Рождение чешской нации Ян Гус, гуситские войны
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки РФ Министерство Московской области ГОУ ВПО МОКГПИ Реферат по Истории Средних веков Тема: «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) »Министерство образования и науки РФ
Министерство Московской области
ГОУ ВПО МОКГПИ
Реферат по Истории Средних веков
Тема: «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) »
Подготовила: студентка 2 курса
исторического факультета
группы И-21
Родионова Ю.А.
Проверил: Пахомов Юрий Всеволодович
2008 г.
План:
Введение …………………………………………………………….3
Глава 1. Становление чешского государства и противоречия внутри страны.
1.1 Социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба …………………………………………………………….4
1.2 Укрепление Чешского государства в середине XIV в. ……5
1.3 Развитие чешской культуры. Основание Пражского университета ………………………………………………………..7
1.4 Обострение социальных и национальных противоречий. Начало реформационного движения ……………………………..8
Глава 2. Ян Гус
2.1 Борьба с католической церковью …………………………...9
2.2 Собор в Констанце. Расправа с Гусом ……………………12
Глава 3. Гуситские войны.
3.1 Начало гуситских войн. Образование двух лагерей в гуситском движении ………………………………………………14
3.2 Программы чашников и таборитов ……………………….16
3.3 Хилиасты (пикарты) Табора ……………………………….17
3.4 Крупные победы революционной армии и их международное значение ………………………………………………………...19
3.5 Предательство чашников и поражение таборитов ……...21
Заключение ……………………………………………………...23
Ссылки …………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………….…25
Введение
В своей работе «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) » я рассматривала такие вопросы, как социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба, укрепление чешского государства, обострение социальных и национальных противоречий, начало реформационного движения, борьбу Яна Гуса с католической церковью, его последующее сожжение, то есть непосредственные предпосылки начала гуситских войн.
Данная тема была мной выбрана, потому что мне захотелось поподробней разобраться в событиях чешского государства ХIVв. А тагже понять причины и последствия гуситских войн.
Этой темой занимались, как советские историки, так и зарубежные. Данная работа достаточно актуальна, т.к. события XIVв. играют большую роль в истории Чехии и её нации. Тема интересна и занимательна.
В своем реферате мною использовались такие источники, как тексты выступлений Яна Гуса, «Гуситские хроники», и другие документы. Источники относящиеся к периоду гусизма, - это главным образом сочинения его идеологов. Тексты выступлений Яна Гуса позволяют определить направленность зародившейся антифеодальной оппозиции, показывают социально-экономические, политические, национально-освободительные идеи гуситов. Наиболее полным источником по истории гусизма является «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой, автор которой, современник и участник событий, сторонник умеренных гуситов, включил в свою хронику тексты источников, составленных самими таборитами. Источники достоверны. Помогают представить полную картину событий.
Цель данной работы представляет собой попытку рассмотреть непосредственные причины гуситских войн, их ход и историческое значение в истории рождении чешской нации.
Глава 1. Становление чешского государства и противоречия внутри страны.
1.1 Социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба
В XIV в. Чехия переживала значительный хозяйственный подъём, определившийся ещё в предшествующем столетии. Новых успехов достигло горное дело страны. Появились механические молоты, применение которых было крупным достижением в области средневековой металлургии. Большое значение получили в XIV в. новые разработки залежей серебряной руды в районе Кутна-Горы..
Товарно-денежные отношения всё глубже проникали во все сферы феодального хозяйства; увеличилась ёмкость внутреннего рынка, расширилась внешняя торговля. Экономическое развитие чешских земель в XIV в. особенно ярко проявилось в росте Праги и других городов. Однако основой экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, которое также заметно развивалось. Это выражалось во всё более частом применении удобрений, в травосеянии и в усовершенствовании орудий труда. Повсеместно росло число мельниц, как водяных, так и ветряных. Расширялись посевы льна и конопли; интенсивно развивались овцеводство и свиноводство; значительно выросло количество новых виноградников; во многих местах страны появились рыбные садки.
Развитие товарно-денежных отношений обусловливало усиленный спрос на продукты сельского хозяйства. Стремление увеличить свои доходы побуждало феодалов к расширению своих владений.
Феодальная эксплуатация крестьянства в XIV в. была чрезвычайно тяжёлой.1 Преобладающим видом феодальной ренты в это время являлась рента денежная, но в центре и на севере страны всё больше усиливалась роль барщины. Она доходила здесь в некоторых местах до трёх, четырёх, пяти и даже шести дней в неделю. Источники того времени регистрируют и неограниченную барщину по воле господина. Одновременно феодалы на севере и в центре страны стремились увеличить господскую запашку за счёт присоединения крестьянских наделов. На юге центр тяжести феодальной эксплуатации лежал на крестьянских участках. Характерной особенностью южно-чешского поместья являлось довольно значительное, по сравнению с другими районами страны, применение «наёмного труда» феодально-зависимых крестьян. В условиях малоземелья на юге Чехии зависимые крестьяне вынуждены были систематически отдавать феодалам на кабальных условиях свой труд.
Повышение товарности сельскохозяйственного производства усиливало и обостряло процесс имущественной дифференциации крестьянства, выделения немногочисленной зажиточной верхушки, ухудшения положения его основной массы и одновременно роста числа безземельных и малоземельных крестьян. Расслоение крестьянства было наиболее глубоким в южных районах страны, где денежная рента вытесняла все остальные виды феодальной ренты. Сопротивление чешских крестьян нараставшему феодальному гнёту выражалось в усиленном бегстве крестьян из феодальных поместий, в отказе выполнять вводимые вновь повинности и платить повышенные поборы. Имели место и более активные формы борьбы — поджоги господского хлеба и усадеб, угон скота и т. д. Борьба крестьян, а также ремесленников и плебса чешских городов против феодального гнёта принимала и форму народно-еретических движений. В XIV в. эти движения были настолько частыми, особенно в Южной Чехии, что пражский архиепископ учредил специальный трибунал для расправы с еретиками.
1.2 Укрепление Чешского государства в середине XIV в.
В 1347 г. чешский король Карл I (1346—1378) — представитель династии Люксембургов — стал императором «Священной Римской империи» под именем Карла IV. Политика Карла была направлена на расширение владений Люксембургской династии, причём в жертву этому систематически приносились общеимперские интересы. Поскольку ядром владений Люксембургской династии была Чехия, Карл старался способствовать в ней развитию ремесла и оказывал покровительство чешским городам, содействуя в то же время укреплению во многих из них немецкого патрициата. Стремясь обеспечить Чехии преобладающее политическое влияние в империи, Карл обнародовал в 1348 г. на сейме в Праге грамоты, в которых закреплялась наследственность чешского престола, а Моравия, Силезия и Лужицы объявлялись ленами чешской короны. В 1373 г. Карл присоединил к землям чешской короны и Бранденбург. Согласно «Золотой булле», опубликованной Карлом в качестве главы Германской империи в 1356 г., чешский король становился первым из семи курфюрстов, которым предоставлялось право избирать германских императоров.
Несмотря на то, что Карл был одновременно и чешским королём, и императором, ему всё же не удалось сломить до конца сопротивление чешских панов политике государственной централизации. Так, в 1355 г. Карл предложил на утверждение чешского сейма проект уложения, которое защищало классовые интересы феодалов, но вместе с тем усиливало королевскую власть, вводя одинаковые для всего государства нормы феодального права. Эта попытка Карла встретила резкое сопротивление сейма. Паны видели даже в приведении в систему феодального законодательства нежелательное для себя усиление короля и серьёзное ущемление своей власти. Сейм отказался утвердить уложение Карла в целом, и только некоторые выгодные для панов статьи были приняты в качестве отдельных законов.
Желая усилить политическую роль Чехии в империи, Карл I учредил Пражское архиепископство, освободив тем самым Чехию от церковной зависимости по отношению к германскому духовенству. Но в целом своей церковной политикой Карл I немало содействовал укреплению в Чехии позиций католического духовенства, являвшегося оплотом иноземного засилья. Усматривая в католическом духовенстве важнейшую опору феодального строя, Карл содействовал росту его влияния и увеличению его земельных владений, жестоко подавляя народные еретические движения.
1.3 Развитие чешской культуры. Основание Пражского университета
В многовековой борьбе чешского народа за самостоятельное развитие росла и развивалась его культура. Относящиеся к XIII—XIV вв. переводы на чешский язык отдельных частей Библии, а также написанные в XIV в. произведения — стихотворная хроника Далимила и хроника Петра, аббата Збраславского, свидетельствуют о значительном развитии чешского литературного языка. Крупными писателями XIV в. являлись Смил Фляшка из Пардубиц и Томаш Штитный. С конца XIV — начала XV в. появлялось всё большее количество произведений на чешском языке.
Высокого развития в Чехии достигли архитектура и изобразительные искусства. Наиболее значительными памятниками чешской архитектуры XIV в. являются мост в Праге через Влтаву, собор св. Витта, замок Карлштейн и Стараместская ратуша в Праге.
Одним из крупнейших событий в культурной жизни Чехии было основание в 1348 г. Пражского университета, явившегося первым университетом в Центральной Европе. К началу XV в. Пражский университет превратился в один из крупнейших центров средневекового просвещения не только в Чехии, но и во всей Европе. Так как в руководящие университетские органы выдвигалось равное количество лиц от каждой «нации», руководство университетом оказалось в руках немцев и других иностранцев. Поэтому в университете возникли острые внутренние противоречия. Магистры-чехи, опираясь на поддержку студентов, вели борьбу против иноземного засилья в академической среде. Борьба внутри университета была составной частью борьбы чехов за свою национальную культуру.
1.4 Обострение социальных и национальных противоречий. Начало реформационного движения
После смерти Карла I Чехия вместе с Силезией и Верхними Лужицами досталась его сыну Вацлаву IV (1378 — 1419), являвшемуся до 1400 г. одновременно и германским императором. Другой сын Карла I, Сигизмунд, получивший Бранденбург, в 1386 г. стал венгерским королём, а в 1411 г. был избран германским императором. Именно этим наследникам Карла I и пришлось столкнуться с революционным движением чешского народа .
Основной силой народного движения было крестьянство, подвергавшееся в Чехии жестокой феодально-крепостнической эксплуатации. Вместе с тем важное значение в деле общей борьбы различных слоев народа имел подъём активности чешского бюргерства. Среднее и мелкое дворянство примыкало к бюргерам в своём недовольстве крупными феодалами, грабившими его и бесцеремонно с ним обращавшимися. Особенностью назревавшего социального и национального конфликта было то, что классовая борьба осложнялась антицерковной борьбой, в которой на первых порах принимали участие все сословия феодальной Чехии. Знаменем антифеодальной и развернувшейся наряду с ней национально-освободительной борьбы в Чехии сделалась Реформация — широкое движение за ликвидацию церковных богатств и против политического влияния католической церкви, главной опоры немецкого гнёта и феодальной реакции в стране.
Проповедь реформационных идей пользовалась большим успехом среди чешского бюргерства уже во второй половине XIV в. В 60-х годах с критикой духовенства выступил в Праге монах-августинец Конрад Вальдгаузер. Приблизительно в то же время выступил Ян Милич, обличавший пороки прелатов и клеймивший духовенство за его богатства и роскошь. После смерти Яна Милича проповедь реформационных идей продолжал Матвей из Янова. Матвей призывал вернуться к простоте нравов первоначального христианства. Он требовал ликвидации всех монастырей и заявлял, что имения церкви должны принадлежать бедноте. Сословия феодального общества Матвей считал изобретением дьявола. По его мнению, в мире должно было быть установлено всеобщее равенство.
Один из последователей и учеников Матвея выдвинул требование ввести причащение всех мирян, а не только лиц духовного звания, «под обоими видами», т. е. причащение всех верующих хлебом и вином. Это требование было направлено против одного из догматов католической церкви, утверждавшей, что только духовенство может причащаться «под обоими видами»; светские же люди должны причащаться лишь хлебом, а не вином (т. е. вкушать, как учила церковь, лишь «тело христово», но не его «кровь»). Значение этого догмата состояло в том, что он служил «обоснованием» привилегированного положения духовенства и его выделения из мирян. Требование же причащения «под обоими видами» и для мирян было по существу отрицанием привилегированного положения католического духовенства. Острая борьба, развернувшаяся в Пражском университете между чешскими и немецкими магистрами, оказалась сразу же связанной с первыми выступлениями чешских реформаторов. Наряду с их идеями в Пражском университете стало распространяться близкое к ним учение английского реформатора Джона Виклефа. Чешских магистров и студентов, отражавших настроения и идеологию широких кругов чешского бюргерства, в богословских и философских сочинениях Виклефа привлекали критика католического духовенства и отрицание его прав на богатства и земельную собственность. Виднейшим вождём чешской Реформации стал магистр Пражского университета Ян Гус.
Глава 2. Ян Гус
2.1 Ян Гус и его борьба с католической церковью
Ян Гус родился в 1371 г. в местечке Гусинце (Южная Чехия) в бедной семье. Первоначальное образование он получил в приходской школе. В 1394 г. Гус окончил Пражский университет со степенью бакалавра, а в 1396 г. ему была присвоена учёная степень магистра «свободных искусств». С 1398 г. Гус стал преподавать в университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения Виклефа. В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан священника и был проповедником Вифлеемской часовни.2
Став ректором университета, Гус старался обеспечить в нём руководящую роль чешских учёных. В 1409 году король Вацлав провел реформу пражского университета, в котором немецкие землячества имели при решеии всех дел три голоса, а чешское землячество один голос. Король Вацлав Кутно-горским декретом передал три голоса чешскому землячеству: «… Народ немецкий… в разных частях Пражского университета… присвоил себе три голоса, а при этом народ чешский, действительный наследник этого королевства, пользуется только одним голосом. Мы считаем несправедливым и неприличным, чтобы иноземцы и пришельцы пользовались в излишней мере выгодами местных жителей... мы решительно и строго предписываем, чтобы сейчас же получение этой грамоты… нация чешская была немедленно допущена с тремя голосами ко всем совещаниям, судам, испытаниям, выборам и каким-либо иным действиям и решениям в университете..»3 . Потеряв своё господствующее положение в университете, немцы ушли из него и создали свой собственный университет в Лейпциге. Вот как Ян Гус отзывался о кутногорском декрете короля Вацлава: «…Вацлав… король чешский имеет власть над чешским королевством… более всего заботится о спокойствии и… коренных жителей королевства, чем о чужестранном населении. …король Вацлав… даровал жителям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чужими народностями, которых он в декрете называет общим именем тевтонов… Жители Чешского королевства, настоящие чехи – как светские, так и духовные лица – в силу королевского декрета.. должны пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятиях первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства… Чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенный над всеми другими народностями… и в пражском университете чешский народ должен быть хозяином над чужими народностями… им не может принадлежать право господства над коренными народами Чешского королевства, связанными между собой узами родства.. Ныне же, напротив, оказывается, что иностранцы приглашают самих хозяев – чехов к этому участию, потому что захватили в свои руки некоторые важнейшие части управления…»4 .
Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. Гус и его сторонники были отлучены от церкви. Но Гус продолжал выступать с проповедями в Вифлеемской часовне. Ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии. Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт. Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и ещё больший подъём реформационного движения. Ян Гус защищал перед папой Вифлеемскую часовню в Праге, которую хотели разрушить противники Реформации: « Ян Мюльгейм. рыцарь из Пардубице, и … купец Кржиж, пражский мещанин, по божьему внушению мудро поняли, что, хотя в Праге и много церковных зданий сооружено для богослужения, однако ни одно из них не посвящено исключительно цели проповеди слова божия, и священники, проповедующие на общепонятном чешском языке слово божие, обыкновенно ходят по домам верующих: а по сему подлежит для этой цели создать особое… здание, дабы тем дать возможность верным Христу жителям Праги собираться в определенном месте в том городе для слушания слова божия на родном чешском языке. К этой часовне… верные Христу Чещского королевства, и в особенности пражане, имеют великую преданность, и всегда собираются в ней великое множество желающих слушать слово божие»5 .
Расширение реформационного движения, острота конфликта между Гусом и католической церковью, а особенно появление в проповеди Гуса антифеодальных идей и прежде всего идеи о том, что не следует повиноваться «неправедным властям», напугали короля и крупных феодалов, и они перешли от прежней политики нейтралитета к репрессиям.6 В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве. Иероним Пражский, близкий друг Гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста.
Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. Гус не только объявил католическую церковь «нехристианской», не только отвергал все, что не находило подтверждения в «священном писании», но и признал право каждого верующего руководствоваться в делах веры собственным толкованием этого писания. По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь все более остро и непримиримо: «… под именем церкви невозможно разуметь пап с кардиналами, потому что они глубже упали в беззакония, нежели другие христиане…»7 .
В самом общем виде его учение заключало в себе и требования плебеев, и требования крестьян. По мере же того как интересы эксплуатируемых все дальше отходили от умеренных стремлений бюргерства, сам Гус все более приближался к массам.
2.2 Собор в Констанце. Расправа с Гусом
Реформационное движение в Чехии вызвало тревогу среди духовенства и светских феодалов других государств Европы. Католическое духовенство и государи опасались, что удар, нанесенный в Чехии, потрясет основы церкви и подорвет ее авторитет также и в других странах. Особенно большую тревогу вызвали успехи чешской Реформации среди немецких князей и у германского императора, для которых католическая церковь являлась орудием порабощения соседних славянских народов «Чешский вопрос» приобрел большое международное значение. Император Сигизмунд пригласил Гуса прибыть в имперский город Констанц на церковный собор, созванный там в конце 1414 г , при этом Гус получил охранною грамоту императора, гарантировавшую ему полную безопасность. Одним из главных вопросов, стоявших на соборе, был вопрос о «гуситской ереси». Уверенный в своей правоте, Гус принял приглашение и отправился в Констанц. По дороге Гуса приветствовало население не только чешских, но и многиx немецких сел и городов. Реформанионное учение Гуса, направленное против богатств и привилегированного положения католического духовенства, было понятно и близко народным массам Германии.
«В то же, 1414-е лето… начал собираться в имперском городе Констанце всеобщий собор для установления единства церкви и восстановления мира, ибо в то время церковь была разделена на несколько частей…»8 .
По прибытии Гуса на собор ему были предъявлены обвинения в ереси, а вслед за этим его предательски схватили и бросили в тюрьму, заковав в кандалы. Собор потребовал от Гуса отречения от его взглядов. Однако Гус оставался непреклонным. 6 июля 1415 г. собор постановил сжечь все сочинения Гуса, а его самого, как нераскаявшегося и непримиримого еретика, передать в руки светской власти для «наказания». В тот же день Гус мужественно принял смерть на костре: «…Констанцким собором был приговорен к смерти. Он был вывезен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу… обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня…»9 . 30 мая 1416 г. был сожжен и Иероним Пражский, который отправился в Констанц, чтобы помочь своему другу.10
Глава 3. Гуситские войны
3.1 Начало гуситских войн. Образование двух лагерей в гуситском движении
Сожжение Гуса вызвало во всех слоях чешского общества, за исключением верхушечного слоя чешских панов, бурю негодования и протеста. 452 чешских и моравских дворянина обратились к Констанцскому собору с обвинительным письмом, в котором заявляли, что сожжение Гуса они рассматривают как оскорбление всего чешского народа. Вместе с магистрами Пражского университета и чешскими бюргерами сторонниками Яна Гуса и Иеронима Пражского объявили себя также средние и мелкие феодалы Чехии. Все они образовали в дальнейшем умеренный лагерь и стали называться «чашниками», поскольку одним из их требовании было «Чаша для мирян!», что означало требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши.
Несравненно больший размах приняло движение протеста народных низов — крестьянских масс, бедных ремесленников и городского плебса. В 1415—1419 гг. главным центром революционных выступлений явился юг Чехии. Крупные восстания произошли в Писеке, Клатови, Пльзене, Сезимовом Устье и других городах. Многие тысячи людей стекались на выступления народных проповедников, призывавших своих слушателей «препоясаться мечом» и выступить против их угнетателей. Одним из излюбленных мест народных собраний являлась гора Табор в Южной Чехии.11 Это же название получил и город, основанный восставшим народом несколько позднее, в марте — апреле 1420 г. Все участники крестьянско-плебейского лагеря получили название таборитов.12 Собрания крестьян и плебеев, а также присоединившихся к ним рыцарей особенно участились к концу весны 1419 г
Вместе с тем росла и революционная активность городских низов Праги. Пламенным проповедником революционных идей в Праге был бывший монах Ян Жедивский, призывавший трудящиеся массы к восстанию. Он сам участвовал в крестных ходах гуситов по улицам Праги, держа в руках высоко поднятую чашу, являвшуюся общим символом гуситского движения. Восстание в Праге вспыхнуло 30 июля 1419 г. Народ овладел ратушей и выбросил из неё бургомистра и его советников. После этого началось поспешное и массовое бегство из города монахов и богатых иноземцев. Наибольшего размаха народное восстание в Праге достигло в августе и сентябре 1419 г., после внезапной смерти Вацлава IV. Главными руководителями восставших в этот период были выдвинувшиеся в гуситском революционном движении выдающиеся политические деятели и талантливые военачальники Микулаш из Гуси и Ян Жижка.
Напуганные успехами народа, пражские бюргеры заключили 13 ноября 1419 г. перемирие с королевской армией, обязавшись вернуть ей Вышеград. Повстанцы вынуждены были вывести свои отряды из Праги. Результатами народного Пражского восстания воспользовались чашники, овладевшие Прагой и другими городами Чехии. Однако ввиду непримиримой позиции, занятой Сигизмундом, чашники были вынуждены действовать совместно с таборитами. Весной 1420 г. папой был объявлен «крестовый поход» против гуситов: «…В те же дни король Венгерский Сигизмунд разослал по всему королевству Богемии всем баронам, и в особенности чиновникам королевства… городским консулам, судьям письма с приказом, чтобы всех виклифистов и гуситов, и соверщающих причащение чаще всякими способами теснить, преследовать и по мере возможности уничтожать… 1420 год по приказанию папского легата, находившегося в то время с Сигизмундом, королем римским и венгерским, в городе Братиславе, был объявлен на проповедях по храмам крестовый поход против богемцев, особенно против ревнителей причащения чашей как против еретиков и врагов церкви римской…»13 . Сигизмунд во главе 100-тысячной немецкой армии, в которой находились и собравшиеся по призыву папы феодалы-крестоносцы из других стран, вторгся в Чехию. 14 июля 1420 г. Сигизмунд и его крестоносная армия были разгромлены под Прагой таборитами под командованием Яна Жижки. 1 ноября 1420 г., после нового поражения Сигизмунда, капитулировал Вышеград. Эта победа ещё более подняла боевой дух чешского народа и усилила позиции таборитов, выдвинувших свою собственную программу, отличную от программы чашников.
3.2 Программы чашников и таборитов
Программа чашников — чешского бюргерства и рыцарства, которые стремились ослабить могущество католической церкви, устранить засилье духовенства и расширить светское землевладение за счёт церковного, сводилась по существу к требованию «дешёвой церкви». Чашники не хотели перемен в социальном строе Чехии. Они добивались принятия так называемых четырёх пражских статей, а именно: секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма, ликвидации исключительного положения католического духовенства путём внедрения причащения «под обоими видами» и наказания лиц, виновных в так называемых «смертных грехах»14 . Программа чашников была антикатолической, она была направлена также против чужеземного засилья.
Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Исходным пунктом программы таборитов являлось их учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высшее церковное духовенство и чиновников феодального государства. Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они понимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».
В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья. Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить десятину феодалам и намеревались установить в своем крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство». Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу. В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов». Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа». Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной. В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления. Всякая роскошь категорически запрещалась.15
3.3 Хилиасты (пикарты) Табора
Ещё осенью и зимой 1420 г. в лагере таборитов стали заметны некоторые расхождения. Зажиточные элементы начали оказывать всё возрастающее давление на крайне левые революционные секты так называемых хилиастов, (Хилиасты (от греческого слова «chilioi» — «тысяча») верили в наступление тысячелетнего земного царствования Христа, которое якобы наступит перед «концом мира». В Чехии хилиастов называли пикартами.) или пикартов, которые выражали неясные и смутные чаяния городской и сельской бедноты и, выступая с программой примитивного коммунизма, отрицали всякую собственность. Облекая социальные требования в фантастическую религиозную форму, они утверждали, что уже наступило время «тысячелетнего царства Божия» и «райской жизни» на земле.
Воззрения пикартов отпугивали многих крестьян, особенно зажиточных, и казались им кощунством и безбожием. Поэтому, хотя социальная сторона учения пикартов и привлекала симпатии городской и сельской бедноты, пикарты всё же оставались сравнительно немногочисленными и в решительный момент не получили поддержки широких масс. К весне 1421 г. в развитии революционного гуситского движения наступил критический момент. Идеологи умеренных таборитов обратились к пражским магистратам с письмом, в котором указывали, что Мартин Гуска и 400 других пикартов не хотят чтить «святой алтарь», выливают на землю «кровь христову», ломают и продают «священные чаши». В результате пикарты были изгнаны из Табора. Тогда они укрепились неподалёку от Пршибенице. Однако созданное пикартами укрепление было осаждено, а затем взято приступом. Пикарты отчаянно оборонялись, и большинство их погибло в бою. Живыми в руки победителей попало не более 40 человек. Пленные пикарты отвергли все предложения «раскаяться» и бесстрашно взошли на костер в Клокотах на глазах у всех жителей Табора. В августе 1421 г. после мучительных пыток был сожжён на костре в Руднице и Мартин Гуска, замечательный проповедник и смелый мыслитель. Расправа с хилиастами нанесла непоправимый удар гуситскому революционному движению, усилив в конечном счёте позиции шляхты и бюргерства.
3.4 Крупные победы революционной армии и их международное значение
На гуситском сейме в Чаславе в 1421 г. было назначено временное правительство из 20 директоров, среди которых оказались только два представителя таборитов. Однако чашники были вынуждены пока ещё оставаться в одном лагере с таборитами ввиду того, что враги гуситов готовили против них второй «крестовый поход». Отразить этот натиск могли лишь революционные силы, объединённые в таборитском лагере. В то же время чашники завязали переговоры с польским королём Владиславом II Ягайло и великим князем литовским Витовтом, предлагая одному из них занять чешский престол. В 1422 г. в Чехию прибыли польско-литовские войска под командованием Сигизмунда Корибутовича (племянника Ягайло).
Под руководством Яна Жижки табориты обратили в паническое бегство войска немецких епископов и светских феодалов.16 Он был удачным полководцем, можно привести цитату из его воинского устава: «…Чтобы вся добыча и все трофеи были… собраны там где бует указано старшими… и для того чтобы были выбраны старшие от всех общин – панских, рыцарских, городских, крестьянских, чтобы справедливо разделили эти вещи между бедными и богатыми… чтобы никто самовольно себе не брал и не прятал…»17 . Потерпели поражение и войска Сигизмунда, пытавшиеся окружить таборитов. Ян Жижка продолжал командовать народной армией, несмотря на то, что в 1421 г., во время атаки одного замка, он потерял второй глаз и ослеп совершенно. После разгрома войском таборитов второго «крестового похода» против гуситов чашники стали активно стремиться к тому, чтобы укрепить свои позиции. В марте 1422 г. пражские чашники предательски убили руководителя трудящихся масс столицы Яна Желивского и сделали попытку устранить его сторонников из городского управления. В ходе вооружённой борьбы против многочисленных врагов в Чехии создалось народное войско и выковались кадры опытных военачальников. Ян Жижка и другие полководцы выработали новую тактику, основанную на массовом применении пехоты и боевых повозок, на использовании лёгкой артиллерии и гибкости манёвра, а также быстрых и скрытых передвижений. Тактика таборитов была осуществима не только вследствие выдающихся способностей Жижки и других полководцев. Главная причина побед крестьянских отрядов заключалась в том, что это были народные войска, коренным образом отличавшиеся по своему характеру и от рыцарских ополчений и от наёмных отрядов. В октябре 1424 г. великий чешский полководец умер. Руководство военными силами таборитов перешло к Прокопу Большому, которому помогал другой военачальник — Прокоп Малый. Отразив в 1427 г. четвёртый «крестовый поход», революционная армия таборитов перешла в решительное наступление и вторглась в Силезию, Баварию, Австрию, Франконию и Саксонию. После провала четырёх «крестовых походов» силы таборитов и их влияние в самой Чехии и в Европе значительно возросли.
Осенью 1429 г. табориты, стремившиеся расширить своё влияние в Европе, возобновили наступательные походы в Германию. Революционное чешское войско вступило также в Венгрию. Гуситы оказали помощь и Польше в её борьбе против Тевтонского ордена. В 1433 г. их отряды действовали под Гданьском на берегу Балтийского моря. О международном значении гуситских войн свидетельствовали отклики на них в Словакии, Венгрии, Германии, Польше и русских землях. Иностранцы, проезжавшие в 1431 г. через Германию и наблюдавшие крестьянские волнения, которые там происходили, выражали предположение, что скоро «все немецкие крестьяне возьмут сторону чехов». На открывшемся в 1431 г. церковном соборе в Базеле представители католического духовенства с ужасом говорили об откликах на гуситские войны, о массовых восстаниях крестьян в рейнских землях Германии, о тревожных настроениях в немецких городах и об угрозе антифеодальных выступлений во Франции и Италии.
Тогда же был организован пятый «крестовый поход» европейской реакции против Гуситов, в котором, как и в предыдущих походах, главная роль была отведена войскам немецких феодалов. Проповедником пятого «крестового похода» против гуситов был один из организаторов Базельского собора, папский легат, кардинал Юлиан Чезарини, который требовал, чтобы «крестоносцы» предали Чехию грабежам, пожарам и полному опустошению. Однако и этот поход окончился страшным поражением «крестоносцев» в августе 1431 г. при Домажлицах. Тогда главари европейской реакции, убедившись в несокрушимости восставшего народа, решили добиться раскола гуситов посредством дипломатических манёвров и уступок чашникам в религиозных вопросах. По предложению кардинала Чезарини уполномоченные Базельского собора вступили в переговоры с гуситами.
3.5 Предательство чашников и поражение таборитов.
Переговоры между уполномоченными Базельского собора и гуситами, начатые в мае 1432 г., закончились 30 ноября 1433 г. принятием четырех пунктов, позднее получивших название «Пражских компактатов», в которых признавалось причащение «под обоими видами»; устанавливалась свобода церковных проповедей, упразднялась юрисдикция церкви по уголовным делам, духовенству в том случае, если оно будет вести «апостольскую жизнь», предоставлялось право владеть церковным имуществом. Соглашение отвечало интересам умеренного лагеря гуситов, который состоял из чешского дворянства, а также из зажиточных горожан. Поэтому чашники выступили против недовольных соглашением таборитов. 30 мая 1434 г. табориты были разбиты в бою под Липанами. В битве пали оба вождя таборитов — Прокоп Большой и Прокоп Малый. Табориты продолжали борьбу и после этого поражения, однако их сила была сломлена. Причина этого заключалась в том, что крестьяне, составлявшие основную массу таборитов, были не в состоянии вести организованную борьбу за свержение феодального гнёта. В 1437 г. был взят в плен и казнён один из руководителей последних отрядов таборитов — Ян Рогач.
В результате поражения таборитов в стране наступила подлинная феодальная реакция. Используя результаты героической борьбы чешского народа, феодалы-чашники завладели обширными церковными владениями, укрепили своё положение и перешли в наступление против крестьянства. Крестьяне должны были вернуться к прежним своим господам или сделаться зависимыми от других. Без разрешения феодала крестьяне теперь не могли уйти из его владений. Крестьяне, жившие в городах и занимавшиеся там ремеслом, были обязаны вернуться к своим господам, иначе они считались беглыми. Восстанавливая свои хозяйства, феодалы всё больше и больше увеличивали крестьянские повинности, особенно барщину.
После разгрома таборитов католическая реакция выступила и против чашников. Папа объявил Пражские компактаты недействительными. Католики отказались от всех уступок, которые они раньше сделали чашникам. Против чашника Юрия Подебрада, ставшего королём в 1458 г., организовалась «конфедерация» всех реакционных сил из панов и городской верхушки, которые привлекли на свою сторону венгерского короля Матвея (Матьяша) Корвина. Подебрад умер в 1471 г., в самый разгар борьбы, которая закончилась только в 1485 г. компромиссом между католиками и чашниками. На сейме в Кутна-Горе была провозглашена свобода вероисповедания для католиков и чашников.
Заключение
В своей работе я пыталась рассмотреть важнейшие аспекты в истории рождении чешской нации, и их влияние. На основе рассмотренных мной вопросов можно сделать вывод о том, что гуситские войны имели огромное значение в истории чешского народа. Хотя восставший народ потерпел поражение, его героическая борьба содействовала прогрессивному развитию страны. Историческое значение гуситских войн заключается прежде всего в том, что народные массы Чехии открыто восстали против феодальной эксплуатации и национального угнетения. Громадное значение имели гуситские войны и для развития чешской национальной культуры. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни Чехии. Будучи кульминационным пунктом освободительной борьбы чешского народа в средние века, гуситские войны составили вместе с тем важный этап в многовековой борьбе всех славянских народов против иноземной агрессии.
Гуситские войны потрясли европейскую реакцию, выдвинув идеи народовластия и социальной справедливости. Целый ряд крупных крестьянских восстаний (восстание в 1437 г. в Трансильвании, в 1440—1442 гг. в Молдавии и др.) связан с традициями гуситских войн. Вожди Великой крестьянской войны в Германии в начале XVI в., особенно Томас Мюнцер, с большим уважением и любовью относились к памяти Яна Гуса и его последователей, а себя считали продолжателями их дела. Гуситские войны расшатали устои католической церкви во всей Европе и нанесли тяжёлый удар папству. Чешская Реформация XV в. имела большое международное значение, явившись необходимой подготовительной ступенью в созревании общеевропейской Реформации.
Ссылки
1 Хрестоматия по истории средних веков, М., Том 2. 1963, с.603-606
2 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с.47-48
3 Руколь Б.М. «Гуситское движение», М., 1964, с. 48-49
4 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 21-29
5 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 47
6 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с.70-71
7 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 110
8 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с.22-25
9 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с.22-25
10 Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1964, с.97
11 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с.107-111
12 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с.114
13 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 56, 59
14 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 96-100
15 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 172-181, 123-124
16 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с.65-66
17 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с.99
Список использованной литературы:
- Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958
- Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962
- Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903
- Итальянские гуманисты XVвека о церкви и религии, М., 1964
- Хрестоматия по истории средних веков, М., Том 2. 1963
- Руколь Б.М. «Гуситское движение», М., 1964
- Соколов Б.В. «Сто великих войн», М., 2001