Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого Война и мир

СОДЕРЖАНИЕ: Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно.

Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор: Толстой Л.Н.

Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева — мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских писателей не случайно. Россия с ее необъятными просторами никогда не была урбанизированной страной. Жизнь людей всегда была тесно связана с природой и во многом зависела от нее. Похоже, что и ментальность наша — “русская душа” — формировалась под влиянием этой широты, размаха, красоты, суровых долгих зим и короткого жаркого лета.

В романе единение людей с природой великолепно отражено в сценах охоты Ростовых. С одной стороны, большую долю наслаждения герои получают от эстетического любования природой, ее могуществом и гармоничной красотой. С другой стороны, сам процесс охоты возвращает людей в то далекое прошлое, в то первобытное состояние, когда естественные связи с окружающим миром не были нарушены цивилизацией. Герои сливаются с природой, становятся с ней единым целым. Осенняя природа объединяет светских Ростовых и простых дворовых крестьян, раскрывает глубинные народные черты русского характера. Толстой завораживает читателя описанием пляски Наташи. Мы любим ее и восхищаемся вместе с автором.

В романе “Война и мир” нет самоцельности пейзажа. Он всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в “Войне и мире” является психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние.

Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе... высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Небо потрясает князя Андрея своим откровением.

Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.

Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый. “Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. А кругом росли молоденькие березки, обсыпанные свежей листвой. Уже подъезжая к дому Ростовых, князь Андрей видит толпу девушек, из ^которых выделяется Наташа. Явственно проводятся аналогии: князь Андрей — дуб и Наташа — березка.

Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь... Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать; на него находит “беспричинное весеннее чувство радости и обновления”. А ведь весна — это возвращение к жизни, возрождение, воскрешение природы, в том числе и двойника князя Андрея — дуба. Получается, что и перерождение самого героя было неизбежно, раз оно уже отражено на образе природы. Этот прием — отождествление героя и природы, отражение динамики развития персонажа в пейзаже и его изменения. Именно поэтому отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, не сопровождаются природой, то есть не исследуются автором.

Толстой использует описание природы для более эмоциональной передачи своих взглядов, чувств. Дождь после кровавого сражения словно оплакивает безумных людей. Он символ очищения, прозрения. “Над полем, прежде столь весело-красивым... собрались тучи, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых... Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?” И уже не умом, а сердцем ощущаешь противоестественность войны.

Я знаю, есть Люди, не читающие литературных отступлений, а следящие только за сюжетной линией, канвой романа. Что ж, дело вкуса. Только вот вкус-то романа и ощутишь по-настоящему, вчитываясь в пристрастное описание художественного “фона”, вдумываясь в смысл литературных приемов, наслаждаясь яркостью и выразительностью авторского языка.

Скачать архив с текстом документа