Роман И. А. Гончарова Обрыв

СОДЕРЖАНИЕ: Вижу не три романа, а один. И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа Обрыв, напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: Обыкновенной историей, Обломовым и Обрывом! Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А.

Вижу не три романа, а один.

И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении - предисловии ко второму изданию романа Обрыв, напечатанном только в 1938 году, сожалеет о том, что никто (из критиков) не потрудился взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической связи между всеми тремя книгами: Обыкновенной историей, Обломовым и Обрывом! Действительно, критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван Александрович сокрушался: Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня. Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы мы сейчас, концепция шестидесятников с пожеланиями быстрых и радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе Лучше поздно, чем никогда месье де Лень с его мечтами о стабильности и некоторой приземлённости: Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало. Охватить более чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа шестидесятникам было более чем сложно.

Попробуем доказать верность первого приведённого высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них общее.

Несмотря на то, что каждое произведение отделено от другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л. Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, капитальны, поэтому их успех невременен, то есть, не связан с конкретными историческими событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией 50-х - 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные темы тех лет : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти и народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца помог Гончарову уловить настроение времени . Критик Чуйко обращает внимание на своеобразие исторического контекста в творчестве художника : эпос ХIX века, в котором писателю удалось свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и общественную жизнь своего времени. Эти слова были сказаны об Обрыве - мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В. Лебедева : Если Обыкновенная история - фундамент храма, Обломов - стены и своды его, то Обрыв - замок свода и купол с крестом, устремленным к небу.

Возьмём для примера первые факты биографий главных героев - их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в Обыкновенной истории (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в Обломовке в Обломове ( это название образовано от фамилии помещика - единственный случай в трилогии), в Малиновке в Обрыве, - везде милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно вспомнить образ Арины Власьевны в Отцах и детях И.С. Тургенева). Но не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это - умиление. И теплый угол в Обыкновенной истории, и благословенный уголок в Обломове, и эдем в Обрыве мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества.

Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь отправной точкой к следующим этапам развития Героя, живёт и прожигает жизнь в городе.

Отдельного анализа заслуживает Сон Обломова. Во-первых, эта увертюра появилась гораздо раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было Обломовка. Во-вторых, Сон Обломова показателен как художественный и психологический приём.

Эта глава позже была помещена в середину произведения и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа действительности и мыслей. К тому же его грёза - это сон-предсказание: недаром смерть Обломова настигла именно в тиши и спокойствии.

Если рассматривать Сон... с психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом.

Принимая форму сна Обломовка принимает форму условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам заповедный край обнесён высокими горами, а люди в нём живут счастливо, не болеют и чуть ли не умирают.

Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает подсознательную сущность своего героя.

С другой, уже реальной стороны, родные края пугают героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними. Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв в землю обетованную - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив, живёт счастливо, так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе. Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: Какие виды кругом - каждое окно в доме - рама своей особенной картины! ; после долгой разлуки он не без смущения ждет встречи с родными местами, которые, впрочем, скоро видятся ему как одна картина в тесной, определенной раме, в которой приютился человек , а через некоторое время Райский почти не чувствует, что живёт, потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке).

Как видим, герои трёх романов, как метко выразился И.А.Гончаров, составляют одно лицо, наследственно перерождающееся... А трилогия - одно огромное здание, одно зеркало, где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, сна и пробуждения.

Инжутова Любовь, 10 А шк. №503,07 февраля 2003 г.

Проверено Рябикиной ака САНЫЧ, оценено на отл.

Ненавижу швабрррррррррррррррррррррррррррру!!!!!!!!!!!

Скачать архив с текстом документа