Россия, Русь! Храни себя, храни...
СОДЕРЖАНИЕ: Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока.Россия, Русь! Храни себя, храни...
(по произведениям русских писателей XIX и XX веков)
Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней.
Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов.
Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.
У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: Я родину люблю. и больше многих. Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины.
В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме Мцыри герой говорит о том. что он знал одной лишь думы власть, имея в виду думу о возвращении на родину, желая прижаться с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной. Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении Листок этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный от ветки родимой, засох и увял. Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди зеленых ветвей, райских птиц. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от страстей и страданий. Так, он сравнивает таких людей с тучами (Тучи), которым всего лишь наскучили нивы бесплодные, и они, вечно холодные, вечно свободные, мчатся в сторону южную.
Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем. Стихотворение Родина - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов (ни слава, купленная кровью), религиозными идеалами (ни полный гордого доверия покой), а также принципами славянофилов (ни темной старины Заветные o преданья). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство (но я люблю - за что, не знаю сам). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою странную любовь. Добролюбов писал о Лермонтове: Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно. В стихотворении Родина поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: безбрежные леса, разливы рек, подобные морям. Родина - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют проселочные пути, белеющие березы, желтая нива, полное гумно. В Родине продолжены слова я мысли Пушкина из главы Путешествие Онегина. Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор. Родина Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что любит-что, не знает сам, то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. Прощай, немытая Россия... - смелое обвинение российской действительности, это протест против рабов, господ, против преданности народа голубым мундирам (жандармам).Созвучно стихотворению Прощай, немытая Россия и произведение Лермонтова Предсказание, имеющее реальную историческую основу -крестьянские холерные бунты. Оно также направлено против короны царей, против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении Как часто, пестрою толпою окружен поэт описывает свое детство в Тарханах, родные все места: барский дом, сад, спящий пруд, темную аллею. Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со свежим островком среди пустыни.
Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении Синие горы Кавказа, приветствую вас!.. он пишет, обращаясь к горам: Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили; а также: Как я любил твои горы, Кавказ!. Восхищался поэт и снегами и далекими льдинами утесов, и путями неизвестными над пропастью, и покрытой льдом безымянной рекой, и чистым воздухом.
Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении Москва, Москва... он писал: Москва- моя родина и такою будет для меня всегда....Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни....В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения Осенняя воля Блок восклицает о родине: Как и жить и плакать без тебя!. В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении Русь Россия Блока колдовская, таинственная. Она и во сне необычайна, дебрями окружена, в ней народы ведут ночные хороводы, ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях. Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: зарево горящих сел, ведьмы тешатся с чертями, девушка на злого друга точит лезвеё, нищета страны родимой и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу, -говорит герой поэта .Блок писал, что в России для него жизнь или смерть, счастье или погибель. И наиболее полно эти чувства отразились в цикле Родина. Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: О, нищая моя страна... О, бедная моя жена... (Осенний день). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только прекрасные черты и разбойную красу, но и избы серые, лес да поле. Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока избы, крытые соломой. Блоковская Россия начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: вязнут спицы... в расхлябанные колеи. Облик России двоится в понимании Блока: это страна с лесами да полями, а также красавица-крестьянка с платком узорным до бровей и мгновенным взором из-под платка.
В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, разбойная. Но это положительная черта: не пропадешь, не сгинешь ты (Родина). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока На поле Куликовом. Он пишет: И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем. Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении В огне и холоде тревог... Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. Пусть день далек, но поэт верит, что новый век взойдет.
От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что страшный мир погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: старый мир, как пес безродный стоит и мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем.
Эти мысли содержатся в поэме Двенадцать. Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.