Роль лидерства в управленческой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Тема 4. Роль лидерства в управленческой деятельности 4.1. Понятие, функции и социальные качества лидера Управление тесно взаимосвязано с лидерством. Суть их взаимосвязи заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. Способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем.
Тема 4. Роль лидерства в управленческой деятельности
4.1. Понятие, функции и социальные качества лидера
Управление тесно взаимосвязано с лидерством. Суть их взаимосвязи заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. Способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем.
Поскольку в различных ситуациях и в различных общностях возникают различные типы и стили лидерства, существенно отличающиеся друг от друга характером, содержанием, направленностью, формами деятельности лидера, постольку очень трудно дать общепринятое понятие данного термина. Чаще всего под лидерством понимают соотносительное положение (статус) определенной личности в группе, более обширной общности (партия, нация, страна и т.п.) или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия в определенных социальных группах, союзах, социальных движениях. Таким образом, лидерство выступает как разновидность власти, как своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать руководящее влияние на других людей и принимать решения, которым подчиняются члены группы или их большинство.
Правильное понимание сущности лидерства и, следовательно, определение содержания и способов осуществления социальной технологии лидерства должно быть основано на деятельностном подходе, в соответствии с которым главными детерминантами изучаемого социального процесса являются цели и задачи деятельности группы, определяющие, кто в наибольшей степени подходит к роли лидера данной группы и какой стиль лидерства, т.е. деятельности лидера, окажется наиболее эффективным.
Тип и роль лидерства обусловлены несколькими факторами, из которых наиболее важными, определяющими, являются следующие:
1) социально-экономическая и политическая сущность данного общества;
2) характер и содержание деятельности группы: группа политическая, предпринимательская, исследовательская, спортивная, преступная или какая-либо иная;
3) конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность;
4) структура определенной личности - перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими.
Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто, особенно в обществах переходного типа, возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из обиден массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном (а иногда и в нескольких) качестве, но поскольку именно это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.
Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие:
1) наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства;
2) определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы;
3) наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.
Вот здесь-то и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна:
1) вычленить основные отличительные черты лидера как личности и особенности его деятельности;
2) изучить и принять во внимание личностные образы лидера и мотивы его предпочтения, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним;
3) определить основные характеристики роли лидера;
4) выявить содержательные (политические, предпринимательские, исследовательские и др.) и правовые параметры, в которых действует лидер и в которые он и его последователи вовлечены;
5) перевести все эти аналитическим путем полученные показатели в практически значимые рекомендации, выполнение которых сможет существенно помочь лидеру осуществлять его лидирующую, ведущую роль в данной группе или общности более широкого типа.
Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения:
- уровня профессиональных знаний;
- умения завоевывать авторитет;
- наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий;
- умения руководить и убеждать следующих за лидером людей;
- способности претворять в жизнь принятые решения.
Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим;
1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.
2. .Доведение до подчиненных своего понимания ситуации.
3. Выслушивание мнений сотрудников, умение их оценивать, обобщать и использовать при оценке ситуации и выработке правильного решения.
4. Определение направления и программы деятельности данной группы или организации.
5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.
6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.
7. Инициирование обновления, внедрение инноваций, рассчитанных на оптимизацию деятельности группы (общности) и повышение ее эффективности.
8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций.
9. Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений.
10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели.
11. Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.
12. Демонстрация на деле своих знаний, опыта, интуиции, настойчивости, энергии, уверенности в возможности и необходимости достижения цели, поставленной перед группой, организацией или общностью более масштабного типа - социальным слоем (классом), нацией, страной.
Чтобы оказаться в состоянии эффективно выполнять эти функции, лидер должен обладать рядом социальных качеств. Разумеется, в различных сферах деятельности набор таких качеств будет неодинаков. Но наиболее типичные, успешно реализуемые в различных сферах деятельности, личностные качества лидера таковы:
1) одаренность;
2) стремление к знаниям и высокий уровень развития интеллекта;
3) высокий профессионализм;
4)активность;
5) инициативность;
6) надежность;
7) впечатляющая внешность;
8) высокая степень уверенности в себе;
9)способность и умение формулировать четкие цели и задачи, определять конкретные требования для их достижения;
10) умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя для достижения поставленной цели.
Однако для эффективного выполнения функций лидерства структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами, социальными ожиданиями, деятельностью, интересами и задачами его подчиненных. Поэтому эффективно действующий лидер немыслим без способности и навыков организации совместной деятельности с подчиненными, что предполагает у него знание и умение применять различные социальные технологии, прежде всего обучающие, саморазвивающие личность. Следовательно, для своей эффективной деятельности лидер современного типа нуждается в знании и выработке навыков практического применения социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации.
4.2. Типы и стили лидера
Практическое применение социальной технологии лидерства предполагает четкое представление о различных классификациях типов лидеров. Обычно выделяют такие типы лидеров:
1) лидер-вдохновитель, предлагающий программу деятельности;
2) лидер-организатор;
3) лидер-генератор идей;
4) лидер-инициатор;
5) лидер-генератор эмоционального настроя, эмоционального притяжения людей;
6) лидер-умелец, оказывающий воздействие на других своими умениями, мастерством.
Оптимальным считается интегративный тип лидера, в котором сочетаются особенности двух или большего количества охарактеризованных здесь особенностей.
Классификация типов лидерства органически связана с выявлением стилей поведения лидеров в группе или общности. Дело в том, что эффективность лидерства определяется не только личностными качествами, но и в не меньшей степени - манерой поведения лидера по отношению к его подчиненным. Стиль лидерства, - это в контексте управления — привычная манера поведения лидера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы побуждать их к выполнению поставленных перед группой задач, к достижению стоящей перед ней цели.
Стиль деятельности, характеризующий данного лидера, - это степень, до которой он делегирует свои полномочия другим членам группы (организации), типы властных полномочий, используемых им во взаимодействии с подчиненными, его забота (или отсутствие таковой) об интересах и потребностях людей, о развитии в группе человеческих отношений или, прежде всего, о выполнении поставленных перед нею задач. Каждая группа или организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, их социальных качеств, их взаимоотношений, а каждый лидер — уникальная личность, обладающая специфическими, только ей свойственными чертами характера, особенностями способностей, воли, мыслительных актов, побудительных мотивов деятельности. Оптимальность и эффективность стиля лидерства зависят не только от личностных особенностей лидера и подчиненных ему людей, но и от изменяющихся переменных ситуаций, в которой принимаются решения и осуществляется целесообразная деятельность группы или организации.
Когда у подчиненных преобладает потребность в самоутверждении, самоуважении и свободе творчества, т.е. ориентированность на высокий уровень самостоятельности в деятельности, сопровождаемой доверительными человеческими отношениями, самым эффективным будет стиль понимания и поддержки, что чрезвычайно важно, например, в исследовательском или актерском коллективе. Напротив, стиль лидерства, ориентированный, прежде всего, на выполнение задачи, на достижение цели, оказывается более соответствующим таким ситуациям, где подчиненные стремятся к высокому уровню выработки и к соответствующему вознаграждению и уверены в том, что способны достичь такого уровня, что чаще всего проявляется в производственных, коммерческих и спортивных коллективах.
При всех особенностях деятельности лидеров в различных общностях и в различных ситуациях, социальная технология лидерства выделяет три основных стиля лидера , которые редко встречаются в чистом виде, но их выделение в определенные типы помогает более четко представить, какой стиль, в каких обстоятельствах, при каком составе группы (организации), в какой сфере и при решении каких задач является наиболее предпочтительным. Эти стили таковы:
Демократический — воплощается в учете лидером интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), в их привлечении к разработке и реализации решений. Инструкции в форме предложений. Товарищеский тон в отношениях с сослуживцами. Похвала и порицания -на основе советов с членами группы. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются и обсуждаются в группе. За реализуемость предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. По основным вопросам группы принимаются общие решения. Власть покоится на доверни.
Авторитарный — предполагает единоличное управленческое воздействие на подчиненных, основанное на угрозе санкций. Инструкции и распоряжения в форме приказов. В отношениях с подчиненными - командная речь. Похвала и порицания осуществляются единолично. Распоряжения и запреты - в беспрекословном тоне. Позиция лидера - над группой. Мероприятия планируются заранее лидером, а группа должна их осуществлять. За реализуемость распоряжении отвечают уполномоченные на это люди. Все разделы работы осуществляются неукоснительно по распоряжению руководителя. Все основные вопросы деятельности группы решаются единолично лидером. Власть покоится на подчинении.
Попустительский — характеризуется малой степенью влияния лидера на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует стихийно, при малой степени организованности действий. Инструкции и распоряжения - конвенциональны, могут изменяться по согласованию с группой или ее отдельными членами. Отношения с сослуживцами формально-безразличные, отсутствие делового сотрудничества. Отсутствие похвалы и порицаний. Запреты отсутствуют. Позиция лидера - незаметна, в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой, без планируемых мероприятий. За реализацию предложений не отвечает никто. Разделы работы складываются стихийно, исходя из интересов отдельных членов группы. Лидер не дает указаний, основные вопросы деятельности группы не выделяются. Существует вакуум власти.
Современная социальная технология лидерства исходит из того, что для эффективности деятельности лидера необходимо соблюдение нескольких требований. Одно из самых основных - обеспечение постоянства стилевых особенностей в деятельности лидера. Именно стабильность руководства обеспечивает надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами лидера. А это ведет к высокой эффективности деятельности группы (организации) и удовлетворенности людей этой деятельностью.
Среди ситуаций, с которыми приходится сталкиваться лидеру, наиболее благоприятной для его деятельности является такая, при которой цель ясна, задачи хорошо структурированы, должностные полномочия у лидера большие, а авторитет в группе велик, отношения с подчиненными хорошие и доверительные, что создает благоприятные возможности для оказания влияния на группу.
Стиль лидерства зависит от взаимопереплетения нескольких факторов. Перечислим основные из них:
— структура цели и задач, решаемых группой (организацией), включая привычность задач, четкость их формулировки и структуризации, их ресурсное обеспечение и т.п.;
— должностное положение лидера - объем его властных полномочий, возможности использовать вознаграждения и санкции в отношении к подчиненным; уровень поддержки, оказываемой лидеру его группой (организацией);
— особенности взаимодействий между лидером и членами группы, включая лояльность (или ее отсутствие), проявляемую подчиненными, степень их доверия к лидеру, его авторитет, привязанность членов группы к личности лидера и др.;
— личностные особенности лидера - специфические черты интеллекта, воли, требовательности, внимательности, отзывчивости, толерантности, заботливости и т.п.
Однако ситуации, в которых приходится действовать лидеру и возглавляемой им группы, редко остаются постоянными, напротив, они часто изменяются. Причем иногда радикальным образом. В таком случае наиболее эффективным оказывается адаптивное лидерство. Адаптивное лидерство исходит из необходимости проявления гибкости в деятельности лидера и его группы. Чтобы верно оценить ситуацию и внести в свою деятельность необходимые коррективы, лидер должен:
1) хорошо представлять способности и возможности подчиненных;
2) столь же хорошо знать свои собственные способности, возможности;
3) хорошо уяснить природу цели и задач, стоящих перед группой (организацией);
4)четко представлять потребности, интересы, и стремления, которыми руководствуются члены группы;
5) иметь точное представление о границах своих полномочий;
6) уметь оценивать, а если потребуется, - улучшать качество информации, на основе которой принимаются и осуществляются решения и планы действий. А это означает, что лидер должен быть всегда готовым, во-первых, к переоценке суждений, а если потребуется - планов действий; во-вторых, в случае необходимости, - к соответствующему изменению стиля своей собственной деятельности.
Лидер, который выбрал определенный стиль своей руководящей деятельности и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное лидерство в изменившейся ситуации. Поэтому лидер, намеревающийся осуществлять свои лидерские функции как можно дольше и эффективнее, получить все, что возможно, от возглавляемой им группы, организации, партии и т.п., не может себе позволить применять один какой-либо стиль деятельности при любых обстоятельствах и на протяжении всей своей карьеры. Скорее он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, выбирая в каждом случае наиболее подходящий для конкретной ситуации. Если все же придется выбрать один из возможных, то таковым окажется адаптивный стиль лидерства, ориентированный на:
1) изменяющуюся реальность;
2) изменяющиеся условия деятельности группы (организации);
3) изменяющиеся задачи деятельности по достижению поставленной цели;
4) изменяющиеся критерии оценки результативности деятельности как своей собственной, так и возглавляемой им группы (организации).
А это означает, что в одних случаях и при совершенно определенной ситуации лидер должен уметь выступить в роли знаменосца, вдохновителя, имеющего собственное видение реальности и тенденций ее развития, выдвинуть привлекательный идеал, способный привлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были основатели мировых религий - Иисус Христос, Будда, Магомет, основатели революционных и политических движений, преобразователи общества - Петр Первый, Наполеон, В.И. Ленин, М. Ганди, Дж. Неру. В других случаях и ситуациях лидер обязан выступить в роли служителя - выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, выступая и действуя от их имени. В качестве примеров деятельности такого типа лидеров можно назвать Ф. Рузвельта, Л. Эрхарда. В совершенно иных ситуациях лидер может выступить в роли зазывалы-торговца, отличающегося способностью привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить массы в их преимуществах, заставить купить эти идеи или купиться на эти идеи, а затем привлечь к их осуществлению. Типичный пример здесь - А. Гитлер.
В данной характеристике мы выделили наиболее типичные черты тех или иных лидеров, которые в чистом виде встречаются редко. В реальной действительности данные черты сочетаются друг с другом, а также с другими чертами (лидер - генератор эмоциональных состояний масс, лидер - умелец и т.д.) в различных пропорциях. Чтобы осуществлять эффективное лидерство, желательно овладеть несколькими из этих черт и научиться применять каждую из них эффективно в совершенно конкретных ситуациях. В этом и состоит одно из важнейших требований современной технологии лидерства, отдающей предпочтение адаптивному типу лидера.