Роль ценных бумаг в формировании инвестиционных ресурсов предприятий

СОДЕРЖАНИЕ: Функции и значение ценных бумаг в формировании инвестиционных ресурсов предприятия. Государственное прямое и косвенное регулирование финансового рынка, которое обеспечивает целостность, сбалансированность и устойчивость всей финансовой системы страны.

Реферат на тему:

«Роль ценных бумаг в формировании инвестиционных ресурсов предприятий»

Бушмакина Ирина Николаевна


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УСИЛЕНИЮ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных и быстро развивающихся сегментов рынка в настоящее время является рынок ценных бумаг. В течение последних пятнадцати лет он привлекает пристальное внимание как профессиональных участников рынка, так и предприятий различных форм собственности, а также и граждан. В последнее время наметилась четко выраженная тенденция государственного вмешательства (носящего по большей части стимулирующий характер) в процессы, происходящие на рынке ценных бумаг. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью создания благоприятного инвестиционного климата на территории РФ, интеграции России в мировой рынок капитала, а также необходимостью непосредственного влияния государства на развитие экономики. Финансовая деятельность государства в современных условиях неизбежно выходит за пределы принадлежащих государству денежных фондов, распространяя свое воздействие на сферу частных капиталов, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и организаций для аккумуляции их в инвестиции.

Предприятию, испытывающему потребность во внешних источниках финансирования, приходится решать сложную задачу выбора подходящего финансового инструмента. Банковский кредит как ресурс достаточно дорог и зачастую носит краткосрочный характер. Поэтому наиболее реальным источником долгосрочных инвестиций может выступить рынок ценных бумаг.

Цель реферата – изучение роли и значения ценных бумаг в формировании инвестиционных ресурсов предприятия.

1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Процветание любого бизнеса, любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики, которая затратна и рискованна по определению: во-первых, инвестиций не бывает без затрат – сначала необходимо вложить средства, и лишь в дальнейшем, если расчеты были верны, сделанные затраты окупятся; во-вторых, невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвестора в будущем,– всегда существует ненулевая вероятность того, что сделанные инвестиции будут полностью или частично утеряны.

В законодательстве Российской Федерации инвестиции определены как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта»

Средства, предназначенные для инвестирования в производство и в объекты непроизводственной сферы, в своей подавляющей массе выступают первоначально в форме денежных средств. Иногда предприятие, располагая собственными денежными средствами, использует их для расширения и совершенствования производства или создания непроизводственных объектов. Но чаще всего предприятия нуждаются в дополнительных средствах для реализации своих инвестиционных программ. Передача средств осуществляется по каналам финансового рынка, где собственники денежных средств выступают в качестве поставщиков инвестиционного капитала, а лица, привлекающие чужие средства, – в качестве его потребителей.

В зависимости от того, каким образом осуществляется передача денежных средств от поставщиков к потребителям, на финансовом рынке можно выделить два основных канала. Один канал – это рынок банковских кредитов. Банки аккумулируют временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, выплачивая за привлеченные средства определенный процент, а затем предоставляют под более высокий процент кредиты заемщикам (тем, кто осуществляет реальные инвестиции). Во многих случаях такой способ передачи денежных средств отвечает интересам собственника денег, так как, хотя последний и получает от банка более низкий процент, но тем самым он перекладывает риск невозврата денег заемщиком на банк. Помимо надежности банковские вклады являются высоколиквидными, так как вкладчик может легко забрать свои средства. Кроме того, вложения денежных средств в банки являются доступными даже для самых мелких вкладчиков (собственников сбережений).

Но банк выплачивает вкладчикам более низкий процент по сравнению с тем, который берет со своих заемщиков, поэтому вполне естественным является стремление поставщиков капитала вступать в отношения непосредственно с этими заемщиками. Предприятиям-заемщикам порой выгоднее вступать в отношения непосредственно с поставщиками капитала, так как получение банковского кредита нередко сопряжено с большими трудностями: банк часто не в состоянии предоставить кредит на тот срок, в котором нуждается заемщик, банка может не иметь требуемой суммы кредита, необходимой заемщику для осуществления крупных проектов, и др.

Все это приводит к тому, что потребители капитала наряду с банковскими кредитами в широких масштабах осуществляют привлечение свободных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг. При определенных обстоятельствах этот способ в большей мере отвечает интересам и поставщиков, и потребителей инвестиционных ресурсов. Поставщики ресурсов (собственники сбережений) зачастую могут вкладывать свои средства на более выгодных условиях, чем банковские вклады, и на более длительные сроки. Чаще всего достаточно простой является процедура вложений, осуществляемая путем купли-продажи ценных бумаг. Кроме того, если ценные бумаги обладают достаточно высокой ликвидностью, то инвестор может в случае необходимости достаточно легко вернуть затраченные средства, продав принадлежащие ему ценные бумаги.

С точки зрения потребителей инвестиционных ресурсов, выпуск ценных бумаг имеет также определенные преимущества перед банковскими кредитами. У них (потребителей капитала) появляется возможность привлекать денежные средства многих поставщиков капитала и собирать требуемые большие суммы. Кроме того, средства могут быть привлечены на более длительный срок, иногда на неограниченное время, если речь идет о выпуске акций. Таким образом, рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг в современных условиях становятся необходимыми звеньями инвестиционного процесса, основными каналами, по которым сбережения превращаются в инвестиции и используются для развития производства.

Расширение производства может осуществляться также за счет заемных средств, привлекаемых за счет выпуска долговых ценных бумаг. Следовательно, и в этом случае процесс реального инвестирования осуществляется с помощью финансовых инвестиций.

Организация, способная привлечь внешние финансовые ресурсы, имеет возможность опередить конкурентов в реализации новых возможностей, так как это является одним из необходимых условий устойчивого роста организации. Учитывая то, что в настоящее время довольно распространенной организационно-правовой формой предприятий являются акционерные общества, а также то, что расширение производства зачастую осуществляется с помощью заемных средств, привлекаемых путем выпуска ценных бумаг, можно утверждать, что рынок ценных бумаг играет очень важную роль в инвестиционном процессе.

Выпуски корпоративных ценных бумаг проводились в процессе приватизации и акционирования. Потребность использовать инструменты рынка для создания базы инвестиционных ресурсов предприятий у подавляющего большинства руководителей длительное время практически отсутствовала. Причин тому было множество: это и неготовность менеджмента предприятий в психологическом и профессиональном плане к осуществлению заимствований с помощью инструментов рынка ценных бумаг, и несовершенство действовавшей в стране налоговой системы, и недостатки законодательства, регулировавшего отношения, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.

Во многом это было обусловлено и неразвитостью самого рынка ценных бумаг, несовершенством его инфраструктуры, ненадежностью в финансовом и профессиональном отношении участников рынка, относительно узким спектром и недостаточным качеством предлагаемых услуг, неразвитостью практики использования профучастниками рынка тех или иных инструментов.

Было бы неверно утверждать, что указанных недостатков сейчас нет. Тем не менее, процесс становления национального рынка ценных бумаг как источника привлечения инвестиционных ресурсов предприятий продолжается. Для многих предприятий основным источником инвестиций являются собственные средства, а кто-то по-прежнему в поисках источников привлечения ресурсов ориентируется только на кредиты банков. Однако все больше предприятий стали идти по пути формирования системы заимствований, создания возможностей диверсификации источников инвестиционных ресурсов. В современных экономических условиях наиболее распространенными и востребованными источниками финансирования являются кредитование, а также выпуск ценных бумаг (акции, облигации, векселя). Результаты анализа альтернативных источников финансирования инвестиционных проектов могут быть представлены следующим образом (табл. 1).


Таблица 1 - Сравнительная характеристика источников финансирования предприятий

Характеристика Банковский кредит Акции Векселя Облигации
Размеры предприятия Любые Крупные Любые Крупные и средние
Уровень раскрытия информации На уровне банка Публичный Отсутствует (или ограниченный) Публичный
Необходимость обеспечения (залога) Практически всегда Отсутствует Отсутствует Может отсутствовать
Контроль инвестора за целевым использованием средств Высокий Присутствует Отсутствует (или ограниченный) Практически отсутствует (определен в проспекте)
Наиболее распространенная цель использования средств Финансирование текущей деятельности (реже - инвестиционный характер) Инвестиционная Финансированиетекущей деятельности Финансирование текущей деятельности (реже - инвестиционный характер)
Стоимость привлечения Определяется индивидуально банком- кредитором Самая высокая Низкая Выше среднего (уменьшается с возрастанием объема выпуска)
Уровень долговой нагрузки Низкий (реже - средний и высокий) - Низкий (реже - средний) Средний или высокий
Возможность потери контроля эмитента за деятельностью предприятия Низкая Высокая Отсутствует Отсутствует (исключение - конвертируемые облигации)
Срок привлечения Краткосрочный или среднесрочный Бессрочный Краткосрочный Среднесрочный (долгосрочный)
Срок получения средств (от принятия решения до фактического получения) Короткий (1 - 4 недели) Длительный (более 6 месяцев) Короткий (1 - 4 недели) Средний (4 - 6 месяцев)
Количество кредиторов Один (при синдицированном кредите - несколько) Много Много Много
Необходимость государственной регистрации Отсутствует Обязательна Отсутствует Обязательна

Не вызывает сомнения, что каждому этапу развития бизнеса любого предприятия соответствует, как правило, свой способ привлечения инвестиций. Сначала развитие идет преимущественно за счет собственных ресурсов; потом могут использоваться заемные средства (прежде всего банковские кредиты); когда же возможности этих источников получения средств исчерпаны, компании привлекают необходимый для дальнейшего развития бизнеса капитал путем выпуска акций, облигаций, векселей и иных ценных бумаг.

На этапе зрелости предприятие может использовать комбинацию различных источников финансирования, в том числе привлекая долгосрочные заемные средства путем эмиссии облигаций, что позволяет финансовым менеджерам наиболее эффективно управлять структурой капитала предприятия.

В структуру ресурсной базы инвестиций для предприятий с учетом реальных возможностей рынка могут войти суммы, привлеченные путем выпуска и размещения корпоративных облигаций; суммы, полученные при размещении финансовых векселей; увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных выпусков акций; суммы, привлеченные путем выпуска еврооблигаций; суммы, полученные при размещении акций на зарубежных рынках, в том числе с использованием депозитарных расписок. Указанные направления в комплексе уже осваиваются многими предприятиями, ориентированными на собственное развитие с использованием возможностей рыночной экономики.

Предприятия в поисках новых вариантов привлечения инвестиционных ресурсов находят альтернативы, те, кто предлагает услуги, получают стимулы к их совершенствованию и развитию. Выигрывает и профессиональный рынок ценных бумаг, получая новые, более надежные и привлекательные инструменты, совершенствуя технику и технологию проведения операций.

инвестиционный государственный финансовый ценная

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В условиях развития и трансформации экономики государственное регулирование финансового рынка обеспечивает целостность, сбалансированность и устойчивость всей финансовой системы страны. Прямое государственное регулирование осуществляется посредством создания системы правовых норм, исполнение которых обеспечивают государственные органы. Косвенное государственное регулирование финансового рынка заключается в осуществлении налоговой и денежной политики, управлении государственной собственностью и пр.

В странах с развитой экономикой государственное участие в большей степени выражается в корректировке уже существующих и отлаженных рынком процессов, формализации существующей практики отношений, их совершенствовании, а также формировании предпосылок для дальнейшего развития национальной финансовой системы.

Однако развивающиеся рынки в процессе своего становления характеризуются: несовершенством законодательной базы, отсутствием качественной инфраструктуры (биржевых площадок, количества профессиональных участников рынка, незначительным объемом представленного капитала и пр.), неразвитостью устойчивых взаимоотношений между участниками рынка и практикой их поведения.

Кроме того, недостаточная наполняемость развивающегося финансового рынка как профессиональными участниками, так и необходимым капиталом также существенно влияет на уровень развития национального финансового рынка. Сроки и темпы наполнения финансового рынка в каждой отдельной экономической системе различны. Как следствие, различна и степень участия государства в формировании рынка. В частности, относительно развивающегося рынка роль государства заключается, во-первых, в устранении дисбаланса в системе взаимоотношений между участниками, во-вторых, в повышении или ускорении процессов развития финансового рынка, с тем чтобы он обеспечивал потребности реального сектора экономики необходимыми финансовыми ресурсами. Так, рынок ценных бумаг позволяет значительно расширить источники финансирования предприятий, не повышая нагрузку на бюджет и/или банковский сектор.

Как показал мировой опыт, именно фондовый рынок стал одним из основных источников инвестиционных ресурсов в динамично развивающихся странах (например, Великобритании, Германии). Причина этого заключается в том, что рынок ценных бумаг способствует превращению сбережений в инвестиции, обеспечивает движение финансовых ресурсов из одних секторов рынка в другие, что, в свою очередь, способствует экономическому росту страны и повышению благосостояния граждан.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о совершенствовании регулирования финансового рынка, что особенно актуально в период преодоления последствий мирового кризиса и падения темпов развития отечественной экономики. Кроме того, решение задач, определенных Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 2043-р), также требует повысить качество государственного регулирования и вовлечь в оборот весь инвестиционный потенциал, которым обладает российская экономика.

При финансово-правовом регулировании рынка ценных бумаг государство руководствуется определенными целями, а именно:

­ созданием благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, привлечением инвестиций в промышленность;

­ снижением рисков, связанных с обращением государственных и корпоративных ценных бумаг;

­ повышением ликвидности рынка путем защиты прав инвесторов;

­ повышением стандартов профессиональной деятельности, а также уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг;

­ развитием системы сбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг;

­ повышением конкурентоспособности отечественных профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными;

­ пресечением незаконной деятельности и борьбой с мошенничеством на рынке ценных бумаг и др.

Регулирование российского финансового рынка в настоящее время осуществляет несколько ведомств: Центральный Банк РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Министерство Финансов России (Росфинмониторинг), отчасти и Министерство экономического развития. Объектами регулирования являются: российские фондовые биржи; паевые инвестиционные фонды (ПИФ, ЗПИФ); пенсионные фонды; страховые компании; кредитные организации; брокеры, дилеры, депозитарии.

Регулирование при этом осуществляется не по функциональному признаку, а по группам финансовых институтов, что в условиях интеграционных процессов и унификации функций участников рынка (когда многие игроки предлагают схожие финансовые продукты и принимают активное участие на рынке) затрудняет развитие отечественного финансового рынка. Поскольку существует несколько регуляторов, которые выполняют одновременно и нормативно-правовые, и надзорные функции, происходит разобщенность в построении единой модели регулирования финансового рынка, а также возникают диспропорции в уровнях развития его отдельных секторов. Таким образом, нарушается целостность потока капитала, который бы обеспечил динамичность развития рынка и повысил капитализацию российской финансовой инфраструктуры, что является необходимым элементом конкурентоспособности России и формирования ее в качестве мирового финансового центра. И хотя все ведомства понимают необходимость формирования новой модели регулирования, однако процесс переосмысления и переустройства идет достаточно медленными темпами.

Государству необходимо провести ряд организационных мероприятий для создания оптимальных условий, в которых происходит сосредоточение капитала, и только после этого оно может наиболее эффективно осуществлять деятельность по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Следует отметить, что сегодня в плане мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее активно развиваются рынок государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг коммерческих банков и частных компаний.

Наиболее эффективным способом привлечения инвестиционных ресурсов предприятиями является выпуск ценных бумаг. Но по-прежнему в современной России сохраняется тенденция хранения населением своих сбережений в наличной валюте, хотя и в меньшей степени, нежели пять лет назад. Одновременно продолжается «бегство капитала», что губительно сказывается на экономической системе государства в целом. В сложившейся ситуации необходимо проведение активной государственной политики, нацеленной на планомерное развитие рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, обеспечивающего эффективное привлечение инвестиций в российскую экономику.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УСИЛЕНИЮ РОЛИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИЙ

Целью Стратегии развития финансового рынка до 2020 г. является формирование в России конкурентоспособного самостоятельного финансового центра. Для достижения этой цели за ближайшее десятилетие предполагается не только решить ряд задач - повысить емкость и прозрачность финансового рынка; обеспечить эффективность рыночной инфраструктуры, сформировать благоприятный налоговый климат для его участников, усовершенствовать правовое регулирование на финансовом рынке, но и достичь целевых показателей его развития, которые в несколько десятков раз должны быть выше существующих сейчас, резко изменившихся с учетом последствий общемирового финансового кризиса.

Постановка такого рода цели, задач и показателей обусловлена несколькими явлениями на мировых финансовых рынках: ростом экспансии финансовых институтов из существующих мировых финансовых центров на развивающиеся финансовые рынки, сокращением независимых и полноценных финансовых рынков и вхождением их в более крупные финансовые центры: Нью-Йорк, Лондон и т.д.

Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, государство намерено идти до конца в достижении цели и показателей, в решении ряда задач посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка. Для этого Минэкономразвития России подготовило концепцию создания международного финансового центра в РФ и предусматривающую меры не только нормативного характера (принятие пакета федеральных законов и постановлений Правительства РФ), но и меры, направленные на построение качественно новой социальной и бизнес-инфраструктуры в Москве. Контроль и надзор за реализацией этой концепции будет осуществляться специальной Правительственной комиссией.

Каждая задача, содержащаяся в Стратегии, предполагает реализацию ряда конкретных мер, основными из которых являются:

1. Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций. Предполагается создать обязательную и добровольную компенсационные системы (компенсационные фонды) для граждан, инвестирующих средства на финансовом рынке. Эти системы (фонды) будут формироваться за счет взносов профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги гражданам. Планируется рассмотреть вопрос о наделении ФСФР России полномочиями по контролю и надзору за рекламой на финансовом рынке для своевременного выявления организаций, имеющих признаки финансовой пирамиды, а также определить условия и правовые рамки для формирования института инвестиционных консультантов (инвестиционных советников), которые помогут инвесторам выбрать наиболее подходящую для них инвестиционную стратегию.

2. Расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка. Предполагается решить налоговые проблемы на срочном рынке в основных направлениях налоговой политики, а также закрепить за ФСФР России право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов, устанавливать требования к публичному предложению производных финансовых инструментов. Планируется наделить биржи и саморегулируемые организации участников финансового рынка правом квалифицировать производные финансовые инструменты, установить требования обязательного мониторинга биржами нестандартных срочных сделок, усовершенствовать ценообразование на товарных рынках.

3. Создание возможности для секьюритизации широкого круга активов. Предполагается ввести залоговые и номинальные банковские счета, институт общего собрания владельцев облигаций, расширить возможности использования субординации выпускаемых ценных бумаг не только для облигаций с ипотечным покрытием, но и в отношении других видов облигаций, а также стимулировать инвестирование в инфраструктурные облигации, выпускаемые для привлечения инвестиционных ресурсов в долгосрочные проекты по развитию транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, реализуемые в формате государственно-частного партнерства.

4. Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке. Планируется проведение анализа для выявления причин недоверия широких слоев населения к инструментам финансовых рынков, а также подготовка и реализация мер, направленных на широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках для инвестирования личных сбережений.

5. Унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка. Предстоит унификация стандартов раскрытия информации о заключаемых сделках, обеспечения защиты интересов участников, прозрачности осуществляемых операций и предотвращения недобросовестных сделок с финансовыми инструментами на всем организованном финансовом рынке.

6. Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры. В Стратегии рассмотрена возможная вертикально-интегрированная модель объединения путем создания биржевого холдинга с широким представительством в его капитале банков, небанковских институтов и, возможно, государства и иностранных институтов, в котором могут быть объединены локальные торговые площадки, в том числе специализирующиеся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетные депозитарии и клиринговые организации.

7. Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента. В настоящее время ФСФР России ведет активную работу по подготовке федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», в котором планируется отобразить правовые условия эффективного функционирования института центрального контрагента и повышения эффективности клиринга.

8. Повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты. Постепенно планируется расширить добровольную практику страхования регистраторами и депозитариями своей профессиональной ответственности. Особый акцент сделан на необходимость улучшения взаимодействия между существующими расчетными депозитариями, выполняющими функции, аналогичные функциям центральных депозитариев. Подчеркнута значимость урегулирования вопросов ответственности регистраторов и депозитариев при несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца, впервые на таком уровне рассматривается вопрос по открытию иностранным лицам счетов депо, на которых могут учитываться ценные бумаги в интересах других лиц.

10. Повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями.

11. Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Запланирован отказ от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и (или) объема прав по ранее размещенным ценным бумагам. Предусмотрено упрощение процедуры эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида уже включены в котировальный список, а также сокращение объема информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, при условии, что эмитенты, в отношении ценных бумаг которых ранее уже была осуществлена регистрация их проспекта, раскрывают информацию ежеквартально. Предполагается решить существующие проблемы правовой регламентации процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ходе реорганизации юридических лиц и определить единый федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию выпусков ценных бумаг.

12. Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке. Предполагается установить требования к раскрытию информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских компаний, тем более что опыт осуществленных российскими эмитентами первоначальных публичных предложений показывает готовность многих эмитентов раскрывать информацию об указанных лицах в целях обеспечения спроса на эмитируемые финансовые инструменты и снижения стоимости привлечения капитала.

13. Развитие и совершенствование корпоративного управления. Стратегией предусматривается установление требований к корпоративному управлению профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов путем формулирования соответствующих рекомендаций и их закрепления в нормативных правовых актах, усовершенствование порядка приобретения крупных пакетов акций открытых акционерных обществ путем установления предварительного государственного контроля за публичным предложением ценных бумаг открытых акционерных обществ, повышение роли независимых директоров в публичных компаниях, введение медиации (посредничества) в поиске внесудебного выхода из критических ситуаций, связанных с корпоративными конфликтами.

14. Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке. Предусмотрено скорейшее принятие федерального законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся введения случаев снижения штрафов в отношении участников финансового рынка, когда ими самостоятельно выявляются нарушения законодательства РФ в сфере их деятельности, информируется ФСФР России и добровольно представляется информация о принятых мерах по устранению выявленного нарушения.

Цель, задачи и показатели Стратегии ориентированы на изменение ситуации на отечественном финансовом рынке в лучшую сторону в обозримом будущем, на приток ликвидности от зарубежных финансовых институтов, повышение конкурентоспособности российских брокеров, дилеров, управляющих компаний и депозитариев, на создание условий для обращения широкого спектра ценных бумаг и финансовых инструментов, включая налоговые преференции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыночная трансформация экономической системы России существенно изменила условия и принципы формирования финансовых ресурсов предприятий. У них, с одной стороны, появились новые возможности наращивания финансового потенциала расширенного воспроизводства (эмиссия ценных бумаг, заимствования на рынке капитала, гарантированные кредиты и др.), с другой стороны, заметно расширился спектр решаемых задач, отличающихся повышенной сложностью и ограниченностью временных горизонтов решения (реструктуризация производства, обновление на инновационной основе его материально-технической базы, освоение конкурентоспособной продукции при повышающемся уровне открытости национальной экономики и др.). Очевидна потребность в формировании нового механизма привлечения финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне, ориентированного на их рост и эффективное использование.

И хотя за счет самофинансирования или внутренних источников обеспечивается подавляющая часть ресурсов российских компаний, ясно, что эти источники средств ограничены у любого предприятия и не позволяют ему обеспечить эффективный рост, поэтому компании вынуждены выходить на финансовый рынок в поисках внешних источников финансирования. По мере развития отечественного финансового рынка все большее значение приобретают внешние источники финансирования, прежде всего банковские кредиты, эмиссия акций и облигаций.

Для успешного развития реального сектора экономики необходим сильный финансовый рынок и его органичная составная часть – рынок ценных бумаг, основной функций которого является инвестиционная функция.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 270 с.

2 Дегтярева О.И. Биржевое дело: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 680 с.

3 Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 687 с.

4 Ремнев А. О практике использования рынка ценных бумаг при формировании инвестиционных ресурсов предприятий. / Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 22. - C.72.

5 Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. 2005. - № 2. - С. 27.

6 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 2043-р // СПС «Консультант Плюс»

7 Сысоева Е.Ф. Региональные особенности и направления воспроизводства финансовых ресурсов организаций // Финансы и кредит. – 2005. – №4. – С. 6-14.

8 Сысоева Е.В., Ветохин А.В. Облигационные займы в структуре источников финансирования российских предприятий // Экономический анализ. – 2008. - № 22. – С. 22 – 23.

9 Федорович Т.В. Финансовая отчетность как индикатор инвестиционной привлекательности корпорации // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 12(117). - С. 29 - 35.

10 Хмыз О. Российские корпоративные ценные бумаги как инструмент привлечения иностранных инвестиций. / Финансовый менеджмент. - 2002. - № 5. - с.92.

Скачать архив с текстом документа