года снизилась на 21%, что обусловлено уменьшением количества крупных налогоплательщиков (главным образом, перерегистрация в другом регионе крупных предприятий «Славнефть» и «Русская фольга»), данная динамика снижения прибыли сохранится и в 2006 году, вместе с тем ее доля в объеме доходов останется одной из самых высоких – 93,6% [5]. Динамика налоговых поступлений, прослеживаемая на основании данных табл. 1, связана со следующими изменениями: изменение количества налогоплательщиков, изменение федерального законодательства, а также изменение пропорций распределения налоговых доходов в федеральный и окружной бюджеты.
На федеральном уровне реформирование налоговой системы в 2006 году и среднесрочной перспективе будет способствовать ускорению роста экономики и увеличению инвестиционной активности.
Рассмотрим следующие изменения налогового законодательства:
1. Введение «амортизационной премии» в виде отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 % стоимости введенных в действие основных фондов; увеличение с 30 до 50 % [5] верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предыдущие годы. Это изменение дает возможность экономии по налогу на прибыль;
2. Индексация специфических ставок акцизов на 9 %, отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции с долей этилового спирта от 9 до 25 % и свыше 25 % [5]. Это способствует сохранению относительного уровня налоговых поступлений от акцизов с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции потребительских цен;
3. Отмена налога наследования или дарения;
4. Увеличение ставки налога на игорный бизнес по игровым автоматам в два раза позволит обеспечить дополнительные доходы бюджета;
5. Изменение нормативов отчислений в окружной бюджет и местные бюджеты по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций;
6. Внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса. Изменениями предусмотрено, что при определении видов деятельности по ЕНВД субъекты Федерации могут выбрать бытовые услуги, классифицируемые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, на которые распространяется данный налоговый режим;
7. Изменение нормативов отчислений в окружной бюджет и местные бюджеты по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года проекта закона Чукотского автономного округа о единых для всех нормативах отчислений налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Если в 2005 году налог на прибыль организаций, на имущество организаций, на доходы физических лиц по всем муниципальным районам (кроме г. Анадырь) зачислялся в местные бюджеты в размере 100 %, а по г. Анадырь соответственно 4,4 %, 50 %, 22,3 %, то в 2006 году по всем муниципальным районам и городскому округу не устанавливаются нормативы отчислений по налогу на прибыль организаций, по налогу на имущество организаций [5]; по налогу на доходы физических лиц к обязательным нормативам, в размерах 20 % (для муниципальных районов) и 10 % (для поселений) устанавливаются дополнительные отчисления по нормативам в размерах 34 % (для муниципальных районов) и 22 % (для поселений) [5].
В 2006 году объем налоговых доходов, собираемых на территории округа во все уровни бюджетной системы прогнозируется в размере 13,6 млрд. руб., что на 2,2 млрд. руб. меньше по сравнению с 2005 годом [5]. Данное снижение в основном обусловлено ожидаемым значительным уменьшением объема поступлений налога на прибыль в связи с федеральным законодательством – на 21%, налога на имущество – на 10%; налогов, сборов и регулярных платежей на пользование природными ресурсами в связи с бюджетным законодательством на 47% [5].
Указанные тенденции снижения налоговых поступлений частично компенсируются некоторыми положительными тенденциями в динамике поступления других налоговых доходов:
- прогноз поступлений налога на доходы физических лиц основан на прогнозируемом фонде оплаты труда при ставке налога в размере 13%. Поступление налога в 2006 году прогнозируется в сумме 1,4 млрд. руб., что на 13,6% больше чем в 2005 году [5]. По сравнению с 2005 годом фонд оплаты труда, подлежащий налогообложению в 2006 году, увеличен с учетом индексации с 1 января 2006 года в 1,1 раза заработной платы государственных служащих, с 1 мая 2006 года – в 1,375 раза заработной платы работников бюджетных учреждений [5];
- увеличение предполагаемых объемов добычи полезных ископаемых, учитывая прогнозируемый уровень цен на них, позволяет прогнозировать в 2006 году поступление налога на добычу полезных ископаемых в объеме 155,5 млн. руб., что на 21,9% больше чем в 2005 году [5].
Объем налоговых поступлений, передаваемых на федеральный уровень власти, по отношению к 2005 году уменьшится на 36%, что обусловлено прогнозируемым уменьшением поступления налога на прибыль [5].
2.2 Бюджетное финансирование социально-экономического
развития
Бюджетная политика в 2006 году и среднесрочной перспективе направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.
В области финансирования бюджетных учреждений особое внимание в 2006 году и в среднесрочной перспективе будет уделено повышению результативности бюджетных расходов. Прежде всего это относится к обеспечению доступности и качества услуг образования и здравоохранения, непосредственно влияющих на уровень жизни населения.
В 2006 году расходы по основным статьям прогнозируются в объеме 13,4 млрд. руб. (без учета средств, остающихся в распоряжении предприятий) [5], в том числе: затраты на государственные инвестиции за счет федерального и регионального бюджетов – 1,2 млрд. руб., а также на государственную поддержку ведущих отраслей экономики Чукотского автономного округа в виде субсидий и субвенций – 3,7 млрд. руб.. Структура расходов, а также её изменения представлены в табл. 2.
Таблица 2 [5]
Структура расходов консолидированного бюджета Чукотского АО (%)
Раздел | План 2005 г. | Проект 2006 г. | Отклонения |
Всего расходы | 100,0 | 100,0 | 0 |
Общегосударственные вопросы | 9,3 | 4,5 | -4,8 |
Национальная оборона | 0,0 | ||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 3,1 |
3,4 |
0,3 |
Национальная экономика | 14,0 | 17,4 | 3,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 22,0 | 4,3 | -17,7 |
Охрана окружающей среды | 0,2 | 0,1 | -0,1 |
Образование | 7,4 | 7,3 | -0,1 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 1,9 |
2,7 |
0,8 |
Здравоохранение и спорт | 11,7 | 13,0 | 1,2 |
Социальная политика | 2,3 | 3,2 | 0,9 |
Межбюджетные трансферты | 28,2 | 44,1 | 15,9 |
С учетом приоритетов государственной бюджетной политики, определяющей социальную ориентированность бюджета региона, около 33% расходов Чукотского автономного округа на 2006 год будут занимать расходы на социально-культурные мероприятия в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной политики – 4,5 млрд. руб. [5]. Перечень региональных целевых программ представлен в Приложении 2.
На федеральном уровне в среднесрочной перспективе в рамках создания условий для повышения конкурентоспособности человека особое внимание будет сосредоточено на реформе образования, внедрении оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения.
На региональном уровне в 2006 году учтено:
· повышение с 1 марта 2006 года заработной платы работников бюджетных учреждений социально-культурной сферы округа на 37,5 % [5];
· реализация национального проекта в области образования - установление с 1 января 2006 года вознаграждения за классное руководство в сумме 1 000 рублей [5];
· реализация национального проекта в области здравоохранения будет осуществлена через Чукотского территориальный фонд обязательного медицинского страхования (за счет полученных субсидий из Федерального фонда обязательного медицинского страхования).
К числу приоритетных задач в сфере социальной политики и уровня жизни населения отнесены:
- повышение доходов работников бюджетных учреждений в реальном выражении за три года не менее чем в 1,5 раза [5];
- предоставление возможности категориям граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению субъектов Российской Федерации (труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий), начиная с 2006 года присоединиться к федеральному «социальному пакету»;
- обеспечение доступности и качества услуг здравоохранения и образования с соответствующим изменением механизмов финансирования этих отраслей социальной сферы;
- введение регионального фонда финансовой поддержки поселений, изменение механизмов формирования и исполнения регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), регионального фонда компенсаций.
2.3 Политика в области государственного долга и межбюджетных
отношений
В 2006 году предоставление межбюджетных трансфертов из окружного бюджета местным бюджетам будет осуществляться в следующих формах:
1. Финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городского округа в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
2. Субвенций из регионального фонда компенсаций
Из регионального фонда компенсаций в сумме 105 678 тыс. рублей [5] бюджетам муниципальных районов (городского округа) предоставляются следующие виды субвенций:
1) за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита окружного бюджета – субвенции на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа следующих полномочий органов государственной власти Чукотского автономного округа в сумме 96 508 тыс. рублей , в том числе [5]:
· по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг 9 733 тыс. рублей;
· по предоставлению меры социальной поддержки работникам отдельных отраслей бюджетной сферы 78 133 тыс. рублей;
2) субвенции за счет средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков – 20 000 тыс. рублей;
3) субвенции за счет средств федерального бюджета на вознаграждение за классное руководство в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 3 749 тыс. рублей;
4) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных муниципальных учреждениях 608 813 тыс. рублей;
5) для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии со стандартами оплаты жилья и услуг, установленными соответствующим постановлением Правительства Чукотского автономного округа - 91 750 тыс. рублей.
В источниках финансирования дефицита окружного бюджета рублей отражены расходы на погашение основной суммы долговых обязательств, входящих в состав государственного долга Чукотского автономного округа.
Общий объем дефицита финансового баланса Чукотского автономного округа в 2006 году оценивается в размере 1,0 млрд. руб. [5].
На 1 января 2006 года государственный долг округа составил 7 009 481 тыс. рублей, из которых реструктурированная задолженность – 6 953 981 тыс. рублей (99,2 % от общей суммы долга), неурегулированные обязательства - 55 500 тыс. рублей (0,8 %) [5]. Структура государственного долга представлена в Приложении 3.
Политика в области государственного долга Чукотского автономного округа на 2006 год и в среднесрочной перспективе предусматривает безусловное выполнение платежного графика погашения задолженности по реструктурированным долговым обязательствам и принятие необходимых мер по урегулированию оставшейся задолженности.
Прогнозируемая сумма долга на 1 января 2007 года составит 6 864 581 тыс. рублей, в том числе реструктурированная задолженность – 6 799 081 тыс. рублей (99,2 %) [5]. Начиная с сентября 2005 года, а также по проекту закона Чукотского автономного округа «Об окружном бюджете на 2006 год» соблюдаются требования статьи 107 Бюджетного кодекса РФ о не превышении предельного объема государственного долга, объема доходов его бюджета.
Реализация перечисленных мер будет способствовать улучшению платежной репутации округа.
Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования и развития Чукотского АО
В 2004-2005 годах сохранились достигнутые в предыдущие три года положительные тенденции в основных сферах регионального развития. Стабилизировано положение в отраслях, преимущественно ориентированных на внутренний спрос, при этом создается ряд условий, необходимых для стимулирования развития отраслей, продукция которых востребована на внешних рынках, активно развивается производственная инфраструктура. Осуществление инвестирования в реконструкцию предприятий и социальную сферу обеспечивает стабильность социально-экономического положения в регионе, создает предпосылки для укрепления потенциала внутреннего рынка на основе закрепления достигнутых в предыдущий период результатов.
В связи с ожидаемым сокращением собственных бюджетных доходов Чукотского автономного округа, обусловленным прогнозируемым уменьшением количества крупных налогоплательщиков, прогноз регионального развития на 2006 год учитывает обеспечение в первую очередь бюджетных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления, а также реализации бюджетных полномочий Правительства автономного округа в хозяйственной и социальной сферах.
3.1 Проблемы и перспективы развития Чукотского ОА в
экономической сфере
В 2006 году ожидается рост объемов производства в цветной металлургии, пищевой промышленности, увеличение оборота продукции и объема услуг населению на потребительском рынке, сохранение уровня производства текущего года в топливно-энергетическом комплексе, сельском хозяйстве. В связи с прогнозируемым снижением объема инвестиций пропорционально сократится объем производства в строительстве. Предполагается сохранение темпов роста реальных денежных доходов населения, что связано с ожидаемым снижением индекса потребительских цен, ростом фонда оплаты труда работников, выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности.
В 2006 году ожидается замедление темпов экономического развития, связанное с планируемым уменьшением объемов строительства на территории региона, обеспечиваемого за счет привлеченных инвестиций. При этом стабильность социально-экономического положения сохранится.
Экономический вклад от реализуемых на территории округа долгосрочных инвестиционных проектов по разработке месторождений полезных ископаемых обеспечит рост ВРП после начала их промышленного освоения в среднесрочной перспективе.
В 2005 году ожидается увеличение физических объемов добычи драгоценных металлов, угля, газа, выработки электроэнергии, производства пищевых продуктов, индекс роста физического объема промышленной продукции к уровню 2004 года оценивается в размере 116,9 %, стоимостной объем промышленной продукции – в сумме 6 млрд. рублей [6]. В 2006 году объем производства в промышленности прогнозируется в размере 6,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 103,5 % к уровню текущего года [6].
Ведущее место в структуре промышленности по-прежнему занимает цветная металлургия, специализирующаяся на добыче драгоценных металлов. По данным за 2004 год ее доля в общем объеме промышленного производства составила 43,5 % [6]. Продолжается подготовка к разработке рудных месторождений с привлечением иностранных инвестиций.
В 2006 году в цветной металлургии ожидается прирост физических объемов производства на 8,8 %, планируется добыть 5 тонн золота и 9 тонн серебра общей стоимостью 2,7 млрд. рублей [6].
В энергетическом комплексе основные меры нацелены на повышение эффективности и надежности энергопроизводства. Развитие энергетики предполагает сохранение экономической самостоятельности округа в вопросах обеспечения потребности в электрической и тепловой энергии, развитие сети линий электропередач по территории региона, увеличение числа потребителей электроэнергии, вырабатываемой электростанциями «большой энергетики», расширение доступности подключения к энергосетям национальных сел округа.
Ожидаемый объем добычи газа в 2006 году – 30 млн. куб. м. [6].
Объем производства пищевой продукции на конец 2005 года составил 861,7 млн. рублей, в 2006 году прогнозируется на сумму 890,2 млн. рублей [6].
В рамках проводимой в округе государственной политики развития сельского хозяйства продолжается целенаправленная поддержка отрасли, ежегодно в рамках региональной целевой программы обеспечивается материальное сельскохозяйственных работников, материально-техническая поддержка сельскохозяйственных предприятий. Планомерность государственной поддержки, проводимая племенная работа и ветеринарное обслуживание позволяют планировать в 2006 году рост поголовья оленей до 163 тыс. голов [6].
С укреплением технической базы и материального обеспечения морзверобойного промысла в 2006 году планируется увеличение объемов добычи морских животных до 2,7 тыс. тонн [6].
Продолжает развиваться молочное животноводство на базе действующих молочно-товарных ферм. В краткосрочной перспективе планируется увеличение объема производства молока до 108 тонн [6].
В 2006 году объем сельскохозяйственной продукции оценивается в сумме 382,4 млн. рублей с сохранением физических объемов производства текущего года [6].
В течение последних трех лет отмечается рост количества малых предприятий во всех отраслях экономики и увеличение объемов выпускаемой ими продукции.
В результате реализованных мер налогового регулирования в течение двух последних лет отмечается расширение использования специальных налоговых режимов на территории округа, ежегодно увеличивается сумма поступлений единого налога на вмененный доход и налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения, растет количество налогоплательщиков.
Стабилизация налогообложения малого бизнеса, сохранение основных существовавших ранее подходов при введении в округе единого налога на вмененный доход, реализация региональной программы поддержки малого предпринимательства позволяют положительно оценить общую динамику развития данного сектора. Вместе с тем, специфика территории и общеэкономические условия не создают в краткосрочной перспективе условий для качественных структурных изменений малого предпринимательства. Основную долю в прогнозируемой численности малых предприятий и объеме выпускаемой ими продукции составят торговые предприятия, численность малых предприятий промышленности незначительно увеличится. Ожидается, что преимущественный рост объемов выпуска обеспечит торговля – на 7 %, выпуск промышленной продукции будет расти медленнее – на 2 % [6]. В связи с этим, основные меры, реализуемые Правительством округа по поддержке предпринимательства, будут направлены на развитие приоритетных направлений, относящихся к сфере производственных услуг, бытового обслуживания населения, развития консультационных, информационных и иных услуг, инновационной деятельности, переработке местного сырья.
В 2006 году уменьшение объемов инвестиций обусловлено снижением планируемых бюджетных вложений и привлеченных инвестиций. При этом в отраслевой структуре основной объем капитальных вложений планируется освоить в отраслях промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства.
Со следующего года планируется привлечение иностранных инвестиций в объеме 10 млн. долл. США, целью использования которых является освоение минерально-сырьевой базы региона [6].
3.2 Проблемы и перспективы развития Чукотского ОА в
социальной сфере
В целях повышения уровня жизни населения округа продолжается реализация комплекса мер, способствующих увеличению доходов населения и закреплению динамики их превышения над величиной прожиточного минимума.
Ежегодно в состав региональных целевых программ, финансируемых из окружного бюджета, включаются программы социального блока в области развития образования, улучшения здравоохранения, социальной поддержки населения и других.
Кроме того, в рамках государственной поддержки осуществляется субсидирование в ряде отраслей, предоставляющих социально-значимые услуги населению: авиационные пассажирские перевозки на местных авиалиниях, услуги жилищно-коммунального хозяйства и другие.
Объем денежных доходов населения в 2006 году ожидается в размере 11,1 млрд. рублей. Объем денежных расходов в 2006 году оценивается в 7,7 млрд. рублей [6].
На протяжении последних четырех лет Правительство автономного округа сохраняет политику социальной направленности бюджета. В настоящее время действует объемный пакет среднесрочных региональных целевых программ, направленных на поддержание уровня жизни малоимущих и нетрудоспособных граждан, укрепление здоровья, снижение заболеваемости в округе и улучшение организации экстренной медицинской помощи, улучшение системы образования, укрепление материально-технической базы учреждений образования и культуры, сохранение и развитие культуры и искусства народов автономного округа.
Расширяется перечень оказываемых на территории округа образовательных услуг. Изменение численности учащихся в общеобразовательных учебных заведениях обусловлено демографической спецификой региона и общей динамикой численности населения округа. Продолжится развитие различных форм обучения, востребовано получение среднего профессионального образования, заочного высшего образования в филиалах высших учебных заведений.
Меры, предпринимаемые в здравоохранении, нацелены на повышение качества оказываемых медицинских услуг, развитие на территории округа узкоспециализированной медицинской помощи, укрепление и подготовку среднего звена медицинского персонала для работы в национальных селах, повышение эффективности профилактики заболеваний. В результате их реализации обеспеченность больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, медицинским персоналом в 2004 году увеличилась. В 2005-2006 годах прогнозируется сохранение стабильности в достигнутых показателях.
Заключение
Являясь высокодотационным субъектом Российской Федерации, Чукотский автономный округ не обеспечивал собственными доходами исполнение принятых бюджетных обязательств. Этот период характеризовался спадом промышленного производства, ростом безработицы, кризисом неплатежей, в том числе хроническими задолженностями по заработной плате в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях. Убытки от деятельности агропромышленного комплекса на начало 2001 года составляли 306 млн. руб. Износ основных средств муниципальной энергетики составлял в 2001 году в среднем 75-80 %.
В области бюджетного планирования в 2001 году Правительству округа необходимо было решить проблемы общего недостатка бюджетных средств и низкой обеспеченности бюджета Чукотского автономного округа собственными источниками финансирования.
В результате проводимой инвестиционной политики за 2001 – 2005 годы общая сумма доходов бюджета Чукотского автономного округа возросла более чем в 4,8 раза. Доля финансовой помощи из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированного бюджета округа снизилась с 68 % в 2000 году до 15 % по итогам 2005 года.
Расходы бюджета Чукотского автономного округа первую очередь направлялись на финансирование социально значимых отраслей: образование, здравоохранение, развитие агропромышленного комплекса.
Главными инструментами влияния на социальную и экономическую ситуацию являются: пакет среднесрочных региональных целевых программ; инвестиции, основную долю вложенных которых составляют средства окружного бюджета, в области развития агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, связи и информатики; меры налогового регулирования - использование специальных налоговых режимов на территории округа, в результате чего ежегодно увеличивается сумма поступлений единого налога на вмененный доход и налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения, растет количество налогоплательщиков. На протяжении последних четырех лет Правительство автономного округа сохраняет политику социальной направленности бюджета.
Что касается перспектив развития, то положение в отраслях, ориентированных на внутренний спрос стабилизировано, но при этом необходимо стимулирование развития отраслей, продукция которых востребована на внешних рынках. Инвестирование реконструкции предприятий и социальной сферы обеспечивает стабильность социально-экономического положения в регионе, создает предпосылки для укрепления потенциала внутреннего рынка. В 2005 году Чукотский автономный округ был исключен из списка высокодотационных регионов.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 6 июня 2005 года
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» 18 июня 2005 года № 63-ФЗ
3. Федеральный закон № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
4. Закон Чукотского автономного округа № 41-ОЗ «Об основаниях, порядке предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов, предоставляемых местным бюджетам из окружного бюджета».
5. Закон Чукотского автономного округа «Об окружном бюджете на 2006 год» от 23 ноября 2005 г.
6. Закон Чукотского автономного округа «О единых для всех муниципальных районов Чукотского автономного округа нормативах отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в окружной бюджет»
7. Прогноз социально-экономического развития Чукотского автономного округа на 2006 г.
8. А. Назаров. Чукотка: природно-экономический очерк. – М.: Арт-Литэкс, 2000.
9. Гривач А. Мы далеки от Чукотки. //Время Новостей.-03.11.2005- №205. – С. 26-27.
10. Жеребенков Е. Романов день. // Итоги.- 2006.- № 39 (485).- С. 22-23.
11. Ратиани Н. Чукотка испугалась нашествия аудиторов.//Финансовые Известия. – 2004.- № 11.-С. 5.
12. Сурожский И. Зачем Чукотка Абрамовичу. //Российские вести.- 2004.-№39 (1794). – С. 8-10.
13. Фоняков И. И на Чукотке белые ночи. //С.-Петербургские ведомости.- 20.06.2006.-№ 109.- С. 19-20.
14. http://www.adm.anadyr.ru / Новости
15. http://www.chukotka.org / Экономика
16. http://www.chukotken.ru/articles/ Чукотка ставит на золото
17. http://community.business-magazine.ru/news/economics/Туризм - типично Чукотский бизнес
18. http://kapital.zrpress.ru/ «Золотое» золото Чукотки
19. http://www.ogoniok.com/archive/ Чукотка. Остров невезения
20. http://www.regions.ru/news/ Чукотский АО
21. http://www.rost.ru/Дальневосточный федеральный округ/ Чукотский АО
Приложение 1
Таблица 3 [5]
Перечень региональных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств окружного бюджета (тыс. руб.)
1.Наименование | 2.Целевая статья | 3.Раздел | 4.Подраздел | 5.Вид расходов | 6.Министерство | 7.Сумма на год |
Региональные целевые программы | 522 00 00 | 1 778 460 | ||||
«Культура Чукотки на 2006-2009 годы» | 522 01 00 | 057 | 33 000 | |||
«Развитие физической культуры и спорта в Чукотском автономном округе на 2006-2009 годы» | 522 02 00 | 057 | 30 000 | |||
«Молодежь Чукотки на 2003-2006 годы» | 522 03 00 | 057 | 10 000 | |||
«Развитие туризма в Чукотском автономном округе на 2003-2006 годы» | 522 04 00 | 057 | 3 500 | |||
«Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Чукотского автономного округа на 2006 год» | 522 05 00 | 082 | 372 949 | |||
«Модернизация и поддержка жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа на 2006 год» | 522 06 00 | 082 | 400 000 | |||
«Поддержки малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2006 - 2008 годы» | 522 07 00 | 092 | 2 000 | |||
«Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год» | 522 08 00 | 082 | 4 000 | |||
«Дети - будущее Чукотки на 2005-2006 годы» | 522 09 00 | 061 | 111 220 | |||
«Развитие образования Чукотского АО на 2005-2006 годы» | 522 10 00 | 061 | 25 680 | |||
«Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Чукотском АО на 2002 - 2006 годы» |
522 11 00 | 061 | 23 478 | |||
«Здоровье детей Чукотки на 2006-2008 годы» | 522 12 00 | 061 | 23 100 | |||
«Комплексная программа мер социальной поддержки жителей Чукотского автономного округа на 2006-2008 годы» | 522 13 00 | 061 | 19 300 | |||
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чукотском автономном округе на 2005- 2007 годы» | 522 14 00 |
177 |
14 640 |
|||
«Пожарная безопасность и противопожарная защита в Чукотском автономном округе на 2006-2008 годы» | 522 15 00 | 177 | 40 000 | |||
Региональная целевая программа «Усиление борьбы с преступностью в Чукотском автономном округе на 2005-2008 годы» | 522 16 00 | 188 | 24 633 | |||
Региональная целевая программа | ||||||
«Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Чукотского автономного округа на 2005-2007 годы» | 522 17 00 |
108 |
537 976 |
|||
«Развитие и поддержка телерадиовещания, связи и печатных средств массовой информации в Чукотском автономном округе на 2006 год» | 522 18 00 | 102 984 | ||||
«Развитие и поддержка телерадиовещания, связи и печатных средств массовой информации в Чукотском автономном округе на 2006 год» | 522 18 00 | 057 | 52 861 | |||
«Развитие и поддержка телерадиовещания, связи и печатных средств массовой информации в Чукотском автономном округе на 2006 год» | 522 18 00 | 082 | 50 123 |
Приложение 2
Таблица 4[5]
СВОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ БАЛАНС
ПО ЧУКОТСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ НА 2006 ГОД (МЛН. РУБ.)
1.Показатели | 2.Отчет 2003 | 3.Отчет 2004 | 4.Оценка 2005 | 5.Прогноз 2006 |
Доходы | ||||
Прибыль(убыток) - сальдо | 26420.40 | 54406.00 | 40262.61 | 31882.31 |
в том числе прибыль прибыльных предприятий | 28867.90 | 55651.00 | 43992.40 | 34835.78 |
в том числе налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 6772.74 | 14934.90 | 10558.18 | 8360.59 |
Амортизационные отчисления | 1150.58 | 626.00 | 1305.00 | 1323.78 |
Налоговые доходы | 16510.92 | 21030.39 | 15761.55 | 13608.31 |
из них: | ||||
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 6772.74 | 14934.90 | 10558.18 | 8360.59 |
налог на добавленную стоимость | 5462.34 | 1463.24 | 1091.42 | 1152.13 |
акцизы | 61.58 | 91.17 | 181.02 | 139.90 |
налог на доходы физических лиц | 1964.60 | 2069.50 | 1242.70 | 1412.18 |
налоги на имущество | 277.67 | 258.28 | 385.56 | 345.50 |
налог на добычу полезных ископаемых | 102.02 | 124.29 | 127.60 | 155.51 |
налог на совокупный доход | 22.45 | 37.14 | 56.44 | 48.70 |
налоги, сборы и регулярные платежи на пользование природными ресурсами | 54.22 | 113.49 | 186.70 | 98.16 |
единый социальный налог | 1793.29 | 1938.38 | 1931.95 | 1895.65 |
Неналоговые доходы | 820.57 | 147.63 | 112.58 | 123.67 |
Прочие доходы | 1984.58 | 1431.83 | 1629.63 | 1482.31 |
Итого доходов | 40114.30 | 62706.94 | 48513.19 | 40059.78 |
Сальдо финансовых взаимоотношений с федеральным уровнем власти | -8611.53 | -3587.72 | -4437.94 | -2823.15 |
Средства, передаваемые на федеральный уровень власти | 11913.40 | 6887.85 | 7263.90 | 5309.38 |
в федеральный бюджет | 11385.82 | 6112.95 | 5871.52 | 3997.01 |
часть единого социального налога, централизуемая государственными внебюджетными фондами | 527.57 | 774.90 | 1392.38 | 1312.37 |
Средства, получаемые от федерального уровня власти | 3301.87 | 3300.13 | 2825.96 | 2486.24 |
из федерального бюджета | 3076.17 | 2934.30 | 2722.56 | 2403.24 |
от государственных внебюджетных фондов | 225.70 | 365.83 | 103.40 | 83.00 |
Всего доходов | 31502.77 | 59119.22 | 44075.25 | 37236.63 |
Расходы | ||||
Средства, остающиеся в распоряжении организаций | 20798.23 | 40097.10 | 31009.43 | 24845.49 |
из них на инвестиции | 113.86 | 961.20 | 997.00 | 758.97 |
Затраты на государственные инвестиции | 1230.01 | 3105.60 | 3732.27 | 1244.82 |
из них за счет: | ||||
средств федерального бюджета | 479.04 | 195.70 | 220.18 | 246.84 |
средств бюджетов субъектов Федерации | 750.97 | 2909.90 | 3512.09 | 997.98 |
Государственные субсидии, субвенции | 3893.19 | 4407.81 | 2723.39 | 3681.77 |
из них на: | ||||
уголь | 24.50 | 29.91 | ||
сельское хозяйство | 127.52 | 153.88 | 214.56 | 267.30 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 2650.96 | 1871.34 | 1681.58 | 2293.20 |
транспорт | 62.47 | 175.03 | 674.78 | 777.76 |
другие субсидии | 1052.24 | 2207.55 | 127.96 | 313.60 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 65.63 | 44.63 | ||
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность | 218.97 | 284.30 | 305.79 | 319.26 |
Расходы на национальную экономику | 558.08 | 2813.71 | 727.31 | 558.92 |
Расходы на ЖКХ | 221.04 | 803.39 | 460.51 | 595.51 |
Расходы на охрану окружающей среды | 9.27 | 9.10 | 18.05 | 12.21 |
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств внебюджетных фондов | 3660.93 | 4400.61 | 5607.77 | 5843.54 |
их них: | ||||
образование | 1604.12 | 1881.70 | 1911.76 | 2434.76 |
культура, искусство, средства массовой информации | 245.90 | 339.19 | 371.17 | 443.07 |
здравоохранение и физкультура | 827.83 | 848.63 | 1806.98 | 1207.03 |
социальная политика | 983.08 | 1331.09 | 1517.85 | 1758.67 |
в том числе: | ||||
пенсионное обеспечение | 372.62 | 527.53 | 661.20 | 789.47 |
социальное обслуживание населения | 103.89 | 113.74 | 127.48 | 131.57 |
социальное обеспчение населения | 16.17 | 21.59 | 64.11 | 125.39 |
Прочие расходы | 1619.52 | 3171.57 | 765.42 | 1090.71 |
Всего расходов | 32209.23 | 59093.17 | 45415.55 | 38236.86 |
Превышение доходов над расходами(+), или расходов над доходами(-) | -706.46 | 26.05 | -1340.31 | -1000.23 |
Приложение 3
Таблица 5[5]
Проект структуры государственного долга Чукотского автономного округа с распределением по кредиторам (тыс. руб.)
Форма долгового обязательства | Сумма на 01.01.2006 | Сумма на 01.01.2007 | |
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в валюте Российской Федерации | 7 009 481 | 6 864 581 | |
Погашение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанным в алюте Российской Федерации | 7 009 481 | 6 864 581 | |
Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 6 953 981 | 6 809 081 | |
Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетами субъектов Российской Федерации | 6 953 981 | 6 809 081 | |
Министерство финансов Российской Федерации | 6 953 981 | 6 809 081 | |
соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа от 22.08.2003. № 01-01-06/10-401 О предоставлении Правительству Чукотского автономного округа из средств федерального бюджета беспроцентной бюджетной ссуды на осуществление комплекса мер по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в ведении Правительства Чукотского автономного округа и органов местного самоуправления Чукотского автономного округа, к осенне-зимнему периоду 2003/2004 годов | 10 000 | ||
соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа от 22.12.2004. № 01-01-06/04-160, от 22.12.2004. № 01-01-06/04-161, от 22.12.2004. № 01-01-06/04-162 о реструктуризации задолженности по государственным кредитам, полученным в 1992-1998 годах в результате отпуска из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (золотые кредиты) | 5 916 630 | 5 810 339 | |
договор между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чукотского АО от 24.12.2004. № 01-01-06/04-177 о консолидации и реструктуризации задолженности бюджета Чукотского автономного округа перед федеральным бюджетом (по средствам бывшего федерального фонда поддержки заготовки топлива на электростанциях, проведения ремонта энергооборудования и обеспечения населения топливом; по ранее выданным средствам федерального бюджета на централизованный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера) | 60 776 | 50 647 | |
мировые соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа от 30.05.2005. (по делам № А40-44273/99-42-416, № А40-61188/04-97-259, № А40-61189/04-42-468, № А40-18500/00-10-166, № А80-249/2000, № А80-313/2004) по средствам федерального бюджета, ранее выделенным на сезонное кредитование сельскохозяйственных производителей, предприятий агропромышленного комплекса за счет средств бывшего специального бюджетного фонда льготного кредитования, а также по средствам федерального бюджета, ранее предоставленным бывшей федеральной продовольственной корпорацией при бывшем Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации | 318 983 | 300 503 | |
соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Чукотского автономного округа от 14.05.2005. № 4/64 о переносе срока уплаты реструктурированной задолженности Чукотского автономного округа по переоформленной в государственный внутренний долг Российской Федерации под гарантии Чукотского автономного округа задолженности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации и организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, и начисленным по ним процентам, причитающейся к погашению в 2005-2007 годах, на 2008 год | 647 592 | 647 592 | |
Кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций | 55 500 | 55 500 | |
Кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций бюджетами субъектов Российской Федерации | 55 500 | 55 500 | |
ОАО Межпромбанк (кредитные договоры от 02.09.1996. № 509, от 02.09.96. № 509/а) | 55 500 | 55 500 |