«Россия на перепутье»
СОДЕРЖАНИЕ: Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуацииГосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра «Отечественной истории и культуры »
РЕФЕРАТ
тема: «Россия на перепутье».
Содержание:
Введение1. Становление новой Российской государственности 2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации 3. Культура современной России 4. Внешне политическая деятельность в условиях геополитической ситуации . Заключение Список использованной литературы |
33
9 16 21 28 30 |
Введение
За более чем десятилетний период постсоветского государственно-политического строительства Российская Федерация прошла значительный путь реформирования, который условно можно разделить на три наиболее значимых этапа.
Первый переходный этап (1991—1993) характеризовался становлением новой демократической системы в РСФСР и осуществлении форсированных рыночных реформ, сопровождавшихся острой борьбой между исполнительной и законодательной (в форме Советов) ветвями власти.
Второй этап (1994—1999) был обусловлен принятием пятой в истории нашей страны Конституции Российской Федерации, оформившей новый государственно-политический строй и установившийся режим президентской власти.
Третий этап начался примерно с 2000 г. и связан с избранием на пост Президента РФ В.В. Путина. Характерными особенностями этой новой ступени эволюции российской государственности является укрепление исполнительной вертикали власти, усиление роли государства, в социально-экономическом развитии при сохранении курса на углубление либеральных рыночных преобразований.
1.Становление новой российской государственности
Процесс формирования новой российской государственности начался с момента принятия 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете России, что явилось важнейшей вехой в становлении институтов власти и управления республики, независимых от союзных структур. (Этот день в 1992 г. объявлен государственным праздником России и в настоящее время носит название Дня России.) На пост Председателя Верховного Совета на этом же съезде после третьего тура голосования был избран Б.Н. Ельцин, а 12 июня 1991 г. на основе итогов проведенного в апреле референдума, а также принятого IV Съездом народных депутатов республики Закона «О Президенте РСФСР», Б. Ельцин был избран на этот пост в результате всенародного голосования.
Важнейшей вехой в формировании основ обновленной российской государственности стало подписание в Кремле 31 марта 1992г. Федеративного договора. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами исполнительной и законодательной власти и соответствующими органами власти и управления субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования, а также города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Но подписание Договора не дало ожидаемых результатов в отношении укрепления российского государственно-политического единства. Сохранение как в центре, так и на местах органов представительной (советской) власти, находившихся к тому же в состоянии конфронтации с органами исполнительной власти, тормозило процесс государственного строительства.
В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития России было все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной в лице Президента РФ и его аппарата и законодательной, осуществляемой руководством Верховного Совета РФ, которое отягощалось борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности. Роль арбитра в разгорающемся конфликте взял на себя Конституционный Суд.
В январе 1993 г. в качестве выхода из сложившегося положения Президент РФ Ельцин предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета. В связи с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею вынести вопрос о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Однако лидеры парламента были против, и их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10—13 марта 1993 г. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов отклонил вопрос о проведении референдума. Тогда Президент принял решительные меры: 20 марта он обратился к гражданам России, заявив, что подписывает указ «об особом порядке управления страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурное негодование большей части российских депутатов. В конце марта вновь собрался внеочередной, IX Съезд народных депутатов, на котором был поставлен вопрос об отрешении Президента от должности в связи с превышением им полномочий. В ходе бурных дискуссий большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума по вопросам о доверии Президенту, поддержке курса осуществляемых им реформ, доверии Председателю Верховного Совета, а также депутатскому корпусу.
Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. Его результаты, подтвердившие одобрение реформаторского курса, проводимого Президентом (из 64% участвовавших в нем россиян большинство проголосовали за доверие главе исполнительной власти), стали правовой основой, позволившей Б.Н. Ельцину продолжить обсуждение конституционной реформы.
Октябрьские события 1993 г. Принятие новой Конституции России. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин в своем обращении обнародовал основные положения Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и формировании двухпалатного Федерального Собрания на базе проведения выборов в Государственную Думу с наделением функциями верхней палаты нового парламента Совета Федерации (последний был создан летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ).
Апогеем противостояния между ветвями власти стали трагические события в Москве 3—4 октября 1993 г. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел «Белого дома» из танковых орудий, а затем отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Главные политические оппоненты Б.Н. Ельцина Р. Хасбулатов, А. Руцкой, А. Макашов и ряд других были арестованы. В ходе трагических октябрьских событий 1993 г. в Москве погибли и были ранены несколько сот человек.
После разгрома мятежного парламента Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в государстве вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно по всей стране начался процесс упразднения местных органов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Президента РФ. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.
В соответствии с указом Президента РФ выборы депутатов Государственной Думы должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы — по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен и Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Представленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства граждан, принявших участие в голосовании (около 55% от общего числа внесенных в списки избирателей).
По итогам проведенных в конце 1993 г. выборов в Государственную Думу первого созыва из 450 депутатских мест 96 заняли (с учетом депутатов, избранных по территориальным округам) представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е.Т. Гайдаром, а наибольшее число мандатов (70) по партийным спискам неожиданно получила Либерально-Демократическая партия России В.В. Жириновского. На Коммунистическую партию РФ (председатель ГА. Зюганов) пришлось 65 мандатов, а на ее союзницу Аграрную партию России — 47. Другие избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России») получили в новом российском парламенте от 14 до 21 места. На пост председателя Госдумы первого созыва был избран представитель Аграрной партии — бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС И.П. Рыбкин.Пятая в истории нашего Отечества Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.
С начала 1994 г. в силу того, что значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы находилась в оппозиции проводимому исполнительными органами власти курсу радикальных рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. В официальных документах и заявлениях российского правительства, возглавляемого бывшим министром газовой промышленности СССР В.С. Черномырдиным, все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности «шоковых» социально-экономических преобразований. В обнародованной летом 1994 г. новой программе реформ основной целью развития провозглашалось формирование в стране «высонеэффективной, социально ориентированной рыночной экономики».
Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии при участии представителей федеральных органов власти, субъектов Федерации, лидеров большинства политических партий и движений, представителей духовных концессий, руководителей творческих союзов и других объединений. Однако нарастание политической напряженности в стране после принятия Основного Закона свидетельствовало о том, что создание новой правовой основы российской государственности еще далеко не устранило всех проблем, препятствующих ее развитию. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и регионами стало заключение индивидуально проработанных двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994 г. Затем подобные соглашения заключались со всеми остальными субъектами РФ. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии конструктивного диалога с регионами, российскому руководству не удалось найти оптимальное решение вопроса о статусе Чеченской Республики, формально являющейся субъектом РФ, но фактически ставшей «самопровозглашенным государством» на территории России.
Парламентские выборы в России 1995 г. С конца 1994 г. политическая жизнь в России в значительной степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей в Государственную Думу второго созыва. В результате состоявшихся 17 декабря 1995г. выборов, в которых приняли участие более 50% всех избирателей, 5%-ный барьер преодолели немногие из 43 блоков и партий: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), «Наш дом - Россия» (около 10%) и объединение «Яблоко» (более 7%). Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» — 14, «Наш дом — Россия» — 10.
Расстановка сил во втором депутатском корпусе Госдумы отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ Г.Н. Селезнева. Председателем вновь сформированного Совета Федерации РФ стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е.С. Строев.
Президентские выборы 1996 г. и их результаты. Парламентские выборы 1995 г. рассматривались в контексте государственно-политического развития России как генеральная проба ведущих политических сил в преддверии главного события 1996 г. — выборов главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты — лидеры основных парламентских фракций ГА. Зюганов, Г.А. Явлинский, В.В. Жириновский и А.И. Лебедь официально сообщили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах. В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в выборах объявил и Б.Н. Ельцин.
Первая половина 1996г. в политической жизни России ознаменовалась беспрецедентной по своим масштабам пропагандистской кампанией в поддержку действующего Президента РФ. Определяющую роль в ней сыграла группа ведущих российских предпринимателей (получившая в средствах массовой информации название «семибанкирщина») — руководителей крупнейших финансово-промышленных «империй», призывавших (так называемое «Обращение 13-ти») принять все меры к переизбранию Б.Н. Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешного проведения.
Избирателям были представлены убедительные доводы. От их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны: либо построение новой российской государственности на демократических основах и постепенное совершенствование рыночных отношений, либо возврат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального социализма».
Проведенные в два тура (16 июня и 3 июля 1996 г.) президентские выборы принесли победу Б.Н. Ельцину, переизбранному на второй срок. В ходе второго тура голосования Президент РФ, получивший около 40 млн голосов, подтвердил свое лидерство на российской политической арене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили в поддержку курса радикальных.
На следующий день Государственная Дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации В. С. Черномырдина.
Начало второго президентского срока Б.Н. Ельцина (осень 1996 — зима 1997 г.) характеризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований.
В марте 1997 г. по инициативе Б.Н. Ельцина изменяется состав Правительства РФ. Первыми заместителями Председателя Правительства РФ были назначены глава администрации Президента РФ А.Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов.
Параллельно с этими событиями в большинстве регионов — субъектов Федерации в 1996— 1997гг. проходили выборы губернаторов. Как показали их результаты, наибольшим успехом у избирателей пользовались кандидатуры; управленцев-профессионалов, имевших значительный опыт хозяйственной деятельности, такие как Ю.М. Лужков (Москва), Е.С. Строев (Орел), А.М. Тулеев (Кемерово). Особый резонанс вызвали выборы губернатора Красноярского края, на которых победу одержал бывший генерал А.И. Лебедь.
Весна 1998 г. ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23 марта Б.Н. Ельцин неожиданно подписал Указ об отставке всего Правительства РФ во главе с В. С. Черномырдиным. На пост Председателя Правительства РФ Президентом РФ был предложен исполнявший до этого обязанности министра топлива и энергетики С. В. Кириенко. Продолжавшееся в течение месяца противостояние двух ветвей власти в результате третьего голосования в нижней палате российского парламента разрешилось в пользу президента, С. Кириенко был назначен на пост Председателя Правительства РФ. К 8 мая 1998 г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета.
10 сентября 1998 г. Ельцин выдвинул на пост Председателя Правительства РФ министра иностранных дел России Е.М. Примакова. На следующий день эта кандидатура была одобрена большинством фракций Госдумы.
В течение двух месяцев — в период действия установленного до 17 ноября 1998 г. моратория на погашение и реструктуризацию долгов по ГКО и ОФЗ — шла разработка антикризисной программы нового российского правительства. Последовательная постепенная политика в проведении экономических преобразований кабинета Примакова вскоре стала не соответствовать позициям Администрации Президента РФ, что предопределило его отставку, последовавшую 12 мая 1999 г.
Новым премьер-министром России по предложению Б.Н. Ельцина стал бывший министр юстиции и министр внутренних дел С.В. Степашин. Несмотря на, казалось бы, успешные действия как в социально-экономической сфере, так и в международных делах, новый кабинет просуществовал всего лишь 83 дня и 9 августа 1999 г. был также отправлен президентом в отставку.
Преемником С.В. Степашина стал другой представитель силовых структур — руководитель ФСБ и Секретарь Совета Безопасности РФ В.В. Путин. Перманентно нараставшая «министерская чехарда» (за три года второго президентского срока Б. Ельцина сменилось пять председателей правительства и свыше 160 федеральных министров) отражала глубинный кризис, наметившийся среди конкурирующих группировок политической элиты России.
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
Реформирование экономики методами «шокотерапии». Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся «перестроечным» руководством КПСС характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е.Т. Гайдаром.
Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности к предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли и, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, — «разгосударствление», которое должно было превратить широкие массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует «снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей». Согласно принятой группой Гайдара концепции постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских рычагов, одобренная Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями, и была апробирована в Российской Федерации в 1992—1993 гг.
Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат — на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10—12 раз, а к декабрю 1992 г.— в 100— 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян.
Другая проблема, с которой столкнулось правительство либералов-рыночников, — кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление Центральным банком РФ льготных кредитов госпредприятиям, что в свою очередь создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая «командой Гайдара», оказалась под огнем острой критики противников курса «шокотерапии».
Важнейшей задачей макроэкономической модернизации стало разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Разработанная А.Б. Чубайсом приватизация согласно концепции радикальных экономических преобразований должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса — слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г. А спустя полтора года, 1 июля 1994 г. было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации — денежному. При этом фактически признавалось, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в ходе ее было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.
Итоги проведения экономических реформ в 1992—1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, «шокотерапия» вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам: науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой — появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагическим следствием радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая в 1993 г. возросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости — на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стала безработица (на конец ноября 1992 г. насчитывалось 1,4 млн официально зарегистрированных безработных). Состоявшийся в декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной. 550 Раздел V. Российская Федерация на рубеже XX— XXI веков
Экономический курс кабинета В. С. Черномырдина. Новый кабинет, возглавляемый опытным руководителем топливно-энергетического комплекса страны В. С. Черномырдиным, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, в то же время провозгласил некоторую корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность преобразований. Была оказана значительная финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям, в том числе в оборонной промышленности, предоставлены дешевые кредиты для развития топл!4т вно-энергетического комплекса. Стабилизировалась выдача заработной платы путем введения так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы. Кроме того, была предусмотрена система индексации тарифных ставок бюджетников.
Фактический провал экономической политики периода «шокотерапии» обеспечил успех и популярность лозунгов некоммунистической оппозиции, а также стимулировал поиски другого варианта проведения реформ. В августе 1994 г. правительство В. С. Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения в рынок.
Важнейшими задачами в реформировании экономики страны в 1994—1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также соблюдение минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путем как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.
Однако реализация намеченных мер, и прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных «вливаний», что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства, и в 1994-1996 гг. он составлял 12—15%. Спад промышленного производства в 1996 г. достиг 55% по сравнению с 1991 г. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994 г. — 250%, в 1996 г. — 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994 г. фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого валютного коридора, внутренние цены, в особенности на товары массового потребления, неуклонно продолжали расти. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые.
В результате проводимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелых условиях оказались предприятия сложного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70—80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой, а также в черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.
В 1996—1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения государственной казны было признано, наряду с сохранением внешних займов (внешний долг России, включая 100 млрд дол. долга, унаследованного от СССР, в этот период составил свыше 130 млрд дол.), привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ГКО и ОФЗ в связи с их высокой прибыльностью) и средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. развернулась кампания по проведению залоговых аукционов — продаже на конкурсной основе государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовыми ресурсами. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление финансово-промышленной группе «ОНЭКСИМ» государственного пакета акций РАО «Норильский никель», состоявшийся осенью 1996 г. Надолго частного сектора производства ныне приходится свыше 80% (в 1992 г. - примерно 50%) валового внутреннего продукта (ВВП). Из этого следует, что капитал в экономике современной России занимает прочные позиции.
По мнению ряда ведущих экспертов, российская экономика к концу 1997 г. миновала стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Впервые за предшествовавшие семь лет ВВП, по сравнению с 1996 г., не сократился, а вырос на 0,4%. 1997 г. был отмечен также значительным снижением темпов инфляции, которая составила около 12,5%. Таким образом, Россия входила в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам цен. С этого времени можно было утверждать, что Россия превратилась в страну с открытой экономикой с присущими ей как положительными, так и отрицательными сторонами.
Одним из важнейших инструментов достижения правительством финансовой стабилизации стало жесткое регулирование конвертируемости национальной валюты. Фиксированный обменный курс рубля обеспечивался значительными золотовалютными запасами Центрального банка РФ. К концу 1997 г. они составляли около 20 млрд дол. и почти 380 т золота.
Признанием стабильности российской валюты стало заявление руководства страны в августе 1997 г. о проведении с января 1998 г. деноминации рубля в соотношении 1000:1. В результате деноминации в оборот должна была вернуться традиционная копейка. Казалось, что в 1997 г. впервые за время рыночных преобразований в России набирало обороты отечественное производство, рост объема которого к концу года составил уже в среднем по добывающим и обрабатывающим отраслям около 1,5%.
Однако наметившееся улучшение социально-экономической ситуации было весьма непродолжительным. Середина следующего, 1998 г., наоборот, характеризовалась увеличением разрыва между реальным курсом российской национальной валюты и номинальным ее обеспечением. Итогом пагубной для отечественной экономики монетаристской политики стал структурный августовский «дефолт» (1998г.).
Финансово-экономический кризис 1998 г. и преодоление его последствий. В результате правительственной «игры в пирамиду» ГКО (государственные краткосрочные облигации; эти бумаги благодаря постоянно растущим процентным ставкам превратились в сверхприбыльные) у государства стремительно возрастал внутренний долг, который вряд ли можно было покрыть за счет внешних финансовых инъекций и средств, полученных в результате ужесточения налоговой политики. Единственной оптимальной мерой по выходу из финансового тупика, по оценкам ряда экспертов, могла стать немедленно объявленная девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. Правительство же С. Кириенко усилило финансовый контроль за «естественными монополиями», и прежде всего в отношении основного экспортера страны, получающего реальные валютные средства, — РАО «Газпром», потребовав срочного погашения задолженности госбюджету. Помимо этого, в июле 1998 г. в ходе напряженных консультаций с представителями международных финансовых организаций, которые вел председатель правления РАО «ЕЭС России» А..Б. Чубайс как «специальный уполномоченный Президента России», было достигнуто соглашение о предоставлении нашей стране Международным валютным фондом (МВФ) «стабилизационного» кредита на срок 1,5 года в сумме 15 млрд дол., а также займа Всемирным банком и кредита в 800 млн дол. Японией. Первый транш стабилизационного займа в размере 3 млрд дол. на поддержание «валютного коридора» и сохранение «твердого» рубля поступил в Центральный банк РФ от МВФ уже в начале августа 1998 г. Однако столь солидные финансовые вливания не смогло затормозить обвальный процесс банкротства госбюджета России, обусловленный невозможностью аккумулировать огромные финансовые ресурсы, необходимые для покрытия долгов по ГКО.
Отчетливо сознавая бесперспективность игры в «русскую пирамиду» гособязательств, большинство участников финансового рынка России прибегли к маневру «бегства от рубля», хотя Центральный банк РФ путем «валютных интервенций» (около 1 млрд дол.) пытался остановить падение курса национальной валюты. Финансовый кризис грянул 17 августа 1998 г., разрушив надежды ведущих зарубежных и отечественных политиков и экономистов на постепенный выход России из затяжного спада.Однако, несмотря на все принятые меры, проблема внешнего долга оставалась весьма острой, так как до настоящего времени он составляет огромную для отечественного госбюджета сумму в 154 млрд дол.Определенный сдвиг в переговорах с зарубежными кредиторами произошел в середине февраля 2000 г. Благодаря достигнутому во Франкфурте новому «пакетному» соглашению с представителями «Лондонского клуба» кредиторов в отношении долгов СССР М.М. Касьянову удалось снизить внешний долг России по этой позиции с 32 до 12 млрд дол. и увеличить рассрочку платежей до 30 лет. В течение 2000 и 2001 гг. Правительство РФ предпринимало усилия и для того, чтобы договориться о реструктуризации долга «Парижскому клубу» 18 стран-кредиторов, который на 1 января 2000 гг. составлял 48,6 млрд дол. Так, были согласованы сроки платежей с Францией, Канадой и другими корпорациями стран-кредиторов (за исключением 100 млн дол. долга перед Норвегией).
Важнейшим показателем изменений в макроэкономической сфере являлась динамика доходов и потребительских расходов населения России. Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов большинства россиян и изменению структуры потребления (потребительских расходов). Так, реальные личные доходы наших соотечественников к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25%, а потребительские расходы — на 20%, причем значительно возросло потребление более дешевых отечественных товаров. Менее резкое уменьшение потребительских расходов объясняется снижением доли текущих сбережений, которые за посткризисный период приблизились к нулевой отметке. Однако уже к началу 2000 г., по оценкам Госкомстата России, личные сбережения россиян выросли до весьма значительной суммы — примерно до 1 трлн руб., что в сравнении с объемом ВВП страны на текущий год составляет около 25%. Это убедительно свидетельствует о том, что многие наши сограждане после «дефолта» постепенно восстановили свои доходы. Но опасность нового кризиса заставляет их с большим сомнением относиться к вложению личных сбережений в кредитные учреждения и долгосрочные инвестиционные проекты. Так, около трети общей суммы личных сбережений находилось у российских граждан в так называемых «чулках».
Согласно данным, рассчитанным по методике Международной организации труда, в середине 1999 г. в России было около 10,5 млн безработных (примерно 14% экономически активного населения), а такой показатель, как ежедневный душевой доход, официально составлял менее 1 дол. почти для половины всех россиян (приблизительно 70 млн человек), что по нормативам международной статистики соответствовало «странам с экономикой, находящейся в стадии перехода к развивающейся модели».Вместе с тем свидетельством постепенного вывода отечественной экономики и ее финансовой системы из кризиса стало очевидное снижение инфляции, составившей за 1999 г. около 38%, растущие золотовалютные резервы Центрального банка. РФ, с середины 2001 г. достигающие высоких показателей, а также все более возрастающие масштабы экспортной выручки, поступающей в госбюджет за счет продажи на внешних рынках энергоносителей, прежде всего нефти (ее цены на мировом рынке с середины 2000 г. непрерывно росли), газа, продукции черной и цветной металлургии.
3. Культура современной России.
Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период «перестройки». Продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Только в 1993 г. состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса. В Центральном доме художника прошла выставка работ А. Петрова «Танцплощадка», выполненных в манере соцарта, ведущими представителями которого являются художники В. Комар и А. Меламид, поэты Д.А. Пригов и Т. Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция «Великая утопия», включавшая более 1000 картин русского авангарда 1915—1932 гг. Выходили труды русских религиозных философов (Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского), книги писателей-эмигрантов (С. Довлатова, В. Синявского, А. Зиновьева, Саши Соколова). Любители поэзии получили возможность лично ознакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе И. Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся в Россию великий русский писатель А.И. Солженицын. Продолжалась публикация произведений выдающихся деятелей отечественной культуры (В. Щаламова, Н. Эрдмана, В. Гроссмана и др.), подвергшихся политическим репрессиям в годы сталинского террора.
В 1993 г. прозаику В. Маканину была присуждена премия Букера. Вслед за этим редакция «Независимой газеты» учредила отечественную премию «Антибукер», присуждаемую по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями были отмечены работы и таких современных писателей, как Ю. Буйда, Ю. Давыдов, М. Харитонов, С. Гандлевский,Чухонцев, А. Сергеев, В. Пьецух, В. Пелевин, Б. Акунин, Т. Толстая, Л. Улицкая и др., чья популярность в нашей стране в последние годы необычайно выросла. В целом отечественная литература 1990-х гг. отразила растерянность и непонимание людей, порожденные распадом единого и могучего Союзного государства (например, повесть Фазиля Искандера «Пшада»), но в ней появились и новые «герои»: «новые русские», безработные, бездомные (например, повесть Зои Богуславской «Окнами на юг»).
В условиях открытости новой России перед миром расширялись и контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Осмыслялись возвращенные культурные ценности. В июне 1993 г. вышел Указ Президента Российской Федерации «О создании международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского монастыря», Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве организован и проведен «круглый стол» «Возрождение России: концепции и реальность», в работе которого приняли участие В. Аксенов, В. Буковский, А. Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры.
В культурно-созидательный процесс активно включались новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы «РИНАКО», Банк «СБС-Агро», «Российский кредит», группа «Альфа» и другие собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты звезд мировой эстрады. Совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е.Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а Ассоциация автопромышленников, и прежде всего «Логоваз»,- премию «Триумф», присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. Наконец, в 1997 г. при поддержке правительства Москвы страховая группа «НАСТА» и Российский промышленный банк учредили национальную актерскую премию «Кумир». Значительный общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса «Золотая маска» и актерской награды «Хрустальная Турандот». Началось формирование законодательных основ меценатства. Однако в целом покровительство культуре в нашей стране пока не получило должного распространения.
Государство также оказывало поддержку отечественной культуре. В 1995 г. завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи, а к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историкомемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX в. Уже летом 1992 г. была образована Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках : в -связи с возможными международными осложнениями. Так, в 1995—1998 гг. в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошли выставки произведений искусства, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (например, впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота «Сокровища Приама», собранная известным германским археологом Г. Шлиманом).
Помимо этого под эгидой российского федерального и московского правительств широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997 г.) и 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (лето 1999 г.).
В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей» (Г. Коржин, Т. Назаренко) и людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации (В. Шульженко, С. Сорокин), мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин), эстетизация распада и разрушения (В. Брайнин). В изобразительном искусстве были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует отметить ренессанс реализма (например, портретного жанра, выдающимися представителями которого являются Александр Шилов и Никас Сафронов) и неопримитивизма (Н. Недбайло). Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И.С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монумента-лизма.
В 1992—2002 гг. в Москве были установлены памятники А.А. Блоку, В.С. Высоцкому, С.А. Есенину, Г.К. Жукову, Ф.М. Достоевскому, открыт мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38-м километре МКАД. Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Академии художеств Российской Федерации Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).
Много внимания уделялось восстановлению разрушенных храмов Русской православной церкви — храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента РФ при участии И.С. Глазунова.
Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии (например, О. Табакова, Б. Райхельгауза, А. Калягина, А. Соколова, О. Меньшикова, С. Проханова, Б. Ливанова, А. Джигарханяна и ряда других крупнейших режиссеров и актеров). Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова. Среди наиболее популярных пьес — «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А.П. Чехова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя. Важным событием в развитии театрального искусства стало проведение в Москве в апреле — июне 2001 г. Всемирной театральной олимпиады.
В связи с прекращением государственного финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктурирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось с 178 в 1992 до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа осложнялось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Вместе с тем ведущие российские кинорежиссеры смогли создать ряд фильмов, которые были высоко оценены за рубежом, получив призы на крупнейших международных кинофорумах («Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (Н. Михалков), «Небеса обетованные» (Э. Рязанов), «Барабандиада» (С. Овчаров), «Молох» и «Телец» (А. Сокуров)). Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны — «Мусульманин» В. Хотиненко, «Кавказский пленник» С. Бодрова, «Блокпост» С. Рогожкина и др. Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких выдающихся корифеев кинорежиссуры, как Кира Муратова, Алексей Герман, Павел Лунгин, Станислав Говорухин, Александр Сокуров.
В последние годы система кинопроката в стране начала постепенно восстанавливаться. Так в Москве были открыты несколько десятков современных кинозалов, оборудованных современной техникой, а бывший кинотеатр «Россия» стал киноконцертным залом «Пушкинский», где ежегодно проводится торжественное открытие восстановленного Международного Московского кинофестиваля, президентом которого является Председатель Российского фонда культуры и Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. Ежегодно проводятся Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (президент фестиваля — Марк Рудинштейн) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе (президент Виктор Мережко).Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов являются электронные средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, ставшее в значительной степени в силу своей общедоступности «властителем дум» большинства рядовых россиян. Большое значение в связи с этим приобрело вещание телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры, в том числе произведениями некоммерческого кинематографа.
4.Внешнеполитическая деятельность в условиях геополитической ситуации
Периодизация внешней политики РФ. После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики.
Постепенно сформировались два важнейших направления российской внешней политики. Прежде всего, это становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым «ближним («новым») зарубежьем», а также развитие отношений с ведущими странами как Запада, в первую очередь с США и странами Европы, так и крупнейшими державами Азии (Японией, Китаем и Индией).
Условно можно выделить три основных этапа эволюции внешней политики России в 1992—2002 гг.1992—1993 гг. — интенсивный поиск приоритетных направлений внешней политики новой России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухполюсной системы «Восток — Запад», лидерами которой являлись СССР и США;1994—1998 гг. — гармонизация внешнеполитического курса России с курсами ведущих индустриальных держав мира, повышение степени ее интегрированное™ в мировую экономическую систему и усиление ее влияния в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление позиций на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ;
1999 — по настоящее время — период трансформации внешнеполитической доктрины Российской Федерации, основанной на понимании многополюсности мирового развития, новых вызовов международному сообществу и реалий угроз со стороны международного терроризма, разработка и осуществление концепции стратегического партнерства с крупнейшими индустриально развитыми державами как Запада, так и Востока.
Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве. Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве (бывшими советскими республиками в составе Союза ССР) поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек) в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда единого союзного государства, прежде всего огромного военного (в том числе ракетно-ядерного) потенциала советских Вооруженных Сил.Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота, вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя, Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в первой половине 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Их численность была установлена законодательством в размере 1% общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей структуры Вооруженных Сил РФ. Одновременно происходил вывод военных российских группировок из стран бывшего Варшавского блока, с территории объединенной Германии и республик Прибалтики. В комплексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось не только на территории РФ, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывшие советские республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и ее присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия. Вместе с тем, несмотря на все заявления о полной «независимости и суверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации (после распада ОВС СНГ) стало заключение 15 мая 1992 г, в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ).После того как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основные материальные и военные ресурсы были разделены, связи между странами — участниками СНГ стали приобретать все более отчетливый межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс в развитии структур СНГ. 22 января 1993 г. семь стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю со странами Содружества в первую очередь энергоресурсами по мировым ценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ существенно снизился. Таким образом, за первые два года существования Содружества дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве значительно усилились.
Лишь с 1994 г. между странами — членами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Особую популярность приобрел тезис о «разноскоростной и разноуровневой интеграции». В связи с этим главным направлением сотрудничества России со странами СНГ стало налаживание двусторонних отношений.
В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств — участников Содружества. 29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого Договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреля 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Ровно через год российско-белорусское Сообщество было преобразовано в Союз Белоруссии и России, а 23 мая 1997 г. был одобрен его Устав. В конце 1999 г. был оглашен проект Союзного Договора России и Белоруссии, который призван стать юридической основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства.
Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в области создания зоны свободной торговли. Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. Раздел V. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ государств — членов СНГ, которая состоялась в октябре 2002 г. в столице Молдавии Кишиневе. В качестве весьма интересной новации этого саммита следует отметить предложение В.В. Путина о необходимости ротации на посту председателя Совета глав государств, кресло которого более 10 лет традиционно сохранялось за Президентом РФ. Немаловажную роль на постсоветском пространстве в настоящий момент играют отношения России с ее ближайшими славянскими партнерами — Белоруссией и Украиной. Так, 2003 г. был ознаменован широкомасштабными мероприятиями по празднованию «года Украины» в России, что одновременно было омрачено локальным пограничным конфликтом в районе косы Тузла в Азовском море. Отношения Москвы и Минска протекали также весьма неоднозначно. Так, до сих пор не определены макроэкономические параметры единой валюты — российского рубля в рамках формирования Союза России и Белоруссии.
Взаимоотношения России со странами «дальнего зарубежья». В 1992—1993 гг. международные отношения России с ведущими странами как Запада, так и Востока находились поначалу в состоянии переходного периода. Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение страны. Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стало следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение ее международного престижа как великой державы и, как следствие, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в урегулировании арабо-израильского конфликта, пассивная позиция в арабском мире и кризисе на Балканах.
В ходе официального визита первого Президента РФ Б.Н. Ельцина в США в загородной резиденции президента США Дж. Буша-старшего в Кэмп-Дэвиде 1 февраля 1992г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны», где было заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить
России финансовую помощь в размере 24 млрд дол. США для проведения рыночных преобразований. Однако эта помощь предоставлялась не единовременно и при жестком контроле этих международных финансовых организаций.
Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительное сокращение (на две трети) своих ядерных арсеналов к 2003 г. При этом Россия обязывалась пойти на сокращение 3000 ракет СС-20, что серьезно ослабляло оборонный потенциал страны. В связи с этим договор СНВ-2 долгое время не был ратифицирован Федеральным Собранием РФ.
Значительное место в российской внешней политике в 1992-1993 гг. отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона: были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, наладились постоянные контакты со странами АСЕАН, а Китай стал главным торговым партнером России. Одной из самых сложных проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего, это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых «северных территорий» — четырех островов Южно-Курильской гряды. Одновременно резко ослабли связи России с ее традиционными союзниками в Азии — Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и другими странами.
В то же время на фоне ослабления реального влияния и роли России на международной арене формально ее статус великой державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН даже возрос. Происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих стран Запада, и прежде всего США, Франции, Германии, Великобритании, а в июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть совещания «большой семерки» развитых стран мира, проходившего в Мюнхене. В последующем участие российского президента в саммитах «клуба великих держав» стали регулярными. На. состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встречи лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России. Далее последовали встречи «восьмерки» в Бирмингеме в 1998 г. и Кельне в 1999 г., где Россию представлял тогдашний премьер-министр С.В. Степашин. После избрания на пост главы РФ В.В. Путина с его участием состоялись встречи «Большой восьмерки» в Японии (2000), Италии (2001) и Канаде (2002).
По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами «дальнего зарубежья» постепенно выравнивались, освобождаясь от «перекосов», характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще заявляло о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене.
Проявлением этой тенденции стало усиление внешнеполитической активности России в Азии, расширение контактов со странами Ближнего и Среднего Востока и даже Латинской Америкой. Особенно заметным стал прогресс в налаживании взаимовыгодных отношений с северными соседями — государствами Скандинавии. Усилились позиции России в решении вопросов урегулирования арабо-израильского конфликта и балканского кризиса. Россия направила на Балканы свой миротворческий контингент в составе сил ЕВРОФОРа.
Важным шагом в укреплении позиций нашей страны на международной арене стали решительные заявления российского руководства о необходимости формирования новой системы европейской безопасности вместо расширения прежних структур периода «холодной войны», сделанные в связи с планами расширения НАТО на Восток.
Поначалу в 1994 г. руководство НАТО (по инициативе президента США Б. Клинтона) предложило России, как и другим бывшим республикам СССР и странам Восточной и Центральной Европы, присоединиться к программе «Партнерство во имя мира», ставшей компромиссом между позициями США и России. В этот же период, признавая геополитические изменения, произошедшие в Европе после распада советской державы и Организации Варшавского Договора, Россия продолжала вывод своих войск из стран Центральной и Восточной Европы и государств Прибалтики. 31 августа 1994 г. в Берлине состоялась торжественная церемония вывода последних российских частей на Родину.
Накануне (в июне 1994 г.) Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к натовской программе партнерства. Однако уже к концу 1994 г. международная ситуация стала существенно меняться. В декабре 1994 г. на Будапештском совещании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, преобразованной из СБСЕ) большинство европейских держав, несмотря на возражения России, выразили готовность принять в состав НАТО бывшие страны «социалистического Содружества». В результате 1995— 1997 гг. прошли под знаком острой политической дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27мая 1997 г. в Париже состоялось подписание Договори «об особом партнерстве» России с НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято решение о присоединении бывших стран «народной демократии» Польши, Чехии и Венгрии к составу государств — членов НАТО в марте 1999 г. Таким образом, свой полувековой юбилей (в апреле 1999 г.) Североатлантический Союз встретил заметно усилившимся. Россия, в свою очередь, активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности в этих условиях.
Нынешний этап эволюции мировой системы международных отношений характеризуется окончательным демонтажем сложившегося после окончания. Второй мировой войны «двухполюсного» миропорядка. После распада СССР в условиях «многополюсного мира» Российская Федерация, даже сохраняя свой ракетно-ядерный потенциал, уже не может претендовать на роль абсолютного гаранта международной безопасности и стабильности.
После проведения крупномасштабных американских военно-силовых акций по «умиротворению» Ирака в 1998 г. и еще более кровопролитной военной операции вооруженных сил 14 стран —членов НАТО под эгидой США в Югославии в целях обеспечения «правопорядка и прав этнического албанского меньшинства» в Косово (так называемая операция «Союзническая сила») весной 1999 г. стало очевидно, что прежний механизм принятия важнейших решений на международной арене с помощью ООН уже не является определяющим фактором. Ныне лишь США и их натовские партнеры в Европе имеют право (даже не консультируясь с Россией) применять открытую военную силу в любой точке земного шара. В этот период отношения ослабленной России с могущественными США перешли от «стратегического партнерства» в фазу «стратегического терпения». Внешняя политика России все более и более дистанцировалась от политики США и на глобальном уровне происходила ее переориентация на роль межрегиональной евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии модели новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.
Возможность сохранения международного влияния Москвы все более связывалась с дальнейшей политикой объединенной Европы и индустриально развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим направлением в развитии международных отношений России в многополярном мире стало азиатское направление. Новым знаковым рубежом стали визиты В.В. Путина в Китай, Японию на очередной саммит «восьмерки» на Окинаву, в КНДР, а также в Индию, осуществленные летом 2000 г. А через год, летом 2001 г., состоялись официальные визиты лидеров ведущих азиатских стран в Москву. Так, в середине июля 2001 г. российскую столицу посетил Председатель КНР Цзян Цзэ-мин, подписав в Кремле российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Особенно длительный визит в Россию осуществил лидер Северной Кореи Ким Ченир, проехав на личном поезде от Владивостока до Санкт-Петербурга, а осенью 2002 г. состоялся повторный визит лидера КНДР на российский Дальний Восток. Именно при посредничестве России на Корейском полуострове активизировались процессы примирения Севера и Юга, а Пхеньян впервые за послевоенную историю посетил премьер-министр Японии.После участия В.В. Путина в заседаниях «Большой восьмерки» на Окинаве в 2000 г. и в Генуе в 2001 г., где лидеры Западной Европы поддержали позиции России на международной арене, новому президент США Дж. Бушу-младшему пришлось начать с Москвой позитивный политический диалог о расширении мер доверия, особенно в рамках системы безопасности и создания благоприятного торгово-экономического климата. Однако самым эффективным толчком для улучшения российско-американского партнерства стало активное участие Москвы в международной антитеррористической операции, развернувшейся осенью 2001 г., а затем официального визита Путина в США. В ходе ответного визита Дж. Буша-младшего в Россию 24—26 мая 2002 г., был заключен новый Договор о сокращении арсенала наступательного ракетно-ядерного вооружения (СНВ-3). Вслед за этим в июне 2002 г. Вашингтон (а накануне этого события и руководство Евросоюза) наконец-то предоставил России статус режима набольшего благоприятствования в торговле. Почти одновременно с этими событиями 28 мая 2002 г. на встрече лидеров государств-членов НАТО на базе ВВС Италии под Римом произошло преобразование Совета Россия — НАТО в новый орган не в формате «19 + 1», как было прежде, а в форме «двадцатки» стран НАТО и России.
В 2003 г. в центре международных отношений находились проблемы урегулирования «иракского вопроса», который в марте — апреле 2003 г. был решен администрацией США путем проведения военного вторжения в Ирак и ликвидации политического режима Саддама Хуссейна путем оккупации страны, причем без согласия Совбеза ООН. Против этой военной акции высказывались не только Россия, но и ведущие европейские страны, прежде всего Германия и Франция. Однако США и ряд других стран НАТО не прислушались к голосу международного сообщества. И по сей день иракский кризис остается не урегулированным в политическом аспекте. Это особенно заметно в развитии отношений руководства Российской Федерации с лидерами таких ведущих держав мира, как США и стран Европейского союза, так и государствами Азии, прежде всего Японии, Китая, Индии, а также со странами бывшего «социалистического Содружества» (например, с Вьетнамом, Кубой и Северной Кореей).
Заключение
С крахом СССР и коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводившиеся в России в 90-е гг., привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.
Вместе с тем, продолжавшийся спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных. Огромным осталось влияние государственной бюрократии на экономику.
Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал - элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе.
Особенности переживаемого страной периода (переходный характер, отсутствие мирового опыта изменений такого характера и масштаба) определили значительные колебания экономического и политического курса в рамках принятого направления на прогрессивные реформы. До настоящего времени не разработана конкретная модель развития. Вместе с тем, не вызывает сомнения, как необходимость использования советского и зарубежного опыта, так и невозможность механического восприятия западных моделей или возвращения в советское прошлое.
После 1991 года Российская Федерация получила международное признание как наследница СССР во внешней политике. РФ подтвердила преемственность в отношении соглашений и договоренностей по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу.
Перед Россией стоит задача подтверждения роли лидера в рамках Содружества Независимых Государств. Для этого предстоит добиваться реального интеграционного процесса по всем областям политической, экономической, военной.
Список использованной литературы
1. М.Н. Зуев. История России. 2006.
2. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы История России с древнейших времен до конца ХХ века
3. А.С. Орлов, В.А Георгиев История России. Москва, 2006
4. История России: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.И.Казанцева, В.Г. Деева. 2001
5. Н.В. Загладин, С.И. Козленко. История Отечества 20- начало 21 века. Москва, 2005.