Русская Правда П. Пестеля и конституция Н. Муравьева

СОДЕРЖАНИЕ: План: 1 “Русская Правда” П. Пестеля и (конституция Н. Муравьева) 3 1.1 На основании анализа документов выделить как общее, так и различия в представлениях авторов о путях развития России. 3

План:

[1] В конституции Муравьева обговаривается противоположное: “Нельзя допустить основанием Правительства произвол одного человека; невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой”.[2]

2. В административном устройстве. В Русской Правде Пестеля провозглашается всеобщее равенство перед законом: все граждане имеют одинаковые права и несут одинаковые обязанности, и что всякое постановление, нарушающее это равенство перед законом, есть нестерпимое зловластие, которое должно быть непременно уничтожено. В статьях Конституции Муравьева нашло свое выражение одно из основных положений естественного права – право народа самому устанавливать законы и определять тот образ правления, какой ему наиболее подходит и какой защищает его права и свободы.

3. В решении аграрного вопроса. Аграрный проект Пестеля предусматривал освобождение крестьян с наделением их землей. Они получали землю из общественного земельного фонда, образованного за счет конфискаций половины помещичьих владений. Проект Муравьева предусматривал оставление земли в собственности помещиков, крестьянам же предоставлялись незначительные приусадебные участки.

4. В избирательной системе. В конституционном проекте Пестеля отсутствовал избирательный ценз. Чтобы избирать, и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином российской республики. И грамотный и не грамотный имели одинаковое право голосования. В Конституции Муравьева, чтобы выбирать чиновников, или их избирателей, либо быть избранным, нужно иметь гражданство. Пассивное гражданство должно удовлетворять следующие условия “не менее 21 года возраста, известное и постоянное место пребывания, здравие ума, личное и по имению независимость, исправность платежа общественных повинностей, непорочность перед Законом”.[3] Для получения активного гражданства, т.е. занятие государственных должностей по выбору или по назначению в проекте устанавливался очень высокий имущественный ценз, причем, чем выше должность, тем более высокий ценз ей соответствовал.

2 Славянофилы и западники о реформах Петра I

2.1 Оценка реформ Петра I западниками

Подлинным созда­телем России был в глазах западников Петр I. Петровская эпоха стала той точкой отсчета, исходя из которой 3ападничество применило учение Гегеля о развитии племени в нацию к России.

Западническая концепция русского исторического процесса наиболее полно изложена в диссертации Кавелина Взгляд на юридический быт Древней России, отра­зившей влияние французской романтической историографии (Ф. Гизо, О. Тьерри), постгегельянской исторической школы (Б.Г. Нибур, Л. Ранке), а также идей Белинского. Согласно этой кон­цепции, исходная точка русской истории была иной, чем у романо-германского мира: в России не было завоевания одних племен другими, а следовательно, не было ленных прав и столкновения интере­сов различных классов, стимулировавшего развитие индивидуализма. Вместо феодальных отноше­ний на Руси господствовал родовой строй, полностью подавлявший личную инициативу. До Петра I русский народ не принадлежал к числу исторических, но все же Россия не стояла на месте, как Восток. Неразвитость личности компенсировалась такими замечательными свойствами русского характера, как умение легко усваивать плоды чужих культур и способность к решительной смене исторического курса, подкреплен­ная уважением к силе, могуществу и успеху. Эти качества не позволили России погрязнуть в стоячем болоте патриархальности. Ее на­деждой стала и варяжская идея государственности. С перемещением великокняжеского престола на северо-восток родовое начало стало постепенно вытесняться вотчинным, а сосредоточение власти в руках князя воспиты­вало и нем волевые качества, лишенные, од­нако, существенного содержания - идеи чело­вечности, гуманизма. Эта идея могла быть за­имствована только извне, с Запада, что и про­изошло благодаря энергичным преобразова­ниям Петра I, создавшим такие условия для развития личности, которые позволили ей спустя 120-130 лет освободиться от «власти преда­ния».[4]

Кавелин, как и его последователи историки-юристы, обращаясь к изучению допетровской эпохи, склонны были думать, что Россия в XVII в. дожила до государственною кризиса. «Древняя русская жизнь, — говорит Кавелин, — исчерпала себя вполне. Она развила все нача­ла, которые в ней скрывались, все типы, в которые непо­средственно воплощались эти начала. Она сделала все, что могла, и, окончив свое признание, прекратилась». Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь. В XVII в. наше государство дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и адми­нистративной, и могло выйти на правильную дорогу толь­ко путем резкой реформы. Эта рефор­ма пришла с Петром. Так судили о XVII в. и многие другие исследователи. В обществе распространился взгляд на Мо­сковскую Русь как на страну застоя, не имевшую сил для прогрессивного развития. Эта страна дожила до полного разложения, надо было крайнее усилие для ее спасения, и оно было сделано Петром. Таким образом, преобразова­ния Петра представлялись естественной исторической не­обходимостью, они были тесно связаны с предыдущей эпохой, однако только с темными, отрицательными ее сто­ронами, только с кризисом старого строя.[5]

Кавелин утверждал, что к 40-м гг. в Рос­сии сформировалось общество, составленное из людей различных сословий, сблизившихся между собой через образование, обладающих высо­ким чувством личного достоинства и вполне готовых к самостоятельной деятельности на гражданском поприще.[6]

Для западников древняя Русь, не знавшая западной германской цивилизации и не имевшая своей, была страной неисториче­ской, лишенной прогресса, осужденной на вечный застой. Эту «азиатскую страну» (так называл ее Белинский) Петр Великий своей реформой приобщил к гуманной цивилизации, создал ей возможность прогресса. До Петра у нас не было истории, не было разумной жизни. Петр дал нам эту жизнь, и потому его значение бесконечно важно и высоко. Он не мог иметь никакой связи с предыдущей русской жизнью, ибо действовал совсем противоположно ее основным началам.[7]

2.2 Оценка реформ Петра I славянофилами

Но не все люди 40-х годов думали так. Некоторые, при­нимая теорию мирового прогресса Гегеля, по чувству пат­риотизма возмущались его мнением, что германская циви­лизация есть последняя ступень прогресса и что славянское племя есть неисторическое племя. Они не видели причины, почему прогресс должен остановиться на германцах; из ис­тории они выносили убеждение, что славянство было дале­ко от застоя, имело свое историческое развитие свою культуру. Эта культура была самостоятельна и отличалась от германской в трех отношениях: 1) На Западе, у германцев, христианство явилось в форме католичества и затем проте­стантства; на Востоке, у славян, — в форме православия. 2) Древнеклассическую культуру германцы восприняли из Рима в форме латинской, славяне — из Византии в форме греческой. Между той и другой культурой есть существен­ные различий. 3) Наконец, государственный быт в древне-германских государствах сложился путем завоевании, у сла­вян, и у русских в частности, — путем мирным; поэтому в основании общественных отношений на Запале лежит ве­ковая вражда, а у нас ее нет. Самостоятельное развитие этих трех начал составляло содержание древнерусской жизни. Так думали некоторые более самостоятельные последова­тели германской философии, получившие название «славянофилов». Наибольшего развития самостоятельная рус­ская жизнь достигла в эпоху Московского государства, Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной ре­формой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правиль­ное течение народной жизни на ложную дорогу заимство­ваний. Он не понимал заветов прошлого, не понимал наше­го «национального духа». Чтобы остаться верным этому на­циональному духу, мы должны отречься от чуждых запад­ноевропейских начал и возвратиться к самобытной старине. Тогда, сознательно развивая национальные наши начала, мы своей цивилизацией можем сменить германскую и станем в общем мировом развитии выше германцев.[8]

В сфере политики славянофильство было ориентировано против государственно-бюрократической системы. К. Аксаков противопоставлял государство и земщину, служилое сословие и общину. По его мнению, между ними прежде существовало согласие, в результате же реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, государство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоя­нии государства, так и быте народа. Выход видится в возврате к положению, когда государство занимается чисто политическими, проблемами, а народ - культурными. Славянофильству свойственна идея, что государство, всегда основанное на насилии, - зло, но самодер­жавие, которое избавляет народ от активной политической деятельности, - наименьшее из зол. Философия культуры Славянофильства основывалась на мысли, что религия и национальная психология определяют бытие народа. Отсюда возникает и филосо­фия культуры Славянофильства, тесно связанная с филосо­фией религии. Одно из главных понятий Славянофильства – соборность.[9]

Славянофилы верили в особый тип культуры, возникший на духовной почве православия. Они отвергали тезис о том, что Петр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и Россия должна имитировать историю их политического, экономического и культурного развития. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский высказали мысль, что внутренние стимулы просвещения на Западе исчерпали себя и чисто технический прогресс там сочетается с замиранием духовной жизни, с пустодушием (термин А.С. Хомякова). Они видели возможность обновления России на базе православных и общинных ценностей.[10]

Таковы воззрения славянофилов, Петр, по их мнению, изменил прошлому, действовал против него. Славянофи­лы ставили высоко личность Петра, признавали пользу не­которых его дел, но считали ею реформу не национальной и вредной в самом ее существе. У них, как и у западников, Петр был лишен всякой внутренней связи с предшествовавшей ему исторической жизнью.[11]

3 Тесты

1. Крещение Руси было в:

А)862г.;

Б) 911г.;

В) 945г.;

Г) 980г.;

Д) 988г.

2. Главным органом сословно-представительской монархии в России были:

А) Генеральные штаты;

Б) Парламент;

В) Государственная Дума;

Г) Земский собор.

3. А.С. Пушкин сказал о нем: «Он создал университет. Он сам был нашим университетом»:

А) В. Татищев;

Б) В. Тредиаковский;

В) М. Ломоносов;

Г) А. Сумароков.

4. Временное правительство провозгласило Россию республикой:

А) 1 августа 1914 г.;

Б) 3 апреля 1917 г.;

В) 1 сентября 1917 г.;

Г) 2 марта 1917 г.

Список литературы:

1. Введение в русскую философию. / Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. Учебное пособие.-М.: Интерпракс, 1995.

2. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951.

3. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3-М.: Госкомиздат, 1951.

4. История России. Документы, материалы. Издание четвертое. Составители: В.В. Курехин, В.И. Нестеров, И.М. Черноброд. Кемерово-2007.

5. История России: учеб. для вузов /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. –М.: Проспект, 2001.

6. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995.

7. С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.


[1] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 22

[2] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 27

1 Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т1-М.: Госкомиздат, 1951/стр. 56

1 Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.

[5] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.

[6] Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.

[7] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.

[8] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.

[9] Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.

[10] Введение в русскую Философию. / Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. Учебное пособие. – М.: Интерпракс, 1995. – 304 с.

[11] С.Ф. Платонов. Лекции по русской истории. Текст напечатан по изданию: Лекции по русской истории проф. С.В. Платонова. Издал И.В. Блинов. Издание 10-ое. Пересмотренное и исправленное. Пг.: Сенатская типография, 1917// г. Петрозаводск, АО «Фолиум», 1996 г.

Скачать архив с текстом документа