Роль и значение Всемирной туристской организации

СОДЕРЖАНИЕ: Всемирная туристическая организация (ВТО), история ее создания, характеристика, роль, значение и направления деятельности. Борьба ВТО с организованным секс-туризмом. Рекомендации ВТО по упрощению туристских формальностей. Польза для мировой экономики.

План

I. Введение.

II. Глава 1. Характеристика ВТО.

1. 1. История создания ВТО.

1. 2. Роль и значение ВТО.

1. 3. Структура и состав ВТО.

2. 4. Направления деятельности ВТО.

III. Глава 2. Борьба ВТО с организованным секс-туризмом.

IV. Глава 3. Рекомендации ВТО по упрощению туристских формальностей.

V. Заключение.

VI. Приложения.

VII. Список используемой литературы.


Введение

Туризм играет важную роль в нашей жизни. Он служит делу здравоохранения, образования и развлечения. Поэтому уже с начала века стали создаваться различные организации призванные регулировать индустрию туризма. Важнейшей и центральной организацией в этой области стала Всемирная туристическая организация. Объединив более 130 стран со всего мира, ВТО служит делу развития международных связей и туризма.

Однако, несмотря на огромную роль, играемую этой организацией, в литературе она описана не достаточно полно. Например, в книге «Международный туризм» Анасьев (1968 г.) этой теме уделено всего только несколько страниц.

Журнал «Туризм: практика, проблемы перспективы» является неплохим источником, в котором регулярно публикуются статьи связанные с ВТО, (например рекомендации по визовым формальностям, либо текст глобального кодекса этики туризма.).

Особенно хотелось бы выделить справочник «Международные туристические организации» под редакцией Уварова Н.И. В этом справочнике весьма подробно описываются многочисленные мировые организации, деятельность которых связана с туризмом, включая ВТО. Однако то, что книга издана в 1990 г. вынудило меня обратиться к более свежим источникам для уточнения некоторых данных, и основным из них был официальный сайт ВТО расположенный по адресу www.world-tourism.org.

Предметом моей курсовой работы является Всемирная Туристская организация как значимая сфера для мировой цивилизации.

Предметом, а также проблемой моей работы является тема секс-туризма в Азиатских странах.

Задачи:

а) дать характеристику ВТО как регулирующей структуры.

б) определить пользу ВТО для мировой экономики.

в) изучить структуру, состав, деятельность ВТО и определить значение

Всемирной туристской Организации для социума.

Цель курсового проекта –исследовать и изучить деятельность ВТО во всех сферах её влияния.


ГЛАВА 1. Характеристика ВТО

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) — учреждение Организации Объединенных Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма.Генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное название своей организации - ЮНВТО (UNWTO). Добавилось сокращение ООН (UN) Организация Объединённых Нации (United Nations).

Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная туристская организация занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. Генеральный секретарь — Франческо Франжиалли.

Создана в 1925 как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в Гааге. После Второй мировой войны переименована в Международный союз официальных туристских организаций (со штаб-квартирой в Женеве), в который входили 109 национальных туристских организаций и 88 ассоциированных членов.

В 1967 преобразован в межправительственный орган, сотрудничающий с другими организациями ВОЗ, ЮНЕСКО и др. В 1969 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признавалась роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма. В 1974 Международный союз был преобразован во Всемирную туристскую организацию. Первая генеральная ассамблея прошла в Мадриде в мае 1975. Секретариат разместился в Мадриде по приглашению испанского правительства. В 2003 ВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций.

В 2006 в состав Всемирной туристской организации входило 150 стран, 7 территорий и около 300 ассоциированных членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.


1.1.История создания ВТО

В послевоенные годы индустрия отдыха развивалась стремительно. В хозяйственный оборот туризма вовлекались все новые и новые страны всех континентов. За 35 лет число туристов, выехавших в другие государства, возросло почти в 13 раз (с 1938 г. по 1985 г. — примерно в 27 раз), а доход от туризма — в 55 раз

Можно выделить насколько причин обусловивших это:

Политические. Да, в этот период шли региональные войны на Ближнем Востоке, в Корее, Вьетнаме, но все же на основной части планеты царил мир. А мир - необходимое условие развития туризма.

Экономические. Люди много работали и больше зарабатывали. Возросла психологическая нагрузка на работающих из-за интенсификации трудовых процессов, возросли и заработки. Как следствие, увеличились и потребность трудоспособной части населения в отдыхе, и покупательная способность.

Распространение культуры и образования, что всегда порождает интерес к познанию других народов и цивилизаций.

Рост продолжительности отпусков и вообще свободного времени работающего человека. Многие теперь могли поделить отпуск на две-три части или предпринять путешествие в уик-энд.

Успехи в развитии транспорта, особенно гражданской авиации. Сталовозможным в короткие сроки перенестись в самые удаленные уголки мира.

Развитие средств информации. Огромное влияние на потенциальных туристов оказало распространение телевидения.

В послевоенный период путешествия, бывшие до сих пор привилегией преимущественно „отдыхающего класса, стали жизненной потребностью значительной части населения, а затем и нормой потребления.

То, что к туризму приобщились самые широкие слои населения, вызвало массовый спрос на экономические путешествия с полным обслуживанием, организуемые агентствами путешествий, число которых в мире быстро росло. Получили значительное распространение чартерные самолетные рейсы и круизы,

Новые масштабы привели к созданию крупных ассоциаций: в 1947 г. в Париже образован Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), позднее преобразованный во Всемирную туристскую организацию (ВТО). Кроме того, в 1946 г. была образована Международная гостиничная ассоциация, а в 1966-м,— Всемирная Федерация туристских агентств (ВАТА).

Датой образования ВТО как международной межправительственной организации в области туризма принято считать 2 января 1975 г. В этот день официально вступили в силу уставные нормы и правила, которые одобрило (ратифицировано) необходимое большинство (51) стран — членов этой организации.

Организационное начало деятельности ВТО относится к маю 1975 года, когда на I сессии ее генеральной ассамблеи (МАДРИД, Испания) были приняты рабочая программа, различные правила и регламенты деятельности руководящих органов, финансовые принципы, правила персонала и другие рабочие документы, а также избран генеральный секретарь ВТО.

Следует признать, что процесс формирования ВТО как межправительственной организации оказался довольно сложным и затянутым, несмотря на то, что она создавалась на основе довольно авторитетной международной организации — Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО). Процесс преобразования неправительственного МСОТО в межправительственную ВТО для наглядности можно проследить в нижеприведенной хронологии, которая отражает этапы формирования сотрудничества в области международного туристского обмена.

1925 год — созыв Международного конгресса официальных ассоциаций сферы туристского транспортного обслуживания (май, Гаага);

1927 г. — созыв Международного конгресса официальных туристских Организаций;

1934 год — создание Международного союза официальных организаций попропаганде туризма (InternationalUnionofOfficialTouristPropagandaOrganizations) (Гаага);

1946 год — созыв первой Международной конференции национальных туристских организаций (октябрь, Лондон);

1947 год — созыв второй конференции (октябрь, Париж), на которой принято решение о создании новой международной организации — Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) (Intemational Union of Official Travel Organizations—IUOTO);

1951 год — перенос штаб-квартиры МСОТО из Лондона в Женеву;

1954 год — участие МСОТО в Конференции ООН по таможенным формальностям, связанным с временным ввозом частных автомашин и туризмом (май, Нью-Йорк);

1958 год — обращение МСОТО в адрес ООН о проведении международной конференции по вопросам пограничных (иммиграционных) формальностей;

1963 год—активное участие МСОТО в Конференции ООН по международным путешествиям и туризму (21 августа — 5 сентября, Рим).

1965 год—участие в работе Международной конференции по упрощению международных морских перевозок (апрель, Лондон);

1966 год — образование Международного центра по изучению проблем туризма (СИЕСТ) в Турине (Италия). Проведение первого международного семинара по профессиональной подготовке в области туризма в Комо (Италия);

1967 год—Организация Объединенных Наций по инициативе МСОТО объявляет 1967 год Международным годом туризма. На 20-й генеральной ассамблее МСОТО (октябрь, Токио) принимаются решения о создании межправительственной организации в области туризма и проведении специальной конференции в этих целях;

1969 год—правительство Болгарии по соглашению с МСОТО проводит международную конференцию по туризму, одной из задач которой явилось рассмотрение широкого спектра вопросов, связанных с созданием межправительственной туристской организации в рамках ООН. МСОТО объявляет 1969 год Годом африканского туризма;

1970 год—на генеральной ассамблее МСОТО в Мексике утверждается устав новой организации — Всемирной туристской организации; 38 государств в предварительном плане одобряют особым решением этот устав с целью ускорения его передачи на ратификацию правительствам стран — членов МСОТО;

1972 год—МСОТО объявляет 1972 год Годом американского туризма;

1974 год — федеральное политическое ведомство (МИД) Швейцарии уведомляет о ратификации устава ВТО необходимым большинством государств (51), что явилось формальным поводом для начала функционирования этой организации (после 120-дневного перерыва);

1975 год — созыв последней сессии исполнительного совета МСОТО; членами совета к этому периоду состояли правительственные и административные органы по туризму 109 государств (которые путем ратификации устава ВТО могли автоматически стать членами новой межправительственной организации), а также 88 национальных и международных организаций, чья деятельность была прямо или косвенно связана с туризмом.

В создании ВТО в качестве межправительственной организации непосредственное и активное участие принимала Организация Объединенных Наций.

Осенью 1969 года Генеральный секретарь ООН представил в рамках Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) доклад о правовых, организационных и финансовых последствиях создания межправительственной туристской организации.

Резолюцию 2529 (XXIV) «Создание межправительственной организации по туризму» Генеральной Ассамблеи ООН, принятую на ее 1823-м пленарном заседании 5 декабря 1969 г., можно расценивать в качестве основополагающего документа в учреждении ВТО.

В этой резолюции Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала преобразовать МСОТО в межправительственную организацию посредством пересмотра ее статуса и установления оперативных связей (посредством официального соглашения) между ООН и преобразованной организацией.

Резолюцией предусматривалось, что новая организация будет играть решающую и центральную роль в области международного туризма. Это очень важное положение практически не нашло полного применения до настоящего времени.

В дальнейшем в рамках ООН и при участии МСОТО ежегодно рассматривались вопросы, связанные с формированием межправительственной туристской организации.

Как указывалось выше, одной из важных резолюций МСОТО явилась резолюция, принятая на его чрезвычайной генеральной ассамблее в Мехико в 1970 году. В ней содержалось одобрение пересмотренного устава МСОТО с целью передачи его на дальнейшее рассмотрение национальным туристским организациям — членам этой организации, а также Генеральному секретарю ООН.

В свою очередь, генеральному секретарю МСОТО было дано поручение принять все необходимые и соответствующие меры для обеспечения вступления в силу пересмотренного устава.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2802 (XXVI) «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией по туризму» (2017- е пленарное заседание) от 14 декабря 1971 г. предлагала государствам, национальные организации по туризму которых являлись членами Международного союза официальных туристских организаций, «...как можно скорее одобрить статус Всемирной организации по туризму». В этой резолюции также подчеркивается необходимость заключения соглашения между Организацией Объединенных Наций и Всемирной организацией по туризму, определяющего роль и круг полномочий последней. В этой связи важно отметить и рекомендацию, касающуюся рассмотрения новой организации по туризму в качестве учреждения — исполнителя Программы развития ООН (ПРООН). Из другой рекомендации, которая в дальнейшем вошла составной и принципиальной частью в будущий устав ВТО, следует, что основной целью организации должно быть поощрение и развитие туризма с оказанием особого внимания интересам развивающихся.

1.2. Роль и значение всемирной туристской организации (ВТО)

Развитие международного туризма становится все более актуальной темой. По оценке ВТО, в 2010 г. количество иностранных туристов удвоится, и из одного государства в другое будет путе­шествовать свыше 1 млрд чел. В таких условиях неизбежно воз­никнут проблемы и трудности, связанные с пересечением границ и выполнением путешествующими пограничных и иных туристс­ких формальностей. В этой связи наиболее остро встает вопрос о регулировании туризма в рамках не только отдельно взятой стра­ны и соседних с ней государств, но и мирового сообщества в це­лом. Значительную часть этой работы и проводит ВТО, являясь ведущей межправительственной организацией в области туризма 1. ВТО представляет интересы почти 150 стран - действительных членов; 5 территорий - ассоциированных членов, а также более 400 присоединившихся членов (членов Делового Совета ВТО).

Главная цель ВТО - способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами.

Важными направлениями деятельности ВТО являются: Упрощение туристского обмена и формальностей; определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); помощь в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме.

ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристского сектора (частных турфирм). В документах указывается, что ВТО действует в качестве важного форума для встреч представителей правительств и туристской индустрии с целью обсуждения и решения вопросов, представляющих взаимный интерес.

Датой рождения ВТО считается 2 января 1975 г. - в этот день вступили в силу ее уставные нормы и правила. ВТО образовалась в результате реорганизации созданного в 1925 г. Международного Союза Официальных Туристских Организаций (МСОТО).

Устав ВТО представляет собой межгосударственный договор, ратифицированный 51 государством, официальные туристские организации которых являлись членами МСОТО.

В 1977 г. ООН и ВТО заключили Соглашение о взаимном сотрудничестве, причем, как следует из текста договора: ООН признает ВТО ответственной за принятие таких мер, которые могут оказаться необходимыми для решения проблем в сфере туризма.

1 Штаб-квартира ВТО находится в столице Испании - Мадриде (адрес: Calle Capitan Haya, 42-28020 Madrid, Spine; тел.: (34 91) 567 81 00, f. (34 91) 571 37 33; tm@world-tourism.org/ http://www.world-tourism.org.

Сотрудничество ООН и ВТО осуществляется в области обме­на соответствующими рекомендациями, информацией и докумен­тами, проведения совместных консультаций и встреч, координа­ции работы, двустороннего представительства на заседаниях ор­ганов, сотрудничество по вопросам статистики.

1.3. Структура и состав ВТО.

Структура:

* Генеральная ассамблея

* Исполнительный совет

* Региональные комиссии

* Комитеты

* Секретариат

Состав:

* Сотрудничество в целях развития

* Качество развития в туризме

* Устойчивое развитие туризма

* Статистика

* исследование рынка

* Развитие кадров для туризма

* Коммуникации и документация

* Туризм и технология

* Деловой совет

* Региональные представительства

Сотрудничество

Всемирная туристская организация финансирует и реализует проекты развития в сфере туризма, передает опыт туристской деятельности развивающимся странам в целях устойчивого развития. ВТО является исполнительным агентством Программы развития ООН.

В 2002 была одобрена программа ВТО и ЮНКТАД «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты», направленная на решение задач: устойчивое развитие туризма и искоренение нищеты.

Крупные проекты ВТО:

* Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001)

* Генеральный план развития туризма в провинциях Китая (2000—2002)

* Развитие национальных парков в Руанде (1999)

* Стратегия развития туризма в Молдавии (1999)

1. 4. Направления деятельности ВТО:

- сотрудничество в целях развития туризма. Рекомендации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов, касающихся туризма, включая генеральные планы и технико-экономические обоснования, определение потребности в инвестициях и передаче технологий, а также маркетинг и продвижение туризма;

- развитие людских ресурсов. Базовая структура для организации системы образования и профессиональной подготовки в области туризма, включая курсы по обучению обучающих, краткосрочные и заочные курсы, а также расширяющаяся сеть цент­ров образования и профессиональной подготовки ВТО;

- окружающая среда. ВТО содействует обеспечению устойчивого развития туризма и принятию практических мер для решения экологических проблем;

- качество развития туризма. ВТО работает над устранением барьеров на пути развития туризма и стимулирует либерализацию торговли туристскими услугами, а также принимает меры по охране здоровья туристов и их безопасности;

- статистика, экономический анализ и исследования рынка. ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. ВТО ведет постоянное наблюдение и анализирует тенденции развития туризма в мире. Для членов ВТО и туристской индустрии в целом издается комплексная серия публикаций;

- коммуникации и документация. Отдел ВТО по связям с прессой и коммуникациям действует в качестве издательского подразделения. В центре документации ВТО сосредоточено значительное количество источников информации и разнообразных данных в области туризма.

Список основных изданий ВТО включает: Ежегодник туристской статистики. Сборник туристской статистики, Барометр путе­шествий и туризма, монографии и прогнозы по проблемам раз­вития туризма, Бюллетень WTO News, Всемирный справочник учебных заведений в области туризма, Справочник многосторонних источников финансирования развития туризма, Методические рекомендации, касающиеся развития национальных парков и охраняемых природных территорий в туристских целях и прочие. Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР, являвшимся членом ВТО с момента ее основания в 1975 г., автоматически продолжила членство в ВТО. В 1996-1998 гг. в РФ были проведены семинары ВТО Обучение обучающих (для преподавателей высших учебных заведений по туризму), Статистика туризма, Планирование устойчивого развития туризма, Технология экотуризма, Социальный туризм, Безопасность в туризме.


ГЛАВА 3. Борьба ВТО с организованным секс-туризмом

К данной проблеме периодически проявляется повышенный интерес как со стороны органов управления туризмом в субъектах РФ, так и множества турфирм, организующих поездки в регион Юго-Во­сточной Азии, поэтому имеет смысл подробно остановиться на более чем 25-летней истории борьбы с организованным секс-туризмом.

В 70-х годах в развитых странах начал происходить рост специализированных мужских туристских групп в регион Юго-Восточной Азии, где туристам предоставлялись услуги не совсем туристской направленности. Учитывая постоянное увеличение таких поездок и вовлечение в секс-бизнес все большего количества принимающих стран, мировое сообщество стало проявлять по этому поводу озабоченность. Постепенно проблема организованных секс-туров переросла региональный уровень стран Юго-Восточной Азии и превратилась в мировую.

И в России вопросы о секс-турах стали обычными в практике турфирм, организующих поездки в Таиланд и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вернувшиеся из таких поездок туристы рассказывают о большом количестве несовершенно­летних девочек, а иногда и мальчиков, разгуливающих в ночное время у баров, казино и иных подобных заведений.

Действительно, существующая, а точнее, процветающая, в данном регионе проституция, особенно детская, является, к сожалению, самым главным аттрактивным моментом, влекущим за тысячи миль многих туристов из ряда богатых стран мира.

В 1983 г. ООН (резолюция № 30 Экономического и Социального Совета ООН) предложила ВТО более внимательно отнестись к сексуально ориентированному туризму и предусмотреть меры по борьбе с ним. ВТО в то время разрабатывала Хартию туризма и Кодекс туриста, в которые были включены положения о предотвращении использования проституции в туризме. Хотя эти документы не являются строго обязательными для государств и самих туристов, но на них постоянно ссылаются ВТО и другие международные организации. На практике данные положения рассматриваются в качестве морального и юридического источника проектов по борьбе с организованным секс-туризмом.

Проблему борьбы с организованным секс-туризмом в августе 1992 г. рассмотрела Комиссия ООН по правам человека. В связи с глубокой озабоченностью в отношении увеличения масштабов секс-туризма было принято повторное обращение к ВТО с призывом созвать отдельное совещание для обсуждения последствий этого явления и путей предотвращения этого явления, особенно когда речь идет о расширяющейся детской проституции.

Комиссия по правам человека ООН в январе 1993 г. призвала ВТО, национальные туристские администрации и другие туристские организации быть более ответственными в отношении секс-туризма и распространить среди туристских агентств этический кодекс с целью предотвращения использования детей в этих целях.

ВТО в ноябре 1994 г. разработало проект заявления по предотвращению организованного секс-туризма.

В апреле 1995 г. в Сент-Винсенте (Италия) состоялось международное совещание на тему: Остановить организованный секс-туризм. В нем участвовали: Комиссия ООН по правам человека, Совет Европы, Интерпол, ВТО, ВОЗ, эксперты более чем из 50 стран. Туристский сектор представляли Международная гостиничная ассоциация (МГА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУАВ), Международная ассоциация гидов (ИАТМ) и другие.

Выводы Совещания сводились к следующим положениям:

1) секс-туризм является сложным и деликатным вопросом, в который вовлечено много факторов и сторон:

- объемы и масштаб секс-туризма постоянно возрастают во всех регионах мира;

- секс-туризм принимает различные формы (специализированные поездки туристов для пользования услугами проституток, поездки профессиональных и полупрофессиональных проституток в туристские центры, предложение сексуальных услуг туристам внутри туристской группы, гостиницы и прочее);

- главная форма секс-туризма - профессиональная проституция, порождается нищетой и вызывается социальным неравенством между иностранными туристами и местными жителями;

- секс-туризм вырастает, как правило, из проституции на местном уровне. Например, в Таиланде, где численность населе­ния составляет 60 млн чел., более 2 млн женщин занимается про­ституцией, из них свыше половины моложе 18 лет. Полагают, что около 800 тыс. этих женщин инфицированы ВИЧ;

2) секс-туризм приводит к многочисленным серьезным по­следствиям: распространению венерических заболеваний, включая СПИД, разрушению социального строя принимающих центров, размыванию традиционных культурно-общественных ценностей, росту преступности, наносит ущерб облику туристских центров;

3) с другой стороны, если не принимать во внимание издержки секс-туризма для общества в будущем, эта деятельность приносит турфирмам сверхдоходы и поддерживает экономическую активность занятого в ней населения. Проституция - профессия древнейшая и поэтому не предвидится быстрых альтернативных способов переориентации и экономического выживания вовлеченных в нее групп населения;

4) несмотря на нее возрастающую озабоченность государств и мирового сообщества в целом, секс-туризм в его различных (от­крытых и скрытых) формах в большинстве стран допускается и не преследуется, особенно в тех из них, где проституция официально разрешена. Но опасность проституции и секс-туризма связана с тем фактом, что они неизбежно ведут к расширению криминогенной обстановки, росту преступности, вовлечению все большего количества женщин, подростков и детей;

5) должна быть определена конкретная мера ответственности туристского сектора за секс-туризм и его последствия. Туроператоры и турагентства должны нести прямую ответственность за его организацию, и лишаться права заниматься турбизнесом, даже если они лишь косвенно причастны к организованному секс-туризму.

Совещание в Сент-Винсенте в апреле 1995 г. приняло отдельную декларацию о защите детей от сексуальной эксплуатации в туризме.

ВТО и другие международные организации активно продолжают работу по борьбе с организованным секс-туризмом, особенно с вовлечением в него детей. В августе 1996 г. в Стокгольме про­веден Всемирный конгресс по борьбе с секс-туризмом и коммерческой эксплуатацией детей и их использованием в секс-туризме, который подтвердил, что подходы к этой проблеме ВТО правильны и последовательны.

В ряде государств принимаются конкретные действия по борь­бе с секс-туризмом. В странах, направляющих за границу большое количество туристов (Австралия, Новая Зеландия, ФРГ, Швеция и другие) приняты законы, разрешающие преследовать в других странах их граждан за половые контакты с подростками и детьми. Разрабатываются и иные законодательные меры, нацеленные на предотвращение детской проституции и ее использование в секс-ту­ризме, в том числе предусматривающие строгие санкции к тур­фирмам, причастным к организации подобных туруслуг.

В конце 1996 г. Еврокомиссия приняла декларацию об усилении борьбы с секс-туризмом, связанным с детской проституцией. Декларация была утверждена в рамках первой многолетней про­граммы ЕС по развитию туризма в Европе - Филоксения, принятой 30 апреля 1996 г.

Декларация определила специальные меры по защите прав детей и недопущению распространения секс-туризма, в частности:

- принятие санкций против турфирм, предлагающих секс-туры, связанные с детской проституцией;

- ограничение потока туристов из стран - членов ЕС, выезжающих в секс-туры;

- оказание помощи третьим странам в борьбе с секс-туриз­мом;

- координация действий стран - членов ЕС по предотвращению распространения секс-туризма, связанного с детской проституцией.

Такая координация, в свою очередь, предусматривает проведение соответствующих информационных компаний, ужесточение мер по отношению с фирмам-нарушителям, защиту жертв секс-туризма. Эти меры будут применяться не только против турфирм, но и против лиц, желающих воспользоваться соответствующими туристскими услугами. В Декларации полностью учтены предложения Стокгольмского Всемирного конгресса по борьбе с секс-туризмом и коммерческой эксплуатацией детей и их использованием в секс-туризме.

В развитии решений Стокгольмского Всемирного конгресса в марте 1997 г. в ВТО была создана специальная оперативная группа, основная цель работы которой заключается в выявлении, разоблачении, предотвращении и ликвидации сексуальной эксплуатации детей в туризме. Как заявил Генеральный секретарь ВТО, это позорное явление в той или иной степени характерно для многих туристских центров, хотя принимает различные формы в зависимости от национальных особенностей, по­этому и реакция ВТО должна быть глобальной. Секретариат ВТО обратился с просьбой к своим членам о том, чтобы те уведомили его о принятых мерах по борьбе с эксплуатацией детей в туризме.

Позиция Национальной туристской администрации России по данному вопросу полностью соответствует вышеуказанным подходам ООН, ВТО, ЕС и мирового сообщества в целом. В случае получения достоверных сведений о причастности конкретных российских турфирм к оказанию подобного рода услуг будет не­замедлительно рассмотрен вопрос о лишении их лицензий на занятие международной туристской деятельностью.


ГЛАВА IV . Рекомендации ВТО по упрощению туристских формальностей

ВТО регулярно дает необходимые рекомендации по упрощению туристских формальностей. Ранее при Исполнительном Совете ВТО имелся Комитет по упрощению формальностей, который отвечал за весь комплекс вопросов, связанных с проблемами передвижения туристов, как в международном, так и в национальном масштабах. В октябре 1994 г. он был объединен с Комитетом по безопасности в туризме и стал называться Комитетом ВТО по качеству туристского обслуживания. На заседаниях Комитета рассматриваются подходы к разработке мер по безопасности и защите туристов, заслушиваются доклады о необходимости иметь туристскую полицию в крупных туристских центрах той или иной страны на основе уже имеющегося опыта других государств в этом направлении.

ВТО уделяет особое внимание необходимости проведения дипломатической конференции, на которой предполагается рассмот­реть подготовленный проект и принять в перспективе Междуна­родную конвенцию по упрощению туристских поездок и пребы­ваний, где будут четко обозначены рекомендации по упрощению пограничных, таможенных, санитарных, валютных и других фор­мальностей и процедур.

Крупные международные туристские ассоциации также уделяют внимание упорядочению туристских формальностей и повышению безопасности туризма. Например, ПАТА - Туристская ассоциация стран Азии и Тихого Океана, одной из важнейших своих целей ставит содействие в установлении сотрудничества по вопросам упрощения пограничных формальностей, валютных и таможенных правил и иных норм.

Следует также сказать, что в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе говорится о необходимости содействия государств в организации турпоездок, сокращении до минимума времени рассмотрения ходатайств о таких путешествиях, а также уделять серьезное внимание предложениям о заключении соглашений относительно выдачи многократных виз и упрощения туристских формальностей.

Упрощение туристских поездок и путешествий - это всесторонне продуманная и скоординированная политика государства и действия его конкретных правительственных органов, в первую очередь национальной туристской администрации по развитию и поощрению турпоездок, обеспечению туристов необходимой социальной и экономической защищенностью, а также квалифицированной медицинской и иной помощью, охраной их имущества, здоровья, личных прав и достоинства. Естественно, данная деятельность должна проводиться в тесном контакте с самими туристскими организациями и ассоциациями, без этого постоянного взаимодействия положительного сдвига в сфере туризма быть не может.

В проекте Будапештской конвенции по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний (март 1989 г.), текст которого почти полностью вошел в упомянутую Гаагскую декларацию по туризму, были определены основные принципы: Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется упрощать индивидуальные и организованные групповые турпоездки и пребывания, но вместе с тем там же говорится, что ни одно из положений Конвенции не может быть истолковано, как препятствующее Договаривающейся Стороне принимать временные меры, которые эта Сторона считает необходимыми для сохранения правопорядка и безопасности. О введении таких временных мер должны незамедлительно быть проинформированы другие Стороны.

Рекомендуется также всем странам по аналогии со структурой ВТО учредить Национальный орган (Комитет по качеству туристского обслуживания), который обязан координировать деятельность по упорядочению и упрощению положений, формальностей и процедур, затрагивающих туристские путешествия, поездки и пребывания туристов.

Следует отметить, что в области упрощения организации туристских поездок ВТО действует в тесном контакте с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной морской организацией (ММО), Советом таможенного сотрудничества (СТС) и другими организациями. По аналогии с этим работа Национальной туристской администрации той или иной страны должна проводиться в тесном контакте и взаимодействии со всеми другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Устав

Всемирной Туристской Организации (ВТО)

(Мехико, 27 сентября 1970 г.)

Учреждение

Местопребывание

Цели

Членство

Органы

Генеральная Ассамблея

Исполнительный Cовет

Секретариат

Бюджет и расходы

Кворум

Голосование

Юридическое лицо, привилегии и иммунитеты

Поправки

Приостановление членства

Выход из числа членов

Вступление в силу

Депозитарий

Толкование и языки

Временные положения

Учреждение

Статья 1

Настоящим создается Всемирная Туристская Организация как международная организация межправительственного характера (именуемая в дальнейшем Организация). Всемирная Туристская Организация создана путем преобразования Международного Союза Официальных Туристских Организаций (МСОТО).

Местопребывание

Статья 2

Местопребывание штаб-квартиры Организации должно быть определено и может быть в любое время изменено решением Генеральной Ассамблеи.

Цели

Статья 3

1. Основной целью Организации является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии. Организация предпримет соответствующие действия для достижения этих целей.

2. Преследуя эту цель, Организация обратит особое внимание на интересы развивающихся стран в области туризма.

3. Для того чтобы Организация играла ведущую роль в области туризма, она установит и будет поддерживать эффективное сотрудничество с соответствующими органами ООН и ее специализированными учреждениями. Исходя из этого, Организация изыщет возможность установить деловые отношения с Программой Развития ООН, а также примет участие в ее деятельности в качестве участвующего и исполнительного агентства.

Членство

Статья 4

Члены Организации разделяются на следующие категории:

а) Действительные члены;

b) Ассоциированные члены;

с) Присоединившиеся члены.

Статья 5

1. Статус Действительного члена Организации доступен для всех суверенных государств.

2. Государства, чьи национальные туристские организации являются Действительными членами МСОТО к моменту принятия Чрезвычайной Генеральной Ассамблеей МСОТО настоящего Устава, имеют право стать Действительными членами Организации (без голосования), направив официальное заявление о том, что они принимают Устав Организации и выражают согласие принять на себя обязанности Действительных членов.

3. Другие государства могут стать Действительными членами Организации, если их кандидатуры будут одобрены Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов, при условии, что это большинство является большинством всех Действительных членов Организации.

Статья 6

1. Статус Ассоциированного члена Организации предоставляется всем территориям или группам территорий, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений.

2. Территории или группы территорий, чьи национальные туристские организации являлись Действительными членами МСОТО к моменту принятия Чрезвычайной Генеральной Ассамблеей МСОТО настоящего Устава, имеют право стать Ассоциированными членами Организации (без голосования) при условии, что Государства, ответственные за осуществление их внешних отношений, утвердят их членство и заявят от их имени, что эти территории или группы территорий принимают Устав Организации и выражают согласие принять на себя обязанности Ассоциированных членов.

3. Территории или группы территорий могут стать Ассоциированными членами Организации, если их кандидатуры предварительно одобрены Государством-членом, несущим ответственность за их внешние отношения и которое от их имени заявит, что эти территории или группы территорий принимают Устав Организации и согласны принять на себя обязанности Ассоциированных членов. Эти кандидатуры должны быть утверждены Ассамблеей большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов, при условии, что это большинство является большинством всех Действительных членов Организации.

4. Если Ассоциированный член Организации становится ответственным за осуществление своих внешних отношений, он имеет право стать Действительным членом Организации, направив официальное заявление в письменном виде Генеральному секретарю о том, что он принимает Устав Организации и выражает согласие принять на себя обязанности Действительного члена.

Статья 7

1. Статус Присоединившегося члена Организации предоставляется международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, деятельность которых находится в связи с целями, преследуемыми Организацией или входящими в ее компетенцию.

2. Члены-корреспонденты МСОТО в момент принятия настоящего Устава Чрезвычайной Генеральной Ассамблеей МСОТО имеют право стать Присоединившимися членами Организации (без голосования), заявив, что они выражают согласие принять на себя обязанности Присоединившихся членов.

3. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, имеющие специальные интересы в туризме, могут стать Присоединившимися членами Организации при условии, что заявление о их приеме в члены Организации предоставлено Генеральному секретарю в письменном виде и одобрено Ассамблеей большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов, если это большинство является большинством всех Действительных членов Организации.

4. Коммерческие организации или ассоциации, имеющие интересы, указанные выше в пункте 1, могут стать Присоединившимися членами Организации при условии, что заявление о приеме их в члены представлены Генеральному секретарю в письменном виде и одобрены Государствами, на территории которых расположена штаб-квартира кандидата. Эти кандидатуры должны быть одобрены Ассамблеей большинством в две трети голосов Действительных членов, присутствующих и голосующих, при условии, что это большинство является большинством всех Действительных членов Организации.

5. Может быть создан Комитет Присоединившихся членов, который разработает свой внутренний регламент, подлежащий утверждению на Ассамблее. Комитет может быть представлен на заседаниях Организации. Он может просить о включении пунктов в повестки дня этих заседаний. Комитет может также представлять рекомендации на заседания.

6. Присоединившиеся члены могут участвовать в деятельности Организации индивидуально или коллективно как Комитет Присоединившихся членов.

Органы

Статья 8

1. Органами Организации являются:

а) Генеральная Ассамблея, именуемая в дальнейшем Ассамблея;

b) Исполнительный Совет, именуемый в дальнейшем Совет;

с) Секретариат.

2. Заседания Ассамблеи и Совета проводятся в штаб-квартире Организации, если эти органы соответственно не примут другого решения.

Генеральная Ассамблея

Статья 9

1. Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих Действительных членов.

2. На каждой сессии Ассамблеи Действительные и Ассоциированные члены могут быть представлены не более чем пятью делегатами, один из которых назначается главой делегации.

3. Комитет Присоединившихся членов может назначить до трех наблюдателей, и каждый Присоединившийся член может назначить одного наблюдателя, которые имеют право принимать участие в работе Ассамблеи.

Статья 10

Ассамблея созывается на очередные сессии каждые два года, а на чрезвычайные сессии - когда этого требуют обстоятельства. Чрезвычайные сессии созываются по просьбе Совета или большинства Действительных членов Организации.

Статья 11

Ассамблея принимает свои собственные правила процедуры.

Статья 12

Ассамблея может рассматривать любой вопрос и разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Функции Ассамблеи, кроме тех, которые определены в других положениях настоящего Устава, состоят в том, чтобы:

а) избирать своего Президента и Вице-Президентов;

b) избирать членов Совета;

с) назначать Генерального секретаря по рекомендации Совета;

d) утверждать Финансовый Регламент Организации;

е) определять общее направление по управлению Организацией;

f) утверждать положение о персонале, применяемое для сотрудников Секретариата;

g) избирать Ревизоров по рекомендации Совета;

h) утверждать общую программу работы Организации;

i) руководить финансовой политикой Организации, изучать и утверждать бюджет Организации;

j) создавать любые технические или региональные органы, которые могут быть необходимы для работы Организации;

k) рассматривать и утверждать отчеты о деятельности Организации и ее органов и принимать необходимые меры для осуществления рекомендаций, содержащихся в отчетах;

l) утверждать или наделять полномочиями утверждать соглашения, заключенные с правительствами и международными организациями;

m) утверждать или наделять полномочиями утверждать соглашения, заключенные с частными организациями или частными лицами;

n) подготавливать и рекомендовать заключение международных соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации;

o) принимать решения, в соответствии с настоящим Уставом, по заявлениям о приеме в члены Организации.

Статья 13

1. Ассамблея избирает своего Президента и Вице-Президентов в начале каждой сессии.

2. Президент председательствует на Ассамблее и выполняет обязанности, возложенные на него.

3. Президент ответствен перед Ассамблеей на время сессии.

4. Президент представляет Организацию в течение срока его полномочий в любых случаях, когда такое представительство необходимо.

Исполнительный Cовет

Статья 14

1. Совет состоит из Действительных членов, избранных Ассамблеей по принципу один на каждые 5 Действительных членов, в соответствии с Правилами Процедуры, разработанными Ассамблеей. При выборах членов Совета следует стремиться к справедливому и равному географическому распределению.

2. Один Ассоциированный член, выбранный Ассоциированными членами Организации, может принимать участие в работе Совета без права голоса.

3. Представитель Комитета Присоединившихся членов может принимать участие в работе Совета без права голоса.

Статья 15

Срок полномочий членов Совета - четыре года. Половина состава первого Совета, определенная жеребьевкой, будет иметь срок полномочий два года. Каждые два года будет переизбираться половина членов Совета.

Статья 16

Совет собирается по крайней мере два раза в год.

Статья 17

Совет избирает Председателя и Вице-Председателей на один год из числа избранных членов.

Статья 18

Совет принимает свои собственные Правила Процедуры.

Статья 19

Функции Совета, кроме тех, которые определены в других положениях данного Устава, состоят в том, чтобы:

а) принимать все необходимые меры, по консультации с Генеральным секретарем, для обеспечения осуществления всех решений и рекомендаций Ассамблеи и отчитываться об этом перед Ассамблеей;

b) получать от Генерального секретаря отчеты о деятельности Организации;

с) представлять предложения Ассамблее;

d) рассматривать общую программу работы Организации, подготовленную Генеральным секретарем, прежде чем передать ее на рассмотрение Ассамблее;

е) представлять Ассамблее отчеты и рекомендации по административным счетам и проектам бюджета Организации;

f) создавать любые вспомогательные органы, необходимые для деятельности Совета;

g) выполнять любые другие функции, которые могут быть поручены ему Ассамблеей.

Статья 20

В период между сессиями Ассамблеи и при отсутствии противоречащих положений в данном Уставе, Совет принимает необходимые решения по административным и техническим вопросам в пределах функций и финансовых возможностей Организации. О принятых решениях Совет докладывает ближайшей сессии Ассамблеи для утверждения.

Секретариат

Статья 21

Секретариат состоит из Генерального секретаря и штата сотрудников, необходимого для работы Организации.

Статья 22

Генеральный секретарь назначается Ассамблеей (по предложению Совета) большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов сроком на четыре года. Назначение Генерального секретаря может быть продлено на новый срок.

Статья 23

1. Генеральный секретарь ответствен перед Ассамблеей и Советом.

2. Генеральный секретарь выполняет указания Ассамблеи и Совета. Он представляет Совету отчеты о деятельности Организации, административные счета, проект общей программы работы Организации и бюджетные наметки.

3. Генеральный секретарь обеспечивает юридическое представительство Организации.

Статья 24

1. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем согласно правилам, устанавливаемым Ассамблеей.

2. Персонал Организации ответствен перед Генеральным секретарем.

3. При приеме на службу и определении условий службы следует руководствоваться главным образом необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Организации. Должное внимание следует уделять важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе.

4. При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией.

Бюджет и расходы

Статья 25

1. Бюджет Организации, покрывающий административные функции и общую программу, финансируется взносами Действительных, Ассоциированных и Присоединившихся членов в соответствии со шкалой взносов, принятой Ассамблеей, а также любыми другими возможными поступлениями в соответствии с Финансовыми Правилами, приложенными к настоящему Уставу и составляющими его неотъемлемую часть.

2. Бюджет, подготовленный Генеральным секретарем, должен быть представлен Советом на Ассамблею для изучения и утверждения.

Статья 26

1. Административные счета Организации проверяются двумя Ревизорами, избранными Ассамблеей по рекомендации Совета на период в два года. Ревизоры могут быть переизбраны на новый срок.

2. Ревизоры, кроме изучения административных счетов, могут делать любые замечания, которые они сочтут необходимыми, относительно эффективности финансовой деятельности и администрации, системы счетов, внутреннего финансового контроля и в целом финансовых результатов административной практики.

Кворум

Статья 27

1. Для кворума на Ассамблее необходимо присутствие делегатов, представляющих большинство Действительных членов.

2. Для кворума на заседаниях Совета необходимо присутствие большинства Действительных членов Совета.

Голосование

Статья 28

Каждый Действительный член имеет один голос.

Статья 29

1. Решения по всем вопросам принимаются Ассамблеей простым большинством голосов присутствующих и голосующих Действительных членов, если Уставом не предусмотрено другое.

2. Большинство в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов необходимо при решении вопросов о бюджетных и финансовых обязательствах членов и местонахождении штаб-квартиры Организации, а также по другим вопросам, которые по решению простого большинства присутствующих и голосующих Действительных членов на Ассамблее признаны вопросами особой важности.

Статья 30

Совет принимает решения простым большинством голосов присутствующих и голосующих членов, за исключением бюджетных и финансовых рекомендаций, которые должны быть одобрены большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов.

Юридическое лицо, привилегии и иммунитеты

Статья 31

Организация является юридическим лицом.

Статья 32

Организация пользуется на территории Государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций. Такие привилегии и иммунитеты могут быть определены в соглашениях, заключенных Организацией.

Поправки

Статья 33

1. Любой проект поправки к настоящему Уставу и его приложениям препровождается Генеральному секретарю, который рассылает его Действительным членам по крайней мере за шесть месяцев до его представления на обсуждение Ассамблеей.

2. Поправки принимаются Ассамблеей большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов.

3. Поправка вступает в силу для всех членов, когда две трети Государств-членов уведомят Правительство-депозитарий об одобрении этой поправки.

Приостановление членства

Статья 34

1. Если Ассамблея признает, что какой-либо член Организации проводит политику, противоречащую основным целям Организации, указанным в статье 3 данного Устава, то она может большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих Действительных членов принять резолюцию и приостановить осуществление данным членом прав и привилегий, принадлежащих ему как члену Организации.

2. Эта мера остается в силе до тех пор, пока изменение этой политики не будет признано Ассамблеей.

Выход из числа членов

Статья 35

1. Любой Действительный член может выйти из Организации по истечении срока в один год после письменного уведомления о желании выйти из Организации Правительства-депозитария.

2. Любой Ассоциированный член может выйти из Организации на тех же условиях, если Действительный член, обеспечивающий внешние отношения данного Ассоциированного члена, направит письменное уведомление Правительству-депозитарию о желании данного Ассоциированного члена выйти из Организации.

3. Любой Присоединившийся член может выйти из Организации по истечении срока в один год после письменного уведомления Генерального секретаря.

Вступление в силу

Статья 36

Настоящий Устав вступит в силу через сто двадцать дней после того, как пятьдесят одно государство, чьи официальные туристские организации являются Действительными членами МСОТО к моменту принятия настоящего Устава, направят официальное уведомление временному депозитарию о своем принятии Устава и согласии принять на себя обязанности Действительных членов.

Депозитарий

Статья 37

1. Настоящий Устав и любые заявления о принятии на себя обязанностей членов должны быть переданы временно на хранение Правительству Швейцарии.

2. Правительство Швейцарии уведомит все государства, имеющие право на такую информацию, о получении этих заявлений и о дате вступления в силу данного Устава.

Толкование и языки

Статья 38

Официальными языками Организации являются английский, французский, русский и испанский.

Статья 39

Английский, французский, русский и испанский тексты данного Устава являются равно аутентичными.

Временные положения

Статья 40

Местопребыванием штаб-квартиры Организации временно, до принятия решения Генеральной Ассамблеей по Статье 2, является Женева, Швейцария.

Статья 41

В течение ста восьмидесяти дней после вступления в силу настоящего Устава Государства-члены ООН, специализированных учреждений и Международного Агентства по Атомной Энергии, а также члены Статута Международного Суда имеют право стать Действительными членами Организации (без голосования), сделав официальное заявление о том, что они принимают Устав и выражают согласие принять на себя обязанности Действительных членов.

Статья 42

В течение года, следующего за вступлением в силу настоящего Устава, Государства, чьи национальные туристские организации являлись членами МСОТО к моменту принятия настоящего Устава и которые приняли Устав с последующим подтверждением, могут принимать участие в деятельности Организации с правами и обязанностями Действительного члена.

Статья 43

В течение года, следующего за вступлением в силу настоящего Устава, территории или группы территорий, не ответственные за свои внешние отношения, но чьи туристские организации являлись Действительными членами МСОТО, что дает им право на ассоциированное членство, и которые приняли Устав с последующим подтверждением Государства, ответственного за их внешние отношения, могут принять участие в деятельности Организации с правами и обязанностями Ассоциированного члена.

Статья 44

При вступлении настоящего Устава в силу права и обязанности МСОТО передаются Организации.

Статья 45

Лицо, являющееся Генеральным секретарем МСОТО к моменту вступления в силу настоящего Устава, действует как Генеральный секретарь Организации до того времени, когда Ассамблея изберет Генерального секретаря Организации.

Мехико, 27 сентября 1970 года.


Заключение

Таким образом, выросшая из международного конгресса официальных организаций асоциаций сферы туристического и транспортного бслуживания, образованная в 1947 г. в виде Международного союза официальных туристских организаций, затем преобразованная в 1970 г. во Всемирную Туристическую Организацию, она активно содействовала развитию туризма во всем мире. Сотрудничая со многими мировыми организациями, в частности с ООН, ВТО она оказывает руководящую, консультационную и финансофую помощь индустрии туризма. На многочисленных конферециях (Всемирная конференция по туризму - 1982, Межпарламентская конференция по туризму – 1989), она оказывает неоценимую помощь международной индустрии туризма.

Цель курсовой работы достигнута - определено, что Всемирная Туристская Организация(ЮНВТО) призвана способствовать развитию туризма. Многообразие её целей, задач и видов деятельности убедительно демонстрирует сложность туризма как системы и необходимость комплексного решения большинства проблем в этой области на международном уровне.

Скачать архив с текстом документа