Россия в творчестве А.А.Блока

СОДЕРЖАНИЕ: Россия в творчестве А.А.Блока Автор: Блок А.А. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои. Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви. А. Блок Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в то, что придет новый век и наступит настоящая, человечески простая жизнь. Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна.

Россия в творчестве А.А.Блока

Автор: Блок А.А.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои.

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви.

А. Блок

Все сомнения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в то, что придет новый век и наступит настоящая, человечески простая жизнь. Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна.

Источником этой спасительной веры была для Блока Россия. Обращение поэта к теме родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение Осенняя воля, в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока.

Приюти ты в далях необъятных.

Как и жить и плакать без тебя! —

восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой, и слова его так же трепетны, как слезы первые любви.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли в красе заплаканной и древней слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, скудная глина размытых обрывов и пылающие рябины, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, пламенные хороводы и лихие гармоники, бешеные тройки, серые избы, расхлябанные колеи, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, дым овина, костры в лугах, тюрьмы, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, фабричные трубы и гудки, заводы и города из рабочих лачуг, уголь и соль, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы... Такова блоковская Россия.

Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы подруги, возлюбленной, невесты, светлой жены, — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически необычайную и таинственную Русь — нищую, дремучую и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными преданьями старины, то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о живой, могучей и юной России, накапливающей революционную грозу.

Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл На поле Куликовом — одно из наивысших лирических достижений Блока. В непробудной тишине, в которую, казалось, погрузила Россию эпоха реакции, поэт ясно слышит глухой подземный гул грядущих событий и предрекает родине высокие и мятежные дни.

Россия Блока — надежда и утешение. Ее лик светел навсегда, она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с ней и невозможное возможно, она ведет на вечный бой и указывает путь вперед, в будущее. Не потому ли столь важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив долгого пути, лежащего перед родиной: О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!.. И нет конца!.. Облюбованный Блоком динамический образ родины, устремленной в даль веков, по внутреннему своему смыслу близок той необгонимой птице-тройке, которой в свое время Россия представилась Гоголю.

Россия — буря, — говорил Блок, и это свое ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в патриотической лирике — не только в ее содержании и идеях, но и в самой ее художественной, образной ткани. Через все блоковские стихи о России проходит один ряд образов и метафор, воплощающих представление о безудержном и безостановочном вихревом движении: ветер, вьюга, снежная метель, бегущие по небу тучи...

В годы нового революционного подъема Россия обернулась Блоку новым ликом:

На пустынном просторе, на диком

Ты все та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта-Черный уголь — подземный мессия,

Черный уголь — здесь царь и жених,

Но не страшен, невеста, Россия,

Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда...

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

В этих стихах — отражение сильно увлекавших Блока мыслей о промышленном развитии России. Будущее России лежит в еле еще тронутых силах народных масс и подземных богатств... — утверждал он за два года до Октябрьской революции. И он представлял себе это буду шее как великое возрождение под знаком мужественности и воли, как сдвиг всех сил, как торжество Великой Демократии, в условиях которой русскому человеку будет обеспечено свободное, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических и духовных сил.

Стихи Блока о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. Из понимания того факта, что Россия — страна назревающей революции, вырастала уверенность поэта в том, что родине его предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

Скачать архив с текстом документа