Ролевые игры как средства развития психологической компетентности в юношеском возрасте
СОДЕРЖАНИЕ: В настоящее время в практической психологии особый пафос приобретает понятие компетентности как системной способности субъекта владеть всей полнотой средств и способов, необходимых ему для осуществления собственной деятельности.В.В.Ряшина
Институт педагогических инноваций РАО, Москва,
В настоящее время в практической психологии особый пафос приобретает понятие компетентности как системной способности субъекта владеть всей полнотой средств и способов, необходимых ему для осуществления собственной деятельности. В исследованиях Института педагогических инноваций РАО в рамках концепции развития субъективной реальности в онтогенезе (В.И.Слободчиков) обсуждаются условия развития профессиональной компетентности всех субъектов, работающих в сфере образования (В.К. Рябцев), ставятся вопросы развития компетентности будущих педагогов (А.В. Воротникова, С.Г. Косарецкий), проектирования условий развития психологической компетентности учителя (В.В. Ряшина, М.И. Кряхтунов).
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации (В.И. Слободчиков), самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодому человеку или девушке ряд ключевых вопросов: Кто я, что для меня главное в этой жизни? Что я хочу - от себя, от значимых для меня людей, от всего этого мира? Что я могу и что я умею - а чему мне еще предстоит научиться? В этот момент субъекту предстоит построить свою компетентность по отношению ко всей жизнедеятельности - пока еще не дифференцированно, в наиболее общем виде. В то же время, столь глобальная, вселенская (вспомним Гамлета!) постановка задачи и ее новизна, отсутствие опыта и неопределенность либо неадекватность средств ее решения делает данную возрастную ситуацию весьма драматичной. Добавим, что социокультурная ситуация современной России осложняет решение данной возрастной задачи еще и затрудненностью или невозможностью прямо следовать традиции и советам старших поколений: традиции оказываются прерванными, советы - неподходящими в силу растерянности самих представителей старшего поколения перед вставшими и перед ними новыми задачами.
Юношеский возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Переживание конкретной проблемной для личности ситуации (ситуации конфликта, потери, выбора и др.) может накладываться на эту внутреннюю кризисность и усиливать возможные неблагоприятные признаки прохождения проблемной жизненной ситуации. Неблагоприятные же последствия острого негативного переживания молодым человеком своей жизненной проблемы в юношеском возрасте и отсутствие у него адекватных способов действия могут быть весьма серьезными - вплоть до суицидальной попытки, обращения к психоактивным веществам. В такой ситуации зачастую молодой человек не может самостоятельно найти разрешение проблемной жизненной ситуации - и в этом случае необходима помощь профессионала - психолога, социального педагога. Задача, которая в этот момент стоит перед профессионалом, может быть сформулирована как развитие психологической компетентности юноши/девушки: создать условия для осознания собственных личностных смыслов в сложной, проблемной, неопределенной ситуации, помочь найти возможные пути решения и, кроме того, обеспечить его способами подобной внутренней работы в дальнейшем.
Специфика становления личности в юношеском возрасте - чувствительность субъекта ко всему, что затрагивает его индивидуальность, основы его Я - на наш взгляд, предполагает определенную избирательность в подходах, средствах психологической работы. В частности, прямые, директивные обращения могут быть отвергнуты личностью - или, наоборот, восприняты юношей или девушкой некритично, как сверхценная истина. С нашей точки зрения, наиболее оптимальными могут стать такие пути психолого-педагогической работы с молодыми людьми, которые отличаются следующим:
недирективность, ориентация на возникновение у личности собственных смыслов, ресурсов относительно проблемной ситуации и на их основе - самостоятельных действий по преобразованию проблемной ситуации;
самоподдержка - обращение к таким средствам, которые и в дальнейшем могли бы быть использованы личностью самостоятельно в критических ситуациях;
возможность обращения к символическим формам, в которые облекаются размышления и переживания юноши (И.С. Кон, Н.П. Аникеева и др.);
соответствие используемых психолого-педагогических технологий культурным традициям (Н.Я. Большунова).
На основе этих моментов можно сформулировать следующие задачи по развитию личностной психологической компетентности юноши/девушки: создание условий для осознания юношей/девушкой своей проблемной ситуации; для актуализации собственных внутренних ресурсов личности и интегративного проживания и осознания субъектом актуальной проблемы; совместное с индивидом построение схемы действий в реальной проблемной ситуации.
Создание оптимальных условий для развития психологической компетентности в юношеском возрасте предполагает, на наш взгляд, организацию проживания и рефлексии проблемных жизненных ситуаций юноши/девушки в ходе групповой работы по сочинению и разыгрыванию истории о личностной проблеме на основе структуры сюжета народной волшебной сказки.
Нами проводилась групповые занятия по развитию психологической компетентности юношей/девушек в ходе практико-ориентированного спецкурса Проблемы самоопределения личности в юношеском возрасте в рамках темы Особенности межличностных отношений личности в юношеском возрасте (психологический факультет Нового гуманитарного университета). Количество участников - 6 человек (2 юношей и 4 девушек), средний возраст - 18 лет. Работа с группой строится в традиции психодраматического подхода (Я.Л.Морено, Г.Лейтц, Д.Кипер и др.), где основной целью ведущего является создание с помощью ролевой игры и специальных упражнений условий для развития спонтанной творческой активности отдельного участниками и группы в целом, отреагирования и осознания сильных/подавляемых/смешанных чувств, создания и опробования новых способов действия в проблемных ситуациях. Краткое описание основных моментов работы приводится ниже.
На одной из встреч участники обсуждали проблему отношений юношей/девушек с родителями. Участникам было предложено в группе обсудить (высказываясь в кругу по очереди), какие темы, проблемы в межличностных отношениях для них актуальны в настоящий момент: какие ситуации вызывают неопределенные, конфликтные или негативные переживания, непонимание, нерешаемость. В ходе этого обсуждения звучали следующие темы: навязывание родителями юноше/девушке своих предпочтений - с кем дружить - с кем не дружить; неуверенность в себе и страхи юноши, независимость от родителей в ситуации, когда ты живешь с ними в одной квартире и на их обеспечении; сохраняющееся беспокойство родителей за тебя в той ситуации, когда ты действительно предпринимаешь самостоятельные поступки. Был сформулирован запрос: разобраться в том, что для каждого означает быть самостоятельным и независимым от родителей.
На основе этих эмоционально значимых для группы в настоящий момент проблемных линий ведущей было предложено сочинить (и затем - разыграть) волшебную историю по проблеме независимость юноши от родителей с помощью карт Проппа - элементов структуры народной волшебной сказки. Каждая карта представляет собой эпизод будущей волшебной истории, весь же набор служит своеобразной метафорой разрешения проблемной жизненной ситуации. Выбравший данный эпизод участник придумывает его конкретное содержание в соответствии с темой истории и собственными предпочтениями, но так, чтобы его отрывок продолжал предыдущий. Сочиненная история затем разыгрывается группой в виде ролевой игры. После этого следует обсуждение игрового действия по 2 линиям: 1) эмоциональные впечатления, полученные в ролевой игре; 2) ассоциации, воспоминания, размышления о своих проявлениях, чувствах, ситуациях в реальной жизни в связи с полученным опытом.
В результате проделанной работы участники смогли актуализировать/определить собственные установки в отношениях Я-родители. Один из участников выразил это так: Быть независимым - это стать родителем самому себе. Был намечен ряд задач, связанных с освоением конкретных психологических способов и средств, над которыми шла работа в дальнейшем. По оценкам участников группы, подобная работа позволила мне лучше понять себя, это было очень интересно, весело; я чувствовал прилив сил после этих игровых упражнений в группе, я поняла, что для меня действительно важно в моих отношениях с парнем, и сочиненная волшебная история очень помогла в этом, упражнения на партнерское взаимодействие помогают мне достигать взаимопонимания с другими. Таким образом, было отмечено влияние проделанной работы на развитие психологической компетентности юношей и девушек - осмысление жизненной ситуации, актуализация в ее результате внутренних резервов личности, освоение и применение новых, психологически грамотных, способов общения.
Данная методика позволяет обращаться к психологической проблеме, значимой для группы в целом, проводить групповую и индивидуальную проективную диагностику. Позволяет запустить рефлексию группой актуальной проблемной ситуации - в ходе обсуждения актуальной проблемы и сочинения истории сфокусировать и наиболее адекватно осознать проблемную жизненную ситуацию, типичные способы поведения в ней. Подобная работа дает возможность получить эмоциональную разрядку в ходе сочинения и проигрывания воображаемого сюжета. Позволяет в виде символического образа прожить желаемый новый опыт и актуализировать собственные ресурсы в проблемной ситуации; получить новое и более полное осмысление проблемы (инсайт), на основе которого возникает внутренне принятое желание преобразовать реальную ситуацию. Предлагаемая в виде структуры сюжета сочиняемой истории метафора разрешения проблемной ситуации служит той психологической подсказкой, на основе которой каждый участник может строить собственные способы понимания ситуаций и их разрешения. Проделанная работа позволяет построить более полный и адекватный реальности образ себя. Групповая ролевая игра позволяет участникам получить эмоциональную поддержку друг от друга, получить опыт совместной деятельности, коллективного решения задачи.
Обсуждаемая методика является эффективным возрастно- и культурно-адекватным средством при решении широкого спектра психолого-педагогических задач работы с молодыми людьми в пространстве школы, среднего/высшего учебного заведения, специализированного центра.
Список литературы
Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста. // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста.- Новосибирск,1984.-С.26-31.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М., 1993.
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М., 1993.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
Рябцев В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры: Автореф. дисс. ... канд. психол. н. - М., 1995.
Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в раннем юношеском возрасте. Автореф. дисс. …канд. психол. дисс. - М., 1997.
Слободчиков В.И. Психология развития человека. М., 2000.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.